Маргарет ОлифантМедитация Дженни, 50-53

Рассказ о современной жизни миссис Маргарет Олифант
ГЛАВА 50.

МЕДИТАЦИЯ ДЖЕННИ.

— Нелли, где Молинье? — резко спросил ее брат. Дженни только что вернулась с вокзала, где он провожал Иннокентия. Он был не в самом веселом расположении духа, даже не могу сказать почему. Мальчик был дальновидным мальчиком, и у него могли быть свои собственные причины, которые усиливали его предрасположенность видеть вещи в неудобном свете; но, во всяком случае, Дженни придерживалась мнения, что шансы Иннокентия на счастье несколько уменьшились; и, будучи самому неудобным, он не имел особых возражений против того, чтобы доставлять неудобства другим людям. Кроме того, он своими быстрыми глазами заметил, что сестра его «что-то задумала», — и был расположен помочь ей освободиться. Миссис Иствуд и Нелли собирались навестить мисс Вейн в Высокой Ложе, а затем должны были отправиться в Лонгвиль. Все они были очень рады сбежать из дома и от своих встревоженных друзей, пока великое событие суда над Иннокентием не утратило своей свежести и новизны. Здоровье миссис Иствуд тоже было сильно расшатано всеми ее тревогами и бдениями; и увидеть бледное лицо Нелли с темными морщинками под глазами и призрачное сходство с Иннокентием, которое становилось все более очевидным по мере того, как она становилась все печальнее, было более чем достаточно, чтобы дать Дженни основание для вывода, что у нее что-то на уме. Она нервно вздрогнула, когда он обратился к ней с этим вопросом. Она ни разу никому не назвала Эрнеста с тех пор, как они приехали в Стеррингтон, и в волнении других тревог и поглощенности всем, что происходит в Иннокентии, ее не расспрашивала на эту тему даже ее мать. Это была одна из причин, почему Нелли была так бледна: ей пришлось сообщить им обо всей перемене дел. Ей пришлось признать себе формально, во многих словах, что все кончено. Ей пришлось завершить эту главу своей ранней жизни, признать, что она окончена, и сообщить об этом всем. А Нелли, не чувствуя себя способной проявить инициативу, была отягощена и отягощена тайной, которой никто не поделился, больше, чем я могу сказать.

"Эрнест?" - сказала она, внезапно покраснев, а затем добавила уже тише: - Дома, я полагаю, - насколько я знаю...

— Почему его не было здесь с тобой? — сказала Дженни, неуклонно продолжая его расспросы. «Не было ничего, что могло бы его задержать, я знаю; потому что он пришел посмотреть, как идут дела...

«Ах! Тогда я был прав! -- сказала Нелли. -- Я видела его лицо. -- Скажи мне, что это значило, Дженни, дорогая. -- Расскажи мне все, что ты знаешь. -- Как ты узнала, что он был здесь? -- и почему, почему он пришел здесь, не приходя ко мне...?

— Ты все еще любишь Молинье, Нелли?

- О, не задавайте мне никаких вопросов, - воскликнула она с нетерпением страдания, - расскажите мне все, что вы знаете!

«Посмотрите сюда», сказала Дженни; «О женщинах говорят много нехорошего. Со своей стороны я склонен встать на защиту женщин. Я сын женщины, и это о чем-то говорит, а парень, которого воспитали как твоего брата, Нелли, в каком-то смысле любит девушек. все говорят люди — глупая, упрямая, неразумная и больше любящая свой путь, чем что-либо еще на свете, — если ты, Нелли Иствуд, девушка с каким-то характером, пойдешь и разобьешь себе сердце за это чопорный Молинье, когда у тебя есть такой кирпич, как Джон Вейн, чтобы его поднять...

"Дженни! как ты смеешь так со мной говорить?»

- О, что касается смелости, я тебя не боюсь, - спокойно сказала Дженни, - и мне все равно, что я говорю. все о законе и тому подобном, и никогда не предлагает помощи или совета, - он готов прийти и взять с вас добро, когда нам всем хорошо дома, - но не может постоять рядом с вами и дня, когда вы У вас проблемы! Ей-богу! - воскликнула Дженни, которая не была склонна к ругательствам, - в лучшем случае это хулиган, который не более достоин быть рядом с Джоном Вейном, чем... я! Если ты окажешься такой дурой, Нелли, ничего такого плохого о женщинах еще не говорили, но я поверю, — я откажусь от тебя навсегда, от тебя и от всех остальных!..

