Тройная метафизичность стоимости и Ошибка Маркса

"Чем меньше труда они сами содержат, тем меньше стоимости они присоединяют к продукту" – пишет Маркс, и это ошибка.

Текст абзаца:

Если дана та пропорция, в которой стоимость машин переносится на продукт, то величина этой части стоимости зависит от величины стоимости самих машин. Чем меньше труда они сами содержат, тем меньше стоимости они присоединяют к продукту. Чем меньше стоимости они передают продукту, тем они производительнее и тем более приближаются они по своей службе к силам природы.
(с)
Карл Маркс. Перенесение стоимости машин на продукт. "Капитал", том 1. Глава 13.
Должно быть:

"Чем меньше стоимости они сами содержат..."

Читаем немецкий оригинал:

Die Proportion gegeben, worin die Maschinerie Wert auf das Produkt ;bertr;gt, h;ngt die Gr;;e dieses Wertteils von ihrer eignen Wertgr;;e ab. Je weniger Arbeit sie selbst enth;lt, desto weniger Wert setzt sie dem Produkt zu.

Да, это не ошибка переводчика. Маркс, действительно, пишет:

"Je weniger Arbeit sie selbst enth;lt..."

"Чем меньше труда они сами содержат..."

Да-а... это ошибка. И она дорого обошлась – так получилось! – всем последующим строителям коммунизма. – Здесь "труд" приравнен к "стоимости".

Произведенные машины содержат "труд", – пишет Маркс. Хотя эти машины содержат лишь "стоимость".

Говорить, что они содержат "труд", можно лишь поэтически, метафорически, т.е. образно. Но если говорить научно, т.е. строго, точно, в полном соответствии с теорией (как бы "метафизично" она ни выглядела), то они содержат "стоимость".

Стоимость, возникающую в процессе труда.

Машины содержат стоимость, источником которой является процесс труда.

Обратите внимание – даже не "труд", а "процесс труда".

В чем разница?

Когда мы говорим "труд является источником стоимости", мы, фактически, говорим (и уж точно так понимаем):

Труд преобразуется в стоимость. Или, другими словами: Труд как "энергия" преобразуется в "сгустки энергии"... но "энергии другой, преобразованной", а эти "сгустки" попадают в производимые товары, и они, эти "сгустки", каждый из них – это и есть "стоимость". Как именно эта "энергия" преобразовывается оставалось за кадром.

Маркс это дело так и понимал. За это его в 1870-х годах и обвиняли в метафизичности: "...какие-то сгустки... якобы находящиеся в товарах... какая-то преобразованная энергия труда... что за такая стоимость?"

Маркс ошибался – действительность еще более метафизична.

Когда мы говорим "процесс труда является источником стоимости", мы, фактически, говорим (и понимать нужно так):

В процессе труда происходит нечто, в результате чего появляются "сгустки стоимости".

Что это за "нечто", что происходит в процессе труда?

Чтобы дать точную картину происходящего, нам придутся утроить градус метафизичности. Да, именно так: адекватная модель возникновения "стоимости" в процессе труда потребует от нас "тройной метафизичности".

Проявим же ее!

Процесс труда уподобим сжиганию ароматических палочек.

Капиталист покупает товар "рабочая сила" и сжигает ее в процессе производства.

Каждый товар "рабочая сила" представим в виде ароматической палочки, а каждое "сжигание рабочей силы" представим в виде горения этой палочки.

Каждая "рабочая сила", она же "ароматическая палочка", способна гореть 8 часов.

Во время ее горения выделяется метафизический "аромат". Этот аромат собирается в отдельные "сгустки", причем каждый сгусток впитывается в тело предмета, который создается рядом в параллельной реальности.

Что за "параллельная реальность"?

Это другое "онтологическое пространство". Это пространство, где наши "ароматические палочки" существуют в другой ипостаси, существуют "другим способом существования", существуют "в другом онтологическом статусе" – т.е. существуют в виде "рабочего, производящего продукты".

Но эта "параллельная реальность с рабочими", пожалуй, слишком далекое отстоит от "реальности с ароматическими палочками". Нет ли реальности поближе? Есть!

Это реальность с товаром "рабочая сила". Она не так обыденна, как "реальность с рабочими", но и не так фантастична, как реальность с "ароматическими свечами, выделяющими метафизический аромат".

Что происходит в ней?

В ней сгорает товар "рабочая сила", при сгорании выделяется "метафизическая жидкость", называемая "стоимость", которая и пропитывает... создаваемые в производстве "продукты".

Где создаются "продукты"? В реальности "с рабочими".

Метафизическое взаимодействие "стоимости" с "продуктом" создает "товар". (Не в том смысле, что товар создает "метафизическое взаимодействие стоимости с продуктом", а в том смысле, что в результате метафизического взаимодействия "стоимости" с "продуктом" возникает "товар"). Убери "стоимость" – и "товар" исчезнет. Убери "продукт" – и "стоимость" превратится в "метафизический аромат".

Для того, чтобы всё это "существовало", нам нужны 3 среза реальности, точнее, 3 онтологических пространства, 3 параллельно существующие реальности – реальность "ароматных палочек", реальность товара "рабочая сила" и реальность "простых рабочих".

Без "реальности рабочих" не произведешь стульев и других продуктов. Без реальности товара "рабочая сила" не поймешь, как "товары" (т.е. "продукты, созданные специально для продажи на рынке") приобретают "стоимость". А без "реальности ароматических палочек" не поймешь про метафизику сжигания, т.е. про преобразование "энергий" в процессе труда.

Вот такие 3 параллельные реальности, такой тройной метафизический удар по сознанию, стоящему на марксистских позициях и пытающемуся постичь суть стоимости предельно адекватно. Удар, направляющий на верную дорогу. Верная дорога далее ведет к правильному пониманию "прибавочной стоимости", которая есть ключевой пункт всей теории Маркса. Об этом – как-нибудь позже.

Об ошибке Маркса. Приравнивание "труда" к "стоимости" в этом фрагменте текста, являющееся небольшой ошибкой для гениального диалектического сознания (к тому же, позже им неоднократно исправленной), явилось большой ошибкой для его последователей (и потому что их было много, и потому что они признавали "гениальное диалектическое сознание" именно таковым, но по своему, по не-диалектически). Они стали цену товаров назначать в рублях, но мерять временем. В результате сбили настройки в торговле и производстве... и до сих пор продолжают считать, что цены нужно устанавливать на основе "количества труда", которое мерять "количеством времени". ...Маркс, вообще-то, безошибочен. Но тут, как раз, тот редчайший случай, когда он ошибся.


Александр Клейн
20 сентября 2023 г.


Чем измеряется стоимость?
http://proza.ru/2023/08/20/1519

Алхимический Реактор Капитализма - чертеж Маркса
http://proza.ru/2021/02/02/162


Рецензии