Механические друзья

Мой дед пережил в жизни много ужасов, и знал людей в основном с их негативной стороны. Он всегда говорил мне, что все люди злые и только и ждут удобного момента, чтобы подгадить. Я с этим не соглашался, конечно, смотрел на свою маму, на своего отца, для которых общение было очень важно, отец вообще если изредка проводил вечера и выходные дома, бывал очень раздражен, для него друзья всегда были намного важнее его семьи. Моя мама постоянно прощала своим подругам их "маленькие странности". В общем, как-то я не слушал своего деда, у которого друзей не было, который говорил, что лучшие друзья - это книги и велосипед, хотя сам он читал очень плохо, по слогам, да и русский он знал не очень хорошо и на велосипеде он ездил на дачу, ему это было тяжко из-за лишнего веса.

В четырнадцать лет, я оказался в другой школе, потому что ту, где я учился ранее сделали только латышской, в общем оторвался я от компании своих друзей, с новыми как-то не очень все хорошо складывалось. Тогда я начал тратить свободное время в основном на чтение, и принялся писать свои первые произведения. Когда мне было лет пятнадцать, несколько одноклассников принялись меня уговаривать покататься с ними на велосипедах. Велосипеда у меня тогда не было, да и я с раннего детства на велосипед не садился. С тринадцати лет мой отец и мой дядя учили меня ездить на машине, и про велосипед я как-то не думал, мне казалось это какой-то детской забавой, а мне в детстве не терпелось стать взрослым поскорее. Да и не хотелось клянчить велосипед у родителей, у которых вечно не было денег. Одноклассники меня "взяли на слабо", сказали, что я просто не умею ездить на велосипеде, вот и отказываюсь. Я сказал, что действительно не умею, но научиться мне раз плюнуть. И позаимствовал у младшей сестры жуткое творение минского завода, с массивной стальной рамой, которая складывалась и маленькими колесами. И за день научился ездить на этом чуде советской техники.

На второй день до меня наконец дошло, что седло надо поднять так, чтобы ноги полностью разгибались. Катание по району с одноклассниками неожиданно для меня мне очень понравилось, намного больше, чем езда на автомобиле. Однако, через три дня мне уже надоело, ездить по району, да ещё и с этими одноклассниками. И поехал я поутру подальше, в сторону Царникавы, маленького городка на берегу реки Гауи километрах в двадцати от центра Риги. Пока я ехал туда, ветер дул мне в спину, и я ещё не проголодался, но когда я повернул обратно, ветер усилился и был уже встречным, и мне очень захотелось есть и пить и от долгого пребывания на мягком широком седле у меня затек зад. Домой я еле дотащился, ехал очень медленно, напрягая последние силы, чтобы не свалиться. Пока ехал обратно, готов был с удовольствием съесть все, что угодно, даже пробовал есть листья барбариса и щавель. Хотя, непонятно, зачем я так себя изводил, можно было доехать до дома на электричке.

Неудачное путешествие совсем не отвадило меня от велосипеда сестры. На следующих выходных я снова поехал кататься за город, в тот раз я взял с собой пару бутербродов, бутылку воды и туристическую схему, потому что карты, особенно подробные тогда ещё было трудно достать. Один раз я проколол колесо, и заклеить его с помощью заводского ремонтного комплекта я не смог. Пришлось долго идти пешком, а на следующий день пойти в магазин, и купить нормальный комплект для ремонта камер и запасную камеру. А потом разболтался шатун, крепившийся к оси клиньями, сначала заменил клин, а потом понял, что надо менять и шатун вместе с педалью. Сестра выразила недовольство тем, что я слишком много катаюсь на её велосипеде. Денег на велосипед у меня тогда не было, но дед отдал мне свой старый, дорожный, тоже минского завода. На нем было жесткое, но широкое седло, на нем было удобнее. Да и велосипед тот шел лучше, чем раскладушка. Хотя он тоже был тяжелый, и на одной и той же передаче было трудно ехать в гору или против ветра. Но я не мог не ездить на велосипеде, не смотря на все трудности и неудобства.

