Ироничный портрет современности в поэзии Куралова

      Значительную роль в формировании Иосифа Куралова как поэта сыграл «семейный книжный шкаф», который стал для него своим отдельным миром. В этом шкафу было всё о чём мечтала его детская душа.
      Родился он 19 апреля 1953 года в городе Прокопьевск Кемеровской области. Здесь в городе, пропитанном угольной пылью, прошло его детство, о котором он впоследствии написал по-мальчишески залихватски в стихотворении «Из детства».

      Был мерой доблести синяк,
      А правдой управлял кулак.
      За терриконами сходились,
      А после врали и хвалились.

      А если зубы выбивали,
      Мы и тогда не унывали.
      Был очевиден неуспех,
      Зато плевали дальше всех.

      Особую любовь к книгам ему привили родные. Главным книгочеем в их доме был дедушка Гиляздин Закирзянович Хабибуллин. Это он открыл для маленького Иосифа всю красоту и мощь поэзии Пушкина. Благодаря бабушки Гафии Абдуловны Галимовой он прочитал «Щит и меч» В. Кожевникова, «Сатурн почти не виден» В. Ардаматского, книги Александра Беляева и других советских, и зарубежных фантастов. Стараниями мамы Луизы Гиляздиновны Кураловой будущий поэт приобщился к шедеврам отечественной и зарубежной литературы, к истории; познакомился с книгами по искусству, энциклопедиями, справочниками, словарями.
     Но общим семейным увлечением была поэзия. В семейном шкафу находились сборники стихов самых разных поэтов. И мальчик с упоением читал стихи своих любимых поэтов: С. Есенина, М. Лермонтова, А. Блока, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Пастернака, а также европейских, китайских, японских поэтов.
      Под впечатлением от увиденного и прочитанного рождались поэтические строчки и с 11 лет Иосиф и сам начал посылать стихи в газеты «Пионерская правда», «Комсомольская правда», журналы «Пионер», «Костер». А позднее в 14-15 лет – в журналы «Вокруг света», «Молодая гвардия». С 1970 года его стихи стали печататься в городской газете «Шахтёрская правда». Закончив в 1981 году режиссёрское отделение Кемеровского государственного института культуры Куралов работал в редакциях газет, в учреждениях культуры, образования, в доме литераторов Кузбасса. Являлся редактором газет «Площадь Пушкина», «Культура Кузбасса». Работая в областном бюро пропаганды художественной литературы, он вместе с творческой группой писателей побывал с выступлениями в большинстве городов и районов Кузбасса.
      В 1982 году стал участником проведенного в Новосибирске совещания молодых писателей Сибири, где его творчество рассматривалось на семинаре известного поэта Юрия Кузнецова. Он отметил стихи Куралова и предложил их популярному альманаху страны «День поэзии», где они и были напечатаны. Он также написал предисловие к его первой книге «Пласт», вышедшей в 1985 году.
«Иосиф Куралов, – писал Юрий Кузнецов, – поэт суровой судьбы. Он родился среди терриконов Прокопьевска. Вместо земли под ногами у него был «серый камень, чёрная зола», а меж тем его душа всегда стремилась к высокому. Недаром в его стихах часто мелькает и сквозит синева. И это не только зрительный образ, но и символ высокой духовности. Поэт способен преображать в красоту далёкие от неё вещи»:

      …Даже то, что становилось паром,
      И как будто жило наяву,
      Подымалось газом и угаром,
      Даже дым! – отлился в синеву.

