В особо крупном размере. Контрабанда

Контрабанда. В особо крупном размере.
Все отлично. Валюта получена в полном объеме и передана с начальником рации на судно. Завтра радист вылетит в поселок «Ольгу», куда их судно зайдет на оформление.  На два - три рейса денег хватит. А там и заход во Владик запланирован, где «зарядимся» по полной.
Артельщик с малыша лесовоза доволен. Все катит отлично. Заказное письмо в толстом солидном конверте, в котором приличная сумма американских долларов, завтра будет доставлена сменщику. В Японии парни их обменяют на иены. А он, пока на берегу, дождется очередной партии валюты из Вьетнама. Товар снимут в Пластуне, куда после оформления в поселке «Ольга» пойдет грузиться судно.   
Лесовоз, работающий с побережья Приморского края на вывозе круглого леса, зашел на сутки в базовый порт Владивосток на бункеровку, получение судового снабжения и продуктов. Встал на якорь в первую точку и «завис» почти на шесть часов. Тщательный контрольный  досмотр таможней объясняется очень просто. Мол, долго не были в родном порту, пора все тщательно проверить. Такое часто бывает, и потому никого особо не удивило. Таможня в каждом моряке видит контрабандиста.
Власти уехали. К лесовозу сразу же подошел бункеровщик с топливом и снабженец с продуктами. К ночи все на судне успокоилось. Свободные от вахт и работ разъехались по домам. На судне осталась только вахта и еще кое кто. И вот эти кое кто ждали двух часов ночи. И это время наступило. К лесовозу подошел рейдовый катер, уперся в корму. И ровно через минуту на его палубу были сброшены десять мягких пакетов. Едва последний пакет оказался в руках катерщиков, так сразу маломерное судно отвалило от борта и ходко направилось в сторону морского вокзала. Где и пришвартовалось за территорией торгового порта на стоянке портофлота. Выгрузка мягких пакетов в зеленый «Пазик» была прервана тремя  сотрудниками в штатском. Через минуту подъехали две машины ППС, которые забрали капитана и матроса катера, и водителя микроавтобуса.
Утром на судне царило подавленное состояние у всех членов экипажа. По факту контрабанды в особо крупном размере был арестован матрос, который молчит, как партизан. Мол, ничего не знает, ничего не видел и не слышал. Пришлось следствию открыть «карты», чтобы подозреваемый начал «колоться». Все следственные мероприятия проводятся в каюте капитана, куда привели контрабандиста. Капитан, помполит и старпом в роли понятых при допросе. Командует всем этим  интеллигентного  вида молодой человек из ОБХСС непонятно в каком звании.  Двое его подчиненных, такие же молодые, в допрос не вмешиваются. Всем своим видом показывая, что дело сделано, все понятно. Осталось только завершить формальности. Капитан понимает какая огромная неприятность свалилась на судно. Потому и пытается склонить моряка на контакт со следствием, чтобы хоть как сгладить последствия от случившегося.
- Артельщик находится в отгуле выходных дней на берегу. Он передал через начальника рации заказное письмо  тебе, в котором оказались американские доллары. Ты же не будешь отрицать, что это письмо от начальника рации получил. До этой передачи письмо на судне было вскрыто мной, первым помощником, начальником рации и стармехом. Все документально оформлено. В Японии, в порту Ниигата за тобой велось постоянное наблюдение. И зафиксировано документально, как ночью японцы привезли партию джинсовых брюк, которые были загружены на борт судна. Повторяю, все это оформлено документально и при свидетелях. Так что врать и изворачиваться бесполезно.  По приходу в базовый порт все это было передано компетентным органам.  Ну как, все рассказываешь честно или получаешь за содеянное по заслугам? И главное, кто твои сообщники?
- Я не отрицаю, что получил заказное письмо от начальника рации. Что в нем я не знаю. Я его не вскрывал. Это было в рабочее время. Я кинул конверт в стол и ушел на палубу. Когда вернулся, конверта уже не было.
- У тебя его украли?
- Выходит так.
