Авиация досааф

     Про ДОСААФ я знал всегда, но особо не вникал в тему, всегда связывал его только с аэроклубами. Хотя, как узнал позже, занимался ДОСААФ кроме авиации ещё многим другим. И морские школы были и радистов с водителями готовили. Считался ДОСААФ общественной организацией, но на самом деле это была важнейшая для обороноспособности страны государственная организация с мощным финансированием. Во всех областных и районных центрах страны была структура ДОСААФ.

     Если рассматривать только авиационную сторону ДОСААФ, то можно увидеть мощнейшую авиационную структуру. Практически в каждом областном центре был аэроклуб, в котором готовили лётчиков и парашютистов. Были самолёты, автомобильная и другая техника. Было полное финансирование, обеспечение топливом и всем необходимым. Аэроклубы готовили вроде бы лётчиков – спортсменов на учебных самолётах, но в дальнейшем эти лётчики всегда могли при необходимости сесть за боевые самолёты. В системе ДОСААФ было даже своё авиационное училище, где готовили лётчиков-инструкторов для аэроклубов на Ан-2, Як-52, Вильга, Ми-2 и инструкторов-планеристов, а также и инструкторов – парашютистов. Это училище много лет находилось в Волчанске, а в восьмидесятых его перевели в Запорожье на вновь отстроенную отличную базу с аэродромом, где было две бетонные двухкилометровые ВПП. Аэродром был на окраине Запорожья и назывался Широкое. Также было ещё в ДОСААФ своё авиационно-техническое училище в Калуге.

     А ещё в системе ДОСААФ были УАЦ, Учебно-Авиационные Центры с двухгодичным сроком обучения, в которых первый год летали курсанты на Л-29, а второй год на МиГ-17. Выходили из УАЦ готовые лётчики, младшие лейтенанты запаса. Они могли идти в гражданскую авиацию или в армию. Или никуда не идти, но всё равно они были резервом лётного состава для вооружённых сил. Когда в авиации ПВО понадобились лётчики-операторы во вторую кабину Як-28П, выпускники УАЦ массово призывались на службу и шли туда с удовольствием. И успешно продолжали свою армейскую лётную деятельность.

     Для этих УАЦ в ДОСААФовском училище также готовили инструкторов на Л-29. Такая вот обширная была система подготовки в Советском Союзе резерва лётного состава для вооружённых сил. В аэроклубах были лётчики-инструкторы гражданские лица, но с определённой должности командный состав уже были кадровыми военными. А в УАЦ все были военными.

     В системе авиации ДОСААФ основным самолётом был учебно-спортивный отличный самолёт Як-52, так же было небольшое количество спортивных самолётов Як-55, немного чешских учебно-спортивных Злин-326. Было много самолётов Ан-2, на них готовили лётчиков-инструкторов-парашютистов. Были также польские самолёты Вильга, которые предназначались для буксировки планеров, на которых готовили планеристов-инструкторов. Было и немало вертолётов Ми-2, на них готовили вертолётчиков-инструкторов. Также были и Л-29 для подготовки лётчиков-инструкторов для УАЦ. Вот таким разнообразием авиационной техники располагал ДОСААФ.

     В аэроклубы приходили молодые люди, желающие научиться летать. Они проходили обучение, летали и всё это было для них бесплатно. Лётчики и парашютисты ещё и получали денежное вознаграждение за выполненные прыжки.

     Лично я познакомился с авиационной системой ДОСААФ уже после развала Союза, когда была, можно сказать, агония этой системы. Самолёты ещё оставались в аэроклубах, частично даже было и финансирование, но оно быстро сошло на нет. Я с большим удивлением знакомился с авиационными правилами и порядками, оставшимися от ДОСААФ. После армейских правил и порядков они приятно удивляли. Все они были простыми и разумными и брали своё начало от зарождения авиации ДОСААФ в 30-х годах. Не было такой системы ограничений и запретов, как в военной авиации. Например, начальник аэроклуба в начале нового учебного года получал допуск к полётам по всем видам подготовки в вышестоящей авиационной организации и давал допуска уже всему своему лётному составу. Лётчики в аэроклубе имели такую самостоятельность, о которой в армии лётчики не могли и мечтать. Не было такого «засилия» писанины при подготовке к полётам. В гражданской авиации и в военной на Ан-2 с определённого времени запрещалось летать одному лётчику, а здесь продолжали летать на Ан-2 по одному лётчику.

     ДОСААФ имел своё книжное издательство, выходило много учебной литературы, были просто замечательные пособия, - по Як-52, например. Также были у ДОСААФа свои авиаремонтные заводы.

     Глядя на прошлое авиации ДОСААФ, учитывая сегодняшние авиационные реалии, просто не очень вериться, что такое могло быть…

19.09.2023 - Севастополь


Рецензии