      В 1985 году в Кемерове вышла книга стихов И. Куралова «Пласт», в 1990 – «Тридесятое Пространство». С 1991 года он – член Союза писателей России.
Неравнодушие к поэтическому слову помогло ему составить в 1994 году кузбасский «День поэзии», куда были включены стихи участников нескольких Фёдоровских чтений. Заметным событием в литературе Кузбасса стала его книга стихов «Я шёл по воздуху – сквозь воздух», вышедшая в 2006 году. За неё Куралов был награждён литературной премией имени В. Д. Федорова.
      В 2007 году вышла книга «Живое Пространство», в которую вошли новые и не опубликованные ранее, стихотворения и поэмы.
      Стихи и поэмы печатались в газетах и журналах: «Кузбасс», «Левый берег», «Огни Кузбасса», «Сибирские огни», «Литературный Кузбасс», «Бийский вестник», «Университет культуры»; в сборниках: «День поэзии», «Русская сибирская поэзия», «Писатели Кузбасса», «Собор стихов», «Город цветов» и др.

      Стихи Куралова – это яркий, ироничный, разнообразный портрет современности, срез времени, в котором живёт сам поэт. В своих стихах он раскрывает тот духовный уровень, в котором пребывает современное общество.
Так в книге стихов «Живое пространство» перед нами предстаёт типичный городской герой, который с беспечностью молодости относится к жизни. Его переполняет энергия, которую он не знает куда деть и вместе с родным городом готов радоваться любым радостным событиям и праздникам.

      …Весна грядёт! Я рад стараться,
      Хочу по городу шататься,
      Смеяться и с толпой сливаться,
      Носить Светланку на руках,
      Забыв – от счастья – о стихах.

      Портреты. Флаги. Серп и Молот.
      И почки верб, и юн – мой город!
      Со всех сторон людской прибой.
      А свет у неба – голубой!

            ***
      Куда девать напор весенний?
      Избыток солнца и огня!
      Прокопьевск рушится в веселье,
      И Первомай несёт меня.

      Но проходит какое-то время, и мы видим совсем другого поэта. В стихах появляется горечь и какая-то безысходность. На поэта угнетающе действуют серость жизни угольного бассейна и невозможность личности пробиться к идеалу:

      …И не могу пробить я лбом
      Всю толщу каменной породы.
      Мои придавленные годы
      Заброшенным лежат пластом.

      Всё происходящее вокруг не приносит ему удовлетворения, а саму жизнь он считает бессмысленной, несущей в себе лишь отраву душе. Отсюда, и разочарование в стихах:

      …Куда н глянь – душе отрава!
      И говорят же – не гляди!
      Пустыня – слева, бездна – справа,
      Дремучий город – впереди.

           ***
      Потом проснуться мёртвым наяву
      И, я не знаю, как меня поймёте,
      Ходить в кино, косить косой траву
      Или скучать в общественной работе.

      Сам же поэт продолжает жить воспоминаниями о своей первой любви, о том времени, когда он был полон юношеских устремлений к идеальной мечте:

      …Ты вся во мне останешься чиста,
      Какая б тьма тебя не покрывала.
      Ведь ты теперь – не имя, а мечта.
      И не мечта, а горечь идеала.

      Несмотря на то, что поэт живёт в городе, ему не очень нравится то, что его окружает. Он переживает, что, подчиняясь законам городской жизни, никак не может породниться с природой, чтобы воспевать её в своих стихах: «Хотел с природой породниться, но к дымным городам приник».
      Хотя, и его душе иногда удаётся воспарить над городскими пейзажами и почувствовать сквозь дымку промышленных предприятий дыхание весны.

      ….Скорей бы дыханье апреля
      Раскрыло в квартире окно!
      И сквозь воробьиные трели
      Позвало хотя бы в кино.

      Основой же творчества Иосифа Куралова является сначала осмысление какой-либо важной общественной проблемы внутри себя, а уже потом выражение её в слове. «Потому что слово, – по его мнению, – не согретое чувством и мыслью, не всегда может служить благу». Вот и мучается поэт, прежде чем облечь мысли в слова:

      …Поэт молчит. Мальчишки пишут.
      Такие наглые сперва.
      И с каждым днём труднее дышат
      Первоначальные слова.

      Но как повертывать их к свету?
      И как значенье означать,
      Чтоб щли к единому ответу,
      Когда не можешь промолчать?

