55. Интересные встречи. 2 Лев Алексеевич Щастный

Витольд Муратов. Впервые опубликовано 21.09.2023  14:08

  Однажды, уже в годы перестройки,  я находился в помещении копийного центра Петербургского отделения Правозащитного общества в связи с  установкой  Памятника «Немцам России» на Левашовском мемориальном кладбище, созданном       по моему собственному проекту .
 
В те годы  я   получил  на основании своего запроса о судьбе своего дяди-старшего брата моей  мамы ( по своей национальности  петербургского немца)  сообщение от вышестоящей следственной организации  о дате и факте  расстрела и его  реабилитации по причине отсутствия состава преступления.

Тогда проект памятника был мною  официально утверждён  во всех городских инстанциях и я  выступал, как представитель Немецкого Общества Санкт-Петербурга и обсуждал с руководителем Копийного центра Иофе  детали участия общественных организаций города в этом мероприятии .

  И тут в помещение вбежал явно взволнованный человек и сказал,запыхавшись,  что только что разговаривал со Львом Щастным. И он показал ему  рубашку  отца, которую тот передал  охраннику накануне расстрела.





 Тот проявил ему сочувствие и сообщил , что назавтра  назначен расстрел, который будут проводить китайцы и предложил ему свои услуги. ( В то голодное время в обществе широко распространялись слухи, что китайцы из Интербригад , широко используемых в осуществлении расстрелов в целях "Красного террора", не брезгуют подторговывать на рынке мысом расстрелянных врагов Революции.
 
На что Щастный, поблагодарив, успокоил его и обещал держать против сердца свою капитанскую фуражку….И просил его передать свою рубашку сыну.



 Согласно  условиям прекращения военных действий, продиктованных Германией, корабли Балтийского флота должны были оставаться в Гельсингфорсе, то есть фактически в её распоряжении.

В то время революционное  правительство России ,  войска которого потерпели  поражение в боях под Псковом и Нарвой ,      было кровно заинтересовано в буквальном выполнении  условий договора.
К тому же приходится слышать мнение, что новая власть, совершившая государственный переворот  в Октябре 1917 года  если и не на немецкие деньги, то с их помощью, была в высшей заинтересована в буквальном соблюдении  договора   и боялась огласки.





Алексей Михайлович Щастный  (4 октября (16 октября) 1881, город Житомир Волынской губернии — 22 июня 1918, Москва) Из потомственных дворян Волынской губернии.

Закончил Морской кадетский корпус (1901) 2-м по успеваемости.
Служил на кораблях Балтийского флота, с 1903 г. - на крейсере "Диана" эскадры Тихого океана. Участник обороны Порт-Артура и сражения в Желтом море во время русско-японской войны.
Командир крейсера «Диана» А. А. Ливен положительно оценил личные качества мичмана Щастного:"...своей  бодростью, быстрой распорядительностью, присутствием духа … выказал боевые способности, какие трудно ожидать при его молодости… Это высокого качества боевой офицер, он и в обыкновенное время хорошо служил, но не всякий служака в мирное время оказывается и в бою на высоте призвания, как он".
 



Щастный руководил Ледовым походом кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт . Первый эшелон вышел  из Гельсингфорса 12 марта и прибыл в Кронштадт 17 марта .
4 апреля из Гельсингфорса вышел второй отряд (2 линкора, 2 крейсера, 2 подводные лодки), который прибыл в Кронштадт 10 апреля Таким образом, крупнейшие корабли флота (6 линкоров и 5 крейсеров оказались вне опасности захвата противником.

5 апреля Щастный был официально назначен начальником Морских сил (наморси) Балтийского моря. В это время он готовил к выходу третий отряд кораблей (80 военных кораблей и 81 вспомогательное судно).
Отряд был отправлен из Гельсингфорса пятью эшелонами в период с 7 по 11 апреля. 
Сам Щастный покинул Гельсингфорс на штабном корабле «Кречет» 11 апреля, когда на подступах к городу уже шли бои с наступающими немецкими войсками (город был взят 14 апреля).

20 апреля третий отряд кораблей под командованием Щастного прибыл в Кронштадт. За время похода не было потеряно ни одно судно, несмотря на резкое ослабление дисциплины, связанное с революционными событиями.
Успешное руководство в сложных условиях Ледовым походом подняло авторитет Щастного среди моряков.

За критику неквалифицированных распоряжений высшего военно-политического руководства по инициативе народного комиссара по военным и морским делам Л.Д. Троцкого и при попустительстве Ф.Ф. Раскольникова  Щастный 27 мая 1918 г. арестован личному распоряжению Л. Д. Троцкого. С мотивировкой:  «за преступления по должности и контрреволюционные действия».  20-21 июня был судим Революционным трибуналом при ВЦИК Советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов. Свою вину Щастный не признал.

В выступлении на суде люто ненавидевший флот и анархично и явно антисемитски настроенную матросню Троцкий заявил, что   « Щастный настойчиво и неуклонно углублял пропасть между флотом и Советской властью. Сея панику, он неизменно выдвигал свою кандидатуру на роль спасителя. Авангард заговора — офицерство минной дивизии — открыто выдвинуло лозунг «диктатура флота».
Обвинение было сформулировано так: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать ее против советской власти»

 Ускоренное следствие по "делу" Щастного, проводимое В.Э. Кингисеппом, предъявило ему обвинение из 11 пунктов, большинство из которых так и остались недоказанными.
Тем не менее Щастный был предан суду Верховного революционного трибунала, который начался в Кремле. (20.06). Обвинителем выступал Н.В. Крыленко, приложивший много усилий для фальсификации процесса.

   Адвокатом Щастного был опытный юрист В.Л. Жданов, в прошлом неоднократно защищавший известных революционеров. Несмотря на слабую доказательную базу обвинения и официальную отмену в стране смертной казни,  Щастный был приговорён 21 июня 1918 к расстрелу.

Кассационная жалоба адвоката в Президиум ВЦИК была отклонена Я.М. Свердловым в 2 часа ночи с 21 на 22 июня (в 4 часа 40 минут утра) Алексей Щастный был расстрелян во дворе Александровского училища. Похоронен там же.
Это был первый судебный смертный приговор в Советской России.

В одной из предсмертных записок Щастный писал: «В революции люди должны умирать мужественно. Перед смертью я благословляю своих детей Льва и Галину, и, когда они вырастут, прошу сказать им что иду  умирать мужественно, как подобает христианину».
В советской военно-исторической литературе о его роли во время Ледового похода не упоминалось. В 1995 он был официально реабилитирован.

 
 
     здесь будет приведена фотография Щастного, сделанная мною в Военно-морском музее кронштадта, находившегося тогда в кинотеатре с прозвищем "Максим"и в который был превращён тогда великолепный Кронