Русская Вильна!

Вильна была основана на русской земле. Согласно русской Воскресенской летописи, Вильня упоминается уже в 1129 году. Первым князяем Вильны был Миндовг - сын Мовколда, сам Мовколд был сыном Ростислава Рогволодовича, полоцкого князя, бежавшего после захвата Полоцка Мстиславом Владимировичем в Царьград. Это описание в Воскресенской летописи соответствует «Началу государей Литовских».

С принятием унии с римской церковью и впоследствии католичества началось полное забвение Вильны, как русского города. Но несмотря на это, еще в 14-м веке Виганд Магдебургский (немецкий летописец 14-го столетия) называл Вильну Русским городом - civitas Ruthenica. В то время большинство населении я города состояло из православных русских людей. Предки нынешних литовцев – жмудины жили по большей части в селах или лесах.

Смешные истории того времени, ходившие про жмудинов, сопоставимы с советскими байками про чукчей в России или американских поляков в Америке. В Вильне было множество православных церквей, которые потом были отданы униатам. По сей день в Вильне действует Свято-Духов монастырь.

После сближения руководства Литвы с поляками Вильна стала быстро окатоличиваться и превратилась в центр римского епископства.

http://klads.org/wp-content/uploads/2014/04/vilna.jpg
Постепенно права православных русских людей урезались. Запрещалось строить новые храмы и обновлять старые. К 17-му веку народонаселение Вильны полонизировалось. Город стали именовать по-польски: «Вильно». В то время православные составляли не более 20 процентов, остальные русские там проживавшие приняли либо униатство, либо католичество. К русским применялись такие дискриминационные меры по признаку вероисповедания и народности, при которых они вынуждены были переходить в католичество, либо униатство и терять свою русскую идентичность.

После польско-литовского ига первый раз русские вернулись в родной город Вильна в 17-м веке ( 1655 год), при царе Алексее Михайловиче. Литовцы и поляки получили то, что они заслуживали: русские ратники не стали сдерживать своих душевных порывов – город подвергли жестокому разграблению, католические костелы пылали, побежденные истреблялись. А как вы хотели? Столько сотворить зла русам и Руси. Вероотступники были наказаны. А православное население встречало русских с хлебом и солью.

Целых шесть лет в Вильне стоял русский гарнизон. Восемь месяцев князь Мышецкий оборонял город от ляхов и литовцев, которые осадили русский город. Город не сдавался, но нашелся предатель, который сдал город. Руководителя обороны князя Даниила Мышецкого обезглавили из-за того, что он отказался принять милость ляшского короля и поклониться ему. Настоящий герой!

Городская крепость из Атласа звёздчатых крепостей Российской империи
Второй раз Вильна вернулась в русское лоно в 1795 году при Екатерине Великой. Ее губернатором стал граф Муравьев Михаил Николаевич, который возродил многие православные древние храмы города. Его же брат, Муравьев Андрей Николаевич (писатель и мыслитель) в своем труде «Русская Вильна» изложил настоящую русскую историю Вильны.

"Над русской Вильной стародавной

Родные теплятся кресты,

И звоном меди православной

Все огласились высоты…» Федор Тютчев.

В 19-м начале 20-го веков Вильна приобрела черты русского города (сияли православные кресты, звучала русская речь, вывески и объявления были на русском языке). Много чего произошло с тех пор.

А то, что сейчас творится в Литве, наводит на мысль: пора бы тебе Вильна вернуться домой! Как никак, ты была рождена русской, значит таковой и должна быть!


Рецензии