      По мнению соратников по перу, характер Куралова угловат, резок, непримирим к компромиссам. В поэзии гражданский пафос у него органично переходит в задушевный лиризм, лирика расцвечивается ироническими интонациями. Иронии, вообще очень много в его стихах: «Аляуллю!», «Воспоминание о Клаудии Кардинале» и др.

      Поэт не стремится заворожить читателя красотой слова, он привлекает глубиной мысли, эмоциями. Он считает, что любая мысль имеет право на признание и уважение, поэтому и должна быть представлена в стихах. В поэзии, как и в жизни, если человек умнее всех, то это совсем не значит, что он лучше всех. Хотя для самого поэта как раз и характерен культ знаний и мыслей.

      …Если песню поют на Сибирской Руси,
      Не знаток, не ценитель словесности устной,
      Я веселую не отличаю от грустной.
      Лишь неси меня, воля, на крыльях, неси!
      И навзрыд управляюсь с душевной нагрузкой.

      Стихи Куралова чаще всего рождаются во взаимодействии его внутреннего мира и окружающей жизни. А в мире хаоса, стяжательства и враждебности всегда найдётся что-нибудь далёкое от совершенства, что может лечь тяжким грузом на сердце и тревожить душу поэта. К тому же и сама проза жизни сильно давит на человека, жить становится сложнее, за всё приходится платить:

      …За всё приходится платить.
      За право есть. За право пить.
      И за такси ночные.
      И за дрова печные.

      И мной уплачено сполна
      За то, что мир, а не война.
      За то, что прожил жизни треть
      И жить сложней, чем умереть.

      Поэт не может равнодушно взирать на то, что происходит в его родной стране. Его душа не приемлет тех перемен, которые наносят ущерб человеческой душе. Поэтому и не может сдержать крик, рвущийся из груди: 

      …И крик, что я в груди своей держал,
      Наружу рвётся обнажая:
      Я из родной страны не уезжал.
      Так почему вокруг страна чужая?!

      Ключевым произведением Иосифа Куралова является поэма «Супермен». Сам поэт назвал её иронической трагедией. И, действительно, поэма полна иронии и сарказма. Чтобы стать Суперменом, лирический герой в семнадцать лет отправляется в странствия, чтобы найти любовь и своё предназначение в жизни. Он жаждет подвигов, великих дел, чтобы стать достойным своей возлюбленной.

      …Исполнен дерзкого желанья,
      Герой готов начать войну,
      Чтоб кинуть в ноги ей страну
      И звёзды воинского званья.

      В разных ситуациях показывает своего героя автор. Он проводит его через период застоя 1980-х годов и хаос 1990-х годов. Только вот в эпоху перемен, он никому не нужен со своими ценностями и везде, где бы он появлялся, его окружает дух непонимания и неприятия. Он везде лишний и неудобный человек. Его патриотизм, бескорыстие и любовь никому не нужны. Супермен перебрал много профессий – от следователя до поэта и вроде всё у него получалось, но почему-то испытывает разочарование. И поэт не жалея иронии, описывает своего лирического героя:

      …Героя вы в толпе встречали,
      Но от других не отличали:
      Завёрнут в импортный кожан,
      Познавший многие печали,
      Похож на массу горожан,
      Энергией вперёд влекомый,
      Всё время с новенькой знакомой,
      Индустриальный Дон-Жуан.

      Супермен не понимает каким целям он служит, зачем и кому всё это надо. Время идёт, а у героя ничего особенного не происходит, нет героических дел, нет и той самой настоящей любви, о которой он мечтает. Вместо единственной, любимой, которую он ждёт, на его пути встречаются ничем не примечательные женские образы:

      …Снаружи девочки в порядке,
      Но примитивны изнутри.
      С любой их них поговори –
      Все без полёта, без загадки.
      Как дважды два и трижды три.

