Оппенгеймер Нолана

Посмотрели с сыном "Оппенгеймера". Отговорить не смогла, пришлось пойти.

По трейлеру показалось, что там больше ужасов и зрелищ будет, на самом деле нет, почти одни разговоры. Физиков с физиками, физиков с лириками, физиков с военными и бюрократами.

Генерала Гровса Мэтью Дэймон сыграл, остальных не знаю или не узнала.

У Кристофера Нолана смотрела Интерстеллар и Дюнкерк, но не на большом экране, и ожидала от них (Нолан+большой экран) большего, пардон за плохой каламбур.

Хотя есть и плюсы, дочитала, наконец, "Горячий пепел" Всеволода Овчинникова, был такой отличный и популярный в своё время советский журналист- международник, и мне кажется, что если бы по его книге кино снять - увлекательней "Оппенгеймера" получилось бы, во всяком случае мне в итоге интересней было дочитать его книгу, чем посмотреть фильм Нолана, хотя фильм и поспособствовал возгреванию остывшего интереса.

Не узнала Роберта Дауни, который Шерлок Холмс, а тут он сыграл бюрократа, адмирала Штрауса, по инициативе которого после войны Оппенгеймера лишили допуска к секретным разработкам. Поначалу никак не могла понять, зачем его приплели.

В фильме есть Эйнштейн, Ферми, Нильс Бор и ещё масса именитых учёных. Есть Трумэн и прочие должностные лица, министры и сенаторы, включая будущего президента Кеннеди. И монтаж запутанный, тройной: история бомбы, судилище над Оппенгеймером, слушания при назначении Штрауса, - всё развивается параллельно.

Два момента запомнились: перед первым, испытательным взрывом Гровс говорит Оппенгеймеру:

- Нажмём на кнопку и миру конец?

- Вероятность близка к нулю.

- Близка? Я бы хотел ноль, просто ноль.

То есть цепная реакция могла никогда не остановиться, были такие опасения. Генерал в этой сцене выглядит наивным ребенком на фоне циничного учёного, в противовес нашему отечественному тандему, где на беса больше похож Берия, а не Курчатов.

И второй момент - выбор цели. Дюжина мужчин выбирает два японских города из нескольких, Киото спасает случайность, один из вершителей был там в свадебном путешествии. Потом будет ещё эпизод с картой, где Москву кружочком обведут.

Странно всё это. Умом понимаешь, что грешный человек в падшем мире и не такое творил и ещё наворотит, чем всё закончится - в Апокалипсисе описано.

Но что вот прямо сейчас, вот эти люди в форме или без и так обыденно - невообразимо. Нашла минутный ролик с настоящим Оппенгеймером и поняла, что создателям байопика далеко до реальности. Есть такие сюжеты, где воображение не догоняет реальность, куда уж киношникам угнаться.

Не совсем поняла, шёл фильм или нет в России, и если нет, за что запретили. Получился он про то, что напуганные (разъярённые?) Гитлером евреи, собравшись за океаном в США, смогли там создать бомбу, которая опоздала к его разгрому союзниками и стала причиной холодной войны и гонки вооружений.

Как там: декабристы разбудили Герцена... Ну а Гитлер разбудил Оппенгеймера.

Если я всё правильно поняла. То, что Мефистофель и Фауст по-американски отличны от Мефистофеля с Фаустом по-русски не так важно, от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Отечественным Оппенгеймером стал потом Сахаров, но нам от их поздних прозрений не легче.

К концу я поняла, при чем тут Штраус. Он так яростно ненавидит Оппенгеймера за проявленное некогда высокомерие, подлинное или вымышленное им самим, за то, что Оппенгеймер красуется на обложках, что становится понятно: главная бомба - внутри человека, наше больное самолюбие.

Если Нолан к этому и клонил, то он действительно мастер, и не зря были три часа потрачены.


Рецензии