Порой некоторые знакомые отправлялись в путешествия вместе со мной, но это мне не очень нравилось, вечно у них что-то ломалось, вечно они не могли взять с собой еду, и это выяснялось уже в пути. В общем в одиночку мне было ездить приятнее, но я не противился, если кто-то ехал со мной. Тогда я как-то не задумывался об удобной одежде для езды на велосипеде, денег на неё у меня не было, да и люди в трико, касках и странной обуви мне казались нелепыми. Я ехал в шароварах, брезентовой куртке и кроссовках. До меня очень долго доходило то, что кроссовки предназначены для бега, а если долго ехать в них на велосипеде, то начинают болеть ступни. Чтобы штанины шаровар не попадали в цепь, я закалывал их булавками. К тому же я не мог понять, что ездить на велосипеде целый день с рюкзаком на спине тоже не очень удобно - спина потеет, да и нагрузка на седалищный нерв дополнительная.

Вскоре мой дорожный велосипед у меня украли, я поставил его в подвал на полчаса, и этим кто-то воспользовался. Но тут мой дядя предложил мне помочь ему сделать ремонт в кухне, сделать самую грязную работу - отодрать старый кафель, и зачистить стены. И за это он обещал мне или тридцать лат, минимальная зарплата за месяц тогда, или велосипед "Старт - шоссе". Это был совсем легкий гоночный велосипед, со специфическими покрышками, которые надо было приклеивать к ободам, с удобным рулем, и десятью разными передачами, причем задние шестерни там были не родные, там были и совсем большие звездочки, благодаря которым можно было забираться в гору или ехать против ураганного ветра. Да, переключатели были на раме, и это было не совсем удобно, но весило это чудо двенадцать килограмм, в два раза меньше, чем дорожный. А на педалях были фиксаторы для стоп с ремешками, и благодаря им, можно было крутить педали, а не давить на них, что очень повышало производительность. У меня тогда было ощущение, будто у меня выросли крылья. Один раз я умудрился проехать сто восемьдесят километров за день.

На том велосипеде я впервые поехал в путешествие с ночевкой, взял ватный спальный мешок, алюминиевую кастрюлю, и клеенку с веревками на случай дождя, брезентовая палатка показалась мне слишком большой и тяжелой. И тогда я вдруг понял, что, чтобы хорошо ехать на велосипеде, нужно есть определенную пищу, а не что попало. Я заметил, как хорошо идет овсяная каша или разваренные мюсли, а вот если съесть сала с черным хлебом, то как-то не очень хорошо педали крутятся. Тогда же я понял, что путешествовать на велосипеде без щитков для грязи не очень-то приятно, грязь с колес летела прямо в лицо, да и спина была вся черная. И появилась у меня мечта о специальной непромокаемой одежде, когда я понял, что брезентовая советская плащ-палатка для езды на велосипеде не годится.

А в двухтысячном году начались проблемы с запчастями для советских велосипедов. Из магазинов они исчезли, а на блошином рынке за них просили слишком много, да и трудно было найти то, что нужно. Особенно было трудно с покрышками для гоночных велосипедов, потому что их перестали выпускать. Да и опять у меня начались проблемы с клиньями, которыми крепились к оси шатуны педалей. Тормозные колодки приходилось делать самому, вернее зажимать бруски резины в металлическую часть старых. Вскоре мне это все надоело и я отправился в магазин за новым велосипедом.

Зарабатывал я тогда очень даже неплохо, но на приличный велосипед мне почему-то денег было жаль, первая жена все зудела, что на всем надо экономить, чтобы выпить больше алкоголя. И купил я жуткий кусок стали, но у него было аж три шестерни впереди и шесть сзади. В комплекте мне дали не только щитки для от грязи, то и две фары с динамкой, багажник и достаточно приличный насос, хотя тогда уже можно было накачать колеса на заправочных станциях. Но ехал этот стальной уродец ужасно плохо по сравнению с гоночным. Его у меня вскоре угнали, и я купил другой, такой же. И тогда я задумался о противоугонных системах, купил очень массивную цепь и мощный дорогой замок. Однако, в этом велосипеде оказалось недолговечным абсолютно все. Мне надо было далеко ездить на нем на работу, причем и зимой тоже. Потому я нашел приличный сервис, и заменял никуда не годные части на приличные. Постепенно я заменил все - тормоза, колеса, покрышки, камеры, педали, седло. И осталась оригинальной только рама, но и она, при одном из падений, искривилась, не смотря на то, что выглядела массивной. В итоге и её я заменил на алюминиевую раму от "Пежо", за двести лат. И потом, на таком обновленном велосипеде я полгода проездил по городу, работая курьером.

