Предание пятнадцатое. Ярославская Троица

«Троица» — единственное в России скульптурное изображение Святой Троицы — расположена в центре Ярославля, недалеко от Стрелки и нового Успенского собора. Авторов композиции, и это символично, тоже трое художник — Н. Мухин, скульптор И. Б. Трейвус, архитектор — А. Бобович.
Открытие памятника состоялось после одобрения Патриарха Алексия II, и затем архиепископ Михей освятил скульптуру. Установка скульптурной композиции «Троица» на месте алтаря взорванного в 1937 году Успенского собора приурочено к празднованию тысячелетия распространения христианства на Руси.  После начала работ по восстановлению собора скульптура в 2004 году перенесена ближе к набережной.
Первоначально композиция вызвала неприятие части ярославской общественности из-за нетипичных форм ангелов и смелой попытки авторов предать каноническому «плоскому» изображению иконы, решенному с использованием приема «обратной» перспективы, объемные скульптурные формы.
Замечено, что на многих древних иконах мир выглядит как бы «наоборот» — предметы на дальнем плане в ряде случаев кажутся больше, чем фигуры на переднем, ближнем. Иконописцы сознательно использовали «обратную» перспективу, поскольку уделяли особое внимание символам и акцентировали в образах то, что казалось им наиболее важным, отказываясь от линейной перспективы.  Именно поэтому на изображениях средневековых художников дома, например, часто имеют три развернутых к зрителю стены, а плоскости столов повернуты так, чтобы показать расположенные на них главные предметы.
Памятник Святой Троице в Ярославле представляет собой скульптурную композицию из трех скульптур ангелов, сидящих за воображаемой трапезой (столом), отсутствующим в объеме (как изображено на иконе), но выполненным в плоском основании, в центре которого покоится чаша с жертвенным тельцом. Фигуры ангелов выполнены просто, без особой деталировки, с крупными вытянутыми телами и небольшими головами, что придает фигурам определенную легкость, даже возвышенность. Скульптурная композиция установлена на низкий круглый гранитный постамент большого диаметра, охватывающий и замыкающий в единое целое всю композицию. По контуру постамента бронзовыми древнерусскими буквами нанесены письмена из библии.
Памятник является единственным памятником Святой Троице в России.
Непосредственно термин «Троица» в привычном нам понимании отсутствует в канонических текстах книг Ветхого и Нового Заветов. Учение Церкви о Троице появляется в более поздних трудах святых Отцов и Учителей Церкви. Впервые в христианском богословии термин «Троица» употребил во II веке святой Феофил Антиохийский, но совсем в другом значении, в сочинении «Против Автолика»: «Три дня, которые были прежде создания светил, суть образы Троицы, Бога и Его Слова и Его Премудрости». К середине IV века, после отвержения ряда ересей и благодаря трудам отцов Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского, Церковью была выработана единая тринитарная терминология. Учение о Триедином Боге стало содержать три положения:
1) Троичность Бога состоит в том, что в Боге Три Лица (Ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.
2) Каждое Лицо Троицы есть Бог, но Они — не три Бога, а суть единое Божественное существо.
3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.
Пресвятую Троицу Церковь исповедует единосущной и нераздельной. Православное вероучение утверждает монархию (единоначалие) Бога Отца, то есть Бог Отец является источником Бога Сына и Святого Духа. При этом она не означает подчинение Богу Отцу Бога Сына и Святого Духа, так как Сын и Святой Дух являются самостоятельными Личностями и обладают всем, что присуще по природе Отцу, кроме свойства Его нерождённости (не происхождение ни от какого другого начала). В истории Русской православной церкви известно только одно явление Троицы — в 1508 году Александру Свирскому.
По сему Православная церковь допускает только символическое изображение невидимой и непостижимой Троицы. Общепризнанной в православии русской традиции иконой Троицы служит образ Троицы Ветхозаветной («Гостеприимство Авраама») иконописца Андрея Рублёва. В основу композиции иконы положен ветхозаветный сюжет, изложенный в XVIII главе Бытия.
Икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублёвым в первой трети XV века — самое знаменитое из его произведений и одна из двух (вместе с фресками Владимирского Успенского собора) сохранившихся работ, которые, как считают учёные, с большой долей вероятности, принадлежат ему, хотя документальных свидетельств об авторстве и истории создания «Троицы» не сохранилось. Исследования иконы — научное, технико-технологическое, искусствоведческое и богословское — продолжаются и в настоящее время.
Сюжет иконы — три ангела, сидящие за престолом, на котором стоит чаша с головой тельца, приносимого в жертву. На дальнем фоне иконы представлены дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур, округлостей рук, вытянутых ступней, образуют замкнутый круг. Они сидят, склонив головы, а композиционным и смысловым центром здесь выступает чаша. Она трактуется как символ евхаристии, а ветхозаветный телец — предтеча агнца из Нового завета. Руки среднего и левого ангелов направлены к чаше с благословляющим жестом.
В иконе отсутствует динамика — фигуры словно застыли в неподвижном созерцании, а их взгляды устремлены в вечность. Ангел в центре — в красно-коричневом хитоне и гиматии синего цвета, гиматии левого и правого ангелов — светло-синий и зелёный соответственно. Стремясь раскрыть догматическое учение о Святой Троице, Рублёв отказался от традиционных менее значимых повествовательных деталей, которые обычно включались ранее в изображения «Гостеприимства Авраама»: на иконе отсутствуют фигуры второстепенных персонажей — Авраама и его жены Сарры, сцены заклания тельца. Атрибуты трапезы лаконичны и сведены к минимуму, ангелы представлены не вкушающими, а беседующими. Жесты ангелов, плавные и сдержанные, предполагают возвышенный характер их беседы. В иконе всё внимание сосредоточено на безмолвном общении троих ангелов.
«Формой, наиболее наглядно выражающей представление о единосущии трёх ипостасей Святой Троицы, в иконе Рублёва становится круг — именно он положен в основу композиции. При этом ангелы не вписаны в круг — они сами образуют его, так что взгляд зрителя не может остановиться ни на одной из трёх фигур и пребывает, скорее, внутри того пространства, которое они собой ограничивают. Смысловым центром композиции является чаша с головой тельца — прообраз крестной жертвы и напоминание об Евхаристии (силуэт, напоминающий чашу, образуют также фигуры левого и правого ангелов). Вокруг чаши, стоящей на столе, разворачивается безмолвный диалог жестов».
Впервые об иконе «Троица» письма Андрея Рублёва упоминается в постановление Стоглавого собора (1551 год), которое касалось иконографии Троицы и канонически необходимых деталей изображения (крестов, нимбов и надписей).
Известно, что Стоглавый собор был созван по инициативе царя Иоанна Васильевича Грозного, роль которого не ограничилась торжественным открытием его и произнесением четырех речей. Иван Грозный сформулировал для обсуждения собором целую программу действий, выраженную в так называемых 69 царских вопросах, на которые собор должен был дать исчерпывающие ответы. Среди первой группы важнейших вопросов отметим вопрос под номером три: «о писании икон по божественным правилам, об иконописцах и требуемых от них качествах». Во второй группе вопросов под номером первым «об изображении на иконах Святой Троицы».
По вопросу как следует писать образ Святой Троицы собор постановил, что живописцы должны и в этом случае подражать греческим образцам, Андрею Рублеву и прочим знаменитым живописцам, а от своего замышления ничего не изменять: «Писати иконописцем иконы с древних переводов, како греческие иконописцы пишут или писали, и как писал Ондрей Рублев и прочие пресловущие иконописцы, и подписывати святая троица, а от своего замышления ничтоже претворити».
Надпись на иконах Святой Троицы делать только такую: Святая Троица, а не делать двух надписей: Иисус Христос и Святая Троица. Наконец, на вопрос о том, можно ли на иконах изображать не только живых людей, но и умерших, и притом не святых, собор отвечал, что можно.
Иконописное дело было поставлено Стоглавым собором под высший надзор самих епархиальных архиереев. Иконописцы должны были удовлетворять следующим условиям: «подобает быть живописцу смирену, кротку, благоговейну, непразднословцу, не смехотворцу , не сверливу, независтливу, непьяницы, неграбежнику, неубийцы». Они должны хранить чистоту душевную и телесную; кто не может сохранить целомудрия, тот должен вступить в законный брак. Духовные отцы их должны следить за их  поведением. Живописцам  вменяется в  обязанность писать иконы с превеликим тщанием  «по образу и по подобию и по существу, смотря на образ древних живописцев и знаменовать с добрых образцов ... а от самосмышления своими догадками Божества не описывать».
До конца 1904 года икона «Троица» в Троице-Сергиевой лавре была скрыта от глаз любопытствующих тяжёлой золотой ризой, оставлявшей открытыми только лики и руки ангелов. В 1929 году Сергей Соловьёв написал стихотворение «Троица Рублёва».
Новейшее время определило характер длительных и опасных для сохранности скитаний святой иконы между Третьяковской галереей и Троице;Сергиевой лаврой, между РПЦ и государством.
По информации в открытом доступе 12 июля 2023 года патриарх Кирилл и министр культуры России Ольга Любимова подписали компромиссный договор между Третьяковской галереей и Троице-Сергиевой лаврой о передаче в безвозмездное пользование Троице-Сергиевой лавре иконы Святой Троицы. Однако после передачи РПЦ в безвозмездное пользование икона останется в музейном фонде РФ.


Рецензии