Смотрим. Фильм М. Ромма Обыкновенный фашизм

Время выхода фильма на экраны - 1965 г.
Жанр: документальный фильм.
Режиссёр - Михаил Ромм.
Авторы сценария - Михаил Ромм,Майя Туровская,Юрий Ханютин.
Оператор - Герман Лавров.
Композитор - Алемдар Караманов.
Киностудия "Мосфильм".
Длительность - 138 минут (2 серии).

   Один из самых знаменитых и потрясших зрителей фильмов ХХ века. По сути, это попытка разобраться в истоках такого явления, как фашизм, через 20 лет после того, как закончилась развязанная им вторая мировая война. В это время ещё живы многие люди, помнящие это и прошедшие через это.
Режиссёр выступил в роли рассказчика.
Евгений Марголит: «Что заставило Михаила Ильича Ромма, одного из крупнейших советских режиссеров, лауреата государственных премий… заняться документальным кино? Наверное, необходимость осмыслить те потрясения, которые переживала наша страна. Эта необходимость переосмыслить многое родила удивительную картину».
Михаил Ромм: "В перерыве между двумя художественными Rommфильмами я решил сделать фильм документальный".
«Я хочу снять историю, чтобы мои дети, увидев один раз, перестали задавать вопросы, знали точно, что было».
"Как-то я сидел в компании сравнительно молодых людей. Старшему из них был 31 год, младшему — двадцать три. Зашел разговор о фашизме. Зашел в связи с тем, что по телевидению передавалась международная хроника и в ней — кадры, показывающие современных фашистов: не то в Аргентине, не то западногерманских реваншистов, точно теперь не помню. И оказалось, что молодежь, родившаяся перед самой войной или незадолго до неё, понятия не имеет, что такое фашизм в самом существе своем".
«Им, – делился воспоминаниями режиссер, – фашизм представлялся чем-то далеким и давно исчезнувшим. Война для них – далекое воспоминание детства, заботливо вытесненное из памяти другими событиями».
"Примерно в это же время М. Туровская и Ю. Ханютин предложили нашему объединению на «Мосфильме» сделать документальную ленту о немецком фашизме — показать не его историю, а создать своего рода фильм-размышление, фильм-разговор со зрителем при помощи кинодокументов, старых картин — игровых и неигровых, разговор о том, как и почему в середине XX века возникло это уродливое, чудовищнейшее и позорнейшее явление, какими способами фашизм растлевал человеческие души, где его корни, почему это явление живо и по сей день — как живут в человеческом теле метастазы рака, если вовремя не ликвидирована злокачественная опухоль. Я вспомнил десятки виденных мною фильмов, вспомнил немецкую хронику времен войны — мы стали работать".
Из интервью Майи Туровской в журнале "Искусство кино" в 2007 году:
И. Каплан. Идею фильма вам подсказала книга Зигфрида Кракауэра «Психологическая история немецкого кино. От Калигари до Гитлера»?
М. Туровская. Да, эту книгу мне привезли из Англии. Кракауэр исследовал немецкий немой кинематограф и показал, каким образом человеческие души оказались готовы к нацизму и приняли его. Замечательный анализ кино! Мне это было очень интересно, и я начала ездить в Белые Столбы, в Госфильмофонд и смотреть немецкие фильмы. И обнаружила: это такой же кинематографический феномен, как российское авангардное кино. Все вампиры, упыри и монстры берут свое начало именно там.
И. Каплан. К какому выводу вы пришли после прочтения книги? Что подготовило немецкий народ к принятию нацизма?
М. Туровская. Сумма обстоятельств. А главный фактор, как и сейчас, — это вакуум смысла. Веймарская республика переживала трудные времена, когда после первой мировой войны старая Германия кончилась, а новая, демократическая, начала складываться в безумные 20-е годы. С крахом Нью-Йоркской биржи посыпались биржи всех стран, в том числе и в Германии, где начались чудовищная инфляция, безработица — все то, что выбросило людей на улицу. Кроме того, позади остался Версальский мир, который немцы считали для себя позорным. Они были уверены в том, что Германия и не проиграла войну, ее просто вынудили признать поражение. И именно из-за вакуума смысла, проигранной войны, экономической катастрофы идея сильной руки, которую предлагал Гитлер, оказалась востребованной..."
"Вообще-то дела наши поначалу шли плохо. Даже очень плохо. Не будет преувеличением сказать, что «Обыкновенный фашизм» сложился в результате горестных потерь и разрушенных иллюзий. Нам предрекали катастрофу".
"Мы с самого начала готовили поездку в Польшу и ГДР,— нужно было снять Освенцим, Майданек, Бухенвальд, нужно было познакомиться с архивами и фильмотеками".
"Глаза Освенцима стали, быть может, сильнейшим эпизодом фильма. Они вошли в главу «Обыкновенный фашизм», они стали и финалом картины".

