Ав. цIунтIа в монг. яз

Ав. ЦIУНТIА в монг. яз.

ЦIУНТIА - это цезская народность из андо-цезской группы. Языкового взаимопонимания с носителями ауарского языка нет, но, как правило, цIунтIинцы владеют аварским языком. Что означает ЦIУНТIА нам неизвестно (информация в авароведческой литературе отсутствует), но оно выглядит как ныне непонятное ЦIУН, оформленное ауарским показателем местного падежа ТIА-/ДА-,соответствующего в свою очередь как ауарской, иак и монг. основе со значением "верх,наверху".

? Халха-монг. ЗУЬУЬН (монг. "з" соответствует аффрикате "дз") "восток, восточный, левый", ЗУЬНТЭЭ "налево, на левой стороне".

Грузины называли цунтинцев - Дидо, Дидоэти. Информации о значении этого термина в грузинском языке нет. Считается, что в источниках о Кавк. Албании (Агъвании) дидойцы упоминаются как "дидуры".

Если халха-монг. "левый,восточный" имеет отношение к дидойцам,  то остаётся вопросом -какое? По отношению к кому конкретно дидойцы могли быть "левые"? В принципе ориентация в пространстве, основывающаяся на монг. языковых данных  вполне возможна, ср. напр. халха-монг. ХОЙТ "северный, задний, следующий", хойтон жил "следующий/будующий год": ав. ХАДУ-б "следом, затем", ХАДУ-себ "последующий, предстоящий".

"Лицевая сторона" у монголов юг, ср. ав. гьумер (humer) "лицо,лицевая сторона" и халха-монг. хамар "нос, мыс, выступ" и т.п. (при ав. диал. хамах "нос"). С учётом современной локализации дидойцев, они - "левые,восточные" по отношению скорее к вост. грузинам, чем дагhестанцам. Все горные проходы в соседнюю Грузию до чингизидов и после контролировали ауары, а не андийцы и дидойцы, последние могли оказаться "левыми" на пути из Грузии, а не в Грузию. 


Рецензии