Глава xxVIII. Две параллели

Глава XXVIII
С наступлением весны, студентам стало веселее. Учёба учёбой, но молодость она сейчас. Кто не подвластен влиянию весны?  Её тёплым солнечным дням, пробуждению природы? Набухают ветки, появляется зелень травы и мать-и-мачеха золотистыми солнышками. А воздух? Он пахнет будущим, он предвещает изменение к лучшему. Это запах молодости и влюблённости. Ожидание большой любви и бесконечного счастья. Восемнадцать лет! Совершеннолетние люди. Ни какие-то школьники около мамы. Свободные студенты и студентки, ищущие себя, стремящиеся покорить раскрывшийся перед ними своими объятиями мир. Это старшее поколение прожило так, а вот они – они-то по-другому будут жить. У них новая жизнь и большая вера в себя и будущее.
 -Пойдём завтра в лесопарк? - подходит на занятиях Виктор.
-Так выходные, ты не едешь домой?
-Нет, останусь, мне лабораторку в субботу отработать, и курсовую доделать, дома чертить негде, в рабочку пойду или на кафедру, в павильоне кульманы.
-А я в рабочке чертила, на кафедру неохота, там днём только. А свободное время вечерами появляется, в общаге всю ночь черти, свободно. Сейчас в комнате пытаюсь, столик маленький, но на черновую - твёрдым карандашом пойдёт. Обводить мягким к вам в рабочку пойду.
В выходные Виктор зашёл за Светой. Света приготовилась, одела новое демисезонное пальто, сшитое на заказ. Зелёное, с отрезной талией, модной рифлёной ткани. Подвязала пояском.
       Мама Свету с детства приучила одежду на заказ шить. И себе шила и дочерей водила. Пока Света была маленькая, ходили к знакомой сватье. Это уже старенькая семидесятилетняя бабушка, шившая на дому, может не очень ровно по швам и по самодельным выкройкам, но зато индивидуально, не ширпотреб, что в магазине. У мамы и у бабушки всегда были полные чемоданы тканей.
-Это мне на сарафан, костюм - показывала Свете, - это вам набрала с Анькой на халаты, юбки, на постельное вот. На шторы, если свой дом будет. В магазине таких тканей нет. Отцова сестра прислала, тут подружка привезла. А эту сама выбирала, тафта, сейчас все покупают. Тебе костюм сошьём.
     Когда девчонки стали постарше, мама отправила их в швейных цех (местное ателье). Здесь уже мастера с образованием. В старших классах заказывала сама, без мамы. Сшила брючный костюм из светлой серой шерсти. Брюки по моде были расклешённые, а пиджак – с манжетами, короткий, на планке, с воротником-стойкой. Перед отъездом на учёбу заказала платье шёлковое белое, с чёрными цветочками. Посмотрела моду в предлагаемых ателье журналах. И выбрала из чёрного атласа (в тон чёрным цветочкам платья) широкий вшитый пояс по талии, а по нему тонкий поясок из материала платья. Воротник тоже из чёрного атласа, с внутренней атласной подкладкой по застёжке на лифе. Это было самое модное платье. Она в нём поступала в институт. Потом из бордовой набитой ткани сшила костюм: длинная юбка ниже колен, с высоким поясом на талии и тоже поверх тонкий поясок продёрнут. А блузка-пиджак с широкими рукавами, собранных в резинку снизу, сама кофточка с пуговками на планке по лифу до середины, не распахивающий. В конце седьмого класса шили в ателье другое пальто, из тёмно-синего сукна, в чёрную клетку. Оно было с капюшоном и недлинное, до колена. Это же, зелёное пальто Света заказала позже.
-Красивое пальто, по фигуре, такая талия тоненькая, - заметил с восхищением Виктор, - шапку у нас на рынке купила?
-Не видно, что ли? Сама вязала.
-Нет, как магазинная. А как это можно рисунок самой шить, я думал его красят.
-Я не шью, а вяжу. Шьют из материала, а вяжут нитками, - возмутилась незнанию непреложной истины. - Я тёте Вале жакет вяжу, она заказала мне, смотри. А рисунок на шапке легко, вот смотри, я на клетках переписала рисунок, со старой шапки можно снять по петлям. Посчитать сколько рядов, да и всё. Я и не из новых вязала ниток. Мама шаль старую отдала, она уже не пушилась, я распустила.
-Ну ты швея.
-Да вяжу я, а не шью, у тебя мама не вяжет?
-Нет, никогда не видел.
-Хочешь тебе носки свяжу из оставшегося от шали пуха?
-Вяжи. Мне мать магазинные покупает.
-То и смотрю в таких тонких ходишь, холодно. У нас бабушка как помню, всю жизнь вяжет носки. Она мне и из магазинных ниток навязала в сапоги. А то из овечьей пряжи толстые, в валенки только. Она меня в пять лет научила вязать сразу носки на пяти спицах.
