К - 3

     Мы, люди, которым за 60, хорошо помним, как продавщицы продуктовых магазинов ловко сворачивали бумажные кулёчки. Такой кулёчек конфет-подушечек, за 20 копеек, это же детское счастье на целый день.
     А вспомнила я об этом, когда шла утром мимо погрустневших деревьев. У поздней осени мало радости. Но всё же они встречаются и тем дороже они сердцу человеческому. Ночью снежок слегка землю припорошил. Уже видна протоптанная тропинка. А я всё поглядываю туда, где заросли пустыря, стараясь заметить хоть что-то, чтобы напомнило мне о минувшем лете. И вот, на молодом дереве, на нижних ветках листья сохранились. Задира ветер верхнюю крону дерева чаще беспокоит. По этой причине на нижних ветках у некоторых деревьях листья опадают немного позже. И всё же случается, что и на верхних ветках, где один, где два листика трепещут на ветру. Эти листики, как в семье дети – последыши, которые хвостиком ходят за матерью, у которой может быть и внуки уже подрастают. Поздние листики, на длинных черешках, свернулись непроизвольно от ночных холодов в этакие кулёчки. А в тех кулёчках ночной снег, будто по чайной ложечке Осень им сахарку сыпнула. И вспомнилось мне, даже комок к горлу подкатил, моё давнее детство.
     Далеко не у всех в селе водились деньги. На трудодни давали зерно пшеницы или кукурузы. А тем женщинам, которые в поле выращивали сахарную свеклу, ещё давали по пол пуда сахару. Моя мама многие годы проработала на свиноферме. У свиноматок роды принимала… Ей сахару не полагалось. Мне с братом было очень обидно, что мы остались без сладкого. Другие мамы варили варенье, а у нас в огороде росли яблони, сливы, груши, но не на что было купить сахару. Тем более, что наш отец умер рано и мы выживали как могли.
     Однажды я шла со своим братом, (не помню уже откуда), домой. Нам навстречу шла женщина и несла на коромысле полные вёдра воды. Я не знаю по какой причине у неё ёкнуло сердце и она пожалела нас. Пригласила в свой двор и, прямо нам в ладошки насыпала по ложке сахару. Мы тут же языки макали в сахар и счастливые облизывали губы. Домой мы прибежали радостные, облизывали слипшиеся пальцы. Бабушка долго нас расспрашивала, кто эта женщина, что нас угостила сахаром. Мама молчала, отвернувшись, утирала слёзы. Нелёгкая вдовья судьба, а мы, дети, этого ещё не понимали. Мы улыбались и вылизывали остатки сладости между пальцев.
     Эх, память-память! Чего только в её запасниках ни хранится. Горькое и сладкое – вперемешку.

                ***
     Вечернее небо – это живой, увядающий пейзаж угасающего дня. И тот, кому выпал случай постоять под небом, в ожидании чего-то или кого-то, должен благодарить Судьбу за то, что он вроде бы при деле, а ещё имеет возможность любоваться неспешными чудесами Природы. Именно в такой ситуации я оказалась и вспоминаю этот вечер, как тёплый подарок для души.
     Не буду рассказывать предысторию этого случая, там всё просто и буднично. Вот только у Природы будней не бывает. Сама Природа  - это нескончаемый конвейер неповторяющегося, по остроте сюжета волшебства.
     Что поделаешь, в силу своего возраста, быстро ходить у меня уже не получается. Для меня оказалось лучшим – посидеть в салоне машины. И вот, сижу. Привычная к одиночеству, не ищу себе развлечения. Всё воспринимаю спокойно. Дескать, само как-нибудь сложится. Машина припаркована на маленькой стоянке у обочины дороги таким образом, что лобовое стекло передо мной, как большой телеэкран. А на нём тихий осенний вечер.
     Сразу же за дорогой зеркальный по своей чистоте залив озера, над которым прозрачно-голубовато-серый туман. За озером, на высоком берегу пролегала грунтовая дорога. С внешней стороны дороги, ровным рядом когда-то были высажены тополя. И эти тополя вымахали выше сосен, которые явно старше их по возрасту. Я бы не обратила внимание на это соседство, если бы заходившее солнце, там, за лесом, не осветило тёплым оранжевым лучом эту витую тополиную КОРОНУ. Такой короне из червонного золота позавидовала бы даже королева. Только у меня появилась возможность увидеть сразу две короны. Вторая ярче первой, она дразнила своей красотой из поверхности зеркального озера, на мир торжественно взирая.
      Я так засмотрелась на яркие небесные краски, что не заметила, как на парковке появились люди…

                *
     У Зимы свои законы: чего-то чуть больше, а чего-то меньше. Снегу больше накапливается, а ягод на рябине всё меньше и меньше. Но однажды над землёю поплыл туман. Что ж, нам не привыкать к переменам погоды. Только серый туман соткал такую красоту игольчатого инея на ветках деревьев, что если бы не холод, долго бы я стояла и смотрела на неё. Но мороз на месте стоять не велит…
     Пошла дальше, свернула на аллею, обсаженную весёлыми рябинками. А тут глянула и сердце болью зашлось. На белых рученьках заиндевелых веток, то тут, то там ягодки каплями крови кажутся. Деревья словно израненные стоят…
     Стою и я, смотрю и никак не могу отогнать от себя разящее душу наваждение…

                *


Рецензии