Глава 15. Холод Свободы. Дорога с каторги

Щепинские рассказы,или Яшкины были. Основа факты и реальные истории.
отрывок....
                = семейная хроника =
                * быль *



                -
                - Глава пятнадцатая -

                ДОРОГА С КАТОРГИ

Ну, вот и всё… конец терзаньям
Я сделал всё, всё-то, что смог
Года спрессованы в  страданья
Всё отразилось в гроздьях слёз…
кн. Щепин-Ростовский Д.А.
Курган 1856 г.

...Это случилось, в те времена, когда ссыльные декабристы, по указу Российского императора, соизволившего "простить" их, и дав разрешение на их возвращение на родину, в родные места. Путь декабриста, князя Щепина-Ростовского Д.А., с каторги был длинен и долог. Изморозь сыпала – резкая и колкая, как иглы. Обледенелая Земля сверкала солнечной коркой на снегу. Ветер, вылизал дорогу как зеркало, и она сверкала и переливалась всеми цветами радуги, словно драгоценные каменья. Нанятая им в Кургане кибитка, с трудом преодолевала занесённые снегами Российские просторы, от снежных заносов, ухабов и наледи, в ней часто ломались полозья, и если бы не эти обстоятельства он считал - бы что жизнь удалась. По тракту встречались одинокие, заброшенные людьми дома, уже старые и почерневшие от холода и времени. В одиночку, сибирский тракт зимой не преодолеть, это сибирская кутерьма, она сглатывает и пожирает тех, кто осмелился её покорить, покорить могучую великую Сибирь. Ямщик Фомка, здоровый крепкий мужик с могучими крепкими руками, которыми спокойно можно было гнуть на спор подковы, ворчал и злился, и если бы не хорошая оплата, давно бы бросил странного барина, и вернулся к себе в трактир. Его красное от мороза лицо, с густыми сросшимися бровями и крупным носом на полном лице, заросшим густой рыжей бородою выражало явное разочарование и обиду на барина. Дорога дальняя, а общения не получалось. Семья, трактир, по которому, за время дороги он соскучился, тянули тоской его доброе сердце. Но правда, другое, что его огорчало и в чём он даже себе боялся признаться, было то, что его больше тянуло к красавице Акулине, чем к выпивке. Это было с ним впервые в жизни, и он чувствовал, что его душою завладела любовь, впрочем, он такого слова и не знал, одно он понял точно и ясно, кто станет хозяюшкой в его доме. Она, Акулина, была хорошей хозяйкой, и это знали все на тракте, за что все и любили её и уважали за простоту в общении и поступках, а это ценилось в сибирских сёлах и деревнях особо, и никто и никогда не решился бы обидеть сироту. Трактир процветал и приносил его хозяевам приличную прибыль. Акулина так хорошо готовила взваренцы, что только при одном воспоминании о них Фоме становилось дурно и у него бурлило от голода в животе. Он с укоризной, посматривал на Дмитрия Александровича. Этому господину разве объяснишь, как хороши варёные фрукты с мёдом, и шаники, да просто сибирская варёная картошка, подаваемая его Акулиной к столу. Разобиделся я, эх, барин, барин! Разве можешь ты понять мужика, его нутро! Чтобы хорошо поработать, нужно хорошо поесть, В морозы еда спасает от всех бед. А шаники, по - вашему барин, это ватрушки, - думал он, с тоской вспоминая о своей любимой. Он собирался жениться, и поэтому согласился отвезти барина в усадьбу Иваньково, домой, только ради заработка. Барина он сразу предупредил, что лошади у него дорогие, все двадцати рублёв и выше, все восемьдесят. И гнать он не допустит более восьми вёрст в час:         
— Это тебе тройка барин! это раньше их цугом запрягали в одну линию-ряд, а тапереча, вот удумали в Алтае тройку. На сколько, правильнее и выгоднее!  Глаза у лошадей более не вредятся и не выбиваются. Смотри, какая красота, один конь чубарый, вишь какой пятнистый, он коренной, самый сильный, Та лошадка каурая, желто рыжая, она у меня молоденькая, тока-тока купил, а эти мои любимцы, вороные, терпкие шалуньи. Такие баловницы. Тебя барин свезу и всё, своё дело открою, пора. Те! Не мёрко барин? Хошь, вон пестрядь лежит, накройся! Ишь красивая, матушка плела, нитки     требовала с купцов лучшие, цветастые, чтоб от воды не линяли, а главное я ими в ночь укрываюсь, кода мёрко по ночам. Э-э-х, да, что вам барин талдычить и объяснять - твердил нудно и с грустью Фомка Гриднев.
— Я знаю, барин порядки и цену - продолжал ворчать с воодушевлением ямщик - и не менее 3 копеек на лошадь за десять вёрст! Вот барин и считай скока, мене выходить. Я не разбойник и мне враки не нужны. Двести рублёв, я чаю ты мене должон до России заплатить, и как я разумею за ремонт мине добавить должон... не менее двадцати рублёв... и четыре лошади – хитро, с прищуром, глядя на Дмитрия Александровича, говорил Фома, украдкой посмеиваясь в лохматую, нечёсаную бороду. — Ты батюшка барин пойми, я заслужанай и хороший возчик, а вот кучером только второй срок справляю, я ведь правнук майора Абросимова, а он всё- таки был большим человеком. Он, наш майор, служил в Серпуховской карантёйной заставе! Во! Понимать должон! Крест получил он! Во, какой! Тут он резко расстегнул поясок и распахивая тулуп, показал приколотый к душегрейке крест - сребряный! От горячки проклятущей, ахвицер столицу спасал. Давно это было, но честь его блюду. Боже наш, упокой его и императрицы Екатерины души в вере и благости...- тихо бурчал ездок, крестясь и со знанием дела читая молитву. Ветер, часть слов его заглушал своим диким воем и уносил в горы. Его хитрющие, чёрные глаза сверкали в возбуждении и в то же время, он боялся перегнуть палку, а вдруг барин знает цену и откажется от дороги, крестьянская хитрость и осторожность, всё же брали верх над наглостью и строптивостью извозчика - барышника. Краем глаза он посматривал на князя и тяжело вздохнув, решил более не испытывать его терпение своими рассказами. Но вскоре забыл и о своём решении, и о морозе, начав вскоре бубнить, как бы про себя, но громко, нудно и отчётливо. Ветер затих, крип полозьев и неугомонный голос возницы в морозной тишине, подействовали на старика даже как-то успокаивающе, вроде снотворных пилюль, бывало назначаемых старым Вольфом
