Смыслы

Экология удивления

Есть у меня защита от духовной энтропии, единственное противоядие от скуки и хандры, которые подступают, стоит лишь замереть в рутинном ожидании жизни. Это — способность удивляться. Не пассивное изумление, а активный, почти алхимический поиск чуда в границах повседневности.

Мир щедр на такие знаки. Его послания приходят то в случайной строке прежде неведомого стиха, обжигающей неожиданностью метафоры. То в причудливом изгибе сука, где внезапно и совершенно явственно проступает узнаваемый, вечно насмешливый профиль Сержа Генсбура. Это — удивление-радость, мгновенный проблеск, праздник для взгляда. Оно оживляет, но редко меняет.

Иное дело — удивление-откровение. Оно ждет не в новом, а в самом что ни на есть известном. Его locus sanctus — затертая, почти ветхая от бесчисленных прикосновений страница Писания. Ты подходишь к ней, как к старому другу, зная каждый сюжетный поворот, каждую букву. И в этот миг привычное зеркало текста вдруг становится окном. Слово, которое ты проходил тысячу раз стороной, оборачивается к тебе гранью, о которую споткнется взгляд и затемперает мысль.

И тогда происходит таинство: являются смыслы. Не абстрактные концепции, а живые, дышащие указания. Они приземляют вечное в сиюминутное, облачая вневременную истину в «вполне применимую форму для сегодняшнего дня». Это диалог, который длится века, но ответ всегда звучит для того единственного, кто здесь и сейчас, с открытым сердцем и затертой страницей, задал беззвучный вопрос.

И это — самое поразительное. Неисчерпаемость знакомого. Готовность древнего слова откликнуться на вызов нового дня. Постоянное, никогда не прекращающееся обновление смысла в рамках неизменного текста. Это и есть чудо — не в падающих звездах, а в том, что земля под ногами каждый раз оказывается новой


Рецензии