Соционика и аниме Коносуба

Оригинал статьи, с картинками и лучшим оформлением: https://dzen.ru/a/ZKaVIG7OVy8W-DUg

***

В данной статье речь пойдёт про соционические типы некоторых персонажей франшизы "Коносуба" / "Богиня благословляет этот прекрасный мир" / "Этот замечательный мир" (etc.). Для тех, кто незнаком с соционикой, в интернете предостаточно информации; но даже так не спешите бросать чтение статьи, ибо я постарался расписать некоторые соционические тонкости максимально понятно.

Итак, в соционике 16 типов личности. А персонажей в "Коносубе" куда больше. Я ограничусь теми, что на момент написания статьи представлены в аниме-адаптациях, и чей соционический тип более-менее виден (разгадывать социотипы персонажей второго-третьего плана при менее прописанных характерах либо нехватке экранного времени на раскрытие характеров банально сложнее - вплоть до полной невозможности; а ещё я не читал ни ранобе-первоисточник, ни мангу, предшествовавшую выходу аниме, - смиритесь с этим!).


Начну с самого мира "Коносубы". Это довольно... сытая фэнтезийная реальность; под словом "сытая" я подразумеваю, что никто не испытывает проблем с дефицитом ресурсов и нехваткой удобств. Нет неурожаев, умирающей с голоду нищеты, перебоев со снабжением продуктами, водой, деньгами, металлами и древесиной, даже стройматериалами. Всё чистенько, качественно, города красивые, люди получают плату полностью и вовремя, к тому же ни один местный авантюрист не испытывает проблем с подбором индивидуальной одежды: рваные и грязные одёжки отсутствуют по умолчанию - вместо них обилие нарядов на любой вкус и цвет (но частенько в ущерб практичности).

А местные оружейки - отдельная подтема! Это в наших реалиях можно зайти в оружейный магазин и увидеть обилие демонстрируемого товара; а вот в условиях пусть фэнтезийного, но всё-таки средневековья такая картина должна говорить не о наличии широкого выбора, а об отсутствии спроса! Это у нас есть фабрики и заводы, позволяющие штамповать продукцию сотнями экземпляров в день и продавать оптовикам по минимальной цене благодаря тому, что на сами фабрики / заводы поставляется огромное количество сырья (которое, в свою очередь, добывается и транспортируется тяжёлой техникой); а раньше, например, такого не было! Если кузнец держал лавку, то ковал лишь тогда, когда смог купить руду. А руду он мог купить, только если до этого смог что-то продать. Иными словами, товары у средневековых кузнецов с тамошней экономикой не залёживались; конечно, помимо спроса и хоть какое-то предложение должно быть - но отнюдь не в таких количествах, как в "Коносубе"!..

Чего уж - тамошний мир настолько жЫрует, что в нём не поскупились на огромные здания под гильдии авантюристов со встроенными столовкой и баром, а также на отдельные должности управляющей и официантки. Внутри, конечно же, всё чистое и не поломанное; а за столами каждый вечер собирается толпа авантюристов, у которых находятся деньги на еду и выпивку, либо чтобы угостить других, у кого денег не оказалось. Естественно, еда и выпивка поражают разнообразием и никогда не заканчиваются (скорее уж кончатся деньги у самих авантюристов - да и то не у всех). При этом мир не самый безопасный - людям докучают монстры, ради сдерживания коих народ и содержит авантюристов.

В общем, каким-то чудом и перебои в поставках ресурсов не ощущаются (а ведь монстров много!), и денег для авантюристов всегда хватает, и сам народ живёт сыто, чисто и опрятно. Чудеса! (или странности...). В любом случае, мир написан кем-то, кто плохо понимает, как должно функционировать обычное общество, и с какими трудностями оно вынуждено сталкиваться. Уточню, что, по моему скромному мнению, создатель "Коносубы", Акацуки Нацуме, - интуитивно-логический экстраверт (псевдоним типажа в соционике - Дон Кихот), имеющий одномерную белую сенсорику (сенсорику комфорта) и одномерную белую этику (этику отношений), из-за чего плохо разбирается в тонкостях повседневной жизни и функционировании общества. Если оно так, то неудивительно, почему б0льшая часть главных героев имеет такой же социотип:

