Подводная Хиросима
Мировая история знает: нелепые случайности способны спровоцировать войны глобального масштаба. Атомная подводная лодка Советского Союза едва не стала причиной Третьей мировой войны. В те годы старались не вспоминать о трагедии. Но я считаю своим долгом осветить события минувших лет, чтобы почтить память погибших. Сегодня расскажу об атомоходе, который получил прозвище «Хиросима».
Факты о событии
4 июля, 62 года назад, советский атомоход потерпел аварию. Ядерный реактор судна вышел из строя.
Подводная лодка К-19 находилась в территориальных водах Норвегии. Субмарина с ядерными боеголовками на борту представляла опасность. В случае аварии Атлантику ждала глобальная катастрофа.
Более того, авария могла бы спровоцировать международный конфликт. Взрыв со стороны СССР могли бы воспринять как атаку и ответить на нее немедленно. Но, к счастью, стороны отличились сдержанной реакцией на все происходящие события.
Кроме того, героизм подводников и их осознанное желание предотвратить трагедию ценой жизни стали главными причинами того, что мир не познал глобальных последствий аварии.
Подводная лодка К-19
Субмарина стала результатом противостояния сторон в гонке вооружения. В те годы СССР и Европа находились в состоянии холодной войны. Но все осознавали: натянутые отношения могут лопнуть в один миг и перелиться в ядерную войну.
Напомним, что американцы первыми представили миру подводную лодку, оснащенную ядерными боеголовками. СССР проигрывал это соревнование. Конструкторы и инженеры работали на износ, они торопились выполнить указание правительства и спустить на воду судно, превосходящее американское по техническим характеристикам.
В результате авральной работы была создана атомная подлодка К-19 в сжатые сроки. Авторы проекта указывали на несовершенства «шедевра» и требовали продолжить испытания. Но правительство восприняло образец как идеал. Были организованы торжественные мероприятия, в которых принимала участие верхушка руководства страны.
Очевидцы вспоминают: традиционная бутылка шампанского не разлетелась вдребезги при столкновении с бортом субмарины. Она осталась целой. Дурная примета вызвала кривотолки среди моряков. Но власть не позволила афишировать происходящее.
Уже летом 1961 года в водах Атлантики начались грандиозные учения. Они получили название «Полярный круг». Участники демонстрировали способности нанести мгновенный и масштабный удар по потенциальному противнику.
Советская атомная подлодка провела в водах Атлантики неделю. Учения шли по запланированной схеме. К-19 пришла пора возвращаться на базу. Курс лежал подо льдами Норвегии.
Когда субмарина находилась в 70 милях от острова Ян-Майен, прозвучал сигнал тревоги. До этого звука ничто не предвещало беду. Экипаж отдыхал после учений, реакторы работали исправно и не демонстрировали сбоев.
Первый командир Н. Затеев позже напишет в докладной о том, что получил сообщение, когда находился в своей каюте. Ответственные лица сигнализировали: произошел сбой в реакторе. Возникла угроза взрыва. Лопнул трубопровод, который подавал воду для охлаждения атомного реактора, который мог в результате перегрева взорваться.
Затеев срочно собрал совещание. Он понимал: взрыв ядерного реактора и ядерные ракеты на борту способны спровоцировать глобальную экологическую катастрофу. Их мощности хватило бы на то, чтобы ликвидировать густонаселенный город.
Более того, Америка восприняла бы взрыв как атаку. Ситуацию ухудшало то, что в США 4 июля празднуется День Независимости.
Ситуация требовала немедленного вмешательства со стороны команды. Но у моряков не было на борту необходимого оборудования. Они не получили инструкций по поводу того, что делать в такой ситуации. Ведь на берегу их уверили: аварии исключены. Подводная лодка безопасна и управляема. Чтобы спасти мир от угрозы войны, да и от глобальной катастрофы в целом, моряки решили исправлять ситуацию своими силами.
Подвиг советских подводников
Подводные моряки решили смастерить трубопровод из того, что было под руками. Предполагалось, что трубу приварят к лопнувшему контуру и попытаются охладить реактор с помощью воды, которая будет поступать по изготовленному оборудованию.
Командир аварийной группы Б. Корчилов с добровольцами облачились в защитное снаряжение. Они понимали, что получат радиационное облучение и осознанно шли на смерть.
Экипаж знал: предстоит трудная и тяжелая работа. На смену команде Корчилова были подготовлены еще две группы. Моряки работали посменно, но справились с задачей. Труба была изготовлена, приварена к контуру и к реактору стала поступать охлаждающая его вода.
Через час зафиксировали снижение температуры в реакторе. Ситуация стабилизировалась. Но состояние подводников было критическим.
Они испытывали сильнейшую боль, их тела отекали и распухали, изо рта шла пена. Бортовой врач не мог ничего сделать. Препараты, имеющиеся на судне, не помогали. Стало понятно: ребята получили мощнейшее облучение.