— Опосля я женюсь – продолжил он с воодушевлением - Пора, пятьдесят годков не  выкинешь, матушка ругает, горит что, пора мне, дураку образумиться. Ей, всё внуков хочется, ночами она тайком плачет у печки, будто я не вижу, торопит всё меня. Матушка даже бусы стеклянные - монетные приготовила к свадьбе для милой моей суженой невестке, и если уж она сделает глупость и войдёт в мой дом, то как царица а не кобылица,   так каждый раз в назидании молвит мне мать... Мужик тяжко вздохнул от набежавших добрых мыслей о доме и протяжно зауныло запел. Невесёлая и казалось замызганная липким снегом до оси колёс дорога тянула к слезам и печали. Барин нынче ему попался строгий и вспыльчивый, и очень злился, когда бывала поломка повозки - саней. Выручало то, что хозяин был молчалив и часто дремал, завернувшись во фризовую шинель, а сверху накрытым услужливым возничим овчинным тулупом. На задке кибитки был привязан большущий сундук, и такой тяжеленный, что его приходилось два раза перегружать из-за поломки полозьев. Мороз, был такой сильный, и дорога так занесена снегом, что князь не решился дале продолжать свой путь и решил остановиться на отдых, благо увидев вдали огоньки в окнах какой-то усадьбы он поблагодарил удачу. Он заставил упрямого кучера, спешившего побыстрее довезти строптивого князя до дома, повернуть на занесённую и почти уже не различимую в снегу дорогу. Только через час, пробившись сквозь сугробы, они остановились у парадного входа в дом, усадьбы местного помещика, который был рад гостю, и с радушием принял, бывшего известного бунтаря. Щепин-Ростовский, войдя в дом помещика, внёс с собой клубы морозного воздуха и холода. Раздевшись и отдав слуге шубу, при этом дав распоряжение позаботиться о лошадях, о повозке и кучере. Князь прошёл в залу, большую и просторную, увешанную большими картинами в золочёных рамах. Канделябры, расставленные в углах комнат, торжественно освещали богатую библиотеку, диваны и резные французские стулья времён Людовика. Всё было необычно и занятно для гостя, такое великолепие и здесь в Сибири, ему видеть ещё не приходилось. За столом в гостиной, стоявшим в средине комнаты, сидела большая семья хозяина дома. Юная и прекрасная миловидная дочь, лет двадцати-двадцати двух, одетая в красное платье явно не русского шитья, и с огромной золотой брошью на груди, с нею, рядом, молодой человек, примерно около тридцати пяти-сорока лет, одетый по европейски, и с миленьким ребёнком на руках, мальчиком лет трёх, молча смотрели на гостя.     Молодой господин был приятной внешности, с коротенькой бородкой как у дьячка, с большими густыми бакенбардами и огромным чубом на голове прикрывавший высокий, благородный лоб. Его лицо выражало крайнее любопытство и заинтересованность к гостю. Голубые глаза его, светились умом и благородством волевого, военного человека, но князю показалось, что он был всё - таки в отставке, так как под сюртуком уже пробивался кругленький животик, а лицо, хотя и было лощёным, и ухоженным, но всё же полновато для строевого, боевого офицера. Он кивком головы призвал к себе служанку, и передал ей закапризничавшего от вида незнакомца, мальчика. Та, забрав сына из рук отца, увела того в детскую спать. Войдя в залу, Дмитрий Александрович, одним взглядом охватил всю залу, на мгновение склонил голову в сторону молодого человека и хозяина дома, и поклонившись, представился супруге хозяина усадьбы, Анне Ефимовне и её дочери, поцеловав поданную ему руку. Ответив на приглашение, он сел за стол и несколько смущаясь своего голода, от которого он долго не мог избавиться, и поэтому против приличия съел всё приготовленное и выставленное хозяевами, даже булки, оставив тарелки совершенно пустыми, понимая, что это было бы крайне неприлично в обществе столицы. Впрочем, вскоре Князь присоединился к общему разговору и быстро стал своим, как будто он всегда был другом этого славного семейства. Хозяин усадьбы, отставной капитан Урусов Николай Владимирович, огромного роста и с огромными руками, такими мощными и крепкими, что окажись в его руках враг или медведь, он его просто сломает как трость. Сибиряки! С уважением и гордостью за Россию, подумал гость. Смех и радость царили за столом. Хозяева оказались добрыми и умными собеседниками. Речь шла о событиях, происходивших в столице, в Санкт-Петербурге, правда с двух месячным опозданием. Потом речь зашла о пути князя и о погоде, такой снежной и холодной в нынешнюю зиму. Князь, стоя у окна, смотрел на них с умилением и грустью, так старые люди смотрят на молодых, не познавших трагедий и горя. Там, за окном, день подходил к концу, наступала темнота. Солнце освещало только вершины огромных высоких старых лип росших вдоль аллеи сада. Тихая грусть постепенно заполняло его старое сердце, и он с улыбкой смотрел на молодёжь. В его памяти промелькнули весёлые вечера его безоблачной молодости. Всё тогда было бездумно правильным и весёлым, как грехи каждого из нас, и пусть бросят в меня камень те, кто был безгрешным в годы своей молодости. Там, на балу у князей Буйносовых, он впервые увидел Оленьку Корф. Как же это было давно! Любовь вплелась в его жизнь и кровь, навсегда. Род Корфов особенный, мало кто в России мог похвастаться такими древними корнями и благородством происхождения, намного превосходящие своим благородством поступки императоров России. Бароны Корф - Шмизинг, Великие люди и политики, не продажные и гордые, если бы все немцы как русские были такими, бед в отечестве никогда бы не было! Да…а, И если бы он тогда женился на Корф, то и жизнь, наверное, пошла бы по-другому, они бы уехали, как мечтали…в Шотландию к родне… и Бог с ними, с этими Романовыми…, беса не перевоспитаешь! Прав был Лунин: «- Ces petits riens gui ne valent rien, mais gui coutent beaucoup. IL faut prendre, mon cher - Это пустяки, которые ничего не стоят власти, но дорого обходятся отечеству!». Ложась кровавым пятном на народ. «Доброта» Императора, удивила, и поразило общество России. Хотя какая доброта, если в семьях декабристов умирали дети, их жёны, да и они сами были больны, вызывая сочувствие и жалость к их судьбе, у всех кто с ними встречался. Общество столицы, дворяне и интеллигенция, всё бурлило и требовало, просило за них, император был вынужден их " простить". Когда глава дома, отставной капитан Урусов Николай Владимирович, стал расхваливать решение императора Романова, князь Щепин-Ростовский Дмитрий Александрович, глядя на его горячность, невольно усмехнулся, испытывая сожаление и жалость к человеку не понимающего, чем для России обернулось рабство, крепостничество и угнетение крестьян дворянами, господарем императором Николаем Павловичем. Наивность в  рассуждениях хозяина, искренне забавляла его.
