Право на ключ от северных дверей Вертепа

Поводом к Восточной войне послужило попрание закреплённого за Россией права покровительства православным святыням в Вифлееме и Иерусалиме, отчего за Крымской или Восточной войной сохраняется ещё одно название – «Битва за Ясли Господни».

Крымской войне предшествовали «…постоянные споры между греками и католиками из-за обладания Святыми местами в Вифлееме и, в частности, из-за похищения католиками звезды в Вертепе Рождества Христова с места рождения Спасителя и из-за права владеть ключами от северных дверей Вертепа, – споры, приводившие нередко к кровопролитным столкновениям представителей православия и католичества на глазах членов нашей духовной миссии и послужившие потом поводом к прекращению дипломатических сношений России с Турцией и к печальной необходимости для нашей первой Духовной миссии покинуть Иерусалим», – свидетельствовал Начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме в 1848–1853 гг. архимандрит Порфирий (Успенский) (1).

Тем не менее при исследовании темы взаимоотношений Российской империи с Антиохийским и Иерусалимским патриархатами в Архиве Внешней Политики Российской Империи (АРП РИ МИД России) была обнаружена объёмная подборка… «нетронутых» ранее документов, проливающих свет на конфликт вокруг Святых мест в Иерусалиме и Вифлееме, вспыхнувший в 1850 году между папой Пием IX и Францией, с одной стороны, и православным духовенством Иерусалимской церкви и Россией – с другой» . (2)

Современники Крымской (Восточной) войны так описывали переживаемые ими события: «Эта война была последней попыткой правительства императора Николая I восстановить прежнее преобладание России на православном Востоке и её исключительные права покровительства православным подданным Турции.

Известны причины, вызвавшие единоборство православной России со всей почти инославной Европой. По требованию французского императора… турецкое правительство нарушило давние исконные привилегии Православной церкви на Святых Местах. Это нарушение выразилось в том, что ключ от главных дверей Вифлеемского храма был взят от православных и передан католикам. В глазах всех христиан Востока с этим ключом было соединено понятие о первенстве той церкви, которая им обладает.

В 1740 году между Оттоманскою Портой и Францией был заключён Договор, одна из статей которого звучала: «Французские монахи, живущие при церкви Св. Гроба в Иерусалиме, владеют состоящими в их обладании святынями, по-прежнему; никто не имеет права их беспокоить, либо налагать на них подати. Если же они будут иметь с кем-либо тяжбу, которой решение не воспоследует своевременно, то они должны обратиться с жалобою к Блистательной Порте» (3).

Россия потребовала от Турции обязательства, выраженного в форме договора, что все права, какими дотоле пользовалась Православная Церковь в Турции и, в частности, на Святых Местах, будут сохранены за нею. Князю Меньшикову было поручено вручить письмо Императора Николая I Султану о заключении конвенции, которая гласила в пунктах 1, 5 и 6:

«Императорский Всероссийский Двор и Блистательная Порта, движимые желанием предупредить и устранить навсегда всё, что могло бы подать повод к спору, недоразумению либо несогласию на счёт льгот, прав и преимуществ, дарованных и обеспеченных Оттоманскими Падишахами, в их владениях, Православной Греко-Российской Вере, исповедуемой всею Россией, а равно жителями Молдавии, Валахии и Сербии, и другими христианами, подданными Турции, постановили, на основании настоящей конвенции, что Православная Христианская Вера будет постоянно пользоваться покровительством Блистательной Порты…»  (4)

Особо оговаривалась необходимость утверждения новым фирманом древних прав, изданных предшественниками Султана. Пункт 6 этой конвенции предусматривал строительство православного храма, где будет служить русское духовенство, а также гостиницы и больницы для паломников из России:

 «Российские подданные, как светские, так и духовные, которым, на основании трактатов, дозволено посещать Иерусалим и прочие Святые места, должны пользоваться покровительством местных властей наравне с нациями, коим наиболее благоприятствует правительство, и как подданные прочих держав, католики и протестанты, имеют своих священнослужителей и свои собственные духовные учреждения, то Блистательная Порта обязывается, в случае, если того пожелает Российский Императорский Двор, назначить удобное место в Иерусалиме, либо в окрестностях сего города, для построения церкви, посвящённой богослужению русского духовенства, и странноприимного дома для неимущих и больных поклонников, поручив эти учреждения особому надзору Российского Генерального консула в Сирии и Палестине» (5).

