Скалолаз. Страх высоты

   Когда чувствуешь опасность – возникает страх. Поэтому  у каждого человека бывают свои страхи: кто-то боится темноты, кто-то водяную бездну, кто-то замкнутого пространства, к примеру, никогда не ездит в лифтах, а кто-то, вроде меня, всю жизнь пытается бороться со страхом высоты.
  В юности, чтобы преодолеть страх высоты, я залезал на крыши пяти- и девятиэтажек, потом на сорокаметровую трубу котельной, нырял «солдатиком» с  коммунального моста в Новосибирске, высота над уровнем воды которого тридцать метров.  Со временем я почти переборол страх летать в самолётах, потом я сиганул с «тарзанки» - банджи-джампинг в Туимский провал, глубина которого 127 метров и всё равно полностью не избавился от чувства непреодолимого  страха высоты.
  Занимаясь экстремальными видами спорта, я не единожды переходил границу между жизнью и вечностью, каждый раз надеясь на чудо, в душе моля Бога и обращаясь к своим духам, чтобы уберегли меня от опасности, потому что это всё я делал только ради преодоления страха, испытания себя и самоутверждения. 

  Мои хорошие знакомые, зная мои увлечения   экстремальными видами спорта, предложили мне испытать себя в восхождении на скалу.  И вот я оказался в альпинистском лагере, где мне очень подробно рассказали про технику скалолазания и научили основным навыкам будущего скалолаза.
  Перебарывая дикий страх высоты, я ползу по скале, плотно прижимаясь к ней всем своим телом, пытаюсь нащупать надёжную опору под ногами, упираюсь, цепляюсь за выступ руками и переношу вес тела на ноги, как учили. Между мной и землёй двести с лишним метров, и я держусь лишь на одной страховочной динамической верёвке, которая прикреплена карабином к моей страховочной системе, проще говоря, к моему ремню безопасности. 
  От стресса всегда обостряются все органы чувств, а у меня особенно обостряется обоняние, потому что я даже чувствую запахи скалы на разных уровнях восхождения. Внизу запах сырого камня и прохлады, выше – запах сухого камня и сырость из расщелин, а уж на высоте – запах нагретой на солнце тёплой и пыльной скалы.
  Удивительно, но в первые попытки восхождения, в первые зацепы, не замечаешь вокруг ни птиц, ни бабочек, ни других каких-то насекомых. Сосредоточиваешься только на своих движениях. Но когда начинаешь чувствовать страх высоты, зрение обостряется и начинаешь замечать птиц, пролетающих на твоём уровне и даже муравья, ползущего по скале. Смотришь на него и думаешь: «А ведь ему не страшно, он тоже сюда залез». И если на высоте к тебе прилетела муха, то желания согнать её с камня почему-то нет, она разделяет со мной высоту и подбадривает меня.
  Из-под каски постоянно течёт по вискам пот, ремни давят мне промежность, а скальники – специальная обувь, стягивают плотно мои пальцы ног и подошвы.  Кажется, что я босиком упираюсь о камни, потому что отчётливо чувствую носками и пятками каждый выступ на скале - это и есть сцепление подошвы и скалы.  На кончиках пальцев рук покалывание, ладони влажные от пота из-за непреодолимого страха высоты.  В паху тоже неуютно – всё сжимается.  Обвязка с комплектом оттяжек, карабинов и блок-зажимов, постоянно бьющихся друг об друга, перезваниваются и немного нервируют меня, но мои мысли подчинены командам сверху от инструктора, который страхует меня, стоя на куполе скалы, выше меня метров на тридцать, держа в натяжке мою страховочную верёвку.  Подо мной необъятная красота тайги, разрезанная небольшими речками на участки и дикие скалы, которые веками ждали своих покорителей. И вот я один из тех, кто рискнул попробовать свои силы, испытать себя и преодолеть этот грёбанный страх высоты.  Каждый шаг по скале, каждое движение даются мне с трудным преодолением нахлынувшего чувства страха. Иногда я замираю, думая, на что я подписался, зачем полез, смотрю на каменную стену перед собой, потому что боюсь даже поднять голову вверх, чтобы сделать следующее движение, не говоря уже о том, чтобы полюбоваться с высоты окружающей красотой.  Потом я собираюсь с силами, успокаивая себя, что всё идёт нормально, и опять пытаюсь двигаться.