— Да, доброта его не знает границ, особенно те, 114 рублей 28 копеек в год, что присудил ему Романов на жизнь. Впрочем, мне недолго осталось, так что, Романовы надеюсь, не обеднеют. Вот только мои дети, я их отправил раньше, должны получить лучшее образование, и я думаю, что они для России сделают гораздо больше меня. Тюрьма научила меня многому, нельзя было полагаться на благородство царствующего дома, это не князья Рюриковичи, которые сами ходили в битвы и сами, своею рукою рубили врагов вместе с ратоборцами - дружинниками и ополчением, защищая родные княжения и народ, приобщая к Руси новые земли и племена. Русские Святые князья зарождались в битвах и сражениях, кровью врагов окропив наше отечество, укрепляя Русь и веру русскую. Они, которые крестили Русь, думали об отечестве и потомках, которые придут за ними. Романовым же, как многие думают в Европе, и что в частности пишут в английских газетах это их интересы, а не чувства и не честь русского дворянина. Быть, часто используя карикатуры, это совершенно неведомый мир, их политика Русским царём, императором России, - здесь декабрист замолчал надолго, обдумывая свой ответ, присутствующие при разговоре даже подумали, что от усталости гость задремал, но он уверенно продолжил разговор: — Значит, необходимо быть нейтральным над обществом, это значит быть выше над разными мнениями и поступками. Лишь собрав, обобщив все желания и требования общества, единоличным своим решением успокоить всех оппонентов и народ, как это делали Рюриковичи, разрубая своею волею тот гордиев узел, что сплели оппоненты и власти Европы. От всех этих решений и зависит, как власть, так и само существование монархии. Ведь о чём мы мечтали и что мы хотели? Мы хотели преобразование России. Но главное, это была Конституция, сохранение в отечестве монархии, правда в неком усечённом виде, но монархии. Только с монархом, Мы, Россия! Сможем продолжать развитие общества и народа, государства. Монархия столп России! Её фундамент! Хребет! Хребет развития и существования власти и закона отечества. При всей своей неприязненности к Романовым, после всех наших испытаний, надо всё-таки отдать должное благородству и стремлению императора Александра II преобразовать отечество. Искренне думаю, он достоин величия своего прославленного деда. После глумления над народом и дворянством, темноты от варварства режима его отца в России, в те дни, я чувствую, что в России наступают дни прозрения и благоволия  к народу, со стороны императора Александра II. Очень надеюсь на его благоразумие и честность дворянина, а его поступки, по крайней мере, на сегодняшний день, говорят о его благородстве, и    история тогда, запомнит его как благодетеля и хорошего хозяина Земли русской. Не то, как его батюшка Николай Павлович. Это надо же, безжалостно мстил даже родственникам осуждённых. Он тогда в двадцать шестом году издал указ о том, чтобы Земской суд Рыбинска, собрал сведения на родственников декабристов. Особо усердствовал местный предводитель дворянства, и где только, таких изыскивает власть, некто Бычков. Он со следователем посетил, как писали наши товарищи,    почти всех подозрительных и иных,  и лично, несмотря на погоду, и день ли, или глубокая ночь, допрашивал в спешке, чтобы доложить начальству. Заставь дурака, Богу молиться, он лоб себе расшибёт. Власть, опирающаяся на холуёв, недолго будет сильной, ибо они её пособники, так же будут служить и врагам. Хозяин усадьбы был поражён рассуждениями, убеждённостью декабриста в своей правоте и правоте поступков декабристов, логикой его мыслей. При всех своих мучениях в Сибири и познаниях, на своей собственной судьбе, гнёта крепостничества и своеволия императора окаянного, в Дмитрии Александровиче осталась искренняя привязанность и вера в монархию и Россию. За столом наступила тяжёлая тишина, все неловко переглядывались, так был необычен в их семье разговор о политике царя. Слышен был даже ход часов-ходиков в гостиной. Неловкое молчание прервал хозяин дома, Николай Владимирович. Отставной капитан, с удовольствием куривший трубку набитую крепким, дорогим, но дурно пахнущим турецким табаком «Дюбек», протянул гостю курительную трубку и табакерку. Князь Дмитрий Александрович, взглянув на табак, протянутый ему хозяином, усмехнулся, не удивляясь совпадению в их привязанностях, в последние годы, так часто случавшиеся в его жизни с товарищами. Такой же турецкий табак любили выкуривать в Петровском остроге, старик Лепарский и Лунин. Им, его доставляли в замшевых мешочках сибирские друзья, купцы, но чаще привозил Белозеров Б.В. Табак неплохой, но уж больно крепкий и с душком, от запаха которого дамы морщились, но терпели из-за уважения к батюшке. Он, будто нехотя и лениво отмахивался рукою от едкого дыма, причмокивая своими толстыми губами.  На уже обрюзгшем полном лице, сияла хитрая улыбка старого вояки повидавшего и не такое в своей жизни. Именно провинциальная смекалка, вначале показавшаяся князю детской и наивной, сработала и в этот раз. Он, стараясь не обидеть уважаемого гостя, вежливо и уверенно, негромко, но с достоинством и уважением к декабристу, к его убеждениям, основанных на личном большом опыте старого каторжанина и его солдатской жизни, произнёс без смазливого, как принято в столице дворцового  кокетства и ложного пафоса:
— Нет, Вы князь не правы, император Александр, тоже человек и он всё- таки  худо-бедно но, заботится о своём народе, он старается уйти и отторгнуть народ от воспоминаний о режиме кровного отца, от его солдафонства, поражений в войнах и неразберихе в хозяйстве. вот вы говорите о Николае Павловиче:- Варвару не надо мерзостно демонстрировать своё превосходство пред обществом равных...Чу! В вас говорит оскорблённая честь и обида, простите императора Николая, ибо он не ведал что творил, их род и так проклят богом. Я помню, как в обществе столицы, да и у нас конечно, обсуждались действия его и нашего сибирского губернатора. Тот не позволил Анненкову прибыть в Иркутск из Бельска, на оказание помощи и привлечения лучшего врача, для помощи тяжело больной его супруги. Она тогда была в положении, и тяжкая болезнь оказывала не благоприятное воздействие на плод. На её письмо, Анненков, тут же откликнулся и хотел приехать. Но, ему не соизволили дать разрешение на поездку. Дикость режима. В результате, Анненковы потеряли двух детей - младенцев. Вопиющее безобразие режима Николая, достойный только варваров Европы! Отравители. Кстати в Европе отравителей раньше даже в монастыри на покаяние не принимали за их тяжкий грех, и частенько просто топили. Но ведь и Вы господа не Святые! Припомните поступок Каховского, хотя как потом говорили очевидцы сего деяния, что первый выстрел произвёл солдат, и лишь потом сам офицер Каховский. Варварское убийство Милорадовича. Как я понимаю, у вас произошло психологическое противодействие против хамства и унижения Вас, допущенное губернатором. Но это наивное и вечное предубеждение народа против власти и тех, кто пытается удержаться у власти путём пролития крови. И здесь нашла коса на камень, сам Милорадович повёл себя не прилично, обозвав старую гвардию площадной бранью и послав на них угрозы, но, Вы то? Вы дворяне! Простите старому, довольно заслуженному пред Отечеством офицеру его солдафонство, хамство и наглость оскорблений. Он, Милорадович, боевой офицер! Заслуженный и уважаемый многими генерал, а Вы, не лично Вы, а Ваш товарищ пулю ему в бок и грудь. Чем, Вы отличаетесь от хамов, смердов и убийц? Все хороши, но правы те, кто о России заботится без крови! Без восстаний и заговоров! По закону, по крайней мере, или хоть в каких- то рамках закона. Я понимаю в России рабство для народа, крепостничество и варварское  отношение государей к народам и дворянам, норма. Полное бесправие и дикость самодержцев,   желающих ничего не замечать и не видеть дальше своих ушей, но нужны какие то правила благородства, чести по отношению к государям и церкви, вере русской православной! Войны и восстания не приведут Россию к согласию и миру. Вы конечно не обижайтесь князь, но тёмный бесправный народ надо прежде учить грамоте и наукам, и лишь после требовать от него и для него Свободы и справедливости, блага. Возьмём, к примеру! Хотя бы вашу гвардию, в скольких заговорах она участвовала? То-то! Я насчитал более восьми! Как только она по наберёт благ от императора, и тому нечего уже им дать, они его свергают, или просто убивают. Как Вы понимаете под любым благовидным предлогом, будь там императрица недовольная супругом и желающая приобщить своё тело к любому гвардейцу, или тот претендент – узурпатор на престол, который больше даст и пообещает им, а это и титулы, и привилегии, и власть! Вы господа, шуршите своими желаниями бездумно, как барышня юбками, страстно, притягательно, но и опасно. От любви до глупости один шаг. Чувство свободы, не есть    Свобода князь. Это как русский язык, своего рода рабочая лошадка, терпеливо и вязко делающая своё великое дело на просторах России, обволакивая и западая в душу говорильней об идеалах, а до урожая-то, далече друг. Учить народ тяжко и необычайно трудно, но если осилишь сей труд, то  откроются для души такие дали и высоты, что дух захватывает от красоты бытия. А Гвардия друг,  рабы своих желаний! И всё-таки, при всех недостатках своих и необдуманных до конца своих планах, Вы единственные из дворян-гвардейцев, кто желал благо Свободы для народа, а не для себя лично. Вы! Имевшие всё! Для собственного благополучия и жизни в роскоши, сумели отказаться от благ,   достигнутых вашими предками путём травли и глумления над крепостными, и над верой народной. Но именно поэтому, Вы и Ваша Гвардия, Ваше восстание 1825 года, войдёт в мировую историю героями и Святыми для народов! Как пример мужества и самоотверженности, всепрощения и святости, чести и благородства основ Руси, дворянства! Потомки, я думаю, со временем оценят это. Но, парадокс состоит  в том, что церковь и власть никогда не причислят Вас к лику Святых. Вот убийц, Да!