В конце этой речи Дженни обошла маленькую комнату, чтобы успокоить бурю своих чувств. Но что касается Нелли, то весь ее дух, все ее своеволие, все ее веселье угасли в ней. Она попыталась рассердиться и не смогла, попыталась засмеяться и не смогла. Сердце ее болело от смутных и сложных мук страдания. Если бы я попыталась раскрыть эту тайну разнообразной боли, единственными читателями, которые последовали бы за мной через нее, вероятно, были бы женщины, которые понимают ее без описания. Нелли не прожила все это время между этими двумя мужчинами, не будучи вынужденной придерживаться того же образа мыслей, который так убедительно выразил ее брат. Она тоже была вынуждена признаться самой себе из-за бессилия.

ГЛАВА 52.ЧТО СДЕЛАНО С ЛЕДИ ЛОНГВИЛЬ?

Сэр Алексис в начале лета увез жену за границу. Его прежние намерения провести сезон в городе и добыть в мире свой новый прекрасный приз на зависть всем зрителям, конечно же, были оставлены. Увести ее, заставить ее замолчать, отвести от глаз всех зрителей слишком известную леди Лонгвиль, было теперь его единственной политикой; и боль, с которой сэр Алексис согласился на эту необходимость, была тем более суровой, что он был слишком горд, чтобы сообщить об этом кому-либо. Даже друзьям Иннокентия он ничего не сказал об унижении и разочаровании, заменивших все его надежды. Когда Иствуды навестили Лонгвиль, он был очень любезен и очень внимателен к ним, но их визит был нанесен одинокому и тихому жилищу, которое уже, по крайней мере в чувствах, отреклось от своего превосходства. Это правда, что это был больше выставочный дом графства, чем когда-либо, и посетители стремились узнать о привычках и внешности леди Лонгвиль, которую судили за убийство, но ее величественному спокойствию суверенитета пришел конец. В тот год ни один гость не вошел в его двери. Друзья сэра Алексиса прислали свои открытки, чтобы выразить свое сочувствие, но они были в городе, или собирались за границу, или боялись вторгнуться в его частную жизнь в минуту беспокойства; так что большой дом был одиноким, как остров посреди моря.

«Я не думаю, что в этом году мы предпримем какое-либо общество», — сказал сэр Алексис миссис Иствуд со сдержанной улыбкой. Он был джентльменом и не показал ни Иннокентии, ни ее друзьям того тяжелого бремени, которое, по его мнению, ему пришлось нести. По крайней мере, он скрывал это от самой Иннокентии и отчасти от Нелли; но миссис Иствуд читала досаду гордого человека в каждом взгляде и слове. И у него не было никакой глубокой и настоящей любви, на которую он мог бы опереться, только нерешительная доброта и нежность к бедной маленькой девочке, которая больше не была венцом коллекции знатока, более нежной, чем его Дрезден, более прекрасной, чем его лучшая картина, живой Леонардо, как он надеялся, что весь мир признает ее такой. Вместо того, чтобы оставаться в этом раю пассивного художественного совершенства, Иннокентий, не подозревая об этом, ступил в мир живых и стал объектом пошлых взглядов и любопытства, героиней знаменитого дела. Бедный сэр Алексис! он переносил это со стоической стойкостью, но все же тот факт, что ему пришлось многое вынести, стал виден опытным глазам. Он стал — не сердитый, это слишком грубое слово — довольно сознательно снисходительно и прощающе относился к своей бедной женушке. Он старался изо всех сил, но втайне его беспокоила простота, которая еще недавно была ее главным очарованием. Ему пришлось принять ее как женщину, вместо того чтобы прославлять ее как высшее торжество искусства; и когда он снял ее с пьедестала, который сам воздвиг, бедный Иннокентий был не в состоянии сыграть роль женщины, как он ее понимал. Она была еще ребенком, совершенной, пока на нее смотрели глазами знатока, но не совершенной, когда на нее смотрели глаза мужа, очень гордого и не желавшего опускаться ниже отметки. которая стала леди Лонгвиль. Увы, Иннокентия не была обучена быть леди Лонгвиль, хозяйкой большого дома, спутницей светского человека. Она была всего лишь Невинной — не более того.

