Попытка

Под ред. NS
Горячий ветер обдувал улицы города, на набережной гуляли влюблённые, размышляющие о высших качествах человеческого естества. По центру ходили задумчивые студенты и студентки, невзначай касающиеся друг друга. К ресторанам подъезжали дорогие автомобили, из которых выходили толстые аристократы, размышляющие, сколько выпивки и еды сможет войти в их растянутый желудок. «Чревоугодие — враг народа» — мелькнуло в голове у какого-то человека, сидевшего в ресторане и выбиравшего новую закуску, ибо остальные десять он уже употребил. Четыре дня подряд стояла жара, не дававшая покоя даже тем, у кого дома был установлен кондиционер последней модели. После своего плотного третьего обеда атлеты по быстрому поеданию еды садились в свои безупречные автомобили, включали кондиционеры и уезжали в прекрасный закат.
Прекрасная атмосфера города, сказал бы я, если не захотел перенести Вас в другую его часть. Или же показать оборотную сторону медали. Как удобно, не могу знать.
Впрочем, перед моим повествованием хотелось бы рассказать историю, вычитанную мною в новостях. Три дня назад, в десять часов вечера, какой-то богатенький мужчина ехал на своём прекрасном новеньком кабриолете. Марку я не запомнил, но не в этом суть. Набрав солидную скорость, а перед этим выпив не одну бутылку прекрасного портвейна, данный мужчина сбил прохожего. Водителю на радость прохожий был бездомный сорокапятилетний мужчина. Ему не удалось оценить ситуации, так как скончался он мгновенно. Случай, конечно, удалось быстренько замять, указав на отсутствие паспорта у данного гражданина. Про данную статью все благополучно забыли. Помню её, видимо, только один я, но это ничего особенного не даёт.
Из переулка плавно выплыл человек, одетый в давно протёртую одежду, купленную несколько лет назад. В руках у него было золото — пачка запечатанных сигарет — которое он держал с благоговением, медленно открывая, дабы растянуть своё удовольствие. Курить он начал с десяти лет, когда мать отправляла на работу. После получения денег, маленький ребёнок, наблюдая за взрослыми, решил тоже начать курить сигареты. Покупал он всегда самые дешёвые, так как не разбирался в сортах. Тратить мать запрещала, но маленький проныра научился зарабатывать чуть больше положенного. Зависимость зародилась с самого детства, если этот временной промежуток можно назвать детством. С самого начала своего жизненного пути мать приучала его к работе. Времени почти не было. Отдыхать получалось только по дороге на работу и на обратном пути.
Страсть к спиртному зародилась не так рано, лет в восемнадцать, когда умер отец. Герой не мог ожидать такого поворота. Отец всегда обладал здоровым характером, хотя иногда налегал на спиртное, но оно не так сильно увлекало его. Однако, если он начинал пить, то это доходило до чёртиков. Отец забывал всё и вся, начинал бедокурить, драться и так далее. Все его избегали в такие дни, потому что он не щадил никого.
Умер он внезапно, никто так и не знает, почему это случилось. Кто-то говорил, что от инсульта, кто-то говорил, что от инфаркта. Причину даже устанавливать не стали. Просто умер. Кому вообще интересно, из-за чего умер какой-то бедняк? Вот если бы умер какой-нибудь знатный богач, весь город бы на уши подняли. Грызлись бы за наследство, не щадя никого. Братья бы перестали быть друг другу братьями, сёстры перестали быть сёстрами. Вопрос наследства всегда был тяжёлым. Во все времена люди грызлись из-за него.
Первое, что сделал Михаил, так зовут героя, — пошёл в бар и начал запивать своё горе. Сейчас ему двадцать три, зависимость до сих пор с ним. Она была верным спутником его жизни. Никогда не отходила от него. Так было и сейчас.
Михаил вышел из очередного бара, в котором выпил полбутылки какой-то непонятной настойки. Так он начинал свой день, так он его и заканчивал. Вместо закуски — сигареты, вместо друзей — бутылка.
Так и проживал он каждый свой день. Конечно, на такую жизнь тоже нужно зарабатывать. Михаил работал механиком в каком-то автосервисе. Зарабатывал достаточно, чтобы можно было снимать квартиру и покупать еду. С последним у него бывали проблемы, потому что много денег пропивались, и на еду оставалось не так много. Приходилось покупать самое дешёвое, что только было в магазинах.