Царей и кровавых правителей, Да! Почему? Да потому, что церковь, как и власть, питается подарками, каждые десятин ей, да  и внесением вкладов – пожертвований в свои кладовые, ей нужны символы и доходы, иначе Бог не приживётся на Руси, такого даже при язычниках не было. И дело не только в этом, но и в том, что Вы не учли, что на каждого дворянина, есть свой Николай и свой Пугачёв. Понимаю учиться было не у кого, но, идя в бой и думая о Победе, не забывай и о смерти. Духовные силы России не в столицах и дворцах, они в глубинках отечества, в Храмах Сибири и на Алтае, в древних монастырях Ярославли, Ростова, Владимира, Пскова и Плёса. Там, в глубинах нашего отечества прячет Бог свою русскую древнюю веру и Святых! Цари это лишь символы, не более, а церковь молиться на них поклоняясь своим царственным идолам! А народ-то русский не глуп, он всё это    видит и понимает. Церковь, императоры, никогда не скажут народу, что государственных преступников судили не по закону и с его нарушениями. Не помянут в деле о роли Великого князя Михаила Павловича, бывшего судьёй в собственном деле. Он пристрастное лицо, явно заинтересованное в казни злоумышленников, ибо они направили свои действа, как против его брата Николая, так и против него. Не укажут на Голенищева-Кутузова, как одного из участников убийства императора Павла I, и явно заинтересованного в смерти Милорадовича, ибо именно он занял его место генерал губернатора столицы. И первое время даже говорили в обществе, что именно он прислал, или подослал солдата, который первым выстрелил в генерала. Но кому всё это выгодно в первую очередь? Правильно императору Николаю, он выглядевший трусом, становится героем, из-за Вашего Князь бездействия, он Вас переиграл. Он от страха умён.   Ему нужна была кровь, и он спровоцировал действа Ваши князь, с помощью террора. Вы в глупом своём благородстве ждали, а он действовал. Теперь будут говорить, что он всё делал для России и народа, так и Бенкендорф будет  старательно и мучительно фантастически, долго писать в воспоминаниях о своих заслугах и подвигах императора Николая. И всё по людски и без лавров славы. А я то что, что поделаешь, служба! В тот день император испугался когда народ увидев его бросился к нему прося защиты, а он вместо того, чтобы остановиться с гвардейцами и выслушать  людей о их нуждах и бедах, закричал в гневе: « - Шапки долой холопы!...» Так-то князь. И это в морозный день, в дикий холод и сильный ветер. Когда крысу загоняют в угол, она бросается в атаку, чтобы не погибнуть, так и этот. Это не Великий Сулла разбивший понтийского царя Митридата. Битва была открытой и честной. Победил сильнейший. А ведь Митридат, воевал с Римом почти сорок лет. Я уже говорил Вам, на каждую шею, дорогой мой гость, есть своя петля, или аркан, как говорят монголы. Вольтер говорил: «- Единственная война, которая была справедлива, это было восстание Спартака. ..». Вот и император, как говорят многие, прекрасно помнил завет отца, императора Павла, сказавшего ему и брату Константину, всего за неделю до своей гибели: « - На трон, не должны приходить «сюзерены со стороны», только свои. Помните! Вы мои наследники, и достойны величия нашего отечества, но при одном условии… - здесь он, как мне рассказывали позже придворные - надолго замолчал, а потом, с неприязнью посмотрел на своих повзрослевших детей так не похожих на него, ни умом, ни внешне, ни громадьём задуманных им планов, походов в Индию, и многозначительно продолжил:
  –...Запомните на всю жизнь. Достоин, конечной цели только тот, кто не познает слово "Страх" на своём пути, тот, кто ради государства забывает о личном и о себе». Помню один из рассказов Михаила Павловича; тот, вспоминая действа брата, на одном из игрушечных парадов во дворце, обычные на то время, стал невольным свидетелем избиения им солдат. Делал он это с необычайным усердием и удовольствием, да так, что даже вспотел играючи. Так вот его матушка, наша премилая императрица, говорила при этом ему, с озабоченностью любящей матери: « - Николаша, не бей солдатиков так сильно, запаришься и заболеешь…». Правда, я не сторонник верить в придворную болтовню, я считаю их скорее играми и сплетнями недоумков и мерзавцев, для оболгания героев и фактов, засеяв на полях истин смуту в мыслях будущих исследователей истории...Как-то так я разумею придворных лакеев, но слышал сии реляции верно, так в данный раз об этом и от верных людей достойных уважения и веры. А, с подлецами дорогой друг, в любом противостоянии, как и в борьбе, нужна сила воли и действия резкие, а не благородство и честь, и выжидание условий. В этих вопросах я ревнивец и спорил в них ещё с Куприяновым, достойнейшим помещиком. в свою бытность офицером, и Михайло Коринфским в 1820 году, тоже исключительно порядочным человеком и замечательным архитектором, создателем благолепия Храмов. Да...люди люди. Не Мир таков, а неграмотность и людишки с их потребностью всё списывать и перерисовывать... Нет благочестия во власти, император же, сам дьявол в своих поступках, поступках монарха. Одни в обществе князь наслаждаются   в лучах царской милости, прочие, как Вы и ваша гвардия, дерзают так, что кости ломаются от напряжения и бессилия, тоски по Свободе. Впрочем, что мне Вас учить жизни Князь. А народ, наивен как дитя, воспринял её, эту мечту и сказку о божественной сути происхождения рода царя,  и твёрдо верит в эти "храмы сказок", ибо верит в Бога, как в самого себя. Но и здесь нужно различать хозяйственную деятельность церкви и власти, и их духовную суть, ритуалы, традиции, символы, учение! Помните восстание Булавина в прошлом веке? Его, принимавшего всех ушельцев-крестьян России, давая им свободу и землю. Его соратника и помощника Игната Некрасова, помогавшего безземельным и нищим, казакам. И всё из-за чего началось? Опять же из-за запрета Петром, казакам сношений с Европой, Турцией. Слишком царю показались самостоятельные их действия, вот и накинул он удавку на их свободы, да так, что сам Некрасов, с голытьбой бежал в Турцию от царственной свободы. А ведь все православные, как же их всех допекла царская власть, если ушли к другой вере. Вот когда начинались сомнения в народе, а чуть надломишь основу веры в царя и веру  христианскую, по незнанию, по глупости ли, или по злобе и ненависти ко всему русскому, в веру в Бога, и рухнет основа основ государства, идея. Веру православную, как суть и дух народа, ни в коем случае нельзя путать с благополучием, богатством монастырей, Храмов и Верой народа. В монастырях служители работают от зари до зари и благолепие Храмов, от трудов их и молитв. Александр же, Вы правы, старается, хотя и пока слабо, но старается стать народным императором и владыкой  Земель! Но попробуйте прокрутить это гигантское колесо власти, чиновников и прихлебателей от высокого дворянства. Сие бедствие, попомните мои слова и детям и внукам передайте, оное зло в России неистребимо и навсегда. Император. И всё же... добро и зло, смешанное на неразумности бытия и веры в свою непогрешимость? Шаткое определение для истины. Посмотрите, как он в последнее время, много сделал для общества, и эта предполагаемая реформа для крепостных, правда я думаю, что это глупость т.к. дворяне это основа России, и помещики без холопов, вымрут как класс. А не будет нас дворян, и Россеюшки конец будет, вот увидите, точно вам говорю, через ближайшие пятьдесят-сто лет Россия рухнет, как глиняный колос, рухнет! Александр, здрав и умён, не то, что его отец, но нельзя всё преобразовать сразу в России! Начинать нужно не с чиновников и дворянства, а с крестьян, дать им бесплатное образование и Землю, свободу перемещаться по отечеству, от помещиков и владельцев заводов, и вот когда они почувствуют силу власти и свои обязанности свободных людей, тогда и промышленность и власть царя взыграет и станет сильной. Тогда и режь чиновников под корень, а за ними дворяне подтянуться, и подчиняться власти императора, но уже в свободном обществе. Возьмите императора Александра I, Освободителя! Проректора Мальтийского Ордена, а как он талантливо проводил политику войн, только три его победы затмили Петра Великого! Это война с Турцией 1806- 1812 годов, с Персией 1804 – 1813, и со Швецией в 1808 – 1809 годах, и везде полные победы, не говоря о войне с Наполеоном, как в войсках его обзывали « На полу он!» Дамы, жена и дочь, громко рассмеялись, так они привыкли к бурчанию и вечному недовольству своего любимого ими батюшки, Николая Владимировича. Они, привыкли к этому и не обращали особого внимания на эти глупости контуженного в сражении, стареющего солдата. А, упрямый Николай Владимирович разгорячаясь вновь, продолжал:
— А территории, присоединённые к нашей Великой империи: это Восточная Грузия в 1801, Финляндия в 1809 году, Бессарабия в 1812, Герцогство Варшавское-Царство Польское в 1815 году! Вот величие народа России и его Императора, так должна Россия говорить с Европой, а не как Пётр Великий лебезя пред нею! Он, Александр, первый кто поверил в дворян, первый кто преклонил в знак уважения к их подвигам свою главу при покорении Парижа. Как он сказал: «- Дворяне, русский народ,  это звёзды нашего Отечества. Правда России в памяти, и Европа это будет помнить…».  Да уж,  дорого уважаемый Николай Владимирович, в нашем отечестве, в России, чаще всего события  влияют на стиль поступков власти. Вспомним хотя-бы  Князя Александра Невского и Ивана Калиту, при них на Русь никто не посмел нападать, кроме, разумеется,  неприязненных баскаков Орды. Дерзкое, но разумное ведение политики этими Великими Князьями, с Ордой и её ханскими  чиновниками, позволили Руси выжить и окрепнуть. А Европа? Ну что же, она всегда будет не благодарна по отношению к России. Она, как  старая девка погрязнет в грехах, она мародёр христианских душ и всё её величие создано на подкупе, крови и высокомерии. Страх и ненависть к нашему отечеству у них в крови и впитано с молоком матери, и ничто не изменит этого. Жаль Пётр не понимал этого. В народе России дух общины, а европейская культура, это единоличное хозяйство, а при такой свободе разности, много не хорошего, что для нас не приемлемо. Не приемлемо! - хозяин перевёл дух, утолив сухость во рту стаканом сока, поданный служанкой, и продолжил распаляясь вновь - Но,  мы переживём и эту эпоху трагедий государств и войн. Знаменательный для России и нашего времени Славянский Конгресс  сорок восьмого года отметил, что славяне не имеют права убивать друг друга, и это правильно, но и очень  наивно. Боюсь, что мы утопим матушку Россию в Русской Сказке. Мы реально понимаем что из войн, как из Преисподни, рождается история России, наша история подвигов и трагедий. Возьмите Александровскую, так называемую Конституцию « Государственная Уставная Грамота» восемнадцатого года. Как она была верна и благолепна, но испуг  власти, неуверенность императора прервали её так необходимую нам разработку, исполнение и принятие, а время уже тогда требовало срочных преобразований. Так нерешительность одного, страх перед новым другого, испуг третьих, меняет историю государства коренным образом. Николай Владимирович с испугом, от своей горячей, но, как ему показалось  запутанной речи, посмотрел на родных и молча сидевшего напротив его гостя, осёкся и глухо прошептал - но хватит истории, в общем-то как мы понимаем, Александр I, напомню старший сын императора Павла I и императрицы Марии Фёдоровны, продолжал подвиги семейства рода Романовых. Время, отечество и народ оценит их, впрочем, уже оценил, вникая лично в хозяйственное обеспечение армии и корректируя расходы на неё, интересуясь строительством и наукой. Император Александр, первый прислушался к письму - докладу доктора Вольфа, тогда совершенно никому не известного в своих изысканиях по организации обучения солдат в армии, на основе подгонки стандарта на вооружения, как основы успеха при фехтовании и стрельбе в полевых условиях войн. Так молодой врач, показал на основе своих наблюдений и опытов, проведённые им с десятью солдатами и тремя офицерами гвардии, в условиях военного времени, пришёл к выводу и описав их, дал свои предложения военному ведомству:«- Что если вес оружия, государева, в данном случае сабель и шпаг, мною проверенных и использованных в моих исследованиях, имели разницу лишь на 0,3 – 0,5 фунта (на современный пересчёт около 135,5 грамм и 227 грамм. - Автор.), от их личного оружия (для офицера), то применяя другое, не принадлежащее и  непривычное к его руке, а на войне это очень  частые случаи перемен или замена повреждённого в бою оружия, у них теряется способность владения им, на пятьдесят случаев из ста. Ежели, при применении пистолетов, разных заводов, мастеров, но единой классификации, вес оружия отличается более чем на 06 фунтов (приблизительно около 273 грамм.- Авт.), то попадание заряда в цель, не превышает двадцати пяти выстрелов на сто. В исследовании это было первые три, четыре дня, пока рука не свыкнется с оружием, мозг, мышцы руки не приобретают влияние на испытуемого. И это у моих самых опытных гвардейцев, дуэлянтов! В последнем случае, для чистоты эксперимента, я брал за основу кремниевые пистолеты Джона Мэрдоха, 14 калибра и Джона Уотерса, как предмет покупки их казной в конце прошлого века. Они, более подходили к моему опыту, так как были тяжелы, но довольно удобны, так как непривычны  руке нашего воина, и в моём опыте играли не последнюю роль.». Следуя своим изысканием, доктор Вольф, сделал вывод: « - что организм человека, как дрессированное животное, откликается на команду мозга человека и делает то, что приказывает ему мозг и его мышцы, а не иначе, вне первоначальной тактике и методике обучения личного состава. Я был не первый, кто обращал внимание на сии предметы опытов. Мне известен случай таких исследований у древнего римского полководца Гай Плиния Секунда, правда более известного своим даром писателя, но для нас были интересны не его 37 томник книги, а его изучение и внимательное отношение к своим легионерам, о чём он писал в своих записках и поучениях для них: «Влияние оружия на способность сражаться» (легионера). В своём опыте, он, применяя разные по весу и размерам мечи и копья, а также стрелы лучников, пришёл к выводу, что у каждого легионера, есть своё, только ему присущее оружие (меч) к которому он относиться как к брату, на равных правах. И если он был вынужден брать в руки другой меч, а лучники луки и стрелы, то результат битв был плачевен! Легионеры чаще гибли, потери  увеличивались, при этом не из-за трусости, или неопытности воинов, а из-за непривычного для него другого меча, отличавшегося с их слов неудобностью и другим весом, или более тяжёлым или лёгким…». Так и Вольф, он предлагал введение единого порядка контроля, за производством оного оружия, что будет резко полезно при тактике обучения и практического применения навыков. Но, как я знаю, ибо изучал эти вопросы как офицер, военное ведомство не пожелало принять во внимание « такие мелочи» и проигнорировало сие полезное исследование молодого армейского офицера, врача, и не дало ход докладу. При этом сделало выговор инициатору научных изысканий, так полезных для армии и науки. Уверен, что если бы данный доклад, оказался в руках самодержца на тот момент, то, оружейная промышленность и тактика обучения солдат гвардии привело бы к отличным результатам и успехам в войне, не говоря о научной ценности этих изысканий, на столетие опередивших многие научные труды европейских учёных. К сожалению не всё зависит в России от императора. Романовы! И правда, не всё у них получалось как им желалось, возьмите цесаревича 1825 года, Константина Павловича, "однодневку императора". Его бабушка Екатерина II, возлагала на своего внука Константина огромные надежды и прочила великую его будущность! Она желала, чтобы  Константин, когда станет императором, освободит Константинополь! Займёт проливы и станет поистине Великим императором своей империи. Великая мечта немки. Она, наивная и мечтательная надеялась, что он воссоздаст  Греческую империю! Любой человек, считала по наивности она, воспитанный в книжной культуре, благороден. Великая бабка прекрасно  видела разницу между Николаем и Константином, именно поэтому она верила только в своего любимца и талантливого внука Константина. И это факт истории, а не набор строк на слух, выгодный Вам или мне лично, это подвиг рода Гольштейн – Готторп, по иронии всемогущей  истории, сплетённые нитями судеб с родом Романовых.  Их очевидная и несомненная заслуга, заслуга рода императора и его супруги Луизы Марии Баденской (Luise Marie Auguste von Baden). Но ныне, люди перестали искать правду и истину, и это культуры трагедия. Очевидно только Господь знает, кто крещён, а кто нет. Вглядываясь в скверну и недостатки людей, нужно видеть и хорошее, даже в палаче. Ибо, даже в монастыре человек постепенно умирает для мира если брезгует общаться с мирянами.