- А что скажешь про контрабандные джинсы?
- Я про них вообще ничего не знаю. Вы видели, что я в Японии покупал джинсы? И этой ночью я спал. Это может подтвердить вахтенный второй помощник. Интересное кино снимаете. Вы все видели, все документально фиксировали, и почему то сразу в Японии не пресекли контрабанду? Не надо на меня чужие грехи вешать.   
Матрос  после этих слов замолчал, словно его это все не касается. Через час, ничего ни добившись,  подследственного моряка увезли обэхээсэсники на берег.
Дело закрутилось серьезное. Не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы понять, что на судне преступная группа действовала не один месяц. Вот только все это остается пока предположениями. Задержанный матрос не сотрудничает со следствием. То есть не «колется», грубо говоря. И «колоться» не собирался. Контрабандист отлично понимает, что лучше залететь по одному эпизоду контрабанды, чем пойти под суд в составе преступной группы, которая по версии следствия грабила советский народ в особо крупных размерах. Следаки догадываются, что за всей этой контрабандой стоит кто то умный и предприимчивый. А этот матрос только одно из звеньев преступной цепи.  И если только разовая контрабанда всего за десять суток превысила по стоимости автомобиль «Жигули» по государственным ценам, то у того, кто это организовал, денег на данный момент очень много. И все те, кто задержан, а это артельщик и матрос с этого лесовоза, а так же матрос с рейдового катера,  думают откупиться. Что вполне возможно, если они на себя лишнего не наговорят. И пока, к большому сожалению, они ведут себя грамотно. На судне не выявлены сообщники этого матроса. Да и он сам, как обвиняемый, очень под большим вопросом.
Самый перспективный подозреваемый – это артельщик, который передал валюту на судно через начальника рации. Он будет гарантированно осужден по статье за нелегальный оборот валюты. Ему «светит» от трех до семи лет заключения. Но и он не распространяется о своей преступной деятельности. Мол, купил валюту у случайного человека. В порту часто подходят люди с таким предложением. Купил лично для себя и передал сменщику на хранение. Ни о какой контрабанде не знает, не слышал и не видел.
Для следствия, вроде как, все понятно. И дело можно закрыть.  Вот только эти самые контрабандисты работают вместе на этом судне уже больше года. Если за один десятидневный рейс они имели сумму почти в десять тысяч рублей, то возникает простой вопрос, а сколько контрабанды они завезли в страну?  По элементарным подсчетам получается астрономическая сумма для советской действительности. Приказ сверху обязывает это преступление «раскрутить» по полной. К делу подключаются сотрудники КГБ. У них возможностей больше. Ведь к каждому судну пароходства прикреплен их сотрудник, у которого в экипаже есть не меньше двух осведомителей. И снова прокол. Никто ничего не видел и не слышал. Прямо какой то замкнутый круг. Следствие на дальнейшую перспективу и раскрутку дела по контрабанде буксует конкретно. Катерщики клянутся, что не при делах. За деньги доставили на берег какие то мешки. Что в них не знают. Они тоже отлично понимают, что отвечать лучше по минимуму. И им пока не «светит» даже  условный срок.
