Стамбул - как метафора. Вернуться в Анталью
В начале двухтысячных годов, я ехал на встречу с Строевой Ольгой Георгиевной, чтобы пойти в храм Воскресение в Кадашах. Вышел на площади Революции – надо переходить на Театральную, чтобы попасть на Третьяковскую. Из вагона вместе со мной вышел спортивный парень восточного вида. Не из Средней Азии – подумал я. Мы шли по переходу и не сговариваясь вошли в один и тот же вагон. Там он мы улыбнулись друг другу – ну, как то вот так, что снова оказались рядом. Истамбул - сказал он. Новосибирск – ответил я ему.
Вышли из вагона, он кивнул мне, и мы разошлись. Ольга Георгиевна ждала меня. «Вы стесняетесь меня – сказала она - вышли из вагона с другом и сделали вид, что не знаете меня». - Это не друг, случайный попутчик.
Но, кажется, что Ольга Георгиевна не поверила и мы стали подниматься по эскалатору наверх.
Из самых юных лет сохранилось в памяти название фильма «Наследство казначея Стамбула». Тогда, в 60-е годы много было венгерских фильмов по романам Мора Йокаи.
Никогда я не был на Босфоре,
Ты меня не спрашивай о нем.
Я в твоих глазах увидел море,
Полыхающее голубым огнем.
Не ходил в Багдад я с караваном,
Не возил я шелк туда и хну…
(С.Есенин)
Стоп, в Багдад я и не собирался. А. вот, увидеть Босфор, бухту Золотой Рог, пройти по Галатскому мосту…
А главное понять, что же такого есть в этом византийском, в турецком городе, в Царьграде – куда так наши предки и не дошли. Что же такого есть – притягательного. Но, как правило – понять почему нас тянет в то или иное место объяснить трудно. Да, и зачем.
Перед поездкой «вспомнил», посмотрев на географическую карту, и четко себе представил - где какой турецкий пролив. Дарданеллы соединяет Эгейское море с Мраморным. Пролив длинный семьдесят километров. А Босфор. протяженностью тридцать километров. Он соединяет Мраморное море с Черным.
Все, сейчас можно ехать.
О, надо бы еще прочитать книгу Орхана Памука «Стамбул. Город воспоминаний». Но, не буду, у меня должно быть свое восприятие города.
Хотя, что значит свое…, почувствовать по - другому, увидеть то, что до тебя никто не замечал. Хоть чуть добавить нового. И выразить своими словами это непросто. Но, все же читать надо, так как «все свое» и из этого складывается тоже.
Когда Орхан Памук получил Нобелевскую премию в 2006 году, я купил и прочитал его книгу «Белая крепость». Прочитал, почти, влет.
Хорошо сказано о творчестве писателя: "В поисках меланхоличной души своего родного города открыл новые символы столкновения и переплетения культур".
Переплетение культур – с этим сталкивался во многих городах. А еще интересно то, что когда приезжаешь в город или место, где был раньше, то видишь его уже по -другому. Я ощущал это в Триесте и в Вене. Да, что говорить, возвращаясь в Одессу. каждый раз нахожу что - то новое.
В Стамбул во второй раз, скорее всего, приехать не придется. И писать, что видел в первый - не очень получается. Почему- то сбиваюсь на какие -то расхожие вещи. Но, не отступаю, все равно.
Побывав тогда в Стамбуле, я как-то успокоился. Огромный, как мир, город, На азиатском берегу - более европейская часть города, на европейском - азиатская. С минаретов в Стамбуле кричат громкоговорители голосами муэдзинов, также, как и в Сараево. Я проходил какую то маленькую площадь в Стамбуде и сразу же вспомнил Башчаршию – старую часть Сараево. Ну, Турция там, и только.
В конце XIX века в Стамбуле открыли вторую в мире, после лондонской, линию метро Эта линия и сейчас действует. Одна из ее станций, выходит на Истикляль. Я еще вернусь к этой улице. В Сараево трамвайная линия появилась в начале семидесятых годов XIX. И сегодня по этой линии звенит трамвай, предупреждая о своем движении. Интересно, что в Российской империи первая линия трамвая появилась в Киеве в девяностые годы XIX века. Вот. такие были «угнетатели» народов: Австро-Венгрия и Россия.
