Как рынок рулит

Николай Байбаков обижен совершенно напрасно, в бытность свою председателем Госплана Советского Союза он, не покладая рук, старался свести концы с концами в огромном хозяйстве. Многоярусная система снизу – вверх подавала запросы в сырье, материалах, трудовых ресурсах, сводила смежников, производителей с потребителями… Фиксировала при этом, что произведенного не всем в этой огромной многонациональной стране хватало, придумывались всякие приемы распределения: передовикам прежде, чем лодырям, достигших в карьере успехов – через особые распределители и склады. И в этом была какая-то логика! Это уж мы позже, много позже узнали, что на благословенном Западе тоже не всем поровну блага достаются, но доступ к ним идет по финансовой линии.

Однако, Байбакова окатили презрением не за то, что он в советской системе плохо работал, его …окатили и заклеймили вместе с этой самой системой, мол, никакой Госплан не в состоянии предусмотреть, сколько потребителям завтра потребуется паюсной икры, холодильников и автомобилей, репы, подсолнечного масла и сахара. Рынок САМ зафиксирует потребности и предъявит их производителям, а те САМИ мигом откликнутся и нашлёпают всего вдоволь, хоть икры кабачковой, хоть колбасы докторской, хоть ковров или детских колясок!

Очень скоро Евросоюз, слопавший не только развитые страны, но и несколько наших…сестер-республик, понял, что без административных вожжей Рынок слишком долго разворачивается и соображает, кому и что предложить даже из имеющегося в наличии. И это при том, что у Байбакова в 1956 году еще не было на вооружении цифровых технологий, которые на любой запрос отвечают незамедлительно, а у Евросоюза и его комиссаров – есть.

Хотя следует заметить, что у Николая Константиновича плановики на важных заседаниях носки не штопали и береток не вязали, а вот в Европарламенте в момент обсуждения важнейших разворотов Рынка, с полным пренебрежением к пафосной речи главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, шведская депутатка  Ильва Йоханссон, вся в розовом, вязала преспокойно чулок. Что и было отмечено во всем мире.
Но о чем же таком хлопотала Урсула? Административным усилиям никак не поддавался автомобильный рынок. Да что я вам рассказываю, вы ведь этот спектакль с разлетевшимися во все стороны колесами сами наблюдаете не первый день!

Буквально пунктиром напомню. Как только СССР рухнул, в образовавшиеся проломы рванули к нам автомобили восточного и западного производства, всех национальностей и мастей. Мало того, вслед за ними рванули и сами производители, моментально соорудившие на потребу спросу отверточные заводы. Во дворах и на дорогах стало тесно!

Евросоюз напялил очки и, как некогда Госплан, только в обратную сторону, развернул производство вспять. Было объявлено громогласно, что политически РФ еще не созрела для такой сласти, и заводы стремительно стали закрываться, а потоки дышащего бензином товара сокращаться. Трудно поверить, но японцы запретили вывоз в Россию даже подержанных автомобилей, хотя куда им еще сбывать это барахло, кроме как по деревням Сибири – не ясно.

Продолжали завинчивать гайки на железном занавесе и еврокомиссары. Они придумали вовсе нечто несусветное: не только мерседесы и вольсвагены не пускать в Россию, но и отнимать у русских те Нивы и Лады, что по недоразумению заскочат в Европу! Просто отнимать, без суда и следствия, вместе с шампунями, телефонами и туалетной бумагой.

Наши аналитики сходят с ума, пытаясь понять, так ЕС таким образом пытается закрыть бреши в производстве этой самой бумаги, помочь рынку залить шампунями свои города, которым и воду-то велено экономить, или… Или как еще можно объяснить эти административные меры?
Пока они мучаются судьбой туалетной бумаги, прямо скажем, стратегически важного товара, Урсула их еще больше озадачила, обрушившись с плеткой на китайцев.

О, тут надо маленько отпятиться назад.
Напомню, что спасаясь от парникового эффекта, европейцы начали бороться с углеводородами, во всех их видах. Банкам было даже категорически велено не инвестировать ни в добычу нефти, угля и газа, ни в переработку, а автомобилестроителям – перестроиться на производство с дизелей на электромобили. Самым разворотливым оказался почему-то социалистический Китай, мигом наштамповав электромобилей и пригнав это уже не бензиновое стадо в Европу.
И опять Урсула завопила раньше, чем опомнился сам Рынок: она объявила, что эти китайские машины гораздо дешевле европейских исключительно из-за того, что автопроизводители спонсируются государством! Поэтому их объявят вне закона.

В то же самое время в США эти самые автопроизводители вдруг остановились. Рабочие забастовали, требуя повышения зарплаты и улучшения условий труда. Американцы на все эти выпады работяг от конвейера реагируют одним способом: напечатать долларов и проспонсировать заводы. Почему они не боятся Урсулы? А вот на этот вопрос вы попробуйте ответить сами. У них государственный долг уже превысил 33 трлн долларов, что с восхищением отметил Илон Маск, но им в методах регуляции рынка никто не указ.

После того, как США, разбомбив русские газопроводы, отлучили ЕС от дешевых энергоресурсов, все эти производители вольсвагенов потянулись за океан. А что делать – Россию они потеряли, Китай их превзошел, дома Урсула и Ильва под номером 222 достали своим бабским управлением, уж лучше к дедушке Джо. Он было покритиковал Россию за то, что это – страна бензоколонка, но свои автозаправки предусмотрительно не трогает, даже обещает добиться снижения цен на бензин. Какими методами?

Вот в этом разобраться практически невозможно. Госплана и таких крутых специалистов, как наш Байбаков у них нет. Рынок оказался таким неповоротливым и бестолковым, что ни в одной товарной группе без административных регуляторов не обходится. Да и с ними порой ничего не получается, как, к примеру, в зерновой сделке, о которой только ленивый не кричит.

Договорились, аж с самим Антониу Гуттеришем из ООН документы подписали, что зерно из Украины и России пойдет в бедные африканские страны, чтобы голода избежать. Но при исполнении договора такая вакханалия началась, что пересказать нельзя. Собственники (американские компании!) украинских черноземов Африку в упор не видят, они ломанулись сразу в Европу. Там фермеры Польши, Венгрии и Словакии баррикадой встали на пути конкурентов, но жирные тельцы Франции и Германии очень были не против сожрать дешевую украинскую пшеницу.

И ничего рынок не мог разрулить, даже еврокомиссары растерялись, как с этим раздраем быть? Эх, им бы не розовые костюмчики, а кожаные тужурки, может больше бы толку было. Скажете, это я уже слишком загибаю? Ничуть не бывало, если цивилизованный Запад с помощью смертоносного вооружения решает проблемы, возникающие на глобальном рынке, предпочитая танки всем цифровым технологиям, дождемся и облачения в кожаны и камуфляж и этих дамочек. Что, уже?.. Опять я проглядела нечто в свежих новостях.

Жалко мне ушедшего от нас в 2008 году Байбакова, жить бы ему сто лет с гаком – такого бы административного управления рынками насмотрелся, что сразу комплексовать перестал бы. Не зря его в свое время Государственными премиями и званиями отличали!


Рецензии
Что и говорить, рынок также сложен, как и космос! Нажму на зеленую!

Владимир Шамилов Георгиев   19.09.2023 16:26     Заявить о нарушении