Великий экспериментатор 8

   Ученики тихо покинули класс. Рессер встал и скрылся в маленькой подсобке. Через несколько минут он появился с большой коробкой в руках и вывалил на пол квадратные листки с фотографиями. Потом отыскав
глазами нашу любознательную даму “Н”, сказал:

- Теперь уважаемая “Н” я постараюсь практически ответить на ваш вчерашний вопрос касающийся вдохновения. Но прежде чем сделать это, я хотел бы попросить всех вас выполнить небольшое задание, которое я для вас приготовил.
 
     Он поднял одну картонку с пола и продолжил:
- На каждой картонке приклеены две фотографии: верхняя - копия с картины известного художника, нижняя –  рисунок душевнобольного пациента, который пытался  добросовестно скопировать предложенный ему фотографический оригинал. Сейчас я попрошу каждого подойти сюда и взять по одной картонке.
   
   Выбрав себе по душе фотографии, мы вернулись на свое места и стали внимательно рассматривать их.
   
- Итак, - продолжил Алексей Александрович, - на каждой картонке нижния фотография – это работа пациента скопировавшего предложенную ему картину художника. Сделали они это необычно. Как вы уже заметили, на многих рисунках-копиях человек изображен с деформированными частями тела в фантастических сочетаниях с предметным миром. Обратите внимание на цветовую гамму, она часто отличается от оригинала.
   
   Рессер замолчал и дал нам время на сравнение, потом продолжил:
- Как видите между копией и оригиналом – дистанция огромного размера, хотя есть несколько копий, где присутствует механическое копирование, но такое случается редко.
   
   Ваша задача состоит в том, чтобы, сличая «подлинник» и «копию», найти как можно больше схожих и отличительных деталей. Постарайтесь дать объяснение каждой детали. Если будет необходимость, то запишите свои соображения на листочек, потом прочитаете написанное.
   
     Мы расползлись по классу и приступили к выполнению необычного задания.
 

  Не знаю как долго мы  «колдовали» над фотографиями. Остановились только тогда, когда услышали голос Рессера:
     - Прошу минуту внимания! Я наблюдал за вашей работой и остался очень доволен ей, поскольку задание никого не оставило равнодушным. Все без исключения были увлечены им. Многие почти закончили его и готовы поделиться своими мыслями о проделанной работе. Но…но  мы не будем этого делать. Извините, что я схитрил. Предложенное задание было всего лишь поводом заставить вас втянуться в творческий процесс. Не обижайтесь на мою педагогическую хитрость. Я как можно доходчивее хотел ответить на вопрос нашей любознательной дамы касающийся вопроса вдохновения.
   
   Итак, вдохновение - это не прерогатива творческих личностей. Оно доступно любому человеку и посещает чаще тех, кто больше работает.
 Наши успехи на театрально - педагогическом поприще зависят не столько от вдохновения, сколько от жизненного опыта и умения творчески выразить мысли и впечатления через студентов или профессиональных актеров. А вдохновение – это всего лишь искра, которая воспламеняет наше творчество.
   
   Нарисованные копии душевнобольных, сделанные с оригиналов известных художников, тоже плод вдохновения и творчества. Повод к творчеству может явиться извне. Единственное, что надо для творческой личности это заинтересоваться предстоящей работой, сделать предмет интереса важным и живым.
   
    Многие сегодня испытали это воочию, в том числе и “Н” , за которой я с большим интересом наблюдал. Как вы думаете, сколько по времени вы работали над этим заданием?
- Минут 35-40 – ответил наш староста. Большинство согласилось с ним.
- А вот и нет! Один час и двадцать минут! Вы ошиблись почти в два раза!! Как думаете, почему подвел вас внутренний хронометр?
   Наступило молчание. Никто не решался прокомментировать этот странный факт.
    - Когда вы трудились, ваш внутренний контроллер отключается. Вы были заняты творчеством по - настоящему. Вас всех, несколько минут назад, посетило вдохновение, за интересной работой вы потеряли чувство времени. Вдохновение творит чудеса.
   
   Для примера хочу привести один небольшой эпизод из замечательного фильма Джона Хьюстона «Мулен Руж». Этот фильм о знаменитом французском художнике Тулуз - Лотреке.
   
   Когда художника бросает любимая женщина, он возвращается к себе домой и решает покончить жизнь самоубийством. Тулуз-Лотрек закрывает дверь, окна и включает газ. Садится на стул посреди комнаты и в ожидании смерти начинает рассматривать свои картины развешанные по всем стенам. Вдруг его взгляд останавливается на незаконченной картине, стоящей на мольберте. Какая-то деталь привлекает его внимание. Он встает, подходит к картине, берет кисть и начинает рисовать. Работа увлекает его, ему становиться душно, он машинально, не отводя взгляда от полотна, перекрывает газ и открывает окно. Рисование полностью поглощает его. Не замечая времени, художник работает над ней всю ночь и только под утро отходит от мольберта. Картина закончена. Вдохновение остановило смерть.
   Небольшая деталь, привлекшая внимание художника, стала той искрой, которая воспламенила творчество. Но не будь предварительной ежедневной работы, ему не помогла бы никакая искра. Ежедневный  труд и огромная заинтересованность предметом вашей работы создают почву для вашего творчества. Так что трудитесь, дорогие коллеги, и вдохновение будет часто посещать вас!
   
   Мы покидали класс с легкой душой. Обида на то, что мы так и не увидели начало занятия – улетучилась. Мы были благодарны за преподнесенный нам Алексеем Александровичем необычный урок.


Рецензии