* МЕГУМИН. Тот же Дон Кихот. Девушка-маг с плохим пониманием сенсорики комфорта и этики отношений. Владеет опаснейшей взрывной магией, но не отдаёт себе отчёта, что может запросто кого-то убить или покалечить вследствие неаккуратного использования своей магии - притом, что магией она пользуется каждый день... просто потому, что может. К слову, сколько мелких животных, насекомых, деревьев и растений гибнет из-за её ежедневных "бабахов", Мегумин также не волнует. Кстати, с чёрной сенсорикой, отчасти отвечающей за адекватное восприятие опасности, она тоже не дружит; ибо нормальные маги изучают такие серьёзные заклинания, как взрывная магия, далеко не в первую очередь (ведь в руках новичка от чего-то подобного больше проблем, чем пользы: мощь избыточная, а ничем другим пользоваться нельзя из-за долгой нехватки очков опыта и дефицита маны). Теперь вернусь к слабой белой этике Мегумин. В одном из моментов она (нарочно!) испортила меч Казумы, в команду которого до этого сама же весьма бестактно набилась; а в другом - как ни в чём не бывало, дала самому Казуме возможность распределить её новые очки опыта, не предполагая, что он может припомнить старую обиду и "отплатить той же монетой".

* САТО КАЗУМА. Попаданец в фэнтези-мир; сам родом из Японии. Тоже Дон Кихот. С любой сенсорикой не дружит, поэтому неуклюж; а с белой этикой, особенно, не в ладах - отношения м/у членами его команды не просто на дне, а на дне дна! Забегая вперёд, скажу, что Казума - единственный парень в команде, а потому частенько становится жертвой "женской солидарности": девушки очень жёстко подтрунивают над ним и едва ли видят лидером. Да и сам Казума обычно не прочь самоутвердиться за чужой счёт, отчего и не может подать хороший пример по белой этике; а слабость чёрной сенсорики не позволяет потребовать хоть какой-то дисциплины. Ещё Казума не имеет ничего против ежедневных "бабахов" Мегумин и не чурается подлых уловок в бою (даже тогда, когда ситуацию, казалось бы, можно решить миром). Обычно ему всё равно, что хорошо и что плохо, а интересна лишь выгода в виде богатств и репутации (хотя самой репутацией он частенько жертвует ради собственной безопасности или получения удовольствий). К слову, если среди читателей вдруг окажутся любители "Человека-бензопилы", таковым задам вопрос: вы всё ещё уверены, что у тамошнего ГГ оригинальный типаж характера для произведения в жанре "сёнен"?))

* АКВА. Богиня воды, которую Казума утащил с собой в другой мир; у неё есть множество последователей среди людей, которые, по иронии, не узнают оную в человеческом облике. Аква - ещё один Дон Кихот; к слову, несмотря на отчаянные попытки самого аниме убедить зрителя, что Казума и Аква сильно отличаются друг от друга, эти двое очень даже похожи. Аква тоже неуклюжая - несколько раз ненарочно превращала выпивку / чай в чистую воду, ибо владеет божественной способностью очистки воды простым касанием. Она плохо понимает ценность конкретных вещей для конкретного человека (одномерная белая сенсорика + одномерная белая этика), из-за чего пару раз пыталась использовать спортивный костюм Казумы для растопки очага. Белоэтические отношения в стиле "правильно / неправильно" её абсолютно не интересуют; она даже с демонами борется и дУхам помогает перейти в другой мир исключительно из-за своего божественного статуса - и репутации, которую богине обеспечивают такие поступки. Отличия характеров заключаются в том, что Казума жил не самой лучшей жизнью до путешествия в альтернативный мир, оттого отнёсся к ситуации с надеждой; а Акву, которой не приходилось сталкиваться с трудностями, повергло в шок перемещение в тот же мир, где (о, ужас!) надо выживать!