Несмотря на то что Россия имела право на основании всех прежних её договоров с Турцией обратиться к последней с подобным требованием, западноевропейские великие державы во главе с Францией признали это требование «вмешательством во внутренние дела Турции». (6)

Современники событий середины XIX называли это военное противостояние «Битва за Ясли Господни», что определяло повод к войне, а название «Восточная» или «Крымская война» указывало только на географическое пространство, где происходили одни из самых кровопролитных сражений, когда армии четырёх стран, собрав вооружение со всей Европы, противоборствовали одной России на втором этапе войны (7).

По своим масштабам – широте театра военных действий, количеству мобилизованных войск – Восточная, или Крымская, война, первоначально разгоревшаяся из-за спора за обладание ключами от храма Рождества Христова в Вифлееме на Святой Земле, была вполне сопоставима с мировой, как и Отечественная война 1812 года. Обороняясь на нескольких фронтах на своих границах большой протяжённости – на Дунае и в Крыму, на Кавказе и на Аляске, в Свеаборге и Кронштадте, на Соловках и в Петропавловске-Камчатском, – Россия выступила в одиночку против международной коалиции в составе Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинии при поддержке Австрии (8).

Зарождение противоречий в политике целого ряда государств, народы которых имели различные вероисповедания, происходило уже на протяжении нескольких столетий и было предопределено завоеванием Иерусалима, входящего в состав Византийской империи, турками-османами в 1417 году; падением Константинополя – столицы Византийской империи – в 1453 году и завоеванием последней части Византии – полуострова Крым – в 1475 году. В результате этих событий Россия как единственная православная держава в мире, сохранившая к тому времени свою государственную независимость, стала с необходимостью включать обязательные пункты в свои международные договора:

1) - о правах православных подданных Османской империи;
2)- о безопасности паломников из разных стран при посещении святых мест Палестины;
3) - о свободном судоходстве в Чёрном море.

Такие договоры, как Константинопольские трактаты, Белградский мир, Кючук-Кайнарджийских договор – являлись гарантами свободного прохода православных паломников через территорию Османской империи к Святому Граду Иерусалиму. Подписанию договоров о правах паломников на путешествие «на Святую Землю» нередко предшествовали сухопутные и морские сражения между державами.

Когда 6 марта 1799 года Наполеон взял приступом Яффу в Палестине, то отдал город на разграбление своим солдатам, жителей предал избиению, а 10 марта 4 тысячи албанцев или арнаутов из яффского гарнизона были расстреляны по его приказу.

Император Александр I щедро финансирует Иерусалимскую Патриархию в связи с огромными расходами на ремонт храма Гроба Господня после пожара 1808 года и открывает Иерусалимские подворья: в Москве с 1818 года – при храме Воскресения Слувущего (с приделом святого апостола Филиппа) на Арбате, и в Таганроге – в греческом монастыре, основанном крымскими переселенцами из Мариуполя. Иерусалимский патриарх Поликарп направляет архимандрита Арсения, русского по национальности, уроженца столицы Войска Донского – Черкасска на Дону, для сбора пожертвований на обновление пострадавшего от пожара храма Гроба Господня и на уплату больших долгов Иерусалимской Патриархии.

Он обратился в Св. Синод за разрешением ездить для сбора денег по всей России. «Кроме того, архимандрит Арсений, с разрешения начальства, обратился ко всем губернаторам с просьбой, чтобы они оказали ему всякое содействие по сбору доброхотных подаяний в пользу Гроба Господня, чтобы они и от себя предлагали дворянам, купцам и всем вообще обывателям жертвовать на иерусалимский храм Воскресения Христова, который после пожара отстроен заново вследствие чего Иерусалимская Патриархия задолжала … до семи миллионов рублей». Св. Синод ходатайствует о единовременной посылке Иерусалимскому Патриарху 25 тыс. рублей, утверждает за Иерусалимской Патриархией владение вновь отстроенным в Таганроге греческим монастырём, дозволяет посланным Патриарха в течение нескольких лет собирать милостыню по всей России, утверждает за Иерусалимской Патриархией церковь апостола Филиппа в Москве с принадлежащей к ней землёй, следит за образовавшимся подворьем, чтобы оно оказывало существенную материальную помощь Иерусалимской Патриархии.