Он увез ее за границу; он отвез ее в Пизу, где, бедное дитя, воспоминания ее были печально смутны и неопределенны, и где даже Никколо, которого сэр Алексис, верный всему, чего от него требовали честь и доброта, не преминул разыскать, явился ей через туман, не тот Никколо, которого она знала, хотя черты его лица остались неизменными, а радость от того, что она увидела ее, была искренней. Но Иннокентий совершенно не жил сознательно в те давние дни, и ее поразило странное удивление, обнаружив, как мало реальности было в ее воспоминаниях о них и как посреди них ее сердце возвращалось домой. Однако для Иннокентии дом означал Вязы, а не Лонгвиль и не красивый дом ее мужа в городе со всеми его сокровищами. Но она отправилась в Санта-Мария-делла-Спина и произнесла свои молитвы, хотя даже этот визит не принес ей особого утешения, поскольку с ней был муж, который не пренебрегал ее молитвами, но был немного обеспокоен и раздражен ее долгой паузой после них. Почему она должна сидеть и ничего не делать? он хотел знать; тем более, что маленькая церковь вскоре наполнилась группой английских путешественников, которым, как он чувствовал, кто-то указывал на «знаменитую леди Лонгвиль, о которой, как вы знаете, писали все газеты». Сэр Алексис так и не смог избавиться от этого страха. Всякий раз, когда кто-нибудь смотрел на свою жену (а тот, кто путешествовал по Италии, знает, с каким простым и искренним восхищением все итальянцы, не имея в виду никакого вреда, относятся к красоте), сэр Алексис чувствовал, что они смотрят на женщину, подвергшуюся суду, на героиню. дела об убийстве, которое имело




ГЛАВА 53.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Через некоторое время после этого последнего несчастья одним ярким октябрьским утром в гостиной отеля «Вязы» собралась большая компания. Дом был полон цветов, он был полон суматохи. Множество карет прорезало аккуратную гравийную дорожку вокруг куста перед домом, дверь все утро стояла открытой, повсюду, даже в спальнях, были группы людей, и горничные в белых лентах порхали по лестница, а в передней стояли новенькие сундуки в блестящих кожаных чехлах. Дверь столовой была открыта, открывая еще больше цветов; большой, длинный стол, заставленный остатками застолья; расставленные стулья и белые салфетки, валявшиеся там, где они были оставлены, когда компания перешла в гостиную, где все собрались яркими группами, ожидая, пока невеста будет готова. Жених был уже в передней, смотрел на часы и слышал насмешки по поводу надевания чепчиков и укладки багажа, который отныне будет сопровождать его по жизни; - его добрые глаза блестели, как будто они были на десять лет моложе, — едва ли можно было догадаться, что он лысеет на висках, настолько прославился человек тем чудесным сиянием счастья, в котором есть некий пафос, когда оно наступает несколько позже обыкновенного. И все же было еще не поздно; он был еще совсем молод, даже подружки невесты говорили, - и два его молодых зятя и его старшая сестра, сгрудившись вокруг него в этот момент в зале, были готовы в любой момент, все трое из них пойти на костер за Джона Вейна. В пользу человека говорит хорошо, когда его таким образом поддерживают с обеих сторон. В гостиной, где друзья семьи, предоставленные самим себе, обсуждали этот вопрос, как говорят, наши друзья всегда обсуждают нас, когда мы отворачиваемся. Некому было держать эту толпу в порядке. Миссис Иствуд была наверху с невестой. Остальные прислуга, как я уже сказал, находились в зале, утешая жениха. Миссис Эверард, которая скорее взяла на себя обязанность оказывать почести этому месту в отсутствие главы дома, сама была зачинщиком в этом разговоре. Быть может, благосклонному читателю захочется узнать, о чем они говорят, прежде чем Нелли в своем сером платье, — Нелли, протрезвевшая, переодевшись в прогулочный костюм, — Нелли с красными глазами и слегка дрожащей губой, — спустится вниз -лестница.