ДАРКНЕСС (ТЬМА). Четвёртый член команды Казумы, девушка-паладин с мазохистскими наклонностями. Как ни странно, не "Дон Кихот" / интуитивно-логический экстраверт, а... "Гамлет" / этико-интуитивный экстраверт (с поправкой на явные проблемы с головой). Да, это Гамлет; но гиперболизированный, возведённый в абсолют (или абсурд). Прежде всего, у Даркнесс не просто одномерная, а болевая белая сенсорика - слабейший подвид одномерной соционической функции, максимально препятствующий организации комфортных бытовых условий и получению белосенсорных удовольствий от жизни. Даркнесс выходит из положения интересным образом - получает удовольствие от чёрной сенсорики, отвечающей за опасность, власть и силовой захват ресурсов. Всё это дополняется мощной, четырёхмерной чёрной этикой (этикой эмоций), в результате чего Даркнесс становится одним из самых ярких представителей соционической группы "виктимы", кои отличаются талантом к провокациям и умением строить из себя жертву. К слову, однажды Казума смог смутить Даркнесс белосенсорными намёками в интимной обстановке, хотя, казалось, такой "банальщиной" не пронять эту озабоченную рыцаршу. При этом, как и любой Гамлет, Даркнесс сторонится белой этики, как чего-то, мешающего получать и без того ограниченные удовольствия от жизни (да - без нужды Гамлеты не касаются белоэтических тем!). А ещё - как интуит, она неуклюжа (из-за чего атаки Даркнесс не попадают в цель).

На этом всё о четвёрке главных героев. Но ещё остались второстепенные персонажи - о некоторых из них тоже стоит написать:

ЮН-ЮН. Подруга Мегумин. Социотип - "Габен" / сенсорно-логический интроверт. Разговорчивостью не отличается, но при этом общается куда меньше, чем ей хотелось бы. Виной этому одномерная, болевая чёрная этика (т. е. этика эмоций), что препятствует установлению контакта с другими людьми; а ещё из-за своей болевой функции Юн-юн также весьма доверчива и что-то воспринимает буквально. Зато пытается наладить отношения при помощи белой сенсорики - делает подарки и дорожит чужими подарками. К магии, которая в "Коносубе" представлена точной наукой, у Юн-юн, как у соционического логика, очень хорошие способности. Также её интересует белая этика - Юн-юн пыталась разобраться в "хитростях" дружбы, общаясь с Мегумин, но та, конечно же, ничего толкового не смогла объяснить (ибо у самой Мегумин белая этика - болевая; такая подруга налаживает чёрноэтические контакты). Также Юн-юн лучше разбирается в чёрной сенсорике - быстрее принимает волевые решения в опасных ситуациях; хотя отчасти этому помогает интересная ей (то есть ценностная), двухмерная белая этика, заставляющая больше беспокоиться о других людях. Для сравнения - Мегумин долго думала, даже когда от её решения могла зависеть жизнь сестры (очень неэтичный и ни разу не волевой поступок).

АНИС и ХУСТ; демоны, первая - женского пола, второй - мужского. У обоих явно ценностная белая этика, которая ещё и заметно выше одномерной. Оба пытались решить проблемы миром, пока это было возможно. Анис сильно задевали несоблюдения договорённостей со стороны людей, т. е. нарушения оными белоэтических правил. При этом у Анис нет серьёзных проблем с чёрной этикой, а значит - она полноценный соционический этик. Её проблемы связаны именно с чёрной интуицией (интуицией возможностей) - сначала она совершила неудачную покупку, не предполагая, как новенький браслет, созданный людьми-магами, может повлиять на неё, демона (а ведь она покупала браслет у алых магов, специализирующихся на противостоянии демонам!). Затем - недооценила Мегумин, не предполагая, что та может владеть мощнейшей магией (хотя Мегумин - представительница алых магов, т. е. серьёзных противников для демонов!); в той ситуации Анис сделала ошибочный вывод исключительно по белой этике и чёрной сенсорике - в стиле "если обладатель скверного характера не дерётся, значит - драться не умеет". Скорее всего, Анис - "Драйзер" / этико-сенсорный интроверт. А Хуст - "Наполеон" / сенсорно-этический экстраверт, судя по его проблемной белой логике (логике соотношений) в эпизоде со сбором магической головоломки и тому, как он был рад принять помощь от сестры Мегумин, Комекко (с которой потом даже подружился). Чёрная сенсорика у него сильная, судя по тому, как хорошо он держался в открытом бою, а вот чёрная интуиция уже слабовата, учитывая, что его победили благодаря засаде. К слову, если Анис не испытывала проблем с чёрной этикой (т. е. этикой эмоций), но и не выставляла ту напоказ, то Хуст, например, оказался не против представиться алым магам в знакомой оным манере; т. е. чёрная этика Хуста имеет б0льшую мерность, чем у Анис (четырёхмерная против трёхмерной).

