Поморская Русь и уничтожение поморян

Был такой племенной союз на южных берега Балтики и назывался он поморянами. Название этому союзу дали скорее всего их южные соседи - поляки. Но не в этом суть.

Немалое количество выходцев из Поморской Руси обосновалось в свое время в землях Новгородско-Псковской и Полоцкой Руси, уходя от экспансии в начале ляхов, а потом и немцев.

По мнению Л. Нидерле, поморяне проживали:

"Вместе c тем неясно, лютицкими или, может быть, поморскими были племена, заселявшие угол между нижним течением Одера и реками Пена и Доленца, по которому протекала река Укра".
Кроме того, известно, что в поздний период их существования, после того, как распался племенной союз лютичей, некоторые земли лютичей к западу от Одера перешли к поморянам, и таким образом, территория их расселения изменилась.

Главным городом, столицей Поморской Руси был город Щетин современные историки иногда его называют не Щетин, а Щетина или Щецина), а позже – Щецин. Так же известны и другие крупные укрепленные поселения поморян: Колобжег (он же Колобрег), Волин, а также Камина, Клодно, Белград, Гданьск. Город Волин в некоторый период истории , видимо подчинялся Щецину, как столице поморян, но в другие периоды он, возможно, был городом руян, а может быть, и лютичей. Эти города в X—XI вв. вели довольно оживлённую торговлю с Саксонией, Данией, Швецией и Русью, вывозя хлеб, соль и рыбу.

М. Любавский говорит о делении Поморья на Западное со столицей Щецин и Восточное - с княжеской резиденцией то ли в Колобреге, то ли в Белграде.

Что касается этнической и языковой идентичности поморян, то Л.Нидерле, изучавший вопрос изнутри говорит:

«В отношении языка поморских славян до сих пор идет спор, относить ли его к польскому языку и рассматривать лишь как диалект польского языка или же причислить к группе самостоятельных языков».
У поморян был такой "интересный" южный сосед, как лехитские племена, которые в последствии основали Польшу.

Уже первый ее правитель Мешко I попытался завоевать территорию поморян, преследовав при этом две цели. Поморяне своими набегами и грабежами давно и постоянно тревожили ляхов, и это последним не нравилось. Ну и важной целью польских попыток завоевания поморян конечно же было получение выхода к Балтийскому морю. Поэтому князь Мешко I в 972 году начал борьбу за овладение устьем Одры.

В 990-992 г. рубежи Польского государства через Водру вышли к берегам Балтийского (Вендского) моря. Присоединение Поморской Руси к Польше во второй половине 10 века имело далеко идущие общественно-политические последствия для этих земель. Многие грады были уничтожены.

Но, впрочем, польское владычество над Поморской Русью (Поморьем) продлилось не долго. Поморяне сопротивлялись польской власти и постоянно поднимали восстания. Поляки стремились иметь над поморянами не только политическое влияние (власть), но и привести их "истинной" вере - христианизировать их. Это вызывало у поморян, исповедовавши своих родных Богов очень сильное возмущение.

Так, в 1005 году восстал Волин, но к 1008 году Болеславу все же удалось восстановить свою власть над Поморьем. Однако, в результате нового восстания волинян, предположительно после 1014 года захватнические позиции Польши в Поморье вновь были ослаблены. В результате этого, было ликвидировано ранее основанное епископство в Колобжеге и процесс навязывания новой "истинной" веры в Поморье был на этот раз прерван. При преемнике Болеслава первого его сыне - Мешко II с 1025 года, Западное Поморье опять отказалось признать его власть, что привело к новому вооруженному конфликту, чтобы восстановить там власть Польши. В итоге Поморье на некоторое время восстановило свою независимость. Это было связано с тем, что в 30-е годы XI века возник так называемый кризис польской монархии Пястов.

В некоторой степени власть Польши над Поморьем снова усилилась при Казимире I, примерно после 1047 года.

Польша то теряла власть над Поморской Русью, то, в какой-то мере, но лишь формально ее восстанавливала. Как пишет С.Д. Прямчук, в XI-XII веках князь Поморянии уже сам совершал походы на Польшу. То же самое говорит А. Котляревский в «Книге о древности и истории поморских славян в XII веке»: «Это племя "языческое, ненавистное и необузданное" делало непрерывно набеги на польские земли».