Вскоре после кончины Александра I отошёл в вечность и иерусалимский патриарх Поликарп. В 1829 году вновь избранный иерусалимский патриарх Афанасий обратился с письмом к императору Николаю I: «…за нами числится громадный долг, и мы не в состоянии даже уплачивать податей. Чтобы не огорчать сострадательного сердца Вашего Императорского Величества, мы не будем говорить об унынии православных, о преследованиях турецких кредиторов и сборщиков податей, о горе почтенных отцов, служащих у святых алтарей, об отчаянии вдов и сирот нашего народа, оказавшихся также среди кредиторов. В столь великом несчастии, постигшем Гроб Господень, повергнутый в полную нищету, какая другая христианнейшая воля… может спасти Гроб Господень от гибели и восстановить его в прежнем величии?

Конечно, никакая другая рука, как та, которая осыпает вселенную своими благодеяниями, которая поддерживает права человечества, это рука Вашего Императорского Величества, которую Отец Небесный, Царь Царей сделал могущественной и благословил на соделание благодеяний. На эту могущественную руку надеется храм Воскресения Господа нашего… Я считаю, что исполнил свой долг, обратившись к подножию Вашего Императорского престола, и поручаю себя тому, кто один среди князей земли величается титулом православного» (9). Так премудрый грек «высоким стилем» формулировал дипломатически особое положение русского царя.

Ходатайство иерусалимского патриарха не осталось без последствий; митрополиту фаворскому был разрешён сбор доброхотных подаяний в России, Император пожертвовал Гробу Господню 500 тысяч пиастров.

После победоносной Третьей Турецкой войны 1828–1829 гг., возникшей вследствие покровительства, которое Россия оказывала Греции, была признана независимость Греции и образовано греческое королевство, уступлен России восточный берег Чёрного моря, открыто русским судам свободное плавание по Дунаю и Дарданелльскому проливу. В силу условий Андрианопольского мира, Россия получила право вмешиваться во внутренние дела Турции, как заступница и покровительница одноплеменных и единоверных ей подданных султана. Россия помогла турецкому султану в его борьбе с восставшим против него египетским пашой Мегметом-Али, отнявшим у него значительную часть азиатских владений, в том числе Сирию и Палестину.

Вследствие этого, в 1833 году заключён был Ункияр-Искелесский договор, по которому между Россией и Турцией устанавливались вечный мир, дружба и союз. Целью этого союза провозглашалась взаимная защита друг друга против всякого покушения. Договор этот имел большое значение, потому что им узаконивалось наше преобладание на православном Востоке. Решаясь на такой важный шаг, Николай I не счёл нужным справляться с мнением иностранных держав. Влияние России на Ближнем Востоке быстро возрастало, что вызывало немалую тревогу у западных дипломатов, которые старались парализовать успехи России. Русский Синод настоял на учреждении консульства в Османской империи, в Яффе, портовом турецком городе на Средиземном море, через который паломники прибывали в Святую Землю.

Когда в 1832 году Иерусалимский Патриарх Афанасий прислал в Св. Синод грамоту, в которой просил ходатайства перед царём о разрешении приехать двум его представителям проводить всероссийский сбор на Гроб Господень, император Николай Первый утвердил решение Синода разрешить проводить сбор.

Французский император Наполеон III открыто поддерживал католиков в споре между православным и католическим духовенством по вопросу проведения служб в храме Рождества Христова в Вифлееме и храме Гроба Господня в Иерусалиме. После ряда уступок со стороны турецкого султана Абдул-Меджида в пользу католиков, допущенных под нажимом французского кабинета, император Николай I направил в Константинополь (Стамбул) своим чрезвычайным и полномочным послом князя А. С. Меньшикова. В феврале 1853 года князь прибыл в Константинополь с целью переговоров не допустить посягательств на права Иерусалимской церкви со стороны латинского духовенства.

Порта отказалась подписать двусторонний договор, и в мае 1853 года последовал разрыв дипломатических отношений с Россией. «Отказ Турции дать гарантии православной вере» послужил причиной того, что «моя миссия окончена», как заявил князь Меньшиков.
   
В мае 1853 года Турция разрешила вход в пролив Дарданеллы англо-французской эскадре.