На занятии показ эпизодов из фильма чередуется с комментарием. Вся картина, конечно, не может уместиться в имеющееся время. Да и впечатление от полного просмотра может вызвать паузу.

Хронометраж документального фильма составляет 138 минут и разделён он на 16 глав, каждая из которых раскрывает определённую  тему. Текст читает сам режиссёр.

Фильм состоит из 5 частей, каждая из которых посвящена определенному аспекту фашизма. В первой части “Предчувствие грозы” рассказывается о возникновении фашизма в Италии и Германии в 1920-х и 1930-х годах. Вторая часть “Приход фюрера” посвящена продвижению и приходу к власти Адольфа Гитлера в Германии. Третья часть “Война” описывает Вторую мировую войну и ужасы, которые она принесла. Четвертая часть “Великая страна” рассказывает о советском народе и его борьбе против фашизма. Пятая часть “Возвращение” посвящена послевоенному периоду и вопросам, которые остались после победы над фашизмом.

"После первого же просмотра фильма в далёком 1965-м, нам, тогда восьмиклассникам, казалось, что мы обжили каждый уголок той реальности, которую показал Ромм. Дело было не только в том, что советский человек 60-х имел смутное представление и о своей-то недавней истории (в библиотеке невозможно было получить подшивку «Правды» десятилетней давности) — что уж говорить о нацизме! Просто — мы ощутили здесь саму плоть исторического времени так, как, скажем, человек, не бывавший на фолкнеровском Юге, вдруг, по беглой фразе или одной детали — вроде грязных штанишек девчонки, раскачивающейся на ветке дерева, — ощутит его чувственно и как бы целиком. Точно так же — мы знаем все детали, частности, цвета и запахи якобы выдуманного «государства Оруэлла», а с момента выхода фильма «Обыкновенный фашизм» мы, пусть и споря в чём-то с его авторами, любое новое знание о нацизме так или иначе соизмеряем с их лентой"(О.Ковалов).

Книга документов и материалов о фильме, запрещенная в советское время, вышла уже в постсоветской России, да и то только в 2007 году...

И Чаплин («Диктатор»), и Брехт («Карьера Артуро Уи»), обращаясь к
этой теме, создают сатирические произведения с элементами трагикомедии, жанр их картин – трагифарс. В фильме Ромма сатира играет также не последнюю роль. Так, режиссёр пользуется стоп-кадрами с наиболее непривлекательными выражениями лиц нацистских лидеров.
«Рассекретим структуру фильма», – пишет Фрейлих, – У Ханютина было намерение использовать в фильме игровые куски (фрагменты из гитлеровского игрового кинематографа), однако Ромм отказался от этого, благодаря чему достигается необыкновенная цельность стиля. Используя скрытые жанровые
возможности документа, Ромм на отрицательном, «низком» материале фашизма создал возвышенный эпический фильм, едва ли не сагу».
"Дополнительный материал оператор фильма «Обыкновенный фашизм» Герман Лавров снял как раз методом Вертова. Надо было доснять то, что было до фашизма, то, что было потом, и то, что было вовремя фашизма, но ему не принадлежало.
Что же снято? Простые люди, дети, женщины, мужчины. Снималась уличная толпа, в которой оператора интересовал отдельный человек. Сцены сняты в Москве, Варшаве, Берлине, Париже. Еще важнее подчеркнуть, как были сняты эти сцены.
Лавров снимал их скрытой камерой. В кадре не было заранее подготовленных точек, проверенных, регламентированных, утвержденных. Жизнь в них показана не отрепетированной. Здесь и вступил в силу метод Вертова, снимавшего жизнь врасплох. В этой исторической ленте, в которой было рассказано о
гибели миллионов людей, ему важно именно, казалось бы, незначительное, частное в жизни человека. Метод съемки, к которому прибегают режиссер и оператор, противоположен методу съемки нацистских хроникеров.
Фильм «Обыкновенный фашизм» делится на главы. В каждой из них рассказана какая-нибудь история, изложение которой имеет начало и конец. Глава оказывается самостоятельным эпизодом, формально не зависящем от предыдущего и не подчиняющем себе последующий".("Теория кино. От Эйзенштейна до Тарковского").