Работая курьером осенью и зимой, каждый день, в любую погоду, я решил, что кожаная куртка, кожаные штаны и сапоги на шнуровке спасут меня от непогоды, но какими бы средствами я кожу не обрабатывал, она всё равно промокала, и я в ней потел. И тут я увидел у других курьеров мокасины или непромокаемые гетры, чехлы для обуви. И это оказалось отличной вещью, особенно те, что были до колена, хотя у них был недостаток - они через час езды особенно в теплую погоду потели изнутри. А потом в магазине велосипедов я увидел специальный плащ для езды на велосипеде с длинной передней частью, и укороченной задней. Снизу он проветривался, потому не так сильно намокал изнутри, как водонепроницаемый костюм, в котором я пробовал ездить. Во время работы курьером, я понял, что зимой ездить на велосипеде очень дорого, потому что тормозные колодки зажимающие обод изнашивались буквально за два дня до основания при езде по городу, а ходовая цепь растягивалась за неделю, и начинали изнашиваться шестерни. Никакие защитные гели для цепи не помогали, как и ежедневная промывка и смазка. Соленая вода с улиц, моментально смывала с цепи все и разъедала её.

А потом мой Пежо у меня угнали, когда я забыл дома ключи, и не пристегнул его на работе. Купил я тогда в кредит "Рок-машину", с алюминиевой рамой и тормозами на ободе. Тогда я ещё купил подлокотники на руль, или лежачий руль, с помощью которого можно было очень хорошо ездить против ветра. Толстые покрышки с протектором я со временем заменил на гладкие и узкие. И на том велосипеде я уже доехал от Риги до Берлина и обратно. До этого я долго мучился с сумками, отказавшись от езды с рюкзаком на спине. Сначала пытался сшить сам, потом купил дешевые, в которых швы были негерметичными, и потому спальный мешок и палатка иглу из супермаркета промокли. Да и крепились те сумки клейкими лентами, потому сползали с багажника. Но мои мучения прекратила фирма "Ortleib" её сумки были большими, с удобными пластиковыми креплениями, которые никогда не ломались и из грубого непромокаемого материала, швы проклеены. Далее я понял, что однослойная палатка потеет изнутри, и купил сначала двухслойную здоровую, а потом маленькую, облегченную. Со спальными мешками я тоже помучился порядком, пока не купил пуховой, который в сложенном виде не занимал много места, в сложенном виде, был теплым, и весил килограмм. Коврик-пенка тоже доставлял мне много лишних проблем, и я решился на покупку самонадувающегося матраса от Термореста.

Наконец я решился со временем купить перед путешествием в Скандинавию и велосипед с дисковыми гидравлическими тормозами и вилкой с амортизаторами. До этого я купил велосипед с дисковыми механическими тормозами, но они проявили себя не очень хорошо, это было лучше, чем тормоза на ободе, но ни в какое сравнение не шли с гидравлическими. Хотя я боялся, что эти тормоза потекут, и так и случилось в самом начале моего долгого путешествия. Потек задний тормоз, но в Таллинне мне его бесплатно починил очень приветливый мастер, и порекомендовал заменить тормоза на тормоза от Шимано, и вообще не покупать готовые велосипеды, вечно производители норовят подсунуть какую-то гадость вместе с хорошей рамой. И больше у меня не было проблем с тормозами на том велосипеде, за тридцать тысяч пробега. Я на нем совершил три очень долгих путешествия и ездил на нем очень часто и много. Когда жил в Норвегии я круглый год ездил на нем на работу и даже зимой. С цепью зимой там проблем не было, потому что там не посыпают солью дороги.

В том, первом путешествии в Скандинавию на седьмой день я продрал джинсы на заднице, да и промежность стер в кровь. И на севере Финляндии я решился купить свои первые велосипедные шорты с достаточно простой поролоновой прокладкой. Поначалу я поддевал их под штаны. И только возвращаясь обратно, в Германии я купил себе уже длинное трико с прокладкой, и понял, как в нем удобно ездить и ехал, то в шортах, то в длинных штанах в обтяжку, когда было прохладно. И тот замечательный велосипед "Фокус" у меня угнали в Англии, куда я на нем приехал из Норвегии.

