Золото нашей партии
В названии рассказа всё ненастоящее, ни золото, ни партия. Реальным было только стремление моих коллег, учёных и инженеров, превратить своё образование, опыт, разработки в существенную добавку к зарплате на государственной службе. Горбачевская перестройка давала на это шанс. Как, впрочем, и настоящим, высокостоящим партийцам- спрятать подальше настоящее золото. Где его найти, пусть озадачиваются другие. Я опишу наши терзания, успехи и неудачи.
В небольшом городке на Западной Украине, окружённом лесом, Константин был известен своими изысканиями и не только в НИИ (научно- иследователький институт). Во многом, благодаря своей жене, болтушке Рае. Собрав подруг по техотделу нашего завода, она рассказывала:
- Представляете, вчера приходит Костя из леса и заявляет, что насобирал много новых грибов. Кусочек одного пожевал и проглотил. И уже в полудрёме пробормотал:
- Урожай буду сам перерабатывать. Только посплю пару часиков Если не проснусь, вызывай скорую.
-Я в грибах ничего не понимаю, а соседка сказала- все поганки! Что мне было делать? Выкинула их в мусоропровод. И сидела возле Кости, не отходя. Вдруг дышать перестанет?
-А он, неблагодарный, проснулся и в крик.
-Где мои грибы? Я тебя, сейчас, саму в мусоропровод выкину!- Потом отошёл и, по-научному серьёзно , "подвёл итоги":
-Эксперимент, в целом, прошёл успешно. Благодарю участников, тебя тоже! А грибов этих в лесу полно. Их никто не берёт. Привыкли все жарить, как опята. А эти, судя по всему, солить надо.
Надо отдать должное, исследования Константина, помогли обогатить грибные сборы местных жителей не только чёрными груздями, описанными выше. Смельчаки стали употреблять в пищу и зонтики и розовые мухоморы. Были времена, что это стало существенным дополнением к скудному ассортименту магазинов.
В цехе азотной кислоты, где я работал, возникла серьёзная проблема. Накапливались хлориды в азотной кислоте. Была угроза образования «царской водки» и разъедания ей нержавеющего корпуса абсорбционной колонны. Об «оригинальном» решении и его последствиях я уже писал на сайте Проза.Ру в рассказе Автобиография. Мой адрес Советский Союз..
Константина приняли на должность нач. отделения азотной кислоты. А я в должности зам. нач. цеха отвечал за соблюдение технологии и технику безопасности во всех 3-х отделениях, включая химводоочистку и хранение аммиака.
Пока я работал в цеху, предпринимал всяческие ухищрения для предотвращения накопления хлоридов. Одновременно, не уставал подавать докладные и рационализаторские предложения с решением этой проблемы разными способами.
По одному из них, от проектного института, нужно было, всего лишь, просверлить дырочку в корпусе колонны на уровне соответствующей тарелки и приварить к ней трубку для вывода кислоты. Но колонна- котлонадзорный аппарат и, даже незначительные изменения её конструкции, требовали оформления сонма бумаг и других усилий руководства завода.
Естественно, гораздо больше моего «занаучивания» (по словам одного из невеликого ума руководителей) импонировали идеи зама по оборудованию Б. Сначала он изменением режима охлаждения тарелок пытался сместить высокую концентрацию хлоридов на тарелку с отводом кислоты. Кончилось полным нарушением абсорбции и многочасовым бурым хвостом окислов азота на город.
Обоснования Б. проведения следующего эксперимента были ещё более «убедительны»:
- Зачем нам морочить себе голову вырезанием дырочки в колонне. Если прав Маркович, то кислота сама разъест её. А мы приварим к ней трубочку. Если не прав, так ничего и не будет.
Действительно, больше года ничего не было. Меня заставили уйти из цеха. Организаторы «эксперимента» предпочли пенсию или более спокойную работу. Но законы природы невозможно игнорировать. Проело не дырочку, а дырищу. Через неё из колонны, под давлением, вырвалось огромное облако окислов азота. От жертв уберегло только удалённое от города.(около 7 км) расположение завода
Идеи Константина основывались на его успешных научных исследованиях поглощения сернистых газов. Но воплощать их прямиком на производстве, я категорически отказался.
В следующий раз уже я оказался в подчинении Константина в НИИ. Мы убедили руководство одного предприятия опробовать его разработки на опытно-промышленной установке. Потом на каких- то идеях ему удалось заработать через мой кооператив и другие фирмы. Самой востребованной оказалась разработка технологии приготовления сусального золота.
Заполнился новогодний утренник в институте. Детям показали самодеятельность, поводили по лабораториям. В нашей, Константин блеснул своей многосторонней учёностью, показав химические фокусы. Дети, как завороженные смотрели на ползущую «змею» из реактивов, самовозгорающийся огонь и другие чудеса.
А в вычислительном центре мой сын Андрюшка «завис» надолго. Разрешили поиграть на профессиональном компьютере.
Это были действительно золотые, но короткие, времена для энергичных, инициативных людей. Потом пошли «откаты-закаты», рэкет, удушение налоговой инспекцией мелких бизнесов (вроде моего) непомерными штрафами.
Креативные люди оказались не нужными своей стране. Предпочли бежать из неё на заработки, а по возможности, насовсем. Наша семья уже давно в Израиле. А о судьбе Константина ничего не знаю. Надеюсь, она к нему благосклонна.
Свидетельство о публикации №223091901073