«Если вы помните, первая часть «Обыкновенного фашизма» начинается с рисунков детей. Потом идут студенты, влюбленные, матери и снова дети. Наша реклама позаботится о том, чтобы на фото было как можно больше зверств, в плакате обязательно будет изображен орел с окровавленным клювом или череп в фашистской каске — все это будет. Люди ждут. А с чего мы начнем? А мы начнем с того, что улыбается на экране кот, нарисованный, кстати, моим внуком»
"Громкий смех в зале. Он еще звучит, когда на экране проходят два кадра: берлинский малыш и московский малыш. И тут же — выстрел. Мать с ребенком, эсэсовец стреляет ей в спину. В зале мертвая тишина, так тихо, что не слышно дыхания людей. И сразу вслед за призраком прошлого — девочка смотрит. Это снова современность. Она старается вглядеться. Перед нею — труп другой девочки с матерью. Это снова прыжок в прошлое, в 1941 или 1942 год. Пять-шесть кадров: трупы, колючая проволока. Музей Освенцима. Снова современность. Но уже от прошлого не оторвешься,— оно за стеклом витрин музея, оно поросло травой, но оно рядом. Медленные панорамы, глухой колокол... И внезапный рев восторга, толпа — и фюрер. Он простер руку вперед, он мнит себя великим, титаном, повелителем мира, он в расцвете своей чудовищной власти".
Каким образом к власти здесь смогли прийти одиозные и малограмотные люди, сметающие все на своем вероломном пути?
«Первоначально мы были уверены в том, что самым сильным и страшным разоблачающим фашизм материалом являются те зверства, которые чинили рядовые, обыкновенные люди. Однако кинематографический материал этого рода оказался настолько силен, что, если пользоваться терминологией Эйзенштейна, происходил накал зрителя».
"В прологе фильма камера Германа Лаврова скользила вдоль нар опустевших (кажется — полностью вымерших) бараков Освенцима и остывших печей его крематория, показывая то, что осталось от жителей этого страшного города — тонны свалявшихся женских волос, ряды отстёгнутых протезов, груды детских горшочков… Уже появились на экране снимки, педантично приложенные к отчёту об истреблении еврейского населения Варшавы: мальчонка в большой, сбитой набок кепке, в коротком пальтишке и с голыми коленками — беспомощно и неловко тянул вверх руки под наведённым дулом винтовки какого-то вояки, напускающего важность на свою стёртую, абсолютно незапоминающуюся физиономию; клубы дыма словно сгустились в грозовое облако, что преследует группу людей, идущих под конвоем…
Казалось бы, творцы этого террора должны обладать… даже не варварскими, а какими-то… нечеловеческими вкусами: в искусстве обожать разрушительные формы, показ патологии или особо изощрённых зверств. Ничуть не бывало: искусство Рейха предстаёт здесь регламентированным и зализанным; в выставочных залах, показанных Роммом — самые умеренные формы пустого и мертвенного академизма: ни взлёта ввысь, ни священного безумия, ни воплощённого экстаза, словом — никакого «выхода за грань» или «интересной неправильности», отличающих живое искусство с его сильными эмоциями, страстями и порывами в неизведанное"(О.Ковалов).
 "Мировая война и геноцид, ведущийся с какой-то нечеловеческой педантичностью и мелочной пунктуальностью — кажутся здесь организованными маленькими напыщенными бюрократами". Их же советский зритель скоро увидел и в сериале "Семнадцать мгновений весны".
"В разговорах об «Обыкновенном фашизме» неизбежно возникают параллели с «дружественным» советским режимом; хотел того Ромм или не хотел, но сам его фильм провоцирует на это. Так, смотря на то, как обыгрывает Ромм саму «телесность» воротил Рейха — все эти животы, ляжки, жирные пальцы, странное пристрастие складывать руки на причинном месте, — как не вспомнить ту эмоцию, которой «пробило» в эмиграции поэта Георгия Иванова при виде физиономий новых хозяев своей Родины, запечатлённых в газете или кино: «Какие отвратительные рожи, / Кривые рты, нескладные тела, / И в центре — жирный Маленков, похожий / На вурдалака, ждущего кола». Фильм Ромма наглядно показывает, отчего кинохроника в принципе неугодна властителям: можно солгать в закадровом комментарии — но невольный жест или непроизвольная гримаса не солгут, а выражение глаз политика, запечатлённое киноплёнкой, уже не оспоришь и не «исправишь» никаким монтажом.».
"Кадры немецкой хроники с обожествлением Гитлера сразу же вызывали в памяти такие же кадры советской хроники. Гитлер на трибуне и тянущиеся к нему снизу сотни рук обезумевших от экстаза немцев, только бы прикоснуться к пальчикам фюрера, — и словно зеркальные такие же кадры Сталина на трибуне и так же тянущиеся к нему сотни рук, лишь бы прикоснуться к рукам вождя всех времён и народов"(В.Зайдман).
"Я прекрасно помню времена, когда сама мысль о параллели между (немецким) фашизмом и (советским) коммунизмом показалась бы мне кощунственной. Однако, когда на экраны страны вышел поразительный по своей разоблачительной силе фильм Ромма «Обыкновенный фашизм», и я, и большинство моих друзей уже как должное восприняли скрытый замысел режиссёра – продемонстрировать страшное, безусловное, инфернально глубокое сходство между двумя режимами"(Борис Стругацкий).