ВЕРДИЯ; дюллахан, т. е. всадник без головы. Как ни странно, "Бальзак" / интуитивно-логический интроверт. Если учесть, как долго он терпел выходки Мегумин, чёрная сенсорика у него вовсе одномерная, а белая - хоть и двухмерная, но не ценностная (ежедневные взрывы, конечно, мешали комфорту, но он молчал об этом); также к проблеме по одномерной чёрной сенсорике должна была добавиться проблема с одномерной, болевой чёрной этикой в стиле "как лучше установить контакт с людьми и узнать имя виновника ежедневных взрывов?" (в итоге, не придумав ничего лучше, уже достаточно раздражённый Вердия решил прояснить ситуацию, напрямую обратившись к авантюристам - у въезда в город). Белая этика у него ценностная и двухмерная, из-за чего Вердия и попытался мирно договориться; впрочем, он не учёл, что договариваться придётся с Мегумин, ярой любительницей взрывной магии - а переговоры с террористами не приводят ни к чему хорошему... Возвращаюсь к болевой чёрной этике - также она видна в не самых этичных подкатах к Виз (кто смотрел, тот оценит шутку про подкаты); в общем, коммуникативных навыков Вердии не хватает, хотя понятия чести и справедливости у него есть. Ещё в аниме присутствуют намёки на ценностную и четырёхмерную белую интуицию (интуицию времени) Вердии: он не прочь упомянуть о прошлом, а одним из его навыков является проклятие "смертный приговор", вследствие которого жертва умирает через оглашённое число дней. Зато чёрной интуиции (в данном случае - не ценностной трёхмерной функции) Вердия уделяет мало внимания, учитывая его удивление, когда Даркнесс избавилась от проклятия "смертный приговор" без участия того, кто наложил само проклятие (т. е. лично Вердии).

ВИЗ; женщина-лич, хотя не скелет - выглядит очень даже привлекательно. Казума и компания наткнулись на неё ночью на кладбище, но не стали убивать - надо думать, потому, что Виз приглянулась самому Казуме. Вряд ли есть другое объяснение, учитывая, что его компашка не особо любит думать своими бестолковками - бьёт даже тех, кто хочет договориться. К тому же о том, что за Виз не назначено никакой награды, они узнали заметно позже. Итак, Виз держит лавку с магическими товарами, в которой также угощает некоторых посетителей вкусным чаем (белосенсорная забота); ещё она не прочь поиграть с кошкой Мегумин (получение и доставление белосенсорных удовольствий). На викии по "Коносубе" пишут, что Виз неуклюжая; но вряд ли это её обычное состояние: любая её неуклюжесть связана с волнением - а кто из нас не неуклюжий, когда волнуется?.. При всём этом она не особо хорошо ведёт бизнес - не понимает, что и в каком количестве надо заказывать у поставщиков, запросто может напортачить при создании зелий (целая наука, где только сенсорикой не обойтись!). Потому получается, что Виз - "Дюма" / сенсорно-этический интроверт, обладательница одномерной, болевой чёрной логики (логики действий), что не сочетается с бизнесом от слова совсем. Впрочем, Виз хорошо владеет магией - вряд ли этому стоит удивляться, если учесть, что в реальном мире люди с болевой чёрной логикой хорошо разбираются в ограниченном количестве точных наук - за счёт ценностной, двухмерной белой логики (т. е. логики соотношений); к примеру, в математике (являющейся концентрированной белой логикой) они хороши, пока эту самую математику не приходится применять в области химии или физики (обе науки более чем наполовину состоят из чёрной логики). Кстати, для Казумы всё это - хорошие новости; ведь Виз - его соционический дуал! У "Дон Кихота" и "Дюмы" одни из лучших отношений во всей соционике. Так что счастье оказалось близко - жаль, что Казума после стольких неудач с девушками не понял этого...