Снимал квартиру Миша в самом бедном районе города. Его квартира, располагавшаяся на третьем этаже, больше походила на пещеру. Обои были оборваны. Новые были куплены, но приклеить не было времени и желания. На полу валялись пустые бутылки из-под водки и вина. Они словно чередовались каким-то рисунком. На кухонном столе лежал недоеденный завтрак, над которым летали мошки. Столешница была липка и грязная. В раковине была куча посуды, которая скапливалась там месяцами. Три года прошло с момента заезда, а квартира выглядела так, словно в ней жили тридцать человек на протяжении двадцати лет. В комнате героя стояла незаправленная кровать, на ней валялись какие-то книги и бутылки. На столе стоял ноутбук с подключенными наушниками, в них играла какая-то музыка. На экране была открыта схема двигателя, рядом лежала исписанная тетрадь, под столом валялись карандаши и какие-то схемы. В левом углу комнаты скопились сломанные ручки и карандаши. В других углах валялась смятая бумага.
Зайдя домой, Михаил посмотрел в зеркало, стоявшее в коридоре.  В зеркале ему показалось худощавое лицо с впавшими щеками. Большие мешки под глазами. Голубые глаза с красными белками. Тёмная рубашка с пятнами от машинного масла, измазанные краской спортивные штаны. На левой руке было множество разных браслетов. Черные, белые, красные и так далее. Он надевал их для антуража: ему хотелось казаться загадочным в глазах людей. Иногда это удавалось сделать, но стоило узнать людям истинную сущность героя, как они тут же отталкивались от него, у них появлялись дела, куча незаконченных заданий и другое. Через всё это давно прошёл Михаил и уже сам разрывал отношения с людьми фразой: «у тебя дела — иди».
Многие удивлялись, некоторые смеялись, скрывая за улыбкой испуг. Он и я никогда не осуждали таких людей. Им предпочтительно перевести всё в шутку, чтобы не развивать конфликт и всё в этом духе. Иногда Михаил находил общий язык с людьми. Мог общаться месяцами. Люди, замечая, как хорошо он разбирается в машинах, часто просили его починить что-то, либо разобрать что-либо. Он никогда не отказывал, потому что считал их настоящими друзьями, верными товарищами. Они, естественно, таковыми никогда не являлись. Каждый раз, когда герой обращался к ним за какой-то помощью или с какой-то просьбой — сразу получал отказ. Причём многие просьбы были довольно примитивными, их было очень легко выполнить, но «друзья» чаще всего просто отказывали. Михаил не понимал их. «Отказать? Но как можно?». Это никогда не укладывалось у него в голове, сам же он был безотказный человек. «Починить? Конечно. Собрать двигатель? Конечно».
Помощь близким, всегда ли она работает правильно? Это довольно тяжёлый вопрос. Ведь сложно назвать своим близким того, кто тебя обворовывает, делая это скрытно. Близкий ли он? Он дальний, очень дальний человек, который никогда и не был близким, лишь только казался таковым. Обернитесь, много ли таких вокруг вас? Долго ли эти люди находятся рядом с вами? Долго ли пользуются вами?
Нет, я не отменял помощь другу, я хочу помогать именно другу, а не тому, кто им прикидывается. Звучит высокомерно, неправильно, плохо. Да, вы можете мне сказать всё это, я спокойно выслушаю и пройду мимо. Пройду мимо вас, ибо для меня вы странный человек. Я высокомерен, я горд, я такой, да, и это очень плохо, наверное.
Михаил видел в машинах то, чего не видел никто. Он мог замечать мельчайшие детали. Чинить самые сложные поломки, возникавшие из небытия. В машине он мог разглядеть душу, которая живет, жаждет починки, ждёт мастера, который мог бы заняться ей полностью. Перебрать, собрать. Каждая машина желает этого. «Машины живые!» — говорил герой и оказывался прав.
Три дня назад в жизни нашего мастера произошла перемена из-за события, случившегося не так давно. Полки в квартире пополнились новыми книгами, в комнате был наведён порядок, алкоголь был выброшен в мусорное ведро. Все деньги он стал тратить исключительно на «бумажных друзей», как Михаил в шутку называл их.
С чего герой решил так поменять свою привычную, выработанную до автоматизма жизнь? Должно же было произойти что-то такое. Может, какая-то ситуация? Нет, всё оказалось намного проще.
В один из дней, Михаилу абсолютно ничего не удавалось сделать. Как бы он не пытался — всё шло наперекосяк. Масло постоянно проливалось, гайки вечно не откручивались, ключи без остановки терялись. В тот день ему удалось починить только три машины. Он ненавидел себя за плохую работоспособность. Получив малое количество денег, герой отправился домой. По пути хотел было зайти в свой любимый магазин и закупить домой крепкого напитка. Идя по тротуару, Михаил ощущал греющий эффект внутри. Ему уже чувствовалось, как он глотнёт чудотворного зелья и всё тут же встанет на свои места.