Вопрос: Надо ли было Ромму объяснять разницу между фашизмом и нацизмом, в отсутствии чего его упрекают некоторые?

Открытием создателей фильма было то, что бытовая жизнь Германии тех лет почти не снималась. А снималось...
"Триумф воли". Фильм воспевавшей режим Лени Рифеншталь... «Вождь» напористо призывал приструнить буржуазию, укреплять здоровую семью, бороться за нравственность и народное единство, расшатанные годами «демократического» хаоса… «А что, правильно говорит…» — гуляло по залу на показе фильма в России в 2001 году!

И всё же авторы фильма нашли уникальные кадры, показывающие обыкновенных немцев. Долгое время они кричат "Хайль!" Но вот в апреле 1945 года они уже не слушают последнюю речь Геббельса, а сидят молча и думают.

В конце фильма - актуальные на тот момент эпизоды.
"Западная Германия преподносится исключительно как оплот реваншизма и неонацизма — нечто издевательское Ромм вкладывает даже в произношение названия этой страны, неизменно выговаривая «Фе-Эр-Ге». Но внутреннее «очищение» от нацизма происходило здесь не на словах, а не на деле — нам бы у «Фе-Эр-Ге» поучиться"(О.Ковалов) Можно ли с этим согласиться, смотря конец фильма?

Фильм непросто увидел экран. Из воспоминаний Майи Туровской:
"Эрнст Генри был консультантом Ромма по фильму. Мы с ним дела не имели, я его очень не любила. Он был старый разведчик, коминтерновец, для которого мир был весь чёрно-белый. Но он был очень «провёрнутый». И он сказал [Ромму], что обычным путём эта картина не пройдёт потому, почему и книжка не прошла, надо идти другим путём. … Он ему посоветовал пойти в ЦК. Тогда был новый отдел соцстран, заведовал им Андропов, который ещё не был в КГБ. Он набрал молодых людей, которые отличались от прежних тем, что они были образованные, они знали языки своих стран. Он им велел дружить с интеллигенцией. … Это были так называемые «андроповские мальчики», их тогда там называли, — Бовин, Овчинников, их там была целая куча. … Михаил Ильич пригласил их отдел на просмотр картины, это было на «Мосфильме». Нас он тоже на этот просмотр провёл. И мы смотрели картину вместе с ними, они были, может быть, первые посторонние зрители. Они были, естественно, совершенно потрясены картиной.
Там выработали такую стратегию, что картину не показывают начальству, Госкино и так далее, приглашают на Лейпцигский фестиваль [в ноябре 1965]... Вот когда её посмотрел Ульбрихт, и братская компартия её разрешила в лице её первого секретаря ЦК СЕПГ, то она вернулась сюда уже разрешённой..."
Поговорим о том, почему советское начальство неохотно давало добро на этот фильм. Притом, что именно в 1965 году впервые за много лет вновь стал одним из главных праздников День Победы. Отметим, что Овчинников и Бовин были в позднем СССР широко известными и популярными публицистами-международниками, чья работа существенно вышла за пределы пропагандистских клише.