ВАНИР. "Джек Лондон" / логико-интуитивный экстраверт. В основном, помогает в лавке Виз и отчитывает её за убытки, спровоцированные её же ведением дел; при этом Ванир почти ничего не создаёт своими руками - подбивает на это сторонних ремесленников и кузнецов (одномерная, болевая белая сенсорика). Вряд ли Ваниру нужны деньги, учитывая его демоническую сущность; можно сказать, он занимается бизнесом только потому, что по-другому не умеет мирно жить; к тому же, как экстраверту, ему нужна хоть какая-то компания, а за счёт (неумехи и тихони) Виз можно ещё и самоутверждаться по чёрной сенсорике. Впрочем, вряд ли такое сотрудничество может быть долгосрочным, учитывая, что по соционике у Ванира и Виз конфликтные отношения: подолгу они не могут терпеть друг друга (возможно, именно поэтому однажды Ванир отправил Виз вместе с командой Казумы на горячие источники; т. е. даже такому экстраверту понадобился отдых от раздражающего интроверта). В качестве развлечения Ванир тешит свои двухмерные функции, чёрную этику и чёрную сенсорику, читая чужие мысли - получая знания о конкретных людях и рычаги влияния на оных.

ХАНС. Ещё один "Наполеон" / сенсорно-этический экстраверт. В меру этичен, из-за чего даже Виз захотела поздороваться с ним при встрече, несмотря на разные мировоззрения; видно, что в прошлом у них были неплохие отношения. Сам Ханс не против вовремя пользоваться чёрной этикой, но не приемлет злоупотребления оной - например, жителями Алканрентии, которые слишком настойчиво уговаривали его вступить в Церковь Аксис (ведь такое поведение нарушает белоэтические нормы). Что ещё хуже - Хансу пришлось столкнуться с обилием официальных бумаг, а ничто так не раздражает Наполеона, как бумажная волокита, являющаяся наихудшим воплощением белой логики (болевой функции у Наполеона). Белая сенсорика у него оказывается не ценностной трёхмерной функцией - Ханс не против комфорта, но не готов ради этого терпеть вышеупомянутое отношение со стороны местных жителей. Чёрная сенсорика - ценностная и четырёхмерная; в открытом бою Ханс чувствовал себя уверенно, но его победили благодаря чёрноинтуитивным хитростям (ещё одно слабое место Наполеона).

ГЛАВНЫЙ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ. Ещё один "Бальзак" / интуитивно-логический интроверт. Во-первых, очевидный интроверт. Во-вторых, мазохист, что можно считать косвенным намёком на принадлежность к соционической группе "виктимы" (Гамлет, Есенин, Джек Лондон, Бальзак). В-третьих, он проектировал и создавал собственных роботов, что указывает на силу белой и чёрной логики; правда плохо чувствовал опасность, из-за чего и сделал печально-известного, неуправляемого "Разрушителя". Также в аниме есть намёки, что его заставляли "креативить" по чёрной интуиции (не ценностной трёхмерной функции), и это не нравилось ему. Далее - намёки на неуверенность в общении с женщинами, как следствие болевой чёрной этики. Наконец, его "актёрствование" (например, перед алыми магами) - такое качество не всегда является следствием достаточно развитой чёрной этики; порой для него хватает одной лишь виктимности (отчасти отвечающей за любовь к разного рода притворству) - с поправкой на то, что Бальзак частенько не думает, как его "актёрствование" смотрится со стороны: эффектно или всё-таки глупо; а ещё он очень плохо понимает, когда другие говорят серьёзно, а когда с иронией / сарказмом. Из-за виктимности Бальзака его чёрная этика становится достаточно уникальной болевой функцией и отличается от болевой чёрной этики другого соционического типа - Габена.

Это все персонажи "Коносубы", коих мне удалось протипировать на данный момент. К слову, у меня есть некоторые соображения по поводу богини Эрис; но оставлю их при себе, учитывая, что основная информация о ней пока что осталась за кадром.


Подытожу. Знаете, я заметил странную закономерность. Главные герои - обладатели не ценностной белой этики; зато враги, коим те противостоят, очень часто наоборот - имеют вполне ощутимую белую этику, понимают, что хорошо и что плохо. В общем, вопрос: кто в этой истории по-настоящему плохой? Монстры, которые, казалось бы, вполне имеют банальное право на жизнь и собственную территорию вдали от людских поселений, а конфликты пытаются решать мирно? Или всё-таки люди (живущие в сытости и уюте, но отчего-то продолжающие геноцид) во главе с богиней, которая, как и её подданные, себе на уме?.. Всё это очень даже похоже на одно невесёлое явление под названием "буллинг"; разве что буллеры в данном случае выставлены положительными героями...


Рецензии