Глава XXV. Две параллели

Глава XXV
     Зимняя сессия прошла не очень гладко. Завалила сопромат. Предмет очень понравился. Особенно практические занятия. Вёл занятия производственник Валвик. Очень доходчиво объяснял про крутящий момент. Разбирали задачи. Всё понятно, особенно получалось находить линии влияния. Но учить теорию оказалось сложнее. Хоть и говорят педагоги – решение задачи – уже твёрдая тройка, а здесь не прокатило. Два первых задания в билете – теория. Света не вспомнила и одно. Расстроилась, села зубрить. Сбегала за квитком в деканат на пересдачу. Там толпа студентов. По сопромату даже парни завалили.
-Ничего, сдашь, к вам, к девчонкам, относятся сквозь пальцы. Это нас гоняют по всем темам. Даже, если билет написали, – говорили не первый раз сдающие.
     У Светы это был первый завал. Виктор сдал с первого раза. Между следующими по графику экзаменами назначили время на весь поток не сдавших. Приглашали по три-четыре человека. Принимали в аудитории. Света вытянула билет, вроде не сложный. Успокоилась. Прошла за вторую парту слева. Педагог сидел по центру аудитории. Два студента уже зашли и шуршали шпаргалками, пока педагог отвлекался на неё.
    Следом за ней прошёл самый высокий студент их потока Дима Ярулин. Это был спортсмен и гордость института. Он играл в футбольной команде. Вытянув билет, он прошёл и сел за следующую парту за Светланой. Света, не отвлекаясь сосредоточенно писала. Дима начал шуметь. То он доставал лекции, то отодвигал парту от себя, сотрясая впереди стоящий стул, на котором сидела Света, то отъезжал на стуле назад. Размахивая руками, уронил листок с билетом, потянулся поднимать, ударился головой. Ну просто какой-то грохот за Светой. Она несколько раз оглядывалась. Дима протянул ей свой билет, показывая задания. Ну, теорию она даже смотреть не стала, как бы самой что выудить из памяти. Время давалось много, аж сорок минут на подготовку. Но вот задачи. Она кое-что набросала на протянутом листке и вернула.
У педагога лопнуло терпение. Если до этого он был занят или принимал экзамен у зашедших раньше их, то сейчас шебуршание раздавалось по аудитории.
-Молодой человек, вы что спрятались за такую маленькую девушку? Думаете Вас не видно? Что там у Вас за лишние листочки на столе? Проходите ко мне.
-Я ещё не подготовился. И сорок минут не вышло.
-Подходите-подходите. Чего ждать? Я освободился. Двое уже сдали, не бойтесь. Больше никого нет на сегодня. Мне что сидеть на Вас смотреть?
Света набросала уже задачу, выученные формулы по устным первым вопросам. Немножко успела списать теории. Она поднялась, всё же вперёд Димы зашла, неудобно. Пусть ещё поготовится.
-А Вы, молодой человек, тоже ближе, вот передо мной, садитесь.
Дима с таким же грохотом поднялся, опрокинул стул. Наклонился, поднял. Выронил лекции, снова наклонился, отодвинул парту и с громким топотом и возмущёнными вздохами, как локомотив, стал продвигаться между рядами. Педагог только с насупленным видом неодобряюще смотрел.
-Пишите, - сейчас у девушки приму и с Вами поговорим.
Девушка сидела и ждала своей участи.
-Первый вопрос.
Светлана начала перечитывать с листка написанное. Дима вытянул ноги вперёд и толкнул под столом сидящего перед ним педагога. Тот только отодвинулся от несуразного, незнающего куда девать свою мощную фигуру, студента. Света на всякий случай тоже отодвинулась.
    В этой суматохе Света перестала волноваться за сдачу. Дима был неприкаянным артистом, сам того не зная. Очень забавно выглядело его шкодное лицо, суетливость и беззащитность одновременно на фоне огромной комплекции.
     Света ответила по билету.
-Сдаёте повторно?
-Да.