Первый письменный отклик на фильм пришёл от 16-летней старшеклассницы:
«Трудно сказать, что эта картина мне понравилась или не понравилась. Мне кажется, что я за эти два часа стала взрослее. Обычно я рассказываю содержание картин, которые видела, моим родным или подругам, но на этот раз я не могла ничего рассказать. Я думала целый день, думала даже ночью.
Мне кажется, что я буду помнить эту картину всю жизнь».
 "Когда вышел фильм Ромма, бельгийская королева отдала распоряжение, чтобы все школьники — все до одного — его посмотрели"(М. Туровская)

Олег Ковалов: "За это время — точнее, со времён перестройки — в стране были обнародованы Секретный дополнительный протокол к «Пакту Молотова-Риббентропа» и документы о расстрелах в Катыни, изданы объёмистый «Гитлер» Иоахима К. Феста, «Психология масс и фашизм» Вильгельма Райха, «психоаналитические» портреты вождей нацизма Эриха Фромма, «Язык Третьего Рейха» Виктора Клемперера, «Масса и власть» Элиаса Канетти, эссе Сьюзен Зонтаг «Магический фашизм», «Ледокол» Виктора Суворова, «Застольные беседы Гитлера», «Воспоминания» Альберта Шпеера и мемуары Лени Рифеншталь… да мало ли что из того, о чём и помыслить не могли первые зрители и сами авторы фильма «Обыкновенный фашизм». Многое было ещё не написано, многое — не издано или строжайше запрещено"("Обыкновенный фашизм. 40 лет спустя"). "Образ фашизма, рождаемый российскими СМИ в дни Праздников 9 мая, становится совсем уж абстрактным, наподобие уэллсовских марсиан, а о каком-либо идейном противостоянии и речь не заходит. Это — враг, конечно, но… не изверг с ножом в зубах, сошедший с плакатов Великой Отечественной, а — враг как бы солидный, достойный, респектабельный, не лишённый при этом и неких экзотических черт. Словом — не хлюпик какой-нибудь, а сильный и храбрый противник. Такого врага можно уважать, и победой над ним приятно гордиться". А "эти разговоры о «национально-государственных интересах Советского Союза» — чем лучше болтовни Гитлера о «жизненном пространстве», якобы позарез нужном для Германии, и планов его «Блиц-крига»?
Припомним:
21 июня 2001-го года, в канун «круглой» даты — начала Великой Отечественной, под овации зала на сцену Петербургского Дома кино вышла… Лени Рифеншталь.
В эти же годы Путин и Шрёдер открывают в России немецкие военные кладбища.
Через 15 лет же травле подвергся школьник, с пониманием написавший в работе на конкурс "Человек в истории" о немецких военнопленных. В это же время стали заводить уголовные дела за размещение в Интернете фотографий поверженных фашистских знамён на параде Победы...

Татьяна Устинова: «Прививки делают каждому поколению… Это прививка, и ее нужно получить обязательно».

Учащимся нужно рекомендовать просмотреть весь фильм М.Ромма самостоятельно. При этом быть готовыми к восприятию тяжёлых эпизодов. Также желательно рекомендовать старшеклассникам полностью прочитать воспоминания Ромма о том, как снимался этот фильм.
А в конце (или в следующий раз) обсудим, что написали сверстники, смотревшие картину.

Приложение

Современные школьники о фильме "Обыкновенный фашизм"
(отзывы собрала педагог, преподаватель истории и обществознания Станиславская Галина в 2019 г.)