Поток слов говорившего иссяк, и наступила тишина, в которой каждый переосмысливал услышанное им. Этим и воспользовалась супруга хозяина усадьбы, Анна Ефимовна. Она, обеспокоенная за супруга, боялась его нервного взрыва, редко, но всегда бывавшего у него, когда он защищал  святейшее для него, старого солдата, имя  почившего  императора, и старалась оберегать его от волнений. Налив ему прекрасного французского красного вина, в стоявший на столике  хрустальный  богемский бокал, и привычно спокойно, чтобы не раздражать своего разгорячённого супруга, полу обняв его, присев  к нему на подлокотник его кресла, успокоительно, но довольно твёрдо и властно, что так необычно было для слуха князя, до этого видевшего в ней лишь придворную, красивую, но чуть слащавую хозяйку дома. Он, неожиданно, словно вернувшись  в своё  далёкое детство, увидел  в ней свою строгую, властную матушку, говорившей в случае неповиновения  своей дворне:
« - Не забывайте, господа служивые, бояться надо мира, а не войны, ибо люди будут умирать от страха за будущее, а не за настоящее… Помните это прежде, чем своровать.»  И  помещица, неловко использовав свое влияние хозяйки, словно извиняясь за свои слова, сказала разговорившемуся не вовремя супругу:               
— Батюшка, не говорите о глупости других, опять Вы со своей чуждой  Миру философией. Вы князь не обижайтесь. Лучше расскажите нам о себе  и  о святых книгах, о которых Вы упомянули в своих рассказах, и как они к вам  перешли. От Вашей матушки, княгини Ольги Мироновны,  или по роду князей Ростовских?  До нас доходили рассказы и слухи о  жестокостях наполеоновских солдат, и о грабежах  храмов и монастырей, о их тяжёлых обозах с  церковном  добром. Да и Николай Владимирович многое видел, он был участником той войны двенадцатого года. Если Вас не утомит рассказ, просим, расскажите. Князь, никогда не рассказывал о своём  духовном мире и душевных ранах посторонним,  стараясь не распространяться особо о своей  семье и многочисленном роде, а  тем   более о исторических реликвиях  своей семьи, но сейчас, видя искренний интерес, а не простое любопытство прохожего,  решил рассказать историю священных книг доставшиеся их роду от предков.   
– Давным-давно,  ещё в те далёкие и жестокие времена смуты и восстаний, и неразберихи в имущественных отношениях, один из наших родственников, князь  Щепин-Ростовский  А.Д. князя, сын Дмитрия Борисовича, продал свою деревню в Бежецко Верхе и  село  Пузырёво, своему товарищу и другу Полеву Н.В. Было это в 1518 году, так вот именно там и нашёл Полев старинные книги и передал их в Соловецкий монастырь.  Были и другие Священные писания, в частности Библия Новый Завет, или как его ещё называют Комплютенский Ветхий Завет 1514 года, сохранённый и переданный нам нашим прадедом  князем Семёном Алексеевичем и его супругою княгиней Евгенией Борисовной. Тем же, в свою очередь  этот пятитомник, а всего их было шесть томов, но у нас только пять изданий, перешёл по наследству от воеводы  Царя,  Ивана Васильевича Грозного  и Царя Фёдора Ивановича, князя Ивана Дмитриевича ( 1523-1585г.). У самого воеводы     детей-наследников, как я знаю не было, и его родные, Князь Данила Петрович Щепин-Ростовский,  приняв наследство, свято сохранили драгоценные реликвии рода, до наших времён. Сейчас они сокрыты моею матушкой  в Иванково. Кстати, там есть и древние книги из Великого Новгорода, книги, манускрипты католической церкви, присланные из Рима в северную столицу самим папой Римским. Римская церковь тогда пыталась о окатоличить северные земли Руси, и в граде новгородском была открыта католическая церковь, или как окрестили её в народе, Варяжская Божница. Удивительна история одной из книг о Князе Димитрии Донском, писана она была  польским монахом, не помню его прозвания, но очень правильная книга о нашем прошлом. Найдена она была нашим предком в обозе польских шляхтичей, стремительно бежавших из Москвы. Поляки-шляхта, не разумеют простой истины что Русь жива своими Святыми, пример должный:- Князь Александр Михайлович, ради спасения народа от беды и нашествия поганых варваров выехавший в Орду пожертвовав собою во истину праведник и Святой. Святость, самый высокий идеал Русского народа, ибо старцы – паломники,  ищущие покоя для нашего отечества в своих молитвах и трудах, были бессребрениками и бескорыстны в своих поступках. Возьмите даже богатых новгородских купцов, вошедших в историю России своим благородным подвигом в делах торговли. Один из них, ради прославления Новгорода и северных земель Руси, начал чеканку монет из чистого золота, чтобы привлечь в свои Земли купцов из Европы и Азии-восточных Земель. Торговля это кладезь благополучия и процветания любого государства. А имя этого благородного патриота Михаил Залесский. Родом он из наших земель, из Переславля Залесского... Так-то господа! Повторяясь всё же молвлю ещё раз, удивительна Русь в своих подвигах... Вот пожалуй и всё, что могу сказать о реликвиях рода. Пожалуй, не менее интересна история семей каторжан. Возьмите любую из них. Вот например семья Кюхли- Кюхельбекера, его супруга, уважаемая всеми матушка Артенова Д.И. была не дворянкой, а  дочерью заурядного почтмейстера, но сколько благородства и стойкости в ней, благодаря воспитанию своего батюшки. Да,… после смерти мужа она одна воспитывала детей;                дочь Юстину и сына Михаила, в тяжелейших условиях и бедности. Да такой, что свою дочь она передала на воспитание своей сестре, а сына Михаила по поручению родных и товарищей отдала на учёбу за казённый счёт. И так в каждой семье. Даже Волконские, лиш благодаря действиям князей Лобановых – Ростовских и других доброжелателей сочувствующим им, помогли определить на учёбу своих детей.   Которые, в последствии, поминая родителей, определят записи дневников родителей и по их воспоминаниям опишут в книгах подвиги своих родных и каторжан нашего «призыва». Даже шеф жандармов   А.Ф. Орлов не сдержал эмоций при их определении в учёбу. Почти десятилетнее пребывание Волконских в Петровском Остроге, не выжгли в них человеческие чувства и благородство дворянина. Тяжелее всего пришлось на судьбу Мозгалевского Н.О. и его супруги Агеевой Е.Л., родившей восемь детей. Ранняя смерть супруга положила конец сравнительно благополучного их существования, и лишь наша помощь, и помощь местных купеческих родов предотвратила их ужасное положение, а возможно и их гибель. Так раскладывалась наша жизнь. Дамы, сидевшие за столом, смотрели на гостя с благодарностью и уважением, даже их «грозный» владыка батюшка  выразил ему признательность за то, что «государственный преступник» посетил их богом забытый уголок. Дамы чувствуя что мешают мужчинам, они с детства были воспитаны в благородных манерах, и  понимая, что им нужно переговорить одним о очень многом, да и у отца, когда он сможет поговорить всласть на такие злободневные темы, женщины надо признать этого очень остерегались, и предложили разойтись всем. 
