Грустная Америка

Нью-Йорк, октябрь 2001.

Тогдашний друг-журналист давно выехал в Штаты после многолетней опалы
из-за пропущенной корректорами и им в вечер дежурства опечатки. При переносе
строк в газете оказалось: «Пред-датель Верховного Совета Л.И.Брежнев».

Они с женой повезли меня на день рождения одного из наших земляков в ресторан «Узбекистан». Страшные станции подземки, тёмные, с обкуренными обитателями скамеек. И контрастом светлый зал с такими хорошими лицами.

Виновник торжества - специалист очень высокого класса, работавший  долгое время в секретном конструкторском бюро. Уехал к детям в Америку с плохим диагнозом. Бывший директор лучшей в Киргизии математической школы. Несколько бабулек в кудряшках и жемчужных бусах на блузочках. Кто-то еще...
Мне обрадовались – я же оттуда, куда они уже не поедут, где прошла лучшая часть их осмысленной жизни.

Длинный стол под белой скатертью, закуски, спиртное. Официант  – молодой здоровячок с толстой золотой цепью  на толстой шее и в малиновом, как было
надо в прошлом десятилетии, пиджаке.

Тосты, поздравления. Танцуем с  Д.М. Ему известно о приговоре врачей. Он не знает, что я знаю. Или догадывается, но мы оба старательно изображаем Незнаек на Луне. Вспоминаем, как он мне проспорил два ящика шампанского и принес должок в День печати в нашу красивую, с евроремонтом, редакцию. Ящик принес. Остальное я  простила. Смеялись, ничего не ведая о будущем. А оно стало вот таким настоящим – впалые щеки, восковые пальцы, поредевшая кудрявая копна. И глаза, из которых течёт боль.

Директор школы усадил меня рядом и стал вспоминать самое дорогое – как встречался и беседовал с нашим президентом. Долго, радостно и мучительно неинтересно мне, уже знавшей цену его кумиру. Хотя ему было о чем вспомнить – 30 лет  бессменно руководил одной из первых и лучших математических школ в Союзе. Когда его выпускники приезжали поступать в самые престижные технические вузы страны, там радовались: о, якировцы приехали! Но вот поди ж ты: а президент мне... а я ему...
 
Пришло время песен. Парень в малиновом включил музыку. Как встрепенулись старушки, как радостно затянули: «Утро красит нежным цветом стены древнего Кремля...»  и еще: «Кипучая, могучая, никем непобедимая, страна моя, Москва моя, ты самая любимая!». Господи, они помнили все слова!
Мало склонную к сантиментам, меня этот хор пожизненных юных пионерок пробил.
Они все жили в достатке – устроенные дети обеспечили им вполне достойную старость. Ухоженные, аккуратные, разве что чуть старомодные, такие русские еврейские люди, живущие на другом конце света.
Живущие глазами назад – в том прошлом, где они были известными, уважаемыми людьми. А здесь об этом и рассказать некому – нет языка. Да был бы – кому интересно?

Только Д. М. это было не надо – лишь бы ещё пожить, неважно где.  Он ушёл через несколько месяцев. Его очень многие знали в нашем городе, уважали...
Я написала о нашей последней встрече с комом в горле – попрощалась.

А бывший директор школы, прочитав мое интервью с Львом Аврумовичем Шейманом, отправил для него деньги своему преемнику. И тот пришел к адресату с тортом, цветами и конвертом.  Мой дорогой шеф, большой ученый, получавший хорошую, но маленькую  зарплату, был  очень растроган - много лет знал Якира.
Закольцевалось.


Рецензии
Рассказ невероятной силы! Сразу вспоминалась гражданская, в которой меня ещё не было, и белые эмигранты. Невольно провела параллель. Чувствуются и опыт, знания профессии и языка - профессионализм.
Спасибо!

Татьяна Немшанова   06.12.2023 20:06     Заявить о нарушении
Танечка, я сегодня как раз заскучала по вашим историям,
прочла, в очередной раз поразилась вашему мужеству и силе духа.
А здесь читаю ваши слова... невозможно рада, что мой рассказ
удался и нравится вам, бесконечно уважаемому человеку.
И прекрасному писателю.
Разрешите обнять вас через тысячи километров.
Будьте всегда!

Рина Приживойт   06.12.2023 22:54   Заявить о нарушении
Господи! Рина!
Дорогая!
Храни Вас, Господь!
У меня текстов много на сайтах Литпричал и изба читальня. Там фотоснимки. Они крупнее, красивее. Тут фото мелкие.
А рассказ Ваш невероятен глубиной человечности. Я работала внештатным и знаю как сейчас прилетает за простую запятую автору, когда современный интеркорректгр нечаянно сам при печати исправит. Приходилось потом доказывать, что в исходном авторском тексте ошибки не было. А, когда слово ненароком менялось!.. столько нервов! Удивляться, что опытному работнику пришлось уезжать навсегда, не приходится. Работа автора по опасности сродни солдата на передовой.
Дай, Боже! Вам сил!
С глубочайшим уважением!

Татьяна Немшанова   07.12.2023 09:23   Заявить о нарушении