      Мечтая иметь любимую работу и возлюбленную, Супермен тем не менее ничего не делает для того, чтобы приблизить свои мечты. Потратив годы на поиски достойного дела, запутавшись в беспорядочных любовных связях, Супермен и сам не заметил, как стал деградировать как личность. Ради собственного благополучия он плывёт по течению. Работая следователем, не всегда наказывает виновных, объясняя это тем, что пользы от этого он не видит, так как истинные виновники всё равно останутся безнаказанными.

      …Трудился в следственном отделе,
      Тонул в табачном злом дыму,
      Шестёрок не сажал в тюрьму,
      Купаясь в «Беломоркакнале»,
      Он знал, что крупные канальи
      Сухими выйдут из воды,
      А после заметут следы.

      Проведя своего героя сквозь призму бытия, поэт показывает, что даже самая одарённая личность, не имея нравственного фундамента, обречена на деградацию. Трагедия Супермена в том, что вместо духовного самосовершенствования, он ищет тех, кто мог бы восполнить его духовный вакуум, согреть его сердце в семейной гавани и в результате находит лишь пустоту. Безрадостно проходит его жизнь. Он ждал любви, к ней стремился. Но, увы, так и не нашёл. Но жизнь умеет преподносить сюрпризы. И когда он уже ни во что не верил, ни на что не надеялся, ему всё-таки удалось увидеть настоящую любовь, вот только не свою – чужую. Зато он смог убедиться, что любовь всё-таки есть. И, глядя на молодых влюблённых, завидуя их счастью, он с сожалением признаётся…

      …Хотел любить и быть любимым!
      Царил в Отечестве мороз.
      Поэтому меня всерьёз
      Одна любила только вьюга.

      В поэме «Супермен» показано, как в атмосфере краха общественных идеалов, даже сильные личности не всегда могут устоять под натиском обстоятельств, а, значит, наступает духовная смерть. Представляя своего героя таким какой он есть на самом деле, поэт показывает, что общество и люди обречены на гибель, если не обретут главные нравственные принципы, – любовь и человечность.
     Как предупреждение человечеству звучит и поэма «Красный пиджак». Действие поэмы происходит в переломные для страны 1990-е годы, когда исчезли былые ценности и человеку осталась лишь внутренняя пустота, да символ прошлой эпохи – красный пиджак.
 
      …Видел красных листьев пламя.
      Ощущал огонь в крови.
      И носил пиджак, как Знамя –
      И Державы, и Любви.

      Правда ещё осталась возможность любить – женщину. Вот и пускается поэтический герой в любовные приключения. Но, если в начале поэмы он ещё был способен любить по-настоящему и, купив на последние деньги цветы для любимой, бежать к ней ночью через весь город, то, пройдя определённый путь, приходит к горькому выводу, что нет места искренним чувствам в мире, где царит хаос и дисгармония. С приходом перемен в обществе, любовь предстаёт в другом обличье:

      …Ночь сверкает городская,
      В блеск реклам себя одев.
      Наша местная Тверская
      Предлагает юных дев.

      А когда любовь вырождается, остаются только горькие мысли от безысходности происходящего. Потому что без любви к Родине, к женщине, без любви вообще, всё в мире становится непрочным и не нужным. Отсюда и печаль лирического героя по поводу бессмысленности существования:

      …И без флага – как под флагом,
      И без строя, как в строю.
      Строевым шагаю шагом.
      Только песню не пою. 

      Через всю поэзию Куралова проходят мысли, что нет будущего у государства, если нет в нём созидающих личностей, а присутствует лишь равнодушие, алкоголь, наркотики и развлечения. А ведь духовной опорой для человека во все времена были вечные ценности, ради которых жил человек: любовь к родным истокам, к своим ближним, человеческие отношения.
      Всем своим творчеством поэт заставляет задуматься: а правильно ли мы живём? Почему уходят из человеческих отношений тепло и любовь, и хорошо ли всем жить в этом неуютном и холодном мире, который сами же и создали? 