И наконец-то он подходит к заветному магазину, поднимается по лестнице, хватает ручку двери, дёргает и… закрыто. Что могло ещё произойти в этот день? Лучше было, если бы на него сейчас упал метеорит и испепелил бы. Полный грусти, он решил просто пойти куда-то. Михаил побрёл по дороге вперед, не оглядываясь ни на кого. Сам того не заметив, он дошёл до заброшенного здания, рядом с которым стояла лавочка. Герой сел на неё и задумался. У него в голове всплывало огромное количество вопросов. В их числе были вопросы о бытии, о существовании Творца, о смысле жизни. Они никогда не тревожили его. Весь смысл жизни сводился к выпивке и работе. Эти вопросы перетекали в непонятную тревогу. Тревога рождала ещё больше вопросов, на которые герой не мог дать ответа. Тут вдруг Михаил заметил, что его мысли довольно плохо сформулированы, что они не имеют чёткой последовательности. Он начал замечать, что вся его одежда грязная. С этими мыслями герой вошёл в здание. Это произошло машинально, словно им кто-то управлял. На стене висело длинное квадратной формы зеркало. В нём показалось отражение грязного человека. Наружу выплыли ещё несколько недостатков: небритое лицо, грязные волосы, гигантские мешки под глазами. Сначала Михаил даже испугался этого мужчины в зеркале. Осознание того, что это он сам, не сразу пришло к нему. Рассматривая своё отражение, он захотел было уйти, как вдруг обнаружил исчезновение двери. Все стены в один миг стали белыми, словно снег. От непривычки герой даже зажмурился. Стало слишком светло.
Где он? Куда он зашёл? Что за странное здание? Все эти вопросы вызывали головную боль, которая усиливалась, давя на виски и глазницы всё сильнее и сильнее. Она становилась невыносимой. Бам.
Его разбудил прохожий. Что это было? Сон? Смерть?
Вскочив, Михаил побежал в сторону дома. Была глубокая ночь, когда герой лёг у себя в квартирке. Уснуть ему не удалось. Его мучила бессонница вкупе с вопросами, возникавшими и повторявшимися у него в голове. Таблетки не помогали.
В три часа ночи, полностью приняв безвыходность ситуации, Михаил достал из-под стола коробку с забытыми книгами. Они покрылись многослойной пылью. Быстро протерев их рукой, он открыл одну из них. Это оказалась какая-то философская книга. От первого предложения у него ещё больше заболела голова. «Как я это понимал когда-то?»
Дальше пошли книги художественные. Некоторые сюжеты герой смог восстановить в своей памяти. Помнится, были дни, когда весь день герой проводил со своей книгой, не расставаясь ни на секунду.
«Были времена» — проговаривал про себя Михаил. Эти времена ушли, их уже невозможно вернуть. Перемещаться во времени невозможно, но не в этом ли суть жизни? Просто сказать: «Был бы у меня такой ум пять лет назад, то я бы этого не сделал». Да, но разве не в этом ли весь смысл нашей жизни здесь? Если бы все рождались с мозгами учёных, смысл жизни бы полностью отсутствовал.
Жизнь на то и дана, чтобы совершать ошибки, пробовать, стремиться к чему-то, ставить цель, падать, снова вставать.
«Странные мысли в такое позднее время посещают меня,» — проговаривал про себя Михаил.
Я попытался показать, как поменялся человек и из-за чего это произошло. Моя мысль может быть странной, обрывистой. Я не профессионал. Не судите строго.
Через месяц Михаила никто не мог узнать. Казалось, всего лишь месяц, но в нём произошло настолько много изменений, что это было больше похоже на сон. У героя стал более опрятный внешний вид. Он купил себе новую одежду, выбросил всё старое тряпьё. Стал мыться почти каждый день. Половину своих денег он тратил на книги, а на оставшиеся деньги покупал еду бездомным людям, с которыми не стеснялся общаться. Очень часто он становился их последней надеждой. Двоим Михаил помог восстановить документы и вернуться в тёплые квартиры. Первое время герой даже хотел открыть свой благотворительный фонд, но перегорел. В один из тяжёлых рабочих дней Михаил пришёл в квартиру, лёг на новую кровать и не смог уснуть. У него снова болела голова. Головные боли не уходили. Из-за расширения своего автомобильного бизнеса на него навалилось слишком много. Договоры со страховыми агентствами, оформление документов, поиск новых рабочих — всё это способствовало эмоциональному выгоранию. Эту ночь он провёл в полном небытии. Он пролежал несколько часов на кровати, рассматривая «прекрасный» потолок. На следующее утро ему кое-как удалось встать с кровати. Нужно было идти и решать насущные вопросы. Надо было проверить новых работников, постараться устроить двух других. Дел было слишком много, но ничего не хотелось.