— Что касается меня, то я никогда не верила в другие дела, — сказала миссис Эверард, понизив голос. «Конечно, сейчас нам не следует даже намекать на это, но вы, как и я, помните, когда Нелли должна была сделать что-то совсем другое. Я никогда не верил в это, даже когда мы постоянно встречались с ним здесь, и бедная дорогая мать, которая слишком хороша для этого мира, позволяла всему этому продолжаться, не принимая самых обычных профилактических мер...

— Но, боже мой! — сказала миссис Бразертон, жена священника, — мы слышали, что все приготовления были приняты, и что судья и его семья отнеслись к этому с таким же энтузиазмом, как и Иствуды. Действительно, мой муж встретил их здесь за ужином, когда было объявлено о помолвке.

«О да, именно; Я тоже, — сказала миссис Эверард, — но есть колеса внутри колес. Я не хочу сказать, что одобряю подобные вещи, потому что я знаю, что это портит перспективы девушки и причиняет много несчастий; но если тебя не заботят чувства, то согласиться на помолвку гораздо лучше, чем сопротивляться ей, и часто приводит к одному и тому же.

«Я всегда понимала, — возмущалась миссис Бразертон, — что Иствуды разорвали его из-за того, как он вел себя, когда бедный Иннокентий попадал в беду».

— Вы говорите о молодом Молинье? - сказал ее муж, перебивая; — Моя дорогая, чем меньше об этом будет сказано, тем лучше. Ни один мужчина не любит вспоминать, что его жена когда-то была чьей-то женой...

- О, вы всегда на все смотрите с мужской точки зрения, - сказала жена священника, - но я говорю, что это Нелли порвала это, и что она была вполне оправдана, и мне хотелось бы, чтобы у всех девушек было столько же духа и мужества. в смысле, отстаивать правильное обращение».

«Поверьте мне на слово, Молинье никогда не желали, чтобы это к чему-то привело, — сказала миссис Эверард, — они, конечно, не стали бы возражать, поскольку судья мудр и знал, что противодействие — лучший способ исправить ситуацию». молодой человек. Но я видел это насквозь с самого начала. Я говорил им снова и снова: «Почему бы вам не договориться о браке?»»

«А почему они этого не сделали? потому что у него не хватило духу пойти и заняться своей профессией, - воскликнула миссис Бразертон; «Он не был достаточно обеспечен, чтобы жениться, и никогда не будет таковым, если только судья не умрет и не оставит его богатым, или если он не женится на женщине с кучей денег. Я рад, что Нелли не хочет иметь с ним ничего общего, — воскликнул священник.ГЛАВА Л.

МЕДИТАЦИЯ ДЖЕННИ.

— Нелли, где Молинье? — резко спросил ее брат. Дженни только что вернулась с вокзала, где он провожал Иннокентия. Он был не в самом веселом расположении духа, даже не могу сказать почему. Мальчик был дальновидным мальчиком, и у него могли быть свои собственные причины, которые усиливали его предрасположенность видеть вещи в неудобном свете; но, во всяком случае, Дженни придерживалась мнения, что шансы Иннокентия на счастье несколько уменьшились; и, будучи самому неудобным, он не имел особых возражений против того, чтобы доставлять неудобства другим людям. Кроме того, он своими быстрыми глазами заметил, что сестра его «что-то задумала», — и был расположен помочь ей освободиться. Миссис Иствуд и Нелли собирались навестить мисс Вейн в Высокой Ложе, а затем должны были отправиться в Лонгвиль. Все они были очень рады сбежать из дома и от своих встревоженных друзей, пока великое событие суда над Иннокентием не утратило своей свежести и новизны. Здоровье миссис Иствуд тоже было сильно расшатано всеми ее тревогами и бдениями; и увидеть бледное лицо Нелли с темными морщинками под глазами и призрачное сходство с Иннокентием, которое становилось все более очевидным по мере того, как она становилась все печальнее, было более чем достаточно, чтобы дать Дженни основание для вывода, что у нее что-то на уме. Она нервно вздрогнула, когда он обратился к ней с этим вопросом. Она ни разу никому не назвала Эрнеста с тех пор, как они приехали в Стеррингтон, и в волнении других тревог и поглощенности всем, что происходит в Иннокентии, ее не расспрашивала на эту тему даже ее мать. Это была одна из причин, почему Нелли была так бледна: ей пришлось сообщить им обо всей перемене дел. Ей пришлось признать себе формально, во многих словах, что все кончено. Ей пришлось завершить эту главу своей ранней жизни, признать, что она окончена, и сообщить об этом всем. А Нелли, не чувствуя себя способной проявить инициативу, была отягощена и отягощена тайной, которой никто не поделился, больше, чем я могу сказать.