- Давайте ка, лучше укладываться спать папенька -  произнесла дочь - гостю наверное рано вставать.- А может быть, останетесь ещё на денёк дорогой Князь? Вы отдохнёте, лошадки отдохнут, возок капитально отремонтируют для вас, или наш новый возьмите в подарок – спросила любезная хозяйка.    И ещё вопрос: у нас именьице рядом с селом Новинское Костромского уезда , волость Шухомаш, так там жил в девяностых годах 1693-5 годов, помещик Иван Иванович Щепин. Он моей родне оставил наследство, небольшое. Кем Вам приходится сей человек, родня? Ах, он отпрыск побочной, боковой линии, женской. Ну что же, тогда я охраняя древние вещи (иконы) буду знать особо о том князе.
— Вы такой милый, интересный собеседник, и Вы так галантны. Право, у нас в нашей глуши, это такая редкость. Ваша семья, уже верно добралась до Волги, что Вы так торопитесь, мы им рекомендовали на какой станции лучшие лошади и питание, на второй день Вы их и догоните. Но видя, что уговоры не действуют, они посчитали неприличным настаивать дальше. Дамы, извинившись и пожелав спокойной всем ночи, удалились к себе, а хозяин, Николай Владимирович и гость, ещё долго говорили и говорили о будущем России, о монархии, о царе. Беседа была тяжёлой для обоих, каждый принимал свою сторону, и по сути каждый из них был прав, и это объединяло их и разделяло. Так бывает в жизни, иногда, когда уважаешь врага, но не можешь принять его сторону по закону чести, это как дуэль, драться не хочешь и простил вроде противника, а долг и честь дворянина, а скорее мнение общества о твоём имени, заставляют свершать «глупость» и тяжкое преступление, кровавую дуэль. За что и ради чего, жизнь клали, не всегда было понятно. Усталость  начинала брать своё. Речь, и разговоры обрели спокойствие.  Князь, подошедший к окну, увидел, что небо выяснело и показался месяц.   
 — Мы конечно не Архонты - в раздумье глядя на яркие, морозные звёзды, произнёс князь – нет, мы не судьи и не палачи. Пусть Бог и наши потомки рассудят нас, но то, что Россия без царя батюшки и монархии рухнет, это конечно факт. И всё же, смотря в настоящее и прошлое, я прекрасно осознаю, что в России нет тишины духовного духа русского, вороны от власти, всё также атакуют и терзают   мучительно Русского  Орла, будущее Зверя в их руках. Посмотрите, даже в разговоре между собой, в манере общения русского дворянина не остаётся ничего русского, одна европейщина, и для меня это страшно. Лица императорской крови, господа промышленники, высасывая из народа все силы и соки до самого донышка, потом сами же создают благотворительность и богадельни, а это  опасно, народ  боюсь, сметёт такую власть, или сбежит. Вспомните европейскую войну 1812 -14 годов, когда мы,  русские, вошли с войсками в Европу, нас было более ста двадцати тысяч, а убрались из неё менее восьмидесяти. Убегали от неволи солдаты, от разорённой экономики-хозяйства, и при этом повышенные налоги с крестьянства. Дикость власти и помещиков, желающих за счёт народа выправить свои дела и прибыль с этого получить. Гадко. Это  будет дико и смертельно, и для власти и для нас с вами, это не мы, они не будут добиваться конституции и переговоров с властью. Нам, которым было достаточно одного только слова императора Константина, нашей или его, а может быть и Александровской  конституции,  и мы поверили ему, надеясь на преобразования в России. Власть же делает из народа зверя и мстителя. Эх, императоры, поймут ли, трясут только то дерево, которое с плодами.         
 — Вы полностью правы князь - произнёс хозяин дома – но, без монархии рухнет Россия, не как государство конечно, но как единое и целое пространство православия и веры, дворян и крестьянства. Гость, откликнувшись на разговор, чтобы не обидеть хозяина, хотя смертельно устал, поддержал его
 - Сейчас, уважаемый  Николай Владимирович, Православная вера, это одна боль и тоска от сует мирской жизни для многих, даже дворян. Уже сейчас, в судах жалобы церковной власти о нападениях на священников со стороны дворян, а те, в свою очередь недовольны жадностью священнослужителей и превращение Храмов в  торговища. Обряды бывает,  выполняются ими в пьяном виде, вымогательство процветает и это очень печальный пример для молодёжи, были даже судебные  процессы и об избиении  священников дворянами, и это факт, фак неопровержимый, ужасный.  Много  стал  наш русский  язык паскудничать, забывать  писание и Бога. Растолкуй  мне, глупому, что за  дела на Руси? Запудрены Души людские ложью.            
— Знаете князь, что у меня спросил один купец в Кургане? - дорогой праздник был. Я оказался на приёме у одного купца, у его супруги был день рождения. Так вот он, этот шельмец, у меня спросил:  - Почему у нас даже дворяне делятся по сортам? Одни имеют право ездить в карете запряжённой шестёркой лошадей, как наш губернатор, другой, старый боевой офицер, обладатель золотого оружия, но только запрягать четвёрку гнедых, а нижние чины ездят только в паре? Дошло до того, что отечество защищать все равны, а бедные дворяне, нижние чины, имеют право только на одну упряжку с одной лошадью. Это как? Разве это справедливо, а народ всё это видит и мотает на ус.    Как бы всё это, и здесь князь, Вы абсолютно правы, всё это не вылилось  в трагедию, нашу русскую, беспощадную и кровавую. Вот почему у нас стреляются господа, они не приемлют такое унижение от императора, удел их  смертельно  обречённых, и  с народом они не могут идти, и император извините …  Дворяне, спасшие  наше  отечество, вернувшись в отечество, первыми увидели  позор общества.   