Неожиданно по линии КГБ пришла информация с одного из линейных судов – рефрижераторов, моряки которого круто гуляли в интерклубе  порта Сайгон, по нынешнему Хо Ши Мин. И эта гулянка не вызвала бы большого интереса у следствия, если бы не одно «но». Моряки выпили три бутылки шампанского «Мадам Клико» по цене в сто двадцать  долларов за бутылку и литр коньяка «Наполеон» двенадцатилетней выдержки. И это привело в восторг не только обслугу интерклуба, но и коллег этих гуляк. Которые лицезрели праздник жизни коллег и облизывались, образно говоря.  Моряки ДВМП, которые получают в месяц чуть больше тридцати американских долларов, пропили за один вечер почти семьсот. Такие траты не могут себе позволить даже иностранные туристы, большинство которых из Франции. Экипаж этого  судна, которое среди моряков зовется «бананом», взят в детальную разработку. И результат оказался сразу же при оформлении отхода «бананавоза» «Лариса Рейснер» в рейс. Таможенники обнаружили хорошо оборудованный тайник на самом видном месте. Есть на судах торгового флота такое понятие, как аварийный лес. Это стопка брусьев и досок из очень крепких сортов леса, покрашенная в синий цвет. Эта самая стопка длинной пять метров, шириной полтора и высотой в метр находится жестко закрепленной на штатном месте на шлюпочной палубе.  Вся середина этой стопки представляла из себя пустоту. Доски и брусья были выпилены больше чем на три четверти. Получился  очень объемный тайник, набитый на отход во Вьетнам фотопленкой, фотобумагой и всякого разного рода реактивами, типа фиксажей и гипосульфитов в товарном виде. Плюс пять фотоаппаратов «Зенит». Количество товара тянет на громадную сумму, не говоря уже  о перерасчете на доллары. А если учесть, что один американский доллар стоит на «черном рынке» от трех до пяти рублей, а не семьдесят копеек, как по официальному курсу, то эта контрабанда тоже в очень крупном  размере. А самое главное, нашлось «слабое звено» в этом экипаже.  И как всегда им оказался артельщик. Ушлый товарищ торговал сливочным маслом в портах Вьетнама. На отход в артелке не числилось по документам двести килограмм этого продукта. Состава преступления, в общем, то не было. Лишнее масло не проходит по документам. Оно вроде как экономия.  И подлежит обычному оприходованию на баланс судна. Но артельщик, испуганный, что на него повесят контрабанду всех этих фотодел, назвал хозяев контрабанды. Но назвать это одно, а принудить к даче показаний это совсем другое. Трое моряков теплохода «Лариса Рейснер» были тут же списаны с судна в распоряжение отдела кадров. Рефрижератор задержался в порту с отходом на сутки.
Следствие под нажимом КГБ закрутилось с новой силой.  А как по другому, если при наличии водного отдела милиции, пограничников, ОБХСС и того же КГБ, больше года действовала преступная группа контрабандистов. И это в экипажах, которые насчитывают чуть больше двадцати пяти человек, и в которых есть первый помощник капитана. Так называемый «помпа»,  не участвует в судовых работах, не задействован в несении вахт. В его обязанности входит слежка за порядком на судне, слежка за экипажем. И это не считая двух – трех стукачей из экипажа. Штирлицу в логове врага трудиться было намного легче. Над ним не «висело» столько контролирующих организаций.  И если бы не секретный сотрудник, как начальник рации на лесовозе, то эта преступная группа продолжала бы безнаказанно возить контрабанду еще очень долго. Преступление раскрыто не профессионалами. Фактически случайно.  Таможенники имеют бледный вид. И им этот прокол не пройдет даром. Как и следственным органам, которые не могут продвинуться в следствии дальше одноразовой контрабанды. Пока в деле фигурируют всего три человека. Это артельщик лесовоза, который купил и передал на судно валюту. Матрос этого же судна, который получил доллары. И который уверяет, что их у него украли. И он не знает, что было в конверте. Но кто то купил партию джинсовых брюк. Кто то их надежно спрятал. И до сих пор этот тайник не обнаружен. И кто то переправил контрабандный товар на рейдовый катер. И третий участник этого преступления матрос с рейдового катера, которого якобы попросили переправить товар на берег.
Неожиданно «выстрелила» контрабанда с рефрижератора «Лариса Рейснер». На фото товарах, и в частности на фотоаппаратах «Зенит», оказались отпечатки пальцев матроса с рейдового катера. А так же и плотника с этого «банана». Подозреваемых стало четверо. И этот самый плотник, списанный с судна и оперативно уволенный из пароходства, не признает своей вины. А надавить на него и других подозреваемых нет ни какой возможности. Их защищают самые лучшие адвокаты города.