Поляки в ответ тоже предпринимали походы против поморян, пытаясь их укротить, но далеко не всегда успешно. Так в 1091 году поляки предприняли поход в Поморье, дойдя до Щецина, но безуспешно.

В 1107 г. был организован новый поход поляков в Поморье. И тогда из-за покорности князя поморян «Пять недель ходил Болеслав по стране и нигде не находил противодействия» - пишет Котляревский.

Но покорность полякам поморяне сохраняли только, пока Болеслав был в Поморье. «Не успел Болеслав уйти, как Поморяне снова ополчились и поднялись, по обычаю, на грабеж польской земли» (Котляревский). В 1108 г. они даже на недолгое время овладели польской крепостью Устье на р. Нотец.

Войны поляков с поморянами продолжались в 1109-1112 годах. В конце концов в 1110-1112 годах все восточное Поморье опять стало областью польского государства, сохранив славянское язычество.

А. Котляревский считает, что, таким образом, еще в начале 1120-х годов Западное Поморье было свободным, несмотря на войны с Польшей. Дальше обещаний дани, военной помощи и принятия христианства зависимость Западного Поморья от Польши не шла.

Считается, что формально Поморская Русь была присоединена к Польше в 1123 году, но это присоединение было именно явлением формальным, а не реальным.

И тогда в душе поляков созрел хитроумный и коварный план. Возможно этот план был навеян полякам немцами.

«Болеслав III видел, что путем войны и разорения он не достигнет прочного успеха; а между тем ему необходимы были мирные отношения к Поморью … Ближайшим и вернейшим средством к тому представлялось введение и распространение между ними христианства» (Котляревский).
Болеславу Кривоустому нужно было устранить религиозное различие христианской Польши с языческой Поморской Русью. И он стал искать в Польше того, кто согласился бы проповедовать христианство в Поморье. Однако, в самой Польше желающих так и не нашлось.

В начале 1122 года к Болеславу неожиданно пришел епископ Бернгард (или Бернард), испанец по происхождению, с предложением проповедовать в Поморье. Как говорит Котляревский «он [Бернгард] просил только дать ему проводника и переводчика и, получив их, как истинный последователь Спасителя, необутыми ногами и в одежде бедняка, вышел на предстоявшую ему деятельность. Успех не отвечал его ожиданиям. Граждане города Волина, куда прибыл он … встретили его по одежде и спросили: кто он и от кого он послан? Когда Бернгард назвал себя слугою истинного Бога, создателя неба и земли … " В общем и целом Волинцы его послали куда подальше! Он там еще кочевряжился, но в итоге поморяне тут же посадили его в ладью, выдворив из Волина «запретив с угрозою смерти приближаться к пределам их земли».
После неудачной попытки первого кандидата на проповедь "истинной" веры среди поморян, появился второй кандидат. Он был не так прост как первый и учел все обстоятельства и причину неудачи первого. Это был епископ Бамбергский Оттон из Священной Римской империи. По другим известиям он вызвался крестить поморян после обращения к нему Болеслава.

Как излагает Котляревский: «Помня печальный опыт и наставления Бернгарда, слыша, что в богатом Поморье почти вовсе нет нищих и бедняки вообще презираются, Оттон позаботился явиться туда в обилии и внешнем блеске: он взял с собою не только богатый запас вещей, необходимых при богослужении, но и много одежд, драгоценных тканей и иных подарков, назначенных для знатных и богатых той страны [Herb. II, 7; Ebo: II, 3]».

Новый проповедник Христов выступил в путь в начале мая 1124 года.

Как выяснилось чуть позже, и сам Вартислав, и некоторые его воины втайне уже были христианами к моменту появления Оттона в Поморье. Ну тут он начал свою "работу" во всю, вешал лапшу всем подряд. А князек местный ему в этом содействовал во всю. Официально считается, что крещение происходило добровольно, а не так как на Руси при Владимире. Но полагаю, что это просто дезинформация. Надо же показать, что на Руси варварские обычаи даже в методах христианизации проявлялись, а у них на просвещенном Западе, все по добру.