Приехав на работу, Михаил понял, что его мозг отказывается работать. При заполнении договоров он чуть было не заснул.
Вернувшись в квартиру, герой провалился в кровать и пролежал в ней до самого утра.
Бессонница и головные боли стали частыми гостями, можно сказать, друзьями Михаила. Они не покидали его уже на протяжении долгого промежутка времени. Он пил таблетки — не помогало. Он ходил к врачам — не помогало. Ничего не помогало, казалось, что всё потеряно. Может, так оно и есть? Михаил достиг той точки невозврата, из которой невозможно выбраться. И сколько бы он ни пытался, всё было тщетно. Все попытки проваливались одна за другой.
В один из «наипрекраснейших» дней герой шёл куда глаза глядят. Не смотрел ни на дорогу, ни на лица. Всё было как в тумане. Неожиданно он наткнулся на лавочку. Оглянувшись, Михаил заметил заброшенное здание. Кажется, в его голове стали всплывать воспоминания. Аккуратно войдя в здание, герой посмотрел в то же самое зеркало. В зеркале стоял стройный мужчина, одетый во фрак. Чистое лицо, опрятный вид. Миша не мог узнать себя. Он обернулся — пустота. Ничего нет вокруг. Земля выходит из-под его ног. Михаил уже не чувствует почвы.
Очнулся он у себя в квартире. Спал он около десяти часов. Часовая стрелка показывает четыре утра. Первые лучики света пробиваются в квартиру. Михаил посмотрел в окно, там до сих пор серость. Дождь лил уже третий день подряд. Все улицы были покрыты маленькими морями, в которых обитали дождевые черви невероятных размеров. Михаил не хотел выходить из своей тёплой квартиры. Он давно перенёс все встречи на следующую неделю, он позволил себе наконец-то отдохнуть и насладиться своей жизнью. Это не всегда удавалось. Последние дни превратились в сплошную каторгу, на которой герой и раб, и владелец. Сам себя загонял в бесконечное колесо, которое сам же и создал. Вся работа превращала его в серое пятно, растекающееся по кровати.
Встав, герой принял привычную дозу таблеток от головы. Одна таблетка давно перестала помогать, поэтому Михаил закидывал в себя сразу три или четыре штуки. От этого страдала его печень, но есть ли время следить за своим здоровьем? Ответ, думаю, очевиден.
Здоровье — это такой ресурс, который кажется неисчерпаемым в молодости, а ближе к старости становится понятно, как глупо ты его тратил в юности. Уже и лишний раз опрокинутая стопочка даёт о себе знать.
У героя накопилось много проблем за последние годы. Множество нерешённых вопросов с документами. Огромное количество заказов, на обработку которых всё меньше и меньше времени. Герой открыл сеть своих автосалонов по городу. Создал свой сайт. Нанял небольшой штат рабочих, которые помогали решать какие-то вопросы. Всё это обрабатывалось через него. Каждый шаг должен был быть одобрен Михаилом, и это уже очень давно подрывало его состояние. Таблетки уже не давали никакого эффекта. Снотворное закончилось ещё неделю назад. Поспать почти не удавалось. У героя давно произошло привыкание к таблеткам, он не мог заснуть без них. Куча таблеток, лежавших на столе.
Ему нужен был срочный отдых от всего происходившего. Нужно было сходить к врачам. Желательно, чтобы это были профессионалы своего дела. Ему хотелось сходить в платную клинику для проверки, но времени он почти не находил не только на себя, но и на дела. Решать постоянные проблемы не хватало сил. Он мог отключаться на два дня и просто спать всё это время.
Но такой день настал, его нервная система не выдержала. Из-за невыносимой боли он вынужден был вызвать скорую помощь. Она приехала достаточно быстро. Михаила забрали.
У него поставили несколько диагнозов: опухоль головного мозга, отёк головного мозга, расстройство желудка, тахикардия, посаженная печень. Список был довольно длинный. Пока его озвучивали, у него снова заболела голова. Ему быстро дали таблетку. Она не помогла.
— Сколько вы пили их каждый день?
— Четыре.
— Сколько?
— Четыре.
Его пытались спасти несколько часов подряд. Ничего не помогло. Работа погубила его.


Рецензии