Оперативно проведенные обыски в квартирах обвиняемых сразу же после их задержания ничего не дали. Не считая фото товаров в небольшом количестве в малосемейке матроса с рейдового катера. Так же обнаружены квитанции посылок из Одессы, Новосибирска, Иркутска и Хабаровска. Фототоваров в свободной продаже в магазинах Владивостока фактически нет. Вьетнамцы выгребают в массовом порядке всю бытовую технику. Все то, что нужно для жизни обычного человека. Что представляет обычный бытовой интерес.   Эти квитанции подтверждают не разовый случай контрабанды в особо крупных размерах.
По советскому законодательству уголовная ответственность за воровство, за ущерб государству наступает при сумме в семьдесят рублей. А в этом деле фигурируют тысячи советских рублей.   
Матрос с рейдового катера определен организатором этого преступления. Моряки рефрижератора и лесовоза были связаны через него. А еще через некоторое время следствие выяснило, что все эти люди работали три года назад на одном судне. Вот только эти сведения ничего не добавили в расследование, которое не продвинулось ни на шаг. Подследственные стоят на своих показаниях. И они уже выпущены на свободу по подписке о невыезде. Скрепя душой и сердцем, компетентные органы отправляют дело в суд. И чтобы хоть как то утешить уязвленное самолюбие, пытаются отмерить контрабандистам максимальные срока. Артельщика лесовоза  будут судить показательно в гостинице моряков на Посьетской 38, по простому в «бичхоле». И он получит максималку, чтобы другим неповадно было. Судью для этого назначили самую принципиальную, самую честную.
Контрабанда случилась в мае месяце. На дворе уже середина августа, а суда все нет и нет. И про эту контрабанду в особо крупных размерах уже никто не вспоминает. Принципиальную и честную судью отправили сначала в командировку, а потом сразу в отпуск. И уже никто не заикается, чтобы суд провести в «бичхоле» среди плавсостава ДВМП. 
В сентябре, наконец, осудили контрабандистов. Матрос с рейдового катера получил пять лет общего режима. Артельщик с лесовоза три года «химии». Недельку пожил на режимном судне «Якутия», пришвартованном фактически в центре города. И благополучно переехал в свое съемное жилье к жене и дочке. Деньги делают все. Через полтора года освободился условно – досрочно и купил себе домик на окраине города. Другой  матрос с лесовоза и плотник с рефрижератора оказались вообще невиновными.
Время деловых людей еще не наступило, но оно было уже совсем близко. Автомобильный бум из Японии скоро захлестнет нашу страну. И те, кого когда то судили, выйдут в этом бизнесе на первые роли. И то, что когда считалось преступлением, станет просто работой, обычным бизнесом. За покупку валюту не станут сажать в тюрьму.   
Контрабанда всегда была и будет, как бы власти любых стран с этим не боролись. На что советская власть была жестока к контрабандистам, но и она оказалась бессильной в борьбе с этим явлением. И это подтверждают случаи, которые стали известны, которые оказались на слуху и на виду у простого народа. Чего стоит только якобы преступная деятельность моряков с пассажира «Федор Шаляпин», которые дали взятку следователю в количестве семнадцати тысяч рублей, чтобы куча томов их преступной деятельности бесследно исчезла, которую невозможно восстановить. На одном из судов Черноморского морского пароходства, которое всегда было чемпионом по контрабанде, таможенники Ленинграда нашли три километра парчи.  И уже в наше время, на одном из теплоходов, работающих на японской линии, изъяли японского спиртного на десять тысяч долларов. И это при том, что судно возило автомобили из Японии, регулярно заходя во Владивосток каждые семь суток.
Это реальная история начала восьмидесятых годов прошлого века, потому и не называю фамилий участников этого дела, у которых сегодня все хорошо. И они отлично вписаны в нынешнюю суровую капиталистическую действительность. Не осуждаю, и никогда не осуждал предприимчивых, рисковых и умных моряков, которые хотят жить, а не существовать. Которые в советское время не хотели стоять в очереди за жильем в течении двадцати пяти лет, как было у нас в пароходстве.
По официальной статистике двигают прогресс всего то три или четыре процента деловых людей. Как не звучит это парадоксально, но они кормят всех остальных.      
               
               
      


Рецензии