      …Кто не ослеп под властью Сатаны,
      Тот видит всё как есть на белом свете.
      Нет той страны, в которой рождены
      Ты сам, твои родители и дети.

      А есть какой-то голый стыд и срам.
      Многоканальная теледубина.
      Базарный хам заполнил Божий храм.
      А Родину заполнила чужбина.

      Наблюдая с болью за происходящим, поэт напоминает нам, что совсем не таким создавал этот мир сам Господь! И, обращаясь к Всевышнему, просит о спасении страны от духовной смерти.

      …Бог Милостивый. Милосердный Бог
      Нас вывел в мир, встать на ноги помог.

      Велел трудиться, не жалея сил.
      И человечьей речи научил.

***
      …Молю: поставь меня на верный путь
      И Родину мою не позабудь

      Твой бедный раб, я за неё молюсь.
      Она моя – возлюбленная Русь.

      Однако он не просто переживает за будущее своей родной страны, он призывает всех встряхнуться и жить, трудиться, радоваться всему окружающему, чтобы вернуть в мир смысл и красоту существования.

      …Засучим наши рукава
      И по уму начнём трудиться –
      Труба в Пространстве растворится!
      Из тверди вырастет трава,
      А мы наполним души полднем,
      Посмотрим в небосвод и вспомним,
      Какого цвета
      Синева.
      И, тратя силы не по смете,
      Посадим сад на белом свете!
      И в мир гармония вернется,
      Во всей естественной красе!
      К нам прикоснётся и проснётся,
      В цветах, в мечтах, в слезах, в росе…

      Много лет Иосиф Абдурахманович вёл записи «Я зарастаю памятью», посвящённые литераторам Кузбасса, оставившим глубокий след в кузбасской литературе. Его статьи посвящены первому руководителю Кемеровского областного отделения Союза писателей РСФСР Е. Буравлеву; лауреату Сталинской (Государственной) премии  А. Волошину, учителю теории и практики стихосложения М. Небогатову,  выдающемуся прозаику В Мазаеву. В своих статьях он пытался осмыслить творчество ярких, самобытных, талантливых поэтов В. Баянова, И. Киселева, В. Махалова, В. Зубарева, Л. Никоновой и др.
      Куралов является автором и главным редактором литературно-художественного журнала «Университет культуры», в котором печатается литературное творчество студентов, выпускников, преподавателей Кемеровского государственного института культуры и искусств. Участвовал в издании хрестоматии «Писатели Кузбасса». Много лет был руководителем детской литературной студии «Свой голос». К нему приходили совсем юные ребята и он преподавал им азы литературного творчества. Помогал молодёжи печатать первые произведения, выводя их на большую дорогу. Многие его ученики выбрали своей профессией журналистику и литературное творчество. Теперь студию «Свой голос» посещают представители старшего поколения, пишущие стихи и прозу. Под его руководством проходят городские и областные литературные конкурсы: «Свой голос. Кемерово»; «Говорит XXI век» и др.
      Заслуженный работник культуры России. Лауреат премии имени В. Д. Федорова (2007), «Энергия творчества (2010), журнала «Огни Кузбасса (2013), премии имени святителя Павла Тобольского (2017). Награждён медалями: «За заслуги перед Отечеством II степени», «За особый вклад в развитие Кузбасса» Ш степени, «За служение Кузбассу» и др.
      В одном из интервью поэту Куралову задали вопрос: «На что бы вы потратили один миллион долларов?».
      – «На эти деньги, – ответил он, –  я бы создал какой-нибудь фонд поддержки дарований, не обязательно литературных, а людей, занимающихся любым творчеством: музыкой, фотографией, театром. Можно было бы учредить какое-нибудь литературное или музыкальное издание, или создать серьёзный Интернет-портал».
       Эти слова поэт и подтверждает своей ежедневной деятельностью, общаясь с талантливыми людьми и создавая вокруг себя творческую атмосферу.





Фото из Интернет


Рецензии