Урай как город перипатетики

Набросок вступительной статьи к циклу "Прогулок по Ураю"

Полный заголовок ресурс проза ру не поддерживает.  Вот моя очевидно самая первая версия этого заголовка: Урай как город перипатетического образования и как центр перипатетической традиции в педагогике и философии

Естественно, что у серьёзного читателя, которому интересен и сам город Урай и его сеть образовательных учреждений, равно как и у читателя не безразличного к перипатетике сразу возникает целая группа вопросов.
И самый первый – что именно подразумевает автор под самим словом (термином?) «перипатетика»?
И здесь я вынужден сделать первое серьёзное «вступление» в тему.
Сейчас идёт специальная военная операция направленная на денацификацию и демилитаризацию исконно российских территорий в Украине. На телевидении эта операция освещается достаточно подробно. И у читателя возникает неожиданная для мирного времени возможность начинать вникать в существо противоположности школ Платона и Аристотеля в Древней Греции!

Не всем читателям известно, что Аристотель был личным Учителем Александра.
Какого Александра?
А того самого Александра назван целый ряд древних городов, известных нам как Александрий.
Поскольку сам Александр был сыном Филиппа Македонского, и происходил родом из Македонии, в историю он и вошёл как Александр Македонский.
Понятно что в истории Аристотелей хватало. Но мы ведём здесь речь о самом знаменитом из Аристотелей – Аристотеле родившемся в полисе Стагира. И потому в историю он вошёл именно как Аристотель Стагирит! Или Аристотель Стагирский. Или Аристотель из Стагиры.
Известно, что Аристотель был самым сильным и самым глубоким из учеников Платона. И именно он создал свою Школу, которая была во многом противоположной Школе самого Платона.
Впоследствии выяснилось, что ничего равного этим двум Школам в мире не было создано, и что все системы образования частично или полностью копируют одну из этих школ.
Школа Платона вошла в историю под именем «Академия».
Школа Аристотеля вошла в историю под именем «Лицей».
В истории государства российского известны попытки скопировать обе эти школы.
В частности Ломоносов создал нашу первую Академию (как Университет).
А Александр Пушкин закончил Царскосельский Лицей.
Увы! Люди живут спеша, торопятся, и не вникают. А стоило бы вникнуть ДО того, как вести ребёнка в ту или иную организацию.
Системно понятно, что все организовано государством и беспокоиться вроде бы и не о чем.

Но ужас реальной жизни реального ребенка заключается в том, что время необратимо.
И выбор учебного заведения это акт однозначно необратимый.
Осознание ошибки не спасает ситуации, ибо время уже потеряно!
Поэтому сейчас и здеь я постараюсь максимально подробно изложить принципиальную разнцу между двумя базовыми образовательными моделями, двумя основными образовательными парадигмами, между двумя главными типами учреждений образования.
Мы рассмотрим Академию и Лицей, академическое и перипатетическое в образовании, созерцательное умозрительное и опытное подвижническое.

Для этого мы вначале постараемся понять именно СУТЬ этого различения.

Есть два способа ознакомиться с новым для себя объектом.
Первый способ: получить описание объекта, его изображение, рассмотреть его характеристики.
Второй способ: приблизиться к самому объекту, рассмотреть его с разных сторон, попробовать его, ощупать.

Изначально очевидно, что ни тот, ни другой способ сами по себе недостаточны. Даже в соединении они никогда не дают абсолютного приближения к «истине», то есть к полному и точному представлению об объекте.
Ко многим объектам мы не в состоянии приблизиться вообще. Например к далёким звёздам или к океанским глубинам.
Невозможно пощупать руками атом или фотон.
Не стоит пробовать на вкус яды.
Поэтому необходимо изначально избегать абсолютизаций и идеализаций.
На этапе получения общего  образования нам важно познакомить ребенка с ограниченным кругом объектов внешнего мира, с достаточно узким набором базовых понятий и аксиом.
Не следует пытаться обнимать необъятное.
И в то же время следует чётко различать рассмотрение речки на картинках или в кино и реальное движение около реальной речки.
Описание речки и купание в речке – это две противоположные друг другу парадигмы общего образования.
Академики рассматривают речку на картинках.
Перипатетики двигаются по берегу реки, по самой реке, купаются в ней, ныряют, ловят рыбу.
Академики работают с картами рек, с разрезами рек, с описаниями бассейнов рек.
Перипатетики везут детей к Уралу, к Уфе, к Оби, к Лене, к Енисею, к Селенге, к Амуру, к Северной Двине, к Волге, к Оке, к Каме, к Неве…
Академики изучают на картинках различные камни, руды, породы.
Перипатетики собирают с детьми коллекции камней, коллекции пород, коллекции руд.
Они знакомят дей с реальным плавлением и реальным выпеканием.

Подчеркну сразу: детям остро необходимы обе модели образования, оба подхода, обе парадигмы. Они должны органично дополнять друг друга готовя ребенка ко встрече с реальным миром сложных проблем и ситуаций.
В том то и достижения Платона и Аристотеля, что они сумели строго выстроить обе стороны образовательного процесса. По сути они и были первыми энциклопедистами человечества в известной нам истории. Вернёмся к специальной военной операции. Что такое школа молодого бойца? Это реальное перипатетическое образование, когда «двум совокупно идущим один пред другим измышляет». Топика Аристотеля в практике. Автомат надо рассмотреть со всех сторон, в разных топах, с разных точек зрения. Это путь к его успешному использованию. Из нарисованного автомата попадать в цель не научишься.
Перипатетик двигается вместе с Учеником. И ученик следует за Учителем и полностью сконцентрирован на его речах, поступках и указаниях. Потому что речь идёт о его жизни или смерти. Академическое образование остро необходимо, но на линии боевого соприкосновения на первый план выходит образование перипатетическое.
Обратите внимание еще раз. Аристотель создал перипатетическую школу и именно из неё вышел один из величайших полководцев мира. Аристотель водил Учеников, а его Ученик вел войска!
Перипатетики! Прогуливающиеся вокруг!  Одна из двух важнейших парадигм образования.
И потому я предлагаю Вам познакомиться с городом Ураем как уже сформировавшейся материальной базой Перипатетической Школы, Школы реального знакомства детей с базовыми понятиями практической жизни.


Рецензии