Балкона в номере не было, и я смотрел в окно – внизу лежал красно-коричневый, бело - зеленый город, с размахом во все стороны. Минареты возвышались как телебашни или как буровые вышки над тундрой. Один этот вид стоил того, чтобы приехать сюда. За колоритом надо спускаться вниз. Пойду в звонкую, тесную, немного сладковатую, с жаровнями, ароматом кофе, звуками дарбука, зурны, аккордеона…, в шумную атмосферу улиц Бейоглу. Дарбука – это турецкий барабан. Его, совсем небольшого размера, я купил как сувенир. Феску покупал, когда был в Фамагусте, на Кипре. Саша Сорокин привез, как-то, мне из Марокко ятаган, железный, тупой, в ножнах. Сейчас подумал – и куда мне с этим добром.
Оказывается, что зурна очень распространенный музыкальный инструмент на Востоке. Дедушка Мисирины Магомедовой – Абуталиб Гафуров – народный поэт Дагестана играл на зурне и писал о ней в своих стихотворениях.
В одном из переулков от Истикляль я слушал музыканта, игравшего на кануне. Увидев, сначала подумал, что на коленях у них русские гусли. А года два назад возле Оперного театра в Одессе видел «щирого хлопця» в вышиванке тоже с гуслями. А, может, это такая разновидность бандуры была. У всех этих щипковых инструментов предок один – лира.
Но главное и определенно, что национальная турецкая музыка мне нравится. Это я вынес из Стамбула.
По улице Истикляль я пошел, чтобы посмотреть церковь Св. Антония Падуанского. А, заодно, поблагодарить святого. Недаром он считается самым «работающим» на небесах святым. Хорошо, что я побывал в Падуе в базилики св. Антония. А спустя какое -то время в Падуе была Лена Гиря. Я не понимал, как закончить одну заметку и попросил Лену сходить. к Антонию. Тот помог, окончание получилось сразу же. Его церковь на Истикляль в неоготическом стиле, небольшого размера, из красного кирпича, с башенками и тремя «розетками» на фасаде.
По дороге к церкви, в отдалении, с правой стороны находится отель Пера Палас. Его открыли в конце XIX века для пассажиров «Восточного экспресса» Париж – Стамбул. И, конечно, в этом отеле останавливалась и не раз Агата Кристи. Как же это – писать о Стамбуле и не вспомнить Агату Кристи. Впрочем, тогда надо вспоминать и Байрона и Бродского, и картины Эжена Делакруа… всех не перечислишь. Но все же еще одно имя называю – турецкий поэт Назым Химкет. Его стихи я читал в начале шестидесятых годов. Порядочный, честный, талантливый и немного наивный человек.
Поднимался на Галатскую башню. Мне посоветовали пойти туда вечером – народу меньше. Лифт небольшой, на четыре человека. а потом еще по лестнице на верх. Вид – excelente, закат солнца! Вот – Босфор, залив Золотой Рог, мосты…, Айя София с четырьмя своими минаретами, которые как ракеты устремлены в небо. За ней, левее, на краю парка дворца Топкапы притулилась – церковь святой Ирины. Узнал, что это самое древнее здание, сохранившееся от Византийской империи. Нижний ярус церкви, помнит императора Юстиниана I и супругу его Феодору. Я тоже помню этих двух царствующих особ, а еще – Константина и Елену, храмы, посвященные последним есть в российских городах. В одном из этих храмов я был – в Ново Иерусалимском монастыре.
Юстиниан I происходил из крестьян и создал огромную империю от Атлантики до Крыма, даже до Таманского полуострова. Исторически достоверно, что по его приказу в YI веке была построена крепость Алустон, нынешняя Алушта.
Святой Юстиниан Великий. К лику святых была потом приобщена и его супруга Феодора. В юности она была танцовщицей в борделях, говоря современным языком. Главное - не в этом, а в делах и не то - из каких ты сословий, а что сам из себя представляешь. Так, когда-то было.
Мой друг Сорокин специально заезжал в Равенну, чтобы посмотреть старинные византийские мозаики, в том числе, и изображающие Юстиниана и Феодору.
К месту или не к месту, но вспомнил сейчас отрывок из «Письма римскому другу» И. Бродского.
Помнишь, Постум, у наместника сестрица?
Худощавая, но с полными ногами.
Ты с ней спал еще…Недавно стала жрицей,
Жрицей, Постум, и общается с богами.