На проходившей в Вене конференции уполномоченных Великобритании, Франции, Австрии и Пруссии в конце июля 1853 года была выработана примирительная нота, которую император Николай I принял по всем пунктам с тем, чтобы предотвратить разрешение конфликта с помощью военных действий. Но решение споров о правах Иерусалимской Церкви и защите православия на основе дипломатических переговоров отверг турецкий султан. Ближайшее окружение султана потребовало от него объявления войны России или отречения от престола. Однако военные действия начались только пять месяцев спустя, так как Турция и её будущие союзники тщательно готовились к войне.

О прерывании дипломатических отношений с Западными державами было объявлено всенародно. Император Николай I напоминал о доблестях русского народа в 1812 году. 9 февраля 1854 года жители Российской империи ознакомились с Высочайшим манифестом, который объяснял сложившуюся ситуацию:

«Мы уже возвестили любезным нашим верноподданным о причине несогласий с Оттоманскою Портою… С тех пор, невзирая на открытие военных действий, мы не переставали искренно желать, как и поныне желаем, прекращения кровопролития. Мы питали даже надежду, что размышления и время убедят турецкое правительство в его заблуждении, порождённом коварными наущениями, в коих наши справедливые, на трактатах основанные требования, представляемы были, как посягательство на его независимость, скрывающее замыслы на преобладание. Но тщетны были доселе наши ожидания, – английское и французское правительства вступились за Турцию, и появление соединённых их флотов у Царьграда послужило поощрением ея упорству. Наконец, обе западные державы, без предварительного объявления войны, ввели свои флоты в Чёрное море, провозгласив намерение защищать турок и препятствовать нашим военным судам в свободном плавании для обороны берегов наших.

После столь неслыханного между просвещёнными государствами образа действий мы отозвали наши посольства из Англии и Франции и прервали всякие политические сношения с сими державами. Итак, против России, сражающейся за православие, рядом с врагами христианства, становятся Англия и Франция!

Но Россия не изменит святому своему призванию и если на пределы ея нападут враги, то мы готовы встретить их с твёрдостию, завещанною нам предками. Мы и ныне не тот ли самый народ русский, о доблестях которого свидетельствуют достопамятные события 1812 года!» (10)



Источники.

1- Дмитриевский А. А. Епископ Порфирий (Успенский) как инициатор и организатор первой Русской Духовной миссии в Иерусалиме и его заслуги на пользу Православия и в деле изучения христианского Востока. – М., 2006. – С. 79.
 
2- Якушев М. И. Иерусалимский Патриархат и Святыни Палестины в фокусе внешней политики Российской Империи накануне Крымской войны. Православный Палестинский сборник. 100-й выпуск. – М., 2003. – С. 246.

3- Богданович М. И. Восточная война 1853–1856 годов. Т. I. – Спб.: Типография М. Стасюлевича, 1877. – С.
 
4- Богданович М. И. Восточная война 1853–1856 годов. Т. I. – Спб.: Типография М. Стасюлевича, 1877. – С. 29–30. – 279 с.

5- Там же.
 
6- Свящ. Ф. И. Титов. Преосв. Кирилл Наумов. – С. 108; Архимандрит Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Ленинградская Духовная Академия, 1959.  –  Издание Серпуховского Высоцкого мужского монастыря, 1997. –  С. 116. – 448 с.

7- В 1839 году в Бейруте было учреждено русское генеральное консульство с подчинением ему Палестины, и тогда у многочисленных православных паломников появился официальный покровитель на Святой Земле. С 1840-х годов Англия и Франция усиливают своё влияние на местное население Оттоманской порты, в то время как Россия официально покровительствовала Иерусалимской православной церкви и входившему в ее состав греческому духовенству с 1497 года, когда Царь Иоанн III Васильевич, вскоре после своей свадьбы с племянницей последнего императора Византии Софьей Палеолог, направляет туда первого русского посланника Михаила Плещеева и начинает проводить политику существенной финансовой поддержки духовенству на Святой Земле.
 
8- Якушев М. И. Иерусалимский Патриархат и Святыни Палестины в фокусе внешней политики Российской Империи накануне Крымской войны. Православный Палестинский сборник. 100-й выпуск. – М., 2003. – С. 245

9- Безобразов П. В. О сношениях России с Палестиной в XIX веке. Император Николай и патриарх Афанасий. Сообщ. ИППО. Т. XXII. Вып. II. – 1913. – С. 173.
 
10- Богданович М. И. Восточная война 1853–1856 годов. Изд. второе. Т. I. Типография М. Стасюлевича. Приложение к гл. X. С. 37. – Спб., 1877. – С. 272. – 279 с.


Рецензии