-У кого первый раз сдавали?
-Сабожникову.
-Нормальный педагог. Отчего ж не сдали сразу? Не вижу причин. Так как второй раз. Я поспрашиваю дополнительно. Нарисуйте ещё по линиям влияния мне и начертил точки.
Ну, это коронный Светин номер. Она легко провела линии.
-Отлично. Пятёрки за пересдачу не ставят. Ну ка, что там у Вас в зачётке по остальным? Я думал Вы отличница. Хорошо и удовлетворительно.
Он вывел в зачётке «хорошо», расписался.
Света выскочила на седьмом небе от счастья. Обычно пересдачу выше трояка не ставили. Всегда баллы занижали. Сопромат и на «хорошо»! Перед парнями группы можно похвастаться! У некоторых трояки. Но впереди ещё летняя сессия по сопромату, а в диплом идёт средний бал за два экзамена. Всё впереди.
     Сдал ли Дима? Света и не спросила потом. Это он на экзамене был общительным. А встречая его на лекциях, было страшно подойти. Выглядел он солидно, серьёзно, внушительно. И что-то вякать снизу-вверх на гору Света не решилась. Во всяком случае, на втором семестре, он ходил на лекции с солидной чёрной папкой. А на третьем все заметили, что-то нет спортсмена нашего?
-А его в Москву переманили. За него вообще все институты боролись, чтобы к ним шёл. За институт играл. Институт точно другой, но тоже технический, – просвещали девочки из его группы.
Вот зачем ему технический, в институт физкультуры и шёл бы. Кто бы говорил, зачем всем девочкам, включая Свету, технический? Ни одна из группы по специальности и не работала.
-Ну всё, можно жениться, - шутили вечную шутку студентов парни после сессии.
Девочки притихли. На кого выбор падёт?
     Уж очень сложный считается среди студентов предмет. Но вот Света не помнит, чтоб из-за него кто вылетел. Пересдавали усердно и упорно по несколько раз. Очень даже интересный предмет, если вникнуть, не пропускать лекции, практические занятия. Это продолжение школьной программы математики, физики, теоретической механики. Изгибающий, внешний, крутящий момент. Построение эпюр так захватывает, если знаешь, что и куда. Круче кроссвордов. Постоянно подвергать пресловутую балку нагрузкам. Куда интереснее, чем заучивать Съезды КПСС, сдавать научный коммунизм и тому подобное.
     А вот из-за физкультуры несколько девушек с потока вылетели. По физкультуре никакой не экзамен. Всего лишь зачёт. Но нормы ГТО. Кто же виноват, если очень маленькая, что не можешь перепрыгнуть козла или планку. Ну нет таких способностей. Очень полная и не можешь удержаться на брусе. Ну не гибкая и всё. Особенности организма. Нет, прыгай, бегай – иначе плохим инженером станешь. Как вот ты на будущей работе без перепрыгивания козла и ласточки на брусе будешь отчёты делать, или чертёж в конструкторском бюро чертить? А сдача нормативов по лыжам? Не придёшь за время и всё, конец, без лыж ты – не инженер. Даже если по распределению пойдёшь в самые южные районы леспромхозов. Понятно, заботятся о здоровье молодёжи. Но не так же. По специальности «отлично», но на диплом не выйдешь. Где зачёт по физкультуре? В бассейн не ходила? Ага, а вдруг один раз в жизни придётся плыть, спасаясь в Сибири от медведя? Не доплывёшь – плохой инженер. Съест тебя мишка. Девушка-инженер, а тебе зачем из кабинета-то надо было выходить? Живёшь так, живёшь, рядом ни озера плохонького, ни речки-вонючки. А тебе – плыви. Не все умеют плавать, кто-то вообще воды боится.