Вернувшись в Ригу, я снова купил себе "Фокус", другой модели, но мало чем отличавшийся от предыдущего. На нем я ездил в основном на дачу. Тогда я понял, что велосипедные шорты и штаны должны быть с серьезной прокладкой, а не просто поролоном, и они должны быть на лямках, а не на резинке, потому что эта резинка если в этих шортах ехать долго давит на живот, да и они сползают. Так же я узнал, что к шортам можно купить теплые штанины отдельно, что тоже очень удобно - утром можно штанины одеть, пока холодно, а днем, когда потеплеет быстро снять в дороге. Только в тридцать пять лет я случайно увидел в магазине подержанной обуви специальные велосипедные туфли всего за двадцать евро, до этого я так и ездил в высоких ботинках. Туфли эти были новые, совсем не ношеные и на шнуровке. Я пошел в магазин велосипедов и купил за семьдесят евро хорошие педали с автоматическими замками, и эффект от этого новшества был потрясающий. Эти туфли очень хорошо проветривались, но были на шнурках, и это было не очень удобно. Да и с непривычки я пару раз свалился из-за этих замков, пока не выработал рефлекс разведения пяток в стороны, при торможении, чтобы высвободить ноги из замков. Однако, ноги в этих туфлях из-за тугой шнуровки иногда затекали, а если зашнуровать из слишком слабо, тоже было не очень удобно ехать. И прошло много времени, прежде чем я купил себе туфли с лебедкой и стальным тросиком вместо шнурков, и добился, наконец максимального комфорта для ног. Непромокаемые чехлы для обуви я со временем тоже купил не из клеенки, а из горотекса, которые не потеют изнутри, а потом ещё купил такие же чехлы на ноги для согрева в холодную погоду.

В заключении ещё могу рассказать о том, как я медленно понял, что хлопчатобумажные майки для активного отдыха не годятся, потому, что плохо проветриваются, медленно сохнут, и лучше нет, чем специальное термобелье. Долго я носил шерстяные свитера и термобельё, но в итоге понял, что лучше термобельё синтетическое, потому что шерсть проблемно стирать, её ест моль, да и сохнет она медленно. Потому я стал носить флисовые свитера, а самый лучший флис Полартек, он не идет катышками, моментально сохнет на теле, и моль ему не страшна, да и износостойкий. Потом я узнал про куртки из материала Софтшелл, которые проветриваются, но не продуваются, достаточно медленно промокают и быстро сохнут на теле. Однако, Софтшелл достаточно тяжелы и материал толстый, а Тексапор, дышит лучше, тоже не продувается, и промокает ещё медленнее, а главное он тонкий и легкий и в сложенном виде эти вещи не занимают много место, правда материал не эластичный, но вещи можно купить на размер больше.

С очками для езды на велосипеде тоже долго мучился. Сначала покупал из пластика, с прямыми дужками, которые давили на виски. Пластиковые очки вечно царапались, и со временем через них уже ничего не было видно, да и пластиковая оправа вечно ломалась, причем я покупал иногда и достаточно дорогие очки такого плана. Но один раз, прельстился внешним видом очков Julbo с металлической оправой и кожаными щитками по бокам. Концы дужек у них можно было загибать, вокруг ушей, так что они не сваливались, и в них были зеркальные стекла. Да, стоили они сто евро, но отслужили мне десять лет, пока злые дети их не сломали, когда были у меня в гостях.

Можно ещё долго говорить о носках, зимних и летних, обсуждать, известные бренды, но скажу только то, что для езды на велосипеде, носки с вещевого рынка из хлопка или связанные бабушками не годятся.

Вообще сейчас в век интернета главное понять, что конкретно и для чего нужно, и можно это без проблем купить, хотя в интернете информации бывает слишком много, потому трудно найти именно то, что нужно. Сейчас, оглядываясь назад, я поражаюсь тому, сколько я мучился пока додумался с помощью изобретений других людей и денег облегчить свои страдания. Вель можно же было сразу купить себе все нормальное, но я хотел сэкономить, хотел извернуться, перехитрить самого себя, но в итоге пришел к тому же, что и все, только очень тернистым путем...    


Рецензии