-Нисколько не холодно, я привык, не мёрзну. Это ты мерзлячка, у нас на Урале теплее, чем у вас там. Мне никто ещё не вязал.
     Света заметила, что и Виктор выглядит притягательно. Что в нём изменилось? Толи потому, что пришёл в новой весенней короткой куртке, из мягкой чёрной плащёвки, стёганой модным простроченным рисунком. Он очень шла к его внешности. Кудрявые чёрные волосы, чисто побритый, в модных затемнённых очках. Зимой он коротко стригся. А сейчас отросшие волосы завивались. Значит волосы волнистые. Светлая рубашка эффектно выделялась под чёрной короткой курткой. «Какой он хорошенький» - удивлённо подумалось Свете. Раньше она его не рассматривала. Перед ней всегда представал образ взрослого, серьёзного мужчины. Зимой он носил чёрное драповое пальто с каракулевым воротником, высокую шапку. В таких пальто ходили преподаватели. Студенты из группы носили курточки. Она никогда раньше не общалась со взрослыми. Она поступила, ему было – двадцать лет, сейчас наверно двадцать два уже. Ну, за двадцать лет – взрослый дядька. Ещё пущей взрослости ему придавали усы. Все два года он их не сбривал. Он стал таким милым. Может что-то изменилось в Свете, с приходом весны?
       Света с Виктором пешком, прогулочным шагом пошли через мост к лесопарку. В лесопарке гуляют пары. Светло, снег стаял. Трава только-только проклёвывается. Старая жухлая трава и прошлогодние листья подсохли, еще не заросшие новым покровом. При в ходе в лесопарк, возвышаются достопримечательности лесопарка: деревянные скульптуры, похожие на идолов.
     Когда Света поступила в институт и приехала на занятия за день до учёбы, Оля, уже поселившаяся в комнату, куда отправили Свету, предложила:
-Всё равно выходные, почта не работает, за общежитие завтра заплатим. Расписание сходим, перепишем и - в лесопарк.
Оля приехала с подругою Люсей, с которой училась в техникуме, та говорит:
-Будете заниматься, некогда будет природу рассматривать.
Она тоже была постарше Светы и приехала прогуляться, отдохнуть перед началом трудовой деятельности. Она уже устроилась у себя дома на работу и скоро приступит.
Они втроём сходили. И девчонки Свете провели экскурсию, показывая деревянных идолов, прошлись по тропинкам. Это было осенью. После этого действительно, только зимой на физкультуру выбирались. Еще остановка около лесопарка, студенты, если ехали из города, с факультета по улице Ленина, останавливались именно здесь и шли на занятия в новый корпус. С общежития – одна остановка. Если удавалось по пути встретить автобус, то садились. А так, в основном пешком, быстрее, чем ждать автобус.
     В парке большая коллекция деревянных скульптур, они стоят вертикальными тотемами. В тысяча девятьсот семьдесят шестом году их соорудили преподаватели лесотехнического института и художник Гаврилов. Древесина – сосна, покрытая лаком. Они представляют историю Урала, о его древнем народе, его фольклоре. Деревянные фигуры расставлены хаотично, как показалось Свете. Но девчонки, которые уже проштудировали историю создания скульптур во время поступления, просветили:
-Они идут по порядку, смотри: от древнего фольклора к греческой мифологии, истории и религии – к современности. Такова задумка гениального художника-самородка Гаврилова Валерия Фёдоровича. Он живёт у нас в Свердловске, говорят.
     Свету поразили мифические изображения, вырезанные из дерева. Света и так трусливая, а тут чудовища. Но с подругами и днём - не страшно, можно рассматривать спокойно, читать надписи. При входе в парк стоят деревянные рубленные ворота из круглого леса, с ровными выступающими торцами, с двухскатной крышей, покрытой доской. На фронтоне крыше – табличка из дощечек с вырезанными буквами – названием парка «ЛЕСОПАРК им. ЛЕСОВОДОВ РОССИИ». За воротами, в самом начале стоит щит с историческими данными, креплённый на двух неровных нестандартных опорах из мощного цельного дерева.
-Смотрите, тотем называется «Любовь», красиво, - показывает, вздыхая Люся.
А как же, молодые девушки не заметят такое, близкое сердцу? Девушки, которые ждут любви. Девчонки столпились, рассматривая скульптуру. Внизу, на круглом основании, на котором установлена скульптура, табличка с пояснением «Девушка чувствует защиту друга, как представителя сильного пола. На плечах юноши шкура убитого хищника, голова которого обращена вниз, символизируя беспомощность перед силой человека. Героям композиции придано уважение друг к другу. Геродот писал об исседонах, что у них женщины равны с мужчинами». Что удивило Светлану - лицо изображённой девушки красивое, естественное, не искажённое сюрреалистично. Стройная, с чертами осиной талии и выпуклостями бёдер. А лицо юноши как всех сюрреалистичных фигур художника – широкое, огромное, напоминающее что-то мистическое и шаманское, как фигуры и скульптуры, которые Светлана видела на древних картинах, как маски шаманов и индейцев, в представлении Светланы, если сравнивать.