 - Послушайте, Николай Владимирович, я Вам скажу так, был в древности, в Риме, такой великий политик, консул, Катон Марк Порций Утический, жил он в последней сотне до нашей эры, лучше не вспоминать, так давно это было. Запомнился же он тем, что был сильной личностью, с потрясающим благородством и волей. Такие люди рождаются раз в сто лет, так вот, когда он увидел, что его детище, Римская республики гибнет, он выхватил меч и вонзил его себе в грудь. Он умер, но его последние слова, остались на веки в памяти дворян: « Теперь, я принадлежу себе, Рим!». И никто не посмел обвинить его в трусости,  даже враги хоронили его  с почестями героя! Вот Пётр, кажется, многое сделал для России,и первый понял, что церковь это ещё не Бог, став её притеснять, думая, что он бог.                — Вы правы – вмешался в разговор сосед по столу, казавшийся спящим, но услышав о царе Петре, не выдержал и вмешался в разговор - Царь Пётр! Европу любил, а Россию- то, он любил? Внёс в неё карты, табак, флаг и тот не русский! Слишком был самонадеянным, но при этом доверял только подхалимам. Вот Пан Бутлер на спор с одним голландцем, посоветовал царю расцветку флага Нидерландов, Красно, Белый, Синий. И выиграл спор, свои, тысячу золотых гульденов. Слава Богу, хватило ума, цвета разместить, как положено русскому человеку и его душе. Но и в этом опять Бутлер! Мерзавец! Вся Европа смеётся до сих пор, над той пьяной болтовнёй - спором. Он был пьян, и когда Пётр просил его начертать цвет флага, тот по своему состоянию, написал только первые буквы. Если взять первые буквы цветов Бе- Си – К, то получается БЕСИК! Гений Пётр рассмеялся и простил мерзавца, сказав:      «- Ну, пусть посему и быть! Пусть Европа знает русского беса, и не смеет его будить! ». Вот и творится у нас бесовщина. Великий стратег и воитель! А вреда от Европы не почувствовал и даже не предвидел, чем опасна нам она. Верил в неё всем сердцем, а она нас ненавидела, боялась! Всё искал сокровища Герцога Альбрехта, видите ли, архив его выкупил у голландцев или у чехов, уж не знаю, которые покорили Мариенбург. Даже самые преданные друзья, при виде золота теряют разум, а он поверил в то, что ему кто-то продаст план сокровищ из «Лохштедта», ( снятой копии, с камня разобранной стены каземата крепости)... Наивный гений. Я понимаю, строительство флота, войны, всё это требует деньги, но верить в сокровища Ордена! Кому Чехам? Голландцам? Ладно смерд, но государь! Это происки Англии и шведов. Они же в 1627 году после взятия замка искали в нём архивы и планы герцога. И смерть свою нашёл чрез их предательство, как и герцог, веривший своему «непогрешимому »  Скалеху. Наивный, Великий император! Здесь в России каждый камень Скалех. В Христа поверили, и в сказку эту поверили. В библии Имя, на иконе лицо! Три дня и перевернули историю, каждый мазила, по своему усмотрению, и все разные… как истина! Всё суета!   - Скажите дорогой князь Дмитрий Александрович, сколько лет христианству на Земле? Я ему - более двух тысяч. А что было до того? Вот расскажите мне, говорят, были Храмы и до христианства? Значит, были другие веры, религия, а Бог какой был? Или вот разделилась католическая христианская церковь на православную, протестантскую, лютеранскую и прочие, а кто главнее, мать - то всех церквей католическая церковь, Рим? Или нет? Это что получается, мы предали свою родную мать, которая нас родила, Святой Рим?И дважды! Ведь был Собор,уния,об объединении католической и православной церквей, но Рюриковичи не подчинились и прогнали неугодных святителей. Как же всё это понять, кого слушать?
Церковь сама разделяет верующих? Не понимаю - подвыпивший  гость,  словно философ, продолжал разгорячённо -  душа болит, а мой духовник мне говорит, что я богохульник, мне, который, кормит церковь жертвуя ей деньги сотнями рублей, при этом являясь лишь посредником! Много мнимого в нашей жизни.      
— И я не знал, что ответить ему, - в отчаянье сказал князь - отучился верить я попам, но ни коим не церкви.Упаси Бог... Они, священники нашей православной церкви доносили в охранку наши исповеди, Я понимаю, их заставляли, но…  Трудно будет замолить этот сей грех, но Русь справится и с этой напастью, иначе смута и порушение Душ и Храмов, хаос мысли.      
- Вы, дорогой князь скажите мне  другое – вежливо вставил свой вопрос в беседу говоривших, хозяин - вот суд приговорил Вас к смертной казни, так? Не спорьте, Так! И вот на эшафоте к приговорённым подходит священник, что он ему говорит, что прощает от имени Бога? Грехи, так? Так. Так, значит приговорённый прощён? Или нет? Однозначно, он исповедовался и прощён от грехов земных!  Значит чист, как Агнец! Или церковь врёт, отпуская грехи, и мирской закон выше церкви и Бога? Или нет? Я, думаю нет, и церковь, и Бог прощает осуждённого во всех грехах, и обречённый в знак прощения от грехов целует крест ему поднесённый и молится о спасении. Так или нет. Так! Так скажите, почему чрез мгновение его казнят, если он прощён и ему отпущены все грехи? Почему, по какому Божьему закону его судят власти, если Бог выше власти и закона человеческого! Кто дал право казнить человека, если церковь и Бог простили его! Или церковь изначально лицемерит? Тогда скажите другое. Царь наш кто? Помазанник божий! Церковь даёт ему своё благословение и разрешение на царствие от имени Бога! Значит здесь закон Божий выше людского? Иначе власть царя не правомерна и незаконна! Или нет? Кто решает, Закон, царь или всё же Бог, церковь? Кто? Где, и в чём правда и Бог? Или и меня так же можно казнить, и я богохульник? А судьи кто? Народ, Царь, Бог? Или Смерть? Почему тогда, не исповедают перед заключением  преступника? Одни вопросы в умах людей, но ведь когда-то на них придётся всем нам ответить, и царю, и церкви, и народу, или опять лгать?  Я понимаю можно хитро, как в церкви отвечают, ответить;  « Пути Господни неисповедимы. Не суди и не судим будешь».   Где и в чём противоречие правды? Ведь права и церковь, и власть, а человек как?    А вот князь Шаховской, изумительной правды и веры человек, воспринял нашу бывшую вотчину, село Ивакино, как свою восходящую правду и помощь христианскую, помогая воссоздать в Ивакино Храм во имя Святого Николая и Казанской Пресвятой Богородицы (1798г.), в год рождения Князя,  Дмитрия Александровича, и мы до конца века благодарны, и ему, и церковным властям, за богоугодное дело.  Власть и добро малосовместимы друг. Князь Ростовский Щепа Александр Феодорович, у нас часто его называют Фёдоровичем, ещё в 1440 году, говорил так:
 «… Трудно быть Богом, если ты властитель, ибо честь и совесть часто спят в палатах. Ты её скрываешь и прячешь в сердце от народа, ибо он поймёт, что всё есть ложь…».
Не помню, говорил Вам, или нет, но я твёрдо считаю:    
«- Нет такой лжи, которой нельзя поделиться с Богом, и нет такой правды, которую нельзя власти оболгать…».
Вот у нас в Сербии живёт родня, дядя Иосиф Кориенко, у него большое семейство, но он помнит о нас, и не отказал все эти годы нам в помощи, хотя ему на нас и на  Россию все лгали.  Помощь многих неравнодушных в России нас окрыляла и давала силы. В один из декабрьских дней сорок пятого года, к нам приезжал наш товарищ  из Вятки, командир корпуса гражданских топографов Николай Иванович Осипов, с ксензом, поляком  Ёзефом  Леловичем, который благословлял и поддерживал  нас, и каторжан поляков духовно и материально. При этом совершенно бескорыстно. К сожалению, они на обратном пути сбились с дороги и, проплутав более  суток, голодные и простуженные, подобранные крестьянином, случайно нашедшего их, так и не оправились от потрясения. Николай Осипович  (р. 1797г.) умер от болезни в январе 1847 года, правда, другие по слухам, говорят, что застрелился из-за доноса на него властям в результате его посещения нас. Третьи свидетели дела, рассказывали, что он принял дуэль.  Ксенз же скончался год спустя, по болезни лёгких и боли в грудине. Были и другие многие благодетели наши, Варенцовы к примеру, братья, Александр Алексеевич ( 1786-1835г.) и Пётр Алексеевич ( 1793-1848г.). Моя матушка Ольга Мироновна, была на погребении их в селе Туношна.

Так смерть захлопывает двери
Пред прошлым, будущим, мой Граф,
Другим идущим поколеньям
Гораздо легче, Мир есть прах…


фото: Петро-Павловская тюрьма...камеры арестантов-"государственных преступников"
2015г. кн.Щепин-Ростовский


Рецензии