Фашизм – это смертельная болезнь, а фашист – это мёртвый человек, только мёртвый морально.
Самая яркая вспышка фашизма была в период Второй мировой войны. Искрой стал Адольф Гитлер. Человек, который хотел проглотить мир, а мир проглотил его. Он возомнил себя богом и считал, что может решать, какой нации жить, а какую нужно стереть с лица земли.
В фильме «Обыкновенный фашизм» детально показывается и рассказывается, как это произошло. От просмотра ленты, мягко говоря, жутко и страшно. Людей убивали за то, что они были другими. А убивали их самыми ужасными способами, а фашисты делали фотографии с трупами, делали вещи для себя из останков. Но и жизнь немецкого народа тоже не была сладкой, царил тоталитарный режим. Вмешательство в жизнь немцев доходило до абсурда. Значит, и немцам и остальным народам было плохо? А тогда кому  было хорошо, кому всё это приносило радость, счастливую жизнь? Кучке людей с прогнившими душами, без сердца, без морали.
Фашизм – это ужасное явление. Если мы забудем то, что произошло во Второй мировой войне, мы можем оказаться на том же месте, что и те бедные и несчастные люди.
Если ты рождён человеком, нужно оставаться человеком.
Ангелина Андреева, 10а класс

После просмотра этого фильма мне трудно что-либо написать, потому что слов просто нет.
Когда ты смотришь какой-нибудь радостный, светлый или познавательный, вдохновляющий фильм или читаешь такую же книгу, когда вспоминаешь хорошие вещи, они наполняют тебя позитивными эмоциями, после них мыслями делиться легко и радостно. А после того, что мы увидели в этом фильме, чувствуется только полное опустошение и ужас, шок. Говорить об этом нелегко, а видеть своими глазами – ещё хуже. Когда видишь кадры, где радостные лица и улыбки соседствуют с повешенными людьми, измученными, истощёнными фигурами пленных, мёртвыми телами – не можешь понять, как можно было так извратить человеческое мировоззрение, почему это оказалось возможно и даже легко сделать? Становится страшно. Я верю, что в каждом человеке изначально есть хорошее, светлое начало, но после увиденного моя вера, если честно, пошатнулась. Но я говорю даже не о тех, чьими руками это вершилось, а о тех, кто их поломал, завязал глаза, обманул, подчинил, перестроил под себя, как программу.
Гитлер говорил о людях любых, как о массе, которая будет выполнять любую функцию, и внедрял эту мысль этой же массе в голову. Как результат – массовое человеческое фрактальное уничтожение, потенциальное самоуничтожение, всё, что идёт не «за», а «против», идёт по пути разрушения, а не создания. Что двигало теми людьми, которые стояли за этим? Все люди хотят быть счастливыми, здоровыми, любимыми, живыми. Наверняка Гитлер тоже этого хотел. Но что бы его ни вдохновляло, - то, что он создал (или разрушил), противоречит всему перечисленному. Это выключает человеческую душу, превращая человека в единицу. Кем надо быть, чтобы, видя людей, детей, их дома, без всякой причины хотеть это убить, разрушить? Эти страшные мысли внедрялись медленно, незаметно, потихоньку. Такое может повториться ещё раз, и мы должны быть готовы это предотвратить, помнить, к чему это приводит,  и что лежит в основе того, что нам говорят, или говорим мы сами.
С. С, 10б класс

В этом фильме я увидел все ужасы тоталитарного режима: одна идеология, одна партия, один правитель, вмешательство в личную жизнь, пропаганда. Такие общие безобразия сложно представить сейчас в какой – либо стране, но, к сожалению, аналоги, хоть и смягчённые, есть. Лично меня поразило то, как можно манипулировать народом и «промыть им мозги» до такой степени, что травить газом, пытать, притеснять по расовому признаку и фотографироваться с улыбкой на фоне трупов – это будет нормой.
Сам фильм очень порадовал грамотно переданной атмосферой, множеством видеороликов, снятых в то время. Фильм получился здорово, но можно было некоторые вещи рассказать поподробнее, например, про «Гитлерюгенд», где дети притесняли слабых, стремились к улучшению физической подготовки и хотели принимать участие в войне для истребления противника.
Можно было добавить побольше таких контрастных приёмов, которые были в фильме. А так, повторюсь, фильм получился здорово!
Максим Скобелев, 10б класс

Сложно что-то писать после просмотра такого фильма. Меня очень потряс фильм «Обыкновенный фашизм».
Данный фильм правдив, показывает все ужасы фашизма и нацизма. Фильм поставлен так, что создавалось впечатление, будто находишься в том времени, будто сам участвуешь в некотором событии.
В фильме много говорится о Гитлере и о том, как он постепенно готовил людей к войне.
Он не встал и не объявил: «Всё! Идём воевать!». Он делал это постепенно.
С детства всех нас учили ценить жизнь и то, что не имеем права её отнимать. Но Гитлер решил, что он имеет такое право.
В фильме есть очень страшные кадры про концлагеря. В эти минуты я не могла смотреть на этот ужас, страх. В моём сердце не возникало чувства ненависти к немцам, мне просто было очень грустно от того, что все эти люди погибали из-за одного человека и из-за того, что большинство людей очень ведомые и следуют за так называемым «стадом».
Мне кажется, фильм надо ввести всем для обязательного просмотра, ведь о таких периодах времени нужно помнить всегда, нужно ценить мирное время.
Алевтина Амосова, 10б класс

