Semenowka и окрестности
Semenowka и окрестности.
Для нас, гладковской послевоенной босоты, ареал обследования на предмет освоения занимал обширную территорию – от Путиловки на севере до Семеновки на юге. После войны южнее современного Дворца молодежи «Юность» пролегал железнодорожный путь с востока на запад, по которому отвозили уголь с шахт «6-!2 им. Ф. Кона», «Владимир», «Семеновская» на сортировочную станцию «Углепуть». Помнится, севернее Семеновки была одно время шахтенка, наверное, «Донтопа» или «Хартопа» – такие копанки на выходах угольных пластов снабжали топливом котельни Донбасса и Харькова. Вдоль ж/д пути с обеих сторон росли густые снегозащитные лесопосадки, в которых любили уединяться молодые парочки, а мы, малолетки, приглядывали за ними из засады. Над этой железнодорожной веткой проходила по высокой насыпи и по мосту трамвайная одноколейная линия. Трамвай первой марки (так назывались тогда номера маршрутов) шел от разворотного кольца на Студгородке до вокзала с первой разминовкой на Гладковке и последующими на «Ветке» и «Передаче». На первом перегоне маршрут пролегал по направлению с современными ориентирами – от универмага «Белого Лебедя» до Пресс-центра гостиницы «Шахтер». На месте нынешнего универмага располагалось неказистое одноэтажное здание – диспетчерская сталинского ТТТ (Трамвайно-тролейбусного треста). Здесь производилась смена поездных бригад городского электротранспорта, а многоуважаемые вагоновожатые получали путевку на проезд по одноколейке от Студгородка до станции Сталино. Пересечение маршрутов сверху трамвая и внизу паровоза находилось примерно на месте нынешней гостиницы «Шахтер». В те послевоенные бандитские времена по ночам трамваи ходили редко, только дежурные через час-полтора, и мы слышали рассуждения взрослых – как лучше ночью возвращаться домой. Если идти по насыпи, то могут выскочить из моста бандиты с длинными и обязательно острыми ножами, а если понизу – встретят под мостом разбойники. Ко времени сдачи в эксплуатацию шахты №2 в начале 50-х годов проложили железнодорожный путь от шахты 2-12 Феликса Кона мимо Щегловского кладбища до станции Ясиноватая. В ходе дальнейшей реконструкции прилегающей к Семеновке территории железнодорожная ветка на «Углепуть» была разобрана, освободив место для будущих гостиницы «Шахтер» и теннисного корта «Локомотив». Мост демонтирован и порезан на металлолом.
Необходимость в насыпи, рассчитанной на одну трамвайную колею, отпала, ее частично использовали для обустройства восточной трибуны строившегося стадиона «Локомотив». Вообще, до апреля 1948 года в Сталино все трамвайные маршруты были одноколейными с разминовками. Позже, вначале 50-х, улицу «Девятая линия», примерно от нынешнего проспекта Ватутина, продлили по пустырям до Планетария с названием уже как улица им. Челюскинцев, а параллельно с ней обустроили трамвайную двухколейку. На Гладковке в 40-е годы улица Коцюбинского находилась в 40 метрах от трамвайного пути. Жители ее, чтоб не обходить по улице, шли по задворкам, через калитку в огороде и выходили прямо к остановке трамвая. Когда в этом промежутке проложили магистральную улицу Челюскинцев, переходить эту дорогу стало небезопасно. После прокладки трамвайной двухпутки функция диспетчерской как таковой отпала, и домик с разворотными кольцами троллейбуса и трамвая передали в эксплуатацию ремонтным службам. В ходе дальнейшего благоустройства были ликвидированы все эти трамвайно-троллейбусные коммуникации вместе с диспетчерской. От одноэтажного домика остались только воспоминания да фотография времен войны.
Стройная зеленка вдоль бывшей ветки на «Углепуть» в 1957 году органично вошла в пределы создававшегося парка культуры им. Ленинского Комсомола. А тогда, в 40-ых,лесопосадка контрастировала с чахлым леском возле Семеновки, не то, что пышная Бутовская дубрава, куда мы ходили лазить по деревьям, и раскачиваться на тарзанках возле Бутовского ставка. Прилегающая к поселку Семеновка часть леса была расчищена под сельскохозяйственные планЫ. Эти наделы, которые стыдно было тогда называть мещанским словом «дача», предоставлялись для передовиков производства, и были существенным подспорьем для преодоления невзгод в послевоенные годы. Семеновские «дачи» были даже без будок для инструментов, все надо было носить на горбу – и воду на поле, и урожай с угодий. Потом, в середине пятидесятых, когда «жить стало лучше, жить стало веселее» после ежегодного «снижения цен на товары и продукты», необходимость в подсобных огородах сама по себе отпала и освободившиеся территории стали использовать в других целях. Например, огромный массив с/х планОв был передан для другого, остро необходимого предназначения, – и на Калиновке возвели городские Черемушки. Мы, гладковские снобы, приходили на местный Семеновский ставок, который презрительно называли «колдобашней», а саму Семеновку – не иначе, как Собачевкой из-за скопища развалюх. Гордились, нас заносило – на нашей Гладковке планЫ под застройку по 8 соток, ширина улиц 20метров с водоразборной колонкой посередине и дома все послереволюционные! Но к местной, семеновской шпане мы не загрызались, потому как могли и отхватить от этих босяков. А жили мы все-таки в то время весело!
P.S. 15 ноября 2022 года. Многоуважаемый Игорь Овсянников выложил в группе «Старый фотоальбом Донбасса» очередное фото из серии «Сталино времен оккупантов».
Военный фотограф выставил на авансцену снимка по-немецки аккуратный, хотя и установленный на мусорнике, трафарет на языке оккупантов «Сталино. 3-й округ. Семеновка». Немецко-итальянские хозяева, в отличие от современных укроевропейских декоммунизаторов, не особо заморачивались с заменой вражеских названий. А вот городская управа, где служили частично местные и в основном пришлые бандеровские коллаборанты, переиначившие неугодные названия улиц-площадей, в своих документах, считали наш город Юзовкой назло врагу Германии – Советскому Союзу, но, с дальним прицелом, в угоду Великобритании, подданным которой был основатель города Джон Юз.. Так наша Семеновка приобрела международный статус, вошла в реестр населенных пунктов Европы на основании фотодокумента 1942 года.
! S t a l i n o !
! 3. B e z i r !
! S e m e n o w k a !
и точка.
Свидетельство о публикации №223091800694