"Эрнест?" - сказала она, внезапно покраснев, а затем добавила уже тише: - Дома, я полагаю, - насколько я знаю...

— Почему его не было здесь с тобой? — сказала Дженни, неуклонно продолжая его расспросы. «Не было ничего, что могло бы его задержать, я знаю; потому что он пришел посмотреть, как идут дела...

«Ах! Тогда я был прав! -- сказала Нелли. -- Я видела его лицо. -- Скажи мне, что это значило, Дженни, дорогая. -- Расскажи мне все, что ты знаешь. -- Как ты узнала, что он был здесь? -- и почему, почему он пришел здесь, не приходя ко мне...?

— Ты все еще любишь Молинье, Нелли?

- О, не задавайте мне никаких вопросов, - воскликнула она с нетерпением страдания, - расскажите мне все, что вы знаете!

«Посмотрите сюда», сказала Дженни; «О женщинах говорят много нехорошего. Со своей стороны я склонен встать на защиту женщин. Я сын женщины, и это о чем-то говорит, а парень, которого воспитали как твоего брата, Нелли, в каком-то смысле любит девушек. все говорят люди — глупая, упрямая, неразумная и больше любящая свой путь, чем что-либо еще на свете, — если ты, Нелли Иствуд, девушка с каким-то характером, пойдешь и разобьешь себе сердце за это чопорный Молинье, когда у тебя есть такой кирпич, как Джон Вейн, чтобы его поднять...

"Дженни! как ты смеешь так со мной говорить?»

- О, что касается смелости, я тебя не боюсь, - спокойно сказала Дженни, - и мне все равно, что я говорю. все о законе и тому подобном, и никогда не предлагает помощи или совета, - он готов прийти и взять с вас добро, когда нам всем хорошо дома, - но не может постоять рядом с вами и дня, когда вы У вас проблемы! Ей-богу! - воскликнула Дженни, которая не была склонна к ругательствам, - в лучшем случае это хулиган, который не более достоин быть рядом с Джоном Вейном, чем... я! Если ты окажешься такой дурой, Нелли, ничего такого плохого о женщинах еще не говорили, но я поверю, — я откажусь от тебя навсегда, от тебя и от всех остальных!..

В конце этой речи Дженни обошла маленькую комнату, чтобы успокоить бурю своих чувств. Но что касается Нелли, то весь ее дух, все ее своеволие, все ее веселье угасли в ней. Она попыталась рассердиться и не смогла, попыталась засмеяться и не смогла. Сердце ее болело от смутных и сложных мук страдания. Если бы я попыталась раскрыть эту тайну разнообразной боли, единственными читателями, которые последовали бы за мной через нее, вероятно, были бы женщины, которые понимают ее без описания. Нелли не прожила все это время между этими двумя мужчинами, не будучи вынужденной придерживаться того же образа мыслей, который так убедительно выразил ее брат. Она тоже была вынуждена признаться самой себе из-за бессилия.
***

Родилась: 4 апреля 1828 г., Уэллифорд, Шотландия, Великобритания
Умерла: 25 июня 1897 г., Уимблдон, Лондон, Великобритания
Маргарет Олифант - шотландская писательница, работавшая в основном в жанрах исторического романа и мистики. Большую часть своих произведений написала под псевдонимом Mrs. Oliphant.

Родилась в Уэллифорде в семье клерка, детство провела в Лассуэрде, Глазго и Ливерпуле. Склонность к писательству имела с детства, в 1849 году опубликовала свой первый роман о Свободной церкви Шотландии, которую она и её отец поддерживали, имевший успех. В 1851 году в Эдинбурге она, опубликовав перед этим второй роман, встретила известного издателя Уильяма Блэквуда, в известном издании которого, Blackwood’s Magazine, она работала большую часть своей жизни и для которого написала более 100 статей. В мае 1852 года…


Рецензии