Прощение и покой божий

Если бы у покоя были уровни, то самым глубоким уровнем был бы покой Божий. Правда в том, что иного покоя, кроме Божьего, просто нет. Но для нас может оказаться полезным в учебных целях разделить покой на истинный и ложный.

Что такое «ложный» покой? Когда вы расстались с близким человеком, потеряли работу или деньги, не получили желаемого, вас обуревают страдания. Вы теряете сон и аппетит, вас наполняет страх, вина или гнев, вы готовы сорваться в любой момент, чтобы накричать на кого-то или зарыдать на чьём-нибудь плече. Всё, что вы хотите в такие моменты, - успокоиться, обрести покой, хотя бы на небольшое время, чтобы насладиться короткой передышкой перед следующим приступом страдания. И вы бежите к врачу за успокоительным, к психологу – за советом или антидепрессантом, к священнику или гуру – за помощью в упражнениях по релаксации, дыханию, молитве или медитации.

Менее продвинутые ищут спасения в алкоголе, сериалах или азартных играх. Кто-то должен дать вам покой, у кого-то или где-то он есть и он вам нужен, так как вы его лишились. «Подайте, Христа ради, покоя!» - единственная ваша просьба в такие периоды.

И действительно, дыхательные упражнения приводят вас в относительно спокойное состояние; таблетки затуманивают немного разум, но на душе становится немного спокойнее; советы знающих людей тоже приносят облегчение на время. Но через два-три дня, а может, и раньше, вас опять «накрывает с головой». И через какое-то время таких «качелей» между покоем и эмоциональным штормом вы уже мечтаете, чтобы все это побыстрее закончилось – вы втайне призываете смерть. Ибо только она «не подведёт» - на нее можно положиться. Она приходит и приносит с собой окончательный покой. «Да упокоится он с миром» - говорят на похоронах. Таков единственный результат любых действий, направленных на получение «ложного», т.е. иллюзорного покоя.

Истинный покой совсем иное дело. Если он приходит, то приходит навсегда. Может быть, не сразу, а постепенно, частями. Но если вы хотя бы раз его ощутили, вы его не спутаете уже ни с чем. Каков он?

Прежде всего, истинный (Божий) покой не похож ни на какой опыт вашей предыдущей жизни. Он – «не от мира сего». Он лишает основы всех видов страха и тревоги. Вина, эта нескончаемая и неумолимая «заноза» каждого человеческого сердца, исчезает и больше не служит средством самоосуждения и самонаказания. Раздражение и гнев в истинном покое немыслимы. Желания любого рода, как и глобальные цели просто растворяются в океане безмыслия. Не остается ничего, кроме него – бесконечного Божьего покоя.

Только одно средство для достижения истинного покоя нам дано. Прощение. В реальности прощения не существует, так как в реальности некому и нечего прощать. Но в нашем человеческом мире нам дана иллюзия, которая приводит к исчезновению всех остальных иллюзий и не порождает иных следствий.

Что значит простить? Почему мы должны прощать? Ведь если я пострадал, то кто-то должен за это ответить, компенсировать мне мой ущерб, мои обиды, мои переживания, и вообще, вернуть справедливость на свое законное место.
Это логика «око за око», в котором прощение возможно только после справедливого возмездия за «совершённый грех». Это – не прощение, а его суррогат. Здесь «обвинитель» во мне утверждается в своих правах. «Ты – тот, кто нанес мне рану, ущерб, поражение, но я – лучше тебя, и потому, несмотря на то, что ты заслуживаешь справедливой кары, я «прощу» тебя. Т.е. я не буду требовать с тебя понести заслуженное наказание, но вины с тебя я тоже не сниму. Ты так и останешься заклейменным моим «справедливым» обвинением. Благодари меня за то, что я проявляю к тебе, недостойному, такое милосердие. Достаточно будет твоих извинений, в которых ты признаешь свою вину и моё превосходство».

Кто же такой, этот внутренний обвинитель? Почему он считает себя более достойным по отношению к тому, кто его «обидел» и кого он обвиняет? Для кого внутри нас реальной является вина другого? Для кого эта версия справедливости истинна? Разве она универсальна? Ты бы подверг самого себя такому же осуждению? Посчитал бы ты справедливым к себе такое прощение? Вряд ли.

Покой здесь невозможен. В таком прощении нет места тишине, так как внутренний обвинитель – это активная позиция. Говоря психологическим языком, обвинение – это проекция собственной вины. В такой ситуации человек занят лишь одним – сохранением вины другого, иначе явным станет собственная вина. Здесь только страх, и никакого покоя.

Истинное прощение никого не обвиняет. Оно просто не видит ничьей вины. То, что в первом виде прощения видится реальным, в истинном прощении исчезает как туман. Нет того, для кого справедливость основана на наказании, себя или другого – не важно. Справедливость как концепция вообще не работает в таком отношении к людям. Я вижу человека таким же, как и я сам, истинным Я. Его реакции такие же, как и мои, если бы я отождествлял себя с личностью. Осуждая другого, мы осуждаем самих себя, так как полностью идентичны с ним по структуре психики, и лишь незначительно можем различаться по воспитанию, образованию, системам верований и уровню развития.

В истинном прощении обвинитель исчезает. И когда этот момент наступает, приходит истинный покой. Может быть, этот покой будет приходить и уходить, но ощутив его хотя бы раз, ты будешь призывать его всё оставшееся время. И никакое «удовольствие» или вторичные выгоды от обвинения другого не перевесят чудо покоя, которое наступает в результате истинного прощения.

Покой Божий непоколебим, недвижим, неизменен и вечен. В нём нет ничего и никого. В нём только истинное Я такое, какое оно есть. В нём источник единства, в котором «я» и «ты», «обвинитель» и «виновный», «святой» и грешник» более не существуют. Если ты научишься воистину прощать, то Божий покой – навеки твой.


Рецензии
Надо ли о Боге заботиться, он сам способен о себе позаботиться. Это так же как думать, что делать нашему президенту.
Надо погрузиться в свою оболочку блаженства. Людям свойственно, воспринимать мир, как его окружение. Зимой в Таиланде тепло, кажется и в России тепла, когда смотришь из Таиланда.

Игорь Леванов   23.09.2023 11:52     Заявить о нарушении
Поддерживаю.

Богин Игорь   23.09.2023 15:02   Заявить о нарушении