Оттон возрадовался своими результатами: окрестил сколько-то тысяч новых рабов Божьих и возликовал подумав - вот это я совершил промысел Божий! Ему казалось, что Поморье навсегда отказалось от язычества. Но не тут то было....

По мере взаимодействия правящей верхушки Поморской Руси в лице князя Вартислава с Польшей бывшее доселе языческое княжество во внутреннем устройстве постепенно стало во многом подражать польской монархии Пястов. Так были заимствованы многие элементы строя Польши: система даней и повинностей, организация двора, администрации, судов и другое.

В 1147 году после смерти своего брата поморского князя Вартислава его место занял Ратибор. Как раз в этом году начался так называемый крестовый поход против славян.

Борьба против язычества, была только лозунгом, за которым скрывались истинные цели: захват славянских земель. И большое значение крестоносцы в этом походе придавали именно захвату Поморья. Поэтому участвовали в крестовом походе, разумеется, и поляки, стремясь защитить свои интересы в Поморье.

Вот как рассказывает о дальнейшем профессор Грацианский в своей статье «Крестовый поход 1147 г. против славян и его результаты»:

"Полная неудача постигла и ту армию, которая направилась для действия против Щетина, главного города Поморья. Когда крестоносцы обложили этот город, осаждённые выставили на городских валах кресты, в знак того, что они христиане, и тогда среди армии произошло замешательство. Всем стало очевидно, что затеянное предприятие стояло в вопиющем противоречии с идеями, провозглашёнными Бернардом Клервосским и папой, и рядовые крестоносцы поняли, что они одурачены князьями, которые их руками не у язычников, а у христиан хотят захватить но­вые земли и новые доходы."
Согласно одному известию, знатные рыцари, делившие между собою ещё не захваченную добычу, столкнулись с решительным противодействием крестоносцев из простонародья, которые не пожелали продолжать военных действий против щетинцев. Они проигнорировали приказы своих командиров, в беспорядке покинули лагерь. В результате при таком стихийном отступлении войско понесло немалые потери. Вот так бесславно закончился поход крестоносцев немцев и поляков против Поморья. Он показал, что истинная причина кроется не в различии веры, а в том что поморяне были прежде всего славянами. Впрочем немцы потом будут также вести войны с поляками -католиками.

Поморяне после этого не остановились на достигнутом, а продолжили борьбу с крестоносцами. Даже после того, как ободриты пренебрегли общими славянскими интересами и заключили мир с крестоносцами, именно поморяне и руяне мужественно продолжали войну, нанеся своими флотами несколько чувствительных ударов по восточному побережью Дании - участнице крестового похода.

Но после всех этих событий, Поморская Русь к язычеству уже не возвращалась. И сам Ратибор в дальнейшем стал известен, как человек, покровительствовавший христианам. Он предал свой народ и веру своих отцов и дедов. А в итоге это привело в дальнейшем к фактическому окатоличеванию и онемечиванию поморян.

К тому времени союз лютичей уже не существовал - остатки его ушли на территорию нынешней Беларуси и в Псковско-Новгородский регион. Теперь большая часть бывших земель лютичей была в составе поморского княжества. Следовательно, поморяне уже имели общую границу с другим союзом славянских племен, ободритами, и.... Священной Римской империей германской нации. И это сказалось на будущей истории поморян, причем пагубным образом.

В 1160 г. герцог Саксонский (одна из частей Священной Римской империи) Генрих Лев покорил ободритов, а вслед за ними поморян. Их князья признали себя вассалами Генриха. Западное Поморье оказалось под властью Священной Римской империи. После этого Восточное Поморье еще некоторое время оставалось во владении Польши, но потом и Западное, и Восточное Поморье несколько раз переходило из рук в руки. Сейчас Поморская Русь входит в территорию Польши. И из всех балтийских славян (руяне, ободриты, лютичи, поморяне) до наших дней дожило небольшое количество представителей двух поморских народностей – кашубов и словинцев. Вот чем закончился сговор немцев и поляков против Поморья!


Рецензии