Два директора

09 марта 2020 года.               

Два директора.   
 
  Отличную забаву предложил наш коллега по фейсбучной группе «Старый Фотоальбом Донбасса» Максим Кулибаба. Он публикует парные фото известных личностей Донбасса без своей аннотации, предлагая участникам группы изгаляться над персонажами без ограничения и оглядки на мнения остальных участников дискуссии. Например, один из предлагаемой пары для обсуждения, Звягильский, в комментариях к посту Кулибабы предстает пред нами то как, цитирую, чмо (человек мерзкий, опасный), надо понимать, исходя из контекста коммента, то как ЧЕЛОВЕК с большой буквы! Сегодня Максим выставил две фотографии (надеюсь, он в дальнейшем пополнит галерею городских знаменитостей) и намекает-предлагает нам обсудить (или осудить?) двух директоров шахты нашего города – Прищепу и Звягильского.

  Получилось так, что мне пришлась соприкасаться с ними по работе – с первым несколько лет, а со вторым 18. В 1966 году к нам на шахту Засядько пришел директорствовать Владимир Васильевич Середа со своей придворной свитой, в которой состоял и Владимир Прищепа. Я работал тогда горным мастером, а он крутился на «кухне» заместителем директора (или главного инженера?) по производству, если не ошибаюсь. У меня с  ним, несмотря на разницу в статусе, произошли несколько раз стычки по производственным вопросам, поэтому по моему, подчеркиваю, субъективному мнению, он был надменным человеком, с непомерным гонором. Короче. для меня Прищепа – чмо (человек мстительный, отвратный). Тем, кто кинется сейчас же стучать по клаве и проклинать меня, обзывая всякими нехорошими словами, а попутно приводить примеры собственного общения с персонажем, предупреждаю, что это будет Ваше, тоже субъективное мнение о том, что Прищепа для Вас – чмо (человек мудрый, одаренный). Вообще-то говоря, индивидуум не может быть объективным, поскольку он сам является субъектом, изредка имеющим свое собственное мнение. Через несколько лет Прищепа ушел на должность в комбинат «Сталинуголь», а году в 80-м стал директором шахты Горького, сменив на этом посту Валентина Васильевича Иванова, старшего брата моего однокурсника.
 
  В 1979 году нам, проработавшим на шахте Засядько по 15-20 лет, взамен В. В. Середы, погрязшего в интригах и завалившего план добычи угля, подбросили директором Звягильского, которого мы встретили в штыки. Конфронтация, однако, длилась неделю, а потом мы уяснили, что он не чмо (человек мелкий, ординарный). Ефим Леонидович Звягильский был для нас фигурой неординарной не только внешне, глядя на его внушительные габариты, но также по его поступкам – и праведным, и позорным по отношению к подчиненным, по действиям во благо людей и во вред им. Положительный эффект его трудовой деятельности в коллективе многократно превышает отрицательное влияние на производство. И только «политычна дияльнисть Юхыма Звягыльского» подпортила мнение о нем у сотрудников шахты. Мне неоднократно приходилась работать с ним в одном направлении, без трений, хотя были и случаи противоборства между нами, правда, не до полной конфрониации. Все аспекты деятельности Звягильского, попавшие в поле  зрения, были опять же субъективно изложены мною с грифом «Строго секретно. Только для служебного внутришахтного пользования» в повествовании «Реквием по обоим», где литературный герой Ефим Леонидович предстает, как противоречивая фигура времен позднего социализма, раннего капитализма и последующего украинизма. Объем материала не позволяет даже по частям втиснуть его в рамки Фейсбука, где пользователи приучены больше двух строчек поста не читать. Хотя после, не дай Бог, сорокового дня, когда все ограничения будут сняты, я, так уж и быть, попытаюсь, если не уйду раньше босса, выложить для «друзей близких» материал удобоваримыми отрезками. Удачи всем, кто дочитал этот комментарий до конца!


Рецензии