    Девушки прошли дальше по каменным дорожкам к следующим тотемам, обойдя все семнадцать. Неторопливо прочитали все таблички, которые были у основания каждой скульптуры. Пообсуждали увиденное. Нагулявшись по дорожкам и тропинкам, надышавшись осенним воздухом, красотой природы вернулись в общежитие.
     Света с Виктором прошли деревянные ворота, прошли информационную табличку. Виктор показал Свете на первый тотем и с волнением произнёс:
-А ты знаешь, как называется эта скульптура? Любовь!
Света молча скромно кивнула. Они подошли к деревянному идолу, прочитали табличку, молча обошли со всех сторон. Виктор взял Свету за руку:
-Пойдём дальше посмотрим.
Подошли к фигуре «Укрывающий детей» и дальше по дорожке.
-Витя, остальные фигуры страшные, я их боюсь.
-Там в конце есть скульптура «Жница».
-Давай издалека на них смотреть.
Виктор приобнял Свету:
-Да чего этих деревяшек бояться? Я же рядом. Девчонки с парнями, вон, гуляют.
Одна пара влюблённых, уже нагулявшись, возвращались. Они мило целовались на каждом шагу. Света опустила вниз глаза. Прошлись по тропинке выше.
-Давай я костёрчик разведу?
-А можно?
-Выходной, никого нет.
Он потянул Свету с тропинки на полянку. Собрал немного сухой травы, листочков и сухих небольших веточек и тоненький кусочек бересты. Соорудил маленький миниатюрный костёр, присел и провёл зажигалкой. Посмотрели на огоньки свёртывающихся и вспыхивающих светлячками листьев. Несколько минуток – и костёрчик потух. Романтично. Виктор ботинками притоптал землю с невидимым пеплом. Двинулись опять к тропинке. По дороге Виктор рассказывал много о себе, как перед поступлением отрабатывал вместо поездки на картошку со всеми студентами, практику на ремонте общежития с другими не поехавшими.
-Я думала все на картошку ездили. Точно, тебя не было. Опять ты умудрился отвертеться.
-Говорю же, работал при институте до поступления, знаю все ходы и выходы. Как и что можно обойти. Совсем-то не разрешили так просто никуда не ходить, сформировали группу из тех, у кого справки по болезни и другим причинам нельзя на картошку. А я, как свой работник института, попросился остаться, меня к ним и приписали. Так, «ваньку валяли», ходили в помощниках, где что прибить, подколотить, больше сидели и ждали задания от рабочих.
-Везёт тебе, а мы пахали в колхозе.
-Ребята из комнаты рассказывали.
Виктор нашёл первые ранние цветочки - одуванчики. Наклонился и сорвал, протянул Свете:
-Держите, мадам, от всего сердца.
Света, улыбнувшись, приняла.
Они дошли до нового деревянного сруба в несколько рядов. Непонятно для чего он предназначался, но на протяжении всей их учёбы, он так и стоял недостроенный. Под ним не было фундамента, точно не домик. Может тоже была запланированная и неоконченная часть композиции?
-Давай, заберёмся?
-Хорошо, а как? Дверей нет.
Виктор подпрыгнул, зацепился за верхний ряд, подтянулся и встал на бревне.
-Карабкайся ко мне.
Света попрыгала, попрыгала без толку. Сапоги на высоком каблуке, пальто новое и длинное. Виктор наклонился, подал руку. Света встала носком сапога на первый ряд, Виктор её подтянул на бревно.
-Нет, я туда вовнутрь не полезу. Там страшно, что выхода нет. И вообще не вылезу обратно.
-Да пойдём, спустимся, не трусь. Меня что ли боишься?
-Нет, просто страшно и всё. Что там делать-то?
Посидели на срубе, поболтали ногами. Виктор крепко держал Светлану, одной рукой приобняв за плечи, другой держал за талию.
-Что, прыгаем?
-Ты первый.
Он легко спустился и раскрыл руки:
-Спускайся ко мне.
Света съехала в объятия. Так, тесно прижавшись, они пошли в обратную сторону по тропинке. Лёгкости в разговоре уже не было. Света шла смущаясь, не снимая рук Виктора. Навстречу попалась новая пара, направлявшаяся в глубь парка. Это были знакомые с их курса. Света, завидев их, осторожно вывернулась.
-Лучше я под руку тебя возьму.
Виктор подставил руку:
-Держитесь, мадам.
Так под руку, уже продолжа разговор о будущих занятиях, дошли до её дома.
-Зайдёшь?
-На кресло или с тобой?
-Ну опять всякую ерунду говоришь.
-А что у тебя делать?
-Ну чай попьём. У меня блины есть. Мы с тётей Валей печём.
-Так проводил же. Сейчас не зима и ни холодно. Завтра зайду, парни ждут, контрольную делать. Привет тёте Вале.
И крепко обнял на прощание, вернее прижал к себе.
   


Рецензии