Совсем недавно на уроке истории мы посмотрели фильм «Обыкновенный фашизм».   Сказать, что фильм понравился – это не сказать ничего. Данная картина задела за живое. Лично я во время просмотра второй части фильма сидела со слезами на глазах. Кстати, я потом спрашивала у одноклассников, понравился ли фильм, многие ответили, что их он заставил задуматься, а некоторые девушки плакали.
Фильм очень тяжёлый, он точно не для семейного просмотра, хоть и увидеть его должен каждый. В первой части фильма было много шуток. И когда на следующем уроке я пришла досматривать вторую часть, я была настроена на что-то такое же лёгкое.
Всегда знала, что фашизм – это что-то зверское. Но никогда не думала, что это настолько бесчеловечно. Людей «зомбируют», заставляют убивать себе подобных, причём это совершенно обычные мирные граждане. Дети, женщины, старики. Всех убивают. Для этого применяются жестокие методы: газовые камеры, расстрел, повешение, издевательства, непосильные работы и т.п.
Когда отец говорил, что его дедушка был в одном из концентрационных лагерей Третьего рейха, я это представляла как тюрьму, где живут пленные. От них фактически ничего не требуют. Но когда я узнала весь ужас, происходящий там, я была шокирована. Это действительно ужасные люди, которые убивают всё на своём пути. Даже врагу не пожелаешь оказаться в таком лагере.
Этот фильм открывает глаза на мир. То, что раньше казалось просто плохим, сейчас кажется ужасным и бесчеловечным. Файлы из личных архивов  дают полное представление об ужасных событиях тех лет. В фильме представлен тоталитарный режим, который был в Германии. Жёсткий контроль всех сфер жизни. Принудительная идеология, а тех, кто был не согласен, просто беспощадно убивали.
Когда живёшь в мирное время, ты не задумываешься или редко задумываешься, что люди так жили. Хотя нет, они выживали.
В России нет ни одного человека, которого бы не коснулась эта страшная вещь война.  Наши бабушки и дедушки защищали свою Родину для того, чтобы мы жили свободно, под мирным небом. За эти, поистине геройские, поступки, мы должны быть благодарны им. Мы должны, как минимум, не забывать об этом подвиге. Пока мы помним, мы не допустим войну вновь.
Анастасия Бредаржинская, 10а класс

Когда в школе смотрели фильм «Обыкновенный фашизм», я находился на больничном. Я решил посмотреть его сам, не подозревая того, что я в нём увижу.
Фильм является «до мурашек» сложным, но что ещё сложнее, так это вспоминать его содержание и писать свои мысли о нём. Фильм кидает в шок! Способен вызвать тихие снаружи и буйные эмоции внутри. Даже сердце при просмотре бьётся по-разному…
Я считаю, что этот фильм должен посмотреть каждый, но только один раз, потому что увиденное в нём останется в вашей памяти надолго…
Иван Урюпин, 10б класс

При просмотре фильма «Обыкновенный фашизм» я увидел весь путь истинного зла и приход его к власти.
Я думаю, немецкие граждане не виноваты, ведь не все хотели, чтобы их использовали как машины для убийства и некоторые пытались бороться с фашизмом, но группа людей не может противостоять стране.
Гитлер, чтобы подчинить себе страну, начал зомбировать людей лозунгами, парадами и огненными шествиями. Гитлер считал, что нужно оставить в живых только арийскую расу, а все другие подлежат уничтожению, но его планы были разрушены советскими людьми, и его империя, которую он так тщательно строил.
Фильм даёт конкретное представление о фашизме, он содержит множество «кричащих» фото, показывающих фашизм таким, какой он есть.
Фёдор Хавронин, 10а класс
Вопрос: Можно ли согласиться, что "немецкие граждане не виноваты, ведь не все хотели..."?


Рецензии