Много лет спустя мне довелось разговаривать с ликвидаторами аварии на Чернобыльской атомной электростанции, и они рассказывали, как страдали сами и как погибали люди, по неосторожности получавшие смертельную дозу облучения.
Последствия
Затеев отказался приставать к берегу норвежского острова. Он посчитал недопустимым передавать «конкурентам» новую подлодку. Командир принял решение двигаться домой. Но вернуться в отправную точку не представлялось возможным. Лучевая болезнь убила бы всех за 6 дней пути.
Затеев стал подавать сигналы бедствия тем, кто находился рядом. Ему не отвечали. Дело в том, что согласно инструкции подводные лодки не могли обнаруживать себя ни при каких ситуациях. Невыполнение указания грозило трибуналом.
Сигнал Затеева был воспринят и не оставлен без внимания только одним человеком. Капитан подводной лодки С-270 Жан Свербилов решился нарушить инструкции и отдал приказ идти на помощь терпящим бедствие.
Судна сблизились. На борт Свербилова приняли 11 моряков. Они находились в тяжелом состоянии. Казалось, что ситуация улучшилась. Но спасенные моряки излучали радиацию и заражали команду подлодки С-270.
Капитан отдал указ немедленно избавляться от всего, что впитало в себя радиацию. Тяжелобольных раздели, сняли с них одежду и отправили за борт.
Затеев сообщил коллеге о том, что ждет взрыва. Свербилов предложил капитану покинуть субмарину и переместиться на его судно. Но получил отказ. Военнообязанный исполнял долг и остался верен присяге. Он не имел права покидать подлодку ни при каких обстоятельствах.
Свербилов принял решение буксировать атомоход. Но тросы обрывались. А указания свыше по поводу последующих действий не приходило. Наконец, одна за одной последовали радиограммы.
Свербилов получил выговор в радиотелеграмме. Руководство ругало его за то, что он сошел с курса и отправился на выручку терпящим бедствие. Капитан ответил, что тверд в своем решении, останется рядом с К-19 и не позволит Затееву погибнуть одному в эпицентре взрыва.
Руководство предупредило моряков о том, что поблизости находятся американские подлодки. Капитаны получили указание немедленно уничтожать К-19 в случае опасности. Пострадавшим морякам рекомендовали дать фрукты, сгущенку, антибиотики, которых на борту почему-то не оказалось.
Таким образом, полученные сообщения не принесли пользу. Командиры осознали, что остались один на один в беде. Но внезапно ситуация изменилась. Руководство решило отправить все корабли, которые находились поблизости на выручку.
68 членов экипажа и 11 облученных моряков доставили в город Полярный на подлодке, которая первая поспешила на помощь. Свербилов принял участников команды на своем борту, несмотря на риск облучения. Спасательное судно «Алдан» доставило подлодку к берегам на буксире.
Героизма или глупость?
Борис Бутума – председатель Госкомитета Совета Министров по судостроению – прибыл в Полярный. Здесь он с возмущением заявил о профнепригодности экипажа К-19. Он утверждал: команда не справилась с обязанностями и способствовала уничтожению новой лодки. Более того, Свербилов обвинялся в неисполнении должностной инструкции.
В результате аварии на подлодке с атомными реакторами погибло 8 моряков. В их числе 23-летний Борис Корчилов, чья память увековечена в архивах. Люди ценой жизни предотвратили крупнейшую катастрофу, которая грозила Атлантике и планете в целом. Их действия помогли предотвратить угрозу Третьей мировой войны. Но этот подвиг признали десятками лет позже.
Пострадавших и умерших в результате облучения моряков хоронили ночью, в закрытых гробах. Массовых оповещений о смерти не было. Те, кто выжил, находились в больнице с диагнозом – депрессия. Всё случившееся держалось в тайне.
Основатели советской ядерной энергетики признали: К-19 была создана с ошибками. Конструктивные недостатки – следствия спешки. Но человеческие жизни уже не вернуть, так же, как и те, кто ушел позже. Мы помним трагедию подлодки «Курск». Тогда погибло 118 человек. 3 июля 2019 года погибло 14 моряков-подводников. Они проходили службу на глубоководном аппарате у Североморска.
Подводная лодка К-19 была выведена из строя только в 1990 году. О судне ходила дурная слава. Моряки отказывались служить на ней. Здесь постоянно случались неприятности и происшествия, пожары, замыкания, сбои в работе двигателей. Субмарина получила прозвище «Хиросима» и стала восприниматься как судно-убийца.
Сейчас рубка от подлодки К-19 находится в Подмосковье. Ее выкупил Владимир Романов – гражданин Литвы. Когда-то он служил на это этой подводной лодке и решил увековечить память тех, кто погиб на борту злополучной субмарины. Мемориал находится на берегу Пяловского водохранилища. Он посвящен всем морякам-подводникам, погибшим во время службы или в результате последствий.
Американцы все знали о трагедии на К-19. Много позже они поставили художественный фильм о нашей подводной лодке и показали весь героизм наших подводников, отдавших свои жизни, чтобы не случилась Третья мировая война на планете Земля.
Свидетельство о публикации №223091900448