Волжская восьмидневка. Ч. 4. Васюки

                «При свете дрянного керосинового фонаря
                Остап прочел из путеводителя: «На правом
                высоком берегу город Васюки... В городе
                8000 жителей...»...

                ....Жители Москвы, стесненные жилищным
                кризисом, бросятся в ваш великолепный
                город. Столица автоматически переходит в
                Васюки. Васюки переименовываются в Нью-
                Москву, а Москва — в Старые Васюки.»

                И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев»


                Васюки (Козьмодемьянск)


   В приоткрытое окно нашей каюты донеслись уверенные и яркие звуки Гимна России. Выскочив на палубу, с удивлением обнаружили бравого горномарийца, несмотря на вечер крепко стоявшего на ногах, и наяривающего на гармонии Гимн страны. Без какой-либо заминки он уверено перешел на «Прощание Славянки» и наш теплоход «Илья Муромец», в такт музыке, встал к небольшому причалу. Это был волжский город Козьмодемьянск, по некоторым версиям прототип Васюков из бессмертной дилогии про Остапа Бендера. Именно здесь он создавал «Клуб четырех коней» и чудесным образом спасся.

  Так что же есть в Васюках? Простите, Козьмодемьянске. И чем примечателен и знаменит этот город? .... Жителей здесь теперь 19 300 человек.Есть Художественно - исторический музей им. Григорьева, где представлены Айвазовский, Поленов, Левитан, Крамской. Музей Остапа Бендера. Стрелецкая часовня от 1697 года в честь горожан, участвовавших в азовском походе Петра I. Свято-Троицкая церковь 1773 года строительства. Смоленский собор, в честь чудесного спасения Государя-императора Александра II от покушения. Музей купеческого быта. Памятник «Двенадцати стульям». И ёщё что-то. Всё вот это и ещё что-то нам не показали.  Зато отвезли в «Этнографический музей под открытым небом». На наше счастье небо было открыто и дождя не было. Место для музея выбрали подальше от города, что бы они друг с другом не смешивались.

  Город известен аж с 1583 года, как Козьмодемьянский (Космы и Дамиана православных святых праздника) Острог. Взяв Казань, Иван Грозный укреплял российское влияние небольшими крепостями, обнесенными деревянной стеной из заостренных бревен. Отсюда и название - острог. В перерывах между ратными делами, дружина от нечего делать, ловила беглых крестьян и задерживала их до выяснения личности. Прообраз нанешних КПЗ - это тот самый острог. Сути, правда, не меняет.  Но что интересно.

  Волжский каскад - это несколько водохранилищ, которые служат водным движителем гидроэлектростанций. Чебоксарское - это пятая ступень каскада. Строили этот гидроузел с 1968 по 1980 годы. Строили, строили и, наконец, построили (с). Начали заполнять. Понятно дело все леса и села пошли под воду, а с ними и память о житье-бытье чувашей и марий-эльцев. Поэтому, в экстренном порядке, пока хранилище набиралось, вывезли дома, постройки, утварь. Мельницу с колодцем вывезли и сгрудили все это в «Этнографическом музее». Затем расставили все по порядку, отмыли, отчистили, а кое-где и подкрасили. Теперь у марийцев есть сохраненный кусочек самобытности. Относятся они ко всему не только бережно, а и творчески. Как сейчас говорят «создают креативный контент путем визуализации тренда». С «smartphonского» на русский: разыгрывают живой спектакль марийской свадьбы. Действие идет на горномарийском (не путать с луговомарийским) языке без перевода. Все прекрасным образом понятно. Молодые. Теща. Стол. Стул. Гармошка. Тема драки осталась не раскрытой. Все это в декорациях спускающегося тумана, далеких волжских берегов и бескрайнего российского неба. Это действительно интересно, живо, профессионально, да и запоминается. Затем, как водится, ведут к ларькам с медовухой, медом и тем, что в случае покупки полгода ищет в квартире места, а затем кому-нибудь дарится.

  Автобус из далекого прошлого мученически вернул нас на пристань. Гармонь слажено и не фальшивя играла «На сопках Маньчжурии». Видимо гармонист был ученый, но уже слегка покачивающийся. Подискутировав с местными торговками о технологии экспресс-засола огурцов, приобрели несколько помидоров, баночку маринованных белых, еще что-то и под звуки уже местных фино-угорских мотивов ушли в каюту трапезничать. Места здесь красивейшие природой своей, ширью, красками. Жизнь нетороплива, но не однообразна. Экскурсовод, к примеру, был не только специалист по берестяным изделиям, но и мастер их плетения. К тому же рыбак. Участник местных рыболовецких соревнований по подледному лову. Да, совсем, забыл. Ей было лет 60.

  А вот водохранилище Чебоксарское на проектную мощность не вышло. Не сумели «кандидаты в доктора» правильно рассчитать. Оттого есть огромный дефицит электроэнергии, а Волга зачастую идет по естественному руслу. К тому же невозможна эксплуатация крупнотоннажных судов с глубокой осадкой. Выход есть. Поднять уровень до проектных 68 метров. Тогда к музею  можно будет почти приплывать. Однако местные республики против. Тем более, что в Васюках-Козьмодемьяновске почти закрывшийся  завод по производстве военной авионики  работает, как Yandex-доставка 24/7. На эту часть страны спустилась теплая осенняя ночь, на берегах засверкали огоньки домов, а на воде фонарики рыболовов. «Илья Муромец», всхлипнув дизелями, пошел, минуя Нижний Новгород и Балахну, на

Городец. 


Рецензии
Профессионально, интересно, познавательно, и наконец, поэтично. При этом, кратко, но ёмко.

Каким Бейсембаев   26.09.2023 19:42     Заявить о нарушении