Проблемы ближнего Замкадья

Что ж, поговорим о проблемах, с которыми знаком лично, так как сам уже как 4 года живу в ближнем Подмосковье, в 8 км от МКАД к югу от Москвы. Основная проблема, которую я хочу выделить, как вы уже догадались, ужасные пробки утром в часы пик и вечером, когда все едут с работы. А в чем причина пробок? Что стало так много машин? Отчасти, но не совсем из-за этого. Да, Москва и Подмосковье - это очень густонаселенные регионы, где высокий уровень автомобилизации, но также и много дорог, развязок, эстакад. Также в Москве и Подмосковье относительно развит общественный транспорт, в отличии от других регионов. В Подмосковье почти нет деревень и поселков, куда можно добраться исключительно на такси, так как автобусы и маршрутки, а также электрички – существенно улучшают транспортную доступность даже самых окраинных уголков. Из какого-нибудь Зарайска, находящегося в более чем 100 км от МКАД, вы все равно доберетесь на междугороднем автобусе по широкой скоростной трассе, который ходит регулярно каждые полчаса и вы затратите 1.5-2 часа на поездку. Если же есть электричка, то это вообще шикарно, так как из какой-нибудь отдаленной Шатуры вы также за 2 часа доедете до Москвы. Но как бы ни старались наши местные власти строить дороги и новые ж/д станции, ускоренная урбанизация Москвы и ее городов-спутников настолько гипертрофированы, что приводят к перегрузке автодорог и общественного транспорта. Проблема в том, что подавляющее большинство жителей не только отдаленного захолустного Подмосковья, где вполне логично все плохо с работой и люди выживают, но и жителей этих самых приграничных с Москвой стотысячных кварталов, все равно на работу едут в Москву, при чем в самый ее центр. А почему так? Все дело в том, что основное количество рабочих мест, да еще с хорошей зарплатой, расположено как раз в том самом «золотом поясе» Москвы, в основном это в пределах Садового и Третьего Транспортного Кольца дорог, или же в пределах Кольцевой линии метро. Все, что находится за пределами этого самого делового центра, является периферией или полу-периферией города, где в основном уже спальные районы и немногочисленные рабочие места в сфере услуг (магазины, склады логистика, парикмахерские, салоны связи и т.д), а также административно-государственная  сфера для бюджетников (низших служащих чиновников, полиции, врачей, учителей).

Если же говорить о ближнем  Замкадье, то там ситуация вообще на грани, так как при урезанном наличии всего подобного периферийной Москвы, там нет метро и скоростного наземного транспорта, за исключением районов, прилегающих к станциям электропоездов. Логично, что большинство жителей Новой Москвы и Подмосковья все также едут на работу в центр столицы наряды с ее жителями спальных районов, перегружая в часы пик и без того переполненные вагоны метро, автобусы, а автолюбители стоят в многочасовых пробках. И все это создает повышенный уровень стресса, психологического дискомфорта, утомляемости и нервных срывов у простых работяг. Ведь поездка на работу и с работы нередко превращается в самый настоящий квест, когда тебе и другим твоим соседям по кварталу сперва нужна отстоять очередь на автобус, влезть в него, заплатить не всегда вежливым водителям (которые раньше принимали только наличку и иногда отказывали по карте, а теперь наоборот не принимают наличку из боязни штрафов и требуют строго по карте). Дорога даже в лучшем случае занимает 25-40 минут до Москвы, но в дни снегопадов и плохо расчищенных трасс, аварий в так называемые «дни жестянщика» - все это вызовет такой затор, что автобус и машины будут стоять в общей пробке 1.5-2 часа. Но это еще не все, мы еще не доехали! Далее, надо доехать до ближайшего метро, а уже там влезть в зачастую переполненный вагон, либо же он станет переполненным через 2-3 станции очередных спальных районов, в то время как тебе и всем нужно еще минут 30-40 ехать до центра, а возможно еще и с пересадкой. Уставший после работы, ты также едешь уж в априори забитом вагоне, в который даже не всегда влезешь, пробки из пассажиров уже на входе к метро в случае одного неработающего эскалатора. И далее также едешь до предпоследней или конечной остановки, вроде Зябликово или Домодедовская, где стоишь в очереди на автобус, которая иногда начинается уже от дверей выхода из метро. А если на улице зима и метель с морозом -15, то стояние в такой очереди 20-40 минут может показаться самой настоящей пыткой. Неудивительно, что приезжая домой далеко затемно (хотя зимой темнеет уже в 4 часа дня и с работы идешь как в ночи), уже нет сил делать что-то активное, с трудом заставляя себя сварить гречку, рис или макароны, так как утром снова надо вставать в 6 утра. А в выходные дни такой уставший человек хочет лишь прокрастинировать и как можно дольше поспать, да посидеть в интернете, так как после тяжелой рабочей недели нет желания куда-то выбраться. Также нет времени на личную жизнь, так как работа, дорога и сон отнимают столько времени суммарно, что оставшееся ничтожно малое время досуга хочешь посвятить своим прихотям, просматривая ютуб, фильмы, соц.сети. Разве в таком атомизированном отчужденном обществе у мужчин и женщин может быть времени, чтобы знакомиться и проводить совместный досуг? Очевидно, что нет! Не зря Москва считается городом одиноких людей.

Хотели бы вы жить в Москве или Подмосковье? Понятное дело, квартиры в Москве сейчас запредельно дорогие даже для ипотечников и семейных людей из среднего класса, поэтому берут жилье в Новой Москве и Подмосковье, где застройщики Самолет Девелопмент и ПИК строят огромные многоэтажные «человейники», а сами квартиры гораздо более дешевые, чем «бабушкины вторички» в старом фонде поближе к месту работы в Москве. И приезжающие на заработки, да и просто за лучшей жизнью люди из других регионов нашей необъятной рады даже этому, так как смогут взять себе хоть какое-то жилье поближе к Москве и имея возможность построить карьеру, дать детям лучшее образование, ездить иногда на море в отпуск (кто победнее в Краснодарский край, кто побогаче в Турцию и Египет). И осуждать этих людей мне и в голову не придет, все хотят жить лучше и комфортнее, это базовые желания человека (вспомните пирамиду Маслоу), так как лишь утолив основные жизненные потребности, мы способны уже расширять кругозор, планировать будущее, реализовывать свои наклонности в чем-то. Но вам не кажется, что проблема здесь заключается в том, что у нас чрезмерно развита централизация и сверх-урбанизация, при чем в ущерб другим регионам страны, в которых при СССР были свои производства и люди так не стремились в Москву, предпочитая жить у себя же, где были рабочие места и почти схожие зарплаты. Капитализм в России привел к сильной деградации именно провинции, вызвал закрытие многих производств и вымирание целых моногородов, поселков, деревень. Альтернатива должна быть в перераспределении социальных благ, в разумной экономической и социальной политике, в развитии инфраструктуры и создании рабочих мест в регионах. И, конечно же, не нужно «разжигать» ненависть между москвичами и приезжими,  обе стороны должны терпимо относиться друг к другу. Ведь корень проблем надо искать гораздо глубже, вместо того, чтобы  по-обывательски твердить о том, что надоели «понаехавшие» и мол, «Москва не резиновая». В общем, только переход от олигархическо-торгашеской на государственно-ориентированную экономическую модель поможет перестроить несправедливую систему отношений Москвы и регионов, да и решит проблемы миграции в целом, но это уже будет отдельная тема для обсуждения.


Рецензии