Так, что у нас там, дальше, то есть на горизонте. Почти сразу же за Галатским мостом - Египетский базар со специями и сухофруктами.
Дальше, дальше за ним – Гранд базар.
Нет, я привык к базарам Ташкента или Самарканда, они большее впечатление на меня произвели. Горы арбузов, фрукты, очень вкусные помидоры, продавцы в халатах и тюбетейках, женщины в национальных одеждах, улыбки, лепешки, бубны, виноград, ишаки… Мастерские ремесленников, вот в этой делают расписные бешики - люльки для детей. Но. сразу же оговорюсь – базары 60- х годов и в 1980 г. Потому сравнение все же не этично. А Текинский базар в Ашхабаде семидесятых годов – ковры, верблюды, горы дынь, арбы с высокими колесами…
О, в Стамбуле хотел купить турку для кофе с толстым дном. Но, сразу же не нашел, а потом уже и забыл.
Правее от Гранд Базара – Мечеть Сулеймание.
Это все исторический район Султанахмет, а башня, с которой смотрел на Стамбул находится в районе Бейоглу.
Все, спускаюсь с башни. В начале XVII века с этой башни изобретатель Хезарфен Ахмет на самодельных крыльях перелетел через Босфор и приземлился на азиатской стороне.
Спуск вниз с башни был по очень крутой лестнице с низким потолком –тяжело. Но. один раз побывать там стоило.
Завтра в Анталью, и оттуда – в Москву. Арка Адриана, Старый город и Средиземное море. В 2011 мы с Леной были в другой части его – на Сицилии. И я поднимался на колокольню в Мессине. По высоте она такая же, как Галатская башня - 61 метр, но поднимался наверх и спускался пешком.
Я в Анталье. Сюда свободно долетает африканский ветер. Выйдя на солнце, хорошо ощутил, как сохнет кожа на лице. Сразу понял - откуда в южной культуре взялись платки на лицах. Пальмы, кактусы, улочки Старого города, крик муэдзина с минарета, синий цвет... Арка императора Адриана хорошо сохранилась. Это были ворота в городской стене. Под аркой – следы от древних колесниц. Немного похожую арку видел в Римини – ворота Августа. Почему то многие императоры Древнего Рима были или не законнорожденными или происходили из нижних слоев общества. И пробивались же!
Анталья неуловимо напомнила мне Одессу. Здесь мне как-то душевнее. Район, в котором остановился на два дня вызвал ассоциации с Затокой. Я даже задумался - в какой стороне мост в Сергеевку. Но, конечно, все благоустроеннее, и растительность богатая. Правда, сухие травы тоже есть. И очень чистое море, вместо песка - мелкая галька.
В Анталье я увидел странный сон. Похоже, что происходит это где- то в районе 10- й станция Большого Фонтана Одессы. Море чистое и тихое. Вдруг к берегу подплывает большая красивая рыба с желтыми продольными полосами, похожая на терпуга. И. одновременно к этому же месту подбегает собака. Животные начинают играть. Рыба отплывает – собака за ней, потом вместе с рыбой плывут к берегу. Обрызгивают и плещутся друг на друга. Вдруг, чей - то мужской голос зовет собаку. Она идет на зов, часто оглядываясь. Рыба стоит возле берега. И я просыпаюсь.
А, как бы Анталью и ее окрестности восприняли такие писатели как Бунин, Катаев или Паустовский. Одесситы, можно сказать. Хотя родился в Одессе только Катаев.
Иван Алексеевич Бунин несколько раз был в Стамбуле и Анталью принял бы, хорошо. Валентину Катаеву точно бы понравились здешние сухие и разнообразные травы. А, вот, Константину Паустовскому было бы не по себе, наверно.
А я бы вернулся в Анталью, чтобы побыть здесь подольше.
PS. Наверно, город, в какой-то степени раскрывается, и ты добавляешь что то свое, если пишешь о близких тебе людях, которые жили в этом городе или живут. Или что - то тебя тронуло, не только вид. Как правило, сначала цепляют какие - то «мелочи», а потом видишь город.
В общем, привязки к Стамбулу у меня почему - то не оказалось. При всем стремлении побывать там.
А, вот, интересно, если бы я встретил того парня-турка из московского метро. Это, наверно, был бы другой Стамбул. А не только – метафора.
Свидетельство о публикации №223091901602