О фильме Догвилль

Все фильмы Триера - это эксперименты, с неожиданными результатами. Иногда результаты публику не радуют, да и автор после их создания часто впадает в депрессию. Впрочем, депрессия автора и публики начинается не из-за фильма, а из-за их взаимоотношений с действительностью, о которых фильмы этого режиссера красноречиво и убедительно напоминают. Самое неизгладимое впечатление на меня из фильмов фон Триера произвел именно "Догвилль", вероятно потому что этот фильм напомнил мне о том, как обычно развиваются мои отношения с социумом. Этот фильм необычен тем, что декорации в нем условны, актеры играют на ровной затемненной сцене, лишь на полу начерчен план строений. Да, это фильм-спектакль, любителям спецэффектов и панорамных видов там смотреть не на что. Но примечательно то, что через пять минут просмотра зритель забывает про то, что всё это происходит в павильоне, поглощенный тем, что происходит между действующими лицами. Сюжет тоже можно пересказать в двух словах - мафиози учит дочку жизни, говорит, что люди совсем не такие, как она думает, и предлагает ей притвориться беглой преступницей и попросить, чтобы её приютили и спрятали жители маленького городка. Сначала провинциалы радушно принимают "беглянку", потом начинают извлекать небольшую выгоду из её затруднительного положения, просят хоть какой-то благодарности за свою доброту. Девушка охотно исполняет все их просьбы, а они уже требуют от неё все больше и больше, и в финале они уже гнусно глумятся над её душой и телом. При этом они чувствуют свою правоту, убеждены в том, что так и надо и никак не иначе. И простые добродушные жители, готовые помочь человеку в беде, вдруг оказываются все без исключений злыми, жадными, бессмысленно жестокими, почувствовав безнаказанность своих злодеяний. И даже совсем малые дети, глядя на своих родителей тоже становятся кровожадными. А потом является отец девушки, и увидев, что сотворили с его дочерью, безэмоционально велит своим молодчикам - "Город сжечь, жителей расстрелять!".

Многие мои знакомые раздраженно сказали, что Триер утрирует, что никакой мафиози не позволит такому случиться с родной дочкой. Что жители вряд ли бы кого-то решились прятать, потом надругаться, а потом ещё и попытаться выдать ради денег. Да, в жизни все бывает намного сложнее и серьезнее. Жизнь - это не урок, не испытание, не игра. В жизни обычно нет такого папы, который приедет со своей командой убийц и не сотрет с лица земли этот город, жители которого, почувствовав вкус крови взбесились, и потому их нельзя оставлять в живых. Нет, в жизни люди глумятся очень осторожно, не принуждают человека в безвыходном положении ни к чему, а намекают на то, что он должен пойти на унижение сугубо добровольно, с радостью, с такой радостью, чтобы все в неё поверили. И это выглядит не как насилие, а как то, что благодетель дает бедолаге шанс, позволяет ему перед собой унизиться, чтобы что-то за это получить. И обычно общество осуждающе смотрит именно на жертву, а не на того, кто пользуется её безвыходным положением. А в этом фильме краски сгущены, чтобы у зрителей не было возможности отвернуться от этой достаточно жестокой правды.

Да, после этого фильма начинаешь думать о том, что звери и то лучше, чем люди, подходят под людские же понятия о прекрасном, правильном, праведном. Многие актеры в том числе и Николь Кидман, исполнившая главную роль, отказались сниматься в продолжении этого фильма, который называется "Мандерлей". Но фильм был снят, и так же заставил многих, ужасаться, увидев себя в некоторых персонажах картины. Триер собирался снять трилогию, и было даже название третьего фильма - "Вашингтон", но у фон Триера началась депрессия, и трилогия так и осталась незавершенной. Многим зрителям показалось, что этот фильм антиамериканский, но это мнение продукт очень поверхностного взгляда. Всё что произошло в этом фильме вполне применимо к людям в целом, и подобные городки с простыми хорошими людьми есть везде. И большая часть людей пьянеет от вкуса унижения, зависимого от них человека. Многие с радостью готовы стать жестокими тиранами и при этом чувствовать свою правоту. После таких откровений уже иначе смотришь на своих добрых соседей и на себя в зеркало уже смотришь тоже иначе, сомневаясь в своем великодушии и милосердии.

Одна женщина, сказала, что этот фильм - это сплошная грязь, и ей после просмотра очень захотелось долго мыться, а потом все забыть. Да, в фильме грязь, много грязи, но эта грязь не для кого не чужая, она для каждого своя, родная, отсюда и желание помыться, и не только помыться, а всю оставшуюся жизнь выдавливать из себя то, что удалось заметить внутри себя благодаря этому фильму. Я могу сказать, что после просмотра этого фильма я изменился, и вряд ли кому-то удастся остаться прежним. Многим кажется, что фон Триер убивает своими фильмами, даже он так говорит, но нет, он не убивает, он рушит представления некоторых людей о самих себе и окружающем мире, и это разрушение приводит к депрессии, но если человек выживает, то за депрессией следует трансформация. Моральный рост - процесс болезненный и опасный. Человек не может стать духовным без познания самого себя и мира со всеми их мерзостями. Лишь признав наличие порока можно вырвать его из себя. Едва ли человек будет расти духовно, если будет только слушать речи о милосердии и добре никак не связанные с действительностью.


Рецензии