- Давай, соберись, всё идёт нормально. Не смотри вниз, смотри перед собой. Ищи опору, перецепляй карабин в проушину шлямбурного крюка, - кричит мне сверху опытный скалолаз Егор, который и страхует меня.
  Легко говорить «не смотри вниз, цепляйся». Да я даже головой вертеть боюсь от страха высоты.
  И тут из-под ноги ушла опора, и руки поневоле разжались и оп – я повис на верёвке. Дикое чувство холодного ужаса наполнило моё тело, и мой мозг отказался контролировать ситуацию и мои руки и ноги. Кончики пальцев на моих конечностях как будто были пронизаны тысячами иголок, а между ног я почувствовал ледяную щемящую дрожь.  От стресса моё тело стало мокрым и меня начал бить озноб. От возбуждения ноздри стали чувствовать запах адреналина –  и это был запах страха.  Я попытался кричать, но из моего горла издавался только хрип. Словно мешок, я повис на верёвке, не в силах совладать с собой.   Всё моё тело парализовало и временами казалось, что у меня «тухнет» зрение.
  Я слышу какие-то крики сверху, но не разбираю слова – я беспомощный.  Казалось, что прошла целая вечность перед тем, как я услышал приближающийся шорох на скале. Не поворачиваясь, боковым зрением вижу, как кто-то сбоку по камню бежит ко мне. И тут я чувствую, как этот кто-то обнял меня со спины и прижал к стене.
- Тихо, тихо, всё нормально, - услышал я женский голос.  – Всё в порядке, я тебя страхую, я тебя держу.
  Грудью и щекой я ощущаю холод камня и его запах.  Холодной спиной я чувствую тепло человеческого тела и приятный запах дыхания спасительницы. Правой рукой она обхватывает меня, а левой держит верёвку, которая удерживает её саму.
- Всё нормально, держимся, - повторяет она. – Сейчас мы тебя перезапустим - и её рука опускается мне на промежность.
   Я вздрагиваю от неожиданности.
- Опа! Всё чувствуешь – значит живой, значит всё нормально. Ты, Женя, не дрейфь, соберись, слушай меня и всё будет окей. Сейчас переведём дыхание и нас затянут наверх.
  Она уверенно закрепляется на выступах, отстегивает карабин с ремнём от своей страховочной системы и, обхватив меня ремнём, притягивает к себе, защёлкнув карабин на своём поясе с другой стороны.
- Ну вот, мы теперь единое целое. Упадём, так вместе, - съязвила она и хихикнула. – Не боись, не упадём.
  Левой рукой она два раза дёргает мою верёвку и кричит:
- Тяни!
  Через несколько минут нас затянули наверх, чему я был безумно рад. Я лежал на голом камне, вдыхал безумно вкусный чистый воздух, смотрел в голубое небо и осознавал, что жизнь прекрасна.
  Вечером, захмелев от выпитого хорошего коньяка, я сидел у костра и пялился на огонь. Я в компании из нескольких парней и девушек, которые рассказывают истории из своих приключений и весело обсуждают моменты, похожие на мою ситуацию. И тут я услышал, как кто-то обратился ко мне:
- А ты, Женя, говорил, что мы скалолазы безбашенные, а сам на сплавах в такие пороги ныряешь, что мы бы никогда не рискнули с тобой сплавляться. У нас хоть шанс не погибнуть есть, а вот ты часто жизнью рискуешь, в рулетку с жизнью играешь. А ведь стихию покорить нельзя.
- Так кто тогда безбашенный? - услышал я голос своей спасительницы, которая появилась в отблеске костра из темноты.
  Я поднял голову и увидел Настю. В свете костра она выглядела обворожительно: распущенные волосы, в обтяжку трико на шикарной фигуре и  маечка с глубоким вырезом.
- У тебя, Настя, шикарная грудь, - почему-то ляпнул я и все рассмеялись.
- Я вижу, Женя, ты ожил, ну вот и славненько - смеясь, сказала она.
- Ну да.  Больше на скалу не полезу, - вздохнув, промолвил я и добавил: - По крайней мере в этом сезоне уж точно.


Рецензии