     У Светы и в школе-то было неоднозначное отношение со спортом. Худенькая, невысокая, но бессильная. Ну не качок. Это плохо? Ласточку на брусе – пожалуйста, гибкости не отнять. Футбольный оранжевый мяч в кольцо закинуть – на пять. Точность – это кредо. Волейбол – любимый вид спорта. Через козла и планку – туго. Двойки. Ноги не длинные и страх упасть – навсегда и точка, отстаньте. Пятёрки плюс двойки – за четверть четыре. Учится же хорошо, хорошистка. Не ленивая, не пропускает занятия. Приседания, отжимания – отлично. Так и в институте. Ничего не изменилось. Плавать так и не научилась. Но за усердие, что по несколько раз ходила «впустую» перепрыгивать козла и планку, зачёт получила. У кого-то из девушек, терпения не хватило, вот и вылетели.
       Ходьба на лыжах особенно Свете запомнилась. Занятия совмещённые, девочки из нескольких групп собраны. У ребят занятия по физкультуре отдельно.
-Сегодня пойдём по лыжне на норматив, на время, - говорит педагог, - в лесопарке лыжня уже проложена хорошая. Но смотрите, идите друг за другом, не отставайте. Там очень много разных путей. Есть наша. Вкруговую через лесок и выход выше парка. А есть, уходящие в поля, другие населённые пункты. Там любители натоптали-наездили.
Педагог повела студенток, собравшихся около остановки, как договаривались.
-Света, Галя, Гуля, вставайте в середину. Я впереди, вы за мной, не отставайте и не растягивайтесь по городу. У парка ещё проинструктирую. Я же говорила, надевайте вязаные шапочки, опять двое в меховых. И куртки, ну зачем в пальто пришли, как вы будете шагать? Варежки все надели? Двоих нет. Я ждать не буду и отдельно потом не пойду. У меня часы, я перерабатывать из-за вас не собираюсь. Пусть как хотят потом зачёт получают.
-Так у нас пары были, мы не успеваем переодеваться и пообедать.
-Ну не я придумала расписание, с деканатом разбирайтесь.
Строгая учитель по физкультуре взяла палки и повернулась. Суровый спортсмен, а не педагог.
     Колонна двинулась по дорожке к парку. Перед входом остановились. Педагог сделала перекличку. Записала всем часы. И погнали. Пусть и стояла Света в серёдке по предусмотрительности педагога, начала отставать. Запыхалась, остановилась. Студенка, ехавшая за ней, обошла её по краю лыжни. Как в сказке: долго ли коротко ли, а осталась в хвосте. Вроде и лыжня шла одной полоской, но Света что-то никак не могла выйти из леса. Она уже не бежала на время, а испуганно озираясь на лес, измученно плелась. Пары-то после обеда. В лесу и так не светло, а тут и дню конец.
     Вернуться назад? Не факт, что выйдет в начало парка, сворачивая непонятно куда. Хоть флажки какие повесили бы или воткнули. Кому надо? Все же спортсмены, не иначе мастера и кандидаты в мастера спорта. Одна надежда, что её спохватятся. Мысль адекватная и оптимистическая. А то, Светлана не из нюнь. Но темноты побаивается. Быстрей искали бы, что ли? Так оно и вышло. Но Света думала, за ней вернутся оттуда, где их след простыл. Ан нет, её догоняет высокая девушка из другой группы.
-Мы уже все вышли из леса, дошли в начало парка на перекличку (хвала педагогу, хоть где-то про неё вспомнили). Разворачивайся, что мне там делать опять. Сказали будут ждать.
Ну, сказали и сказали. Кому, охота-то? У кого ещё вечерние пары, кто замёрз. Короче, педагог всех распустила. А завидев Свету с посыльным, махнув им, сама направилась обратно на базу.
«Ну и сдала я зачёт или нет?» - думает Света про строгого педагога. Это опять тащиться сюда? О, она же из-за неё точно не пойдёт, значит должна зачесть. Так оно и вышло. И хорошо, что всё хорошо кончается. И педагог ни слова, понимает ответственность за горе-спортсменок. Это называется «не мытьём, так катаньем». Света упорная и настойчивая, пусть и трусливая. Девочкам можно.


Рецензии