Садовская обитель. Серафима

                (Сказ о последней монахини Садовской обители)


Давно я мечтал побывать на Садовском полуострове, вблизи Уральска и вот это случилось, казак  Сергей пригласил меня. Он мне показал поселок, где некогда стояли скиты. От скитских строений уцелело несколько стен, к которым пристроены современные постройки. В посёлке сохранилось несколько жилых домов. Они стоят вдоль берега Садовского озера. Здесь же в начале прошлого века, на берегу этого озера была расположена и женская обитель, вокруг которой сложилось множество сказаний.

Монахини жили уединённо и с миром общались неохотно. Неудивительно, что их замкнутость и породило всякие надуманные сказания, самая распространенная о подземных ходах между кельями. Вот только для чего и зачем они были нужны, не вспомнит уже никто.

Побывав в поселке, мы двинулись вглубь полуострова. Поскольку природа осталась почти нетронутой, нам пришлось пробиваться через чащу леса. Мы наткнулись на забытое старое надгробие. Там мы увидели надгробие,  расколотое на несколько частей. Но больше всего удивились появившимся новым могилам.

Запущенность полуострова и малочисленность населения, наводила тоску. При этом полуостров притягивал. Вскоре я снова посетил его, а потом еще и еще. В одном из посещений сопровождал меня дед Еремей.

Ступивших путников на полуостров, встречает по правой стороне дороги могучий старый дуб. Я поинтересовался, сколько же ему лет.

- Да, лет 200 не меньше, - ответил дед Еремей.

Взявшись за руки, мы попытались обхватить ствол, у нас это не получилось. Впрочем, как потом выяснилось, что это место непростое. В православии дубы считались заповедными, их почитали. В дни престольных праздников рядом с ними совершали крестный ход, молебен от града и засухи. К ним приходили люди, чтоб избавится от болезней. Стоящий вблизи часовни дуб считался священным. Монахини освещали воду, погружали детей. Каждый год дуб освящали, обновляя на нем крест и укладывая под кору ладан. К дубу приходили, молились, прикасаясь к нему. У старого могучего дуба можно было исповедаться: став на колени и обхватив его руками, верующие каялись в грехах, прося у дерева прощения.

Здесь можно просто прийти тишину послушать. Не зря сюда в старину народ приходил в поисках уединения. Неудивительно, что эти места обросли легендами. Послушайте одну из них, что рассказал дед Еремей.

Много лет тому назад, вблизи Феофанего скита была небольшая слобода, заселенная большей частью женщинами-старообрядками. В этой слободе и жила семья Серафимы. Она с малолетства прониклась монастырским духом, ее любимым занятием было богослужение. Вместо баюканий она постоянно слушала бабушкины молебны. Бабушка говорила: «Пусть молится, ведь знает, куда готовится». И показала взглядом к небу.

В 16 лет она пришла в обитель. Каждый день, она молилась, выполняла ту же работу, что и сестры – на огороде, в цветниках и в саду, стирала и убирала помещения.

Спустя несколько лет Серафима решила отказаться от  всего мирского навсегда и посвятить себя служению Богу. Через десять лет была пострижена в монашество. Она отличалась рассудительностью, старалась жизнь в обители устраивать в соответствии с монастырским уставом. Матушка назначила Серафиму казначеем. При ней обитель представляла собой райский цветущий сад.

В годы гонений на православие обитель постигла общая участь всех русских монастырей -  была закрыта и разорена. Сестры вынуждены были поселиться в ближайших поселках. Духовно укрепленные, смиренно и достойно прошли все испытания, выпавшие на их долю. Многие из них приняли мученическую кончину в тюрьмах лагерях и ссылках. Но Серафима вернулась!

Возвратившись на святую, для неё землю, она увидела обгорелый ствол дуба. Расстроившись, опустилась на землю под некогда могучим дубом. Здешняя жительница, проходя мимо, поинтересовалась, не нуждается ли старушка в помощи. Серафима спросила об обители, о дубе. Женщина рассказала старушке, что в тот день, когда изгнали инокиней из обители, в дуб ударила молния.

Серафима поселилась в одной заброшенной мазанке. В доме обнаружила необычный тайник, в нем завернутую в ткань икону Пресвятой Богородицы и религиозные книги. Она догадалась, что прежние хозяева-старообрядцы спрятали это от властей, закрывших обитель. Найдя святыню, Серафима воспрянула духом. Бог послал ей счастье найти эту икону, проверяет ее веру! В труднейших условиях бытовой неустроенности, тяжёлой физической работы и непрестанной молитвы она в одиночестве начала приводить часовню в порядок. Увидев радение Серафимы, верующие помогали: установили иконостас, икону Пресвятой Богородицы и начали служить. Создали общину. Кроме молитвы и веры в Бога, верующих объединяла надежда на возвращение обители. Со  временем в часовню стала приходить молодежь.

… В день Пасхи последний раз прозвучало торжественное “Христос Воскрес”. После окончания службы верующие разошлись, Серафима осталась одна в часовне. Утром следующего дня ее обнаружили лежащей на полу. На ее теле нашли семь ножевых ранений. Убийца не сбежал, а рассказал, что его “бог” Сатана, явился и приказал ему это сделать.

 Через три дня как отпели и похоронили мученицу, дуб зазеленел. Нет ничего светлее души, которая удостоилась потерпеть за Веру. В сердцах людей сохранится память о Серафиме, верно исполнявшей свой монашеский долг и запечатлевших ее мученическую кончину.


Рецензии
Монахи,на мой взгляд,верят в бога, чем священники
и другие служители церкви.У вторых это просто работа,а
вот монахи жизнь посвящают целиком богу.
Спасибо за сказ.

Здоровья и благополучия.
С уважением

Анна Куликова-Адонкина   26.01.2024 14:27     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Анна! Благодарю за прочтение и рецензию.
У св. Михаил

Михаил Илекский   27.01.2024 21:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.