О книге Уничтожить Мишеля Уэльбека

Новый роман Мишеля Уэльбека, в котором основной акцент от национальных и политических проблем Европы переходит к общечеловеческим, вне зависимости от национальности и религии. Темы знакомые всем, волнующие каждого – старость, уход из жизни, любовь.
Оттого и читается он неторопливо, с вовлечением.
Политика и конфликты в обществе уходят в другую плоскость, становятся неважными, фоном к развивающимся внутрисемейным проблемам и межчеловеческим отношениям.
Важнее всего человек. Об этом роман.
И это, как мне кажется, никак не согласуется с его названием «Уничтожить». 
Начало повествования обещало тайные смыслы в загадочных письменах, которые Поль, главный герой, пытался разгадать вместе со своими коллегами по работе. 
2027 год, Франция накануне президентских выборов. Ситуация в стране нестабильная и он, как ответственный работник министерства, пытается предотвратить террористические акты, найти логику в действиях террористов, чтобы действовать на опережение, предотвратить. Но вскорости эта линия в романе затухает, а потом и совсем теряется, уходит на нет. Никаких достижений, или, наоборот, развития предложенного сюжета с противостоянием террористическим актам нет.
На первый план выходит подготовка президентских выборов. Знакомые фамилии кандидатов. Они реальные. Или почти реальные, вполне угадываемые за перестановкой букв. Политические баталии, подготовка кандидатов, работа внутри их офисов… На этом фоне развиваются личные драмы героев романа, - мужчин средних лет, интеллигентных, умных, целеустремленных и порядочных людей.
Вопреки ожиданиям, тема миграции, или исламизации, столь активно поднимаемые Уэльбеком в предыдущих его произведениях, за которые он подвергался острой критике, в этой книге отсутствуют.
Прорисовывается самый, пожалуй, трогательный, и по-человечески верный замысел, - тема старости, болезни и смерти в современном европейском обществе, во Франции.
При этом темы поданы с разных точек зрения, с разных сторон. Вначале глазами членов семьи, людей разных возрастов и с разными характерами, судьбами. Они объединенны в этот момент общим горем, сплотившим их для помощи престарелому и больному отцу. Пожилой человек испытывает страдания моральные и физические в результате норм ухода за престарыми и больными людьми в специальных учреждениях.
Тема столь же необычна, сколь и важна, ибо европейское общество, если можно так выразиться, быстро стареет.
Я не люблю читать о смерти, или о страданиях больных раком людей, но здесь дочитала до конца объемный роман (630 страниц текста), и мне не показалось это тяжелым и горьким чтением. Почему? Уэльбек пишет о возрождении любви в семье, где все уже угасло и разделилось, возрождение жизни вокруг подступающей смерти, включая красоту природы. Возрождение сексуального влечения и наслаждений, заботу и нежность любящих людей, способных скрасить и превратить время умирания и ухода из жизни в чарующий обман, дающий силы все перенести достойно, с наименьшими страданиями. 
Это взгляд на уход из жизни и болезнь глазами самого героя, к которому читатель успел привыкнуть и полюбить. Трагично, но на грани появляющихся надежд, в облаке доброго и легкого забвения, от установившейся в отношениях с близкими, и в самой жизни гармонии. Все очень просто и доступно, понятно и по-человечески, - с болью, и с радостью, с любовью, и с пониманием своей роли.
Безнадежность смещена чувствами, поднимающими человека на высший уровень познания и существования. Все, что дано узнать и прочувствовать – оно здесь, в этих каплях утренней росы, в этих любимых и любящих глазах, в запахах уходящей осени. Даже умирание героя сопоставимо с умиранием в природе, пододвинуто к календарному и природному ритму, к названиям, читаемых им в этот момент книг. Зашифровано в деталях.
Книга разделена на очень простые понятные части, озаглавленные цифрами от одного до семи – как дни недели? Все развивается по заданному ритму, в своих особых циклах и формах.
На протяжении всего романа герою снятся логические сны, и он их запоминает, во всяком случае автор пересказывает их от имени героя. Но к чему эти сны, и как они связаны с реальностью – видимой связи я не обнаружила. По-моему, они несколько утяжеляют повествование. В конце романа, когда герой уже уходит из жизни – сны ему не снятся. Если в них что-то зашифровано – то остается не разгаданным, что именно.
Угасание физическое связано с восходящей сексуальной активностью, которой наполнены последние страницы романа. Так проявляется любовь между супругами, в форме, которая их соединяет физически, вопреки смерти.
И уже совсем не важно, кто там победит на выборах, и что предпримут террористы. Ни политические игры, ни экономические проблемы, и даже ни вопросы ухода за стариками – теперь важнее всего ни слова, а преданность, умение быть вместе, достоинство понимания сути.
Религия не в помощь, увы, хоть и упоминается некий цикл новой религии, тоже подводящий к итогу, к смерти, но герой не вовлечен в этот водоворот.
В утешение его надежда на реинкарнацию и встречу с любимой женщиной.
В утешение любовь и жизнь.


Рецензии