О духовной красоте 103-го псалма

        Эпиграф:

       "О Боге великом он пел, и хвала
       Его непритворна была."

             (М.Ю. Лермонтов)



                Введение

Сто третий псалом Давида весь пронизан духовным восторгом. В нём псалмопевцу открывается величественная картина мироздания, наполненная творениями, которые дивно создал Господь и о которых Он чудесным образом заботится. Второй такой всеобъемлющей картины нет в мировой поэзии. В ней везде показано творческое присутствие Бога.

Псалом открывается прославлением Бога:
 
       «Благослови, душа моя, Господа! Господи, Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием» (Пс. 103: 2-3).

И далее Давид восхищённо описывает эту славу и величие Божие, раскрывающиеся в Его делах, первое из которых это сотворение неба.


                1. Тайны сотворения неба

Давид проникает духом в тайну сотворения неба, о котором в Книге Бытия сказано очень кратко: «В начале сотворил Бог небо и землю.» Это божественное творчество описано в псалме не в прошедшем, а в настоящем времени.  Как будто оно происходит сейчас перед нашими глазами:

     «Ты одеваешься светом, как ризою, простираешь небеса, как шатёр» (Пс. 103: 2).

В начале этого стиха Давид создаёт образ Творца, благодаря великолепной  метафоре ("одеваешься светом")  и сравнению ("как ризою"), а затем очень образно при помощи тех же самых выразительных средств описывает сотворение неба: "простираешь небеса" (метафора), "как шатёр" (сравнение). Перед нами  две метафоры и два сравнения удивительной крастоты. Они будто созданы друг для друга!  В духовной и светской литературе им нет равных.  Причём они одни из самых древних, так как "Илиада" и "Одиссея" ещё не были написаны.

Давид при этом говорит не только о начале творчества, но и о том, что Господь и после создания своих небесных творений пользуется ими по своему усмотрению когда захочет:

    «Ты ... делаешь облака Твоею колесницею, шествуешь на крыльях ветра» (Пс. 103: 2-3).

И снова две восхитительные метафоры!

При чтении этого места у читателя или слушателя создаётся впечатление, что он выходит из времени в божественную вечность, в которой нет разделения на прошлое, настоящее и будущее. Каждый стих здесь это небесный перл потрясающей духовной красоты. Вот ещё одна такая вневременная жемчужина:

     Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими — огонь пылающий» (Пс. 103:4).

Во всей мировой поэзии нет такой величественной красоты. Да и в самой Библии это одно из самых прекрасных мест.

Каждый из этих трёх стихов состоит из двух частей тесно связынных друг с другом в смысловом и поэтическом отношении. Вторая часть усиливает красоту первой, доводя её до совершенства.


                2. Тайны сотворения земли

Потом псалмопевец проникает в тайну сотворения земли.

        Ты поставил землю на твёрдых основах: не поколеблется она во веки и веки.
        Бездною, как одеянием, покрыл Ты её, на горах стоят воды (Пс. 103: 5-6).

«Твёрдые основы земли» это её ядро, точнее мантия, состоящая их нескольких гигантских слоёв.

«Бездна, как одеяние» это моря и океаны, покрывшие землю.

Это сравнеие перекликается со вторым стихом псалма. Какова смелость образного видения: природный свет - всего лишь риза Господа, величественный небесный купол - всего лишь кожа шатра, которую Господь простёр над землёю,  бездна морских глубин всего лишь одежда земли, которой Он покрыл её! Какое грандиозное первозданное великолепие!


         3. Тайны божественного управления водной стихией

Потом он проникает в тайну вод, от которых зависит жизнь на земле. Они утоляют жажду живых тварей и способствуют произрастанию трав и злаков, дающих пищу. Движением этих вод Бог мудро управляет. Псалмопевцу открывается это управление как целая симфония:

       «Бездною, как одеянием, покрыл Ты её, на горах стоят воды.
      От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят;
      восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них.
      Ты положил предел, которого не перейдут, и не возвратятся покрыть землю.
      Ты послал источники в долины: между горами текут,
      поят всех полевых зверей; дикие ослы утоляют жажду свою.
      При них обитают птицы небесные, из среды ветвей издают голос.
      Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля.
      Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу,
      и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лицо его, и хлеб, который укрепляет сердце человека» (Пс. 103: 6-15).


          4. Божественное определение каждой земной твари её собственного места

Каждой земной твари премудрость Божия определяет своё место под солнцем:

      «Насыщаются древа Господа, кедры Ливанские, которые Он насадил;
      на них гнездятся птицы: ели — жилище аисту,
       высокие горы — сернам; каменные утёсы — убежище зайцам» (Пс. 103: 16-18).

      «Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими;
         там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нём» (Пс. 103: 25-26).


       5. Бог также премудро назначает каждой земной твари время её активного действия и отдыха.

Сотворив солце и луну и утвердив смену дня и ночи, Господь определяет время действия каждой твари:

    «Он сотворил луну для указания времён, солнце знает свой запад.
    Ты простираешь тьму — и бывает ночь: во время неё бродят все лесные звери;
     львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе.
     Восходит солнце, и они собираются и ложатся в свои логовища;
    выходит человек на дело своё и на работу свою до вечера» (Пс. 103: 19-23).

Ночь - время охоты для царя зверей, день - время для активности царя всех наземных тварей, - человека.


           6. Божественное промышление о жизни тварей

Всех многочисленных тварей, земных, небесных и морских, которым нет числа, Господь питает из руки Своей, то есть с любовью.

       «Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в своё время.
         Даёшь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом» (Пс. 103:27-28).


                7. Тайна жизни и смерти

Наконец, Давид проникает в тайну жизни и смерти, ибо в живых существах она не «рождается» сама по себе и не исчезает самостоятельно, а таинственно даётся Богом и Им же в назначенный срок отнимается:

      «скроешь лицо Твоё — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются;
        пошлёшь дух Твой — созидаются» (Пс. 103: 29-30).


      8. Божественная радость о творении

В заключение Давиду открывается и великая божественная радость во всех этих премудрых делах Божиих. И псалмопевец радостно хочет участвовать в ней, радовать Творца и радоваться о Творце:

      «Да будет Господу слава вовеки; да веселится Господь о делах Своих!

Насколько Он велик в своём веселии видно из следующего стиха:

            Призирает на землю, и она трясётся; прикасается к горам, и дымятся.
           Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь.
           Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе» (Пс. 103:31-34).

Человеку, который не может верой проникнуть в эту радость, трудно понять эту духовную поэзию.


     9. Просьба святого о довершении этой всеобщей гармонии.

Для довершения этой всеобщей гармонии псалмопевцу не хватает только одного, чтобы исчезли с земли грешники, вносящие в эту единую симфонию диссонанс, поэтому псалмопевец высказывает своё желание:

«Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более» (Пс. 103:35).

Этот стих можно понимать и так: да исправятся, перестанут грешить и творить безаконие.


       10. Хвала Господу

Псалом заканчивается хвалением Господа:

            «Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!»  (Пс. 103:35).

Так что прославление Творца обрамляет псалом.
Внутри же псалма Господа прославляют Его дела.


                Итог

Давид проникает в гармонию,  которой исполнено всё созданное Господом в шесть дней творения. И если в Книге Бытия твари были только  названы по дням их сотворения, то здесь все они составляют стройное целое, единую симфонию мироздания.

Этот псалом при всей его лаконичности всеобъемлющ, в высшей степени поэтичен, полон чувства. В нём и благоговение, и восторг, и радость. Каждый образ его обладает  какой-то первозданной самобытностью. Эту самобытность придаёт этим образам вселенский характер псалма, а также то, что они пронизаны любовью и заботой Божией от самого их сотворения и до смерти. Все эти образы сочетаются в одно стройное целое удивительной духовной красоты.

Этот псалом уникален. Во всей мировой литературе нет произведения, которое даже отдалённо приближалось бы к нему. «Божественная комедия» Данте, «Потерянный рай» Мильтона, «Листья травы» Уитмена всего лишь импровизации на отдельные стихи этого произведения.

Вот одна из них:

«Ребенок сказал: «Что такое трава?» — и принес мне полные горсти травы,
Что мог я ответить ребенку? Я знаю не больше его, что такое трава.
 
Может быть, это флаг моих чувств, сотканный из зеленой материи — цвета надежды.
 
Или, может быть, это платочек от Бога,
Надушенный, нарочно брошенный нам на память, в подарок,
Где-нибудь в уголке есть и метка, чтобы, увидя, мы могли сказать чей?» («Песнь о самом себе» Уолт Уитмен).


Между 1743 и январем 1749 Михаил Васильевич Ломоносов написал стихотоврное переложение этого псалма. Однако его стихотворение является лишь бледной тенью псалма Давидова. То же самое касается и всех других стихотворных переложений этого произведения.   

Только музыка Баха, например, токката и фуга ре минор наполнена такой же красотой и восторгом.
 


Рецензии
Вот, вот! Это то, о чем я говорил в предыдущей рецензии. Это то, чем ценен Псалтырь.

Евгений Терещенко   20.09.2023 17:41     Заявить о нарушении
Да, поэзия Псалтири учит видеть духовную красоту, которая по словам Достоевского "спасёт мир".

Сердечное спасибо.

Владислав Плеханов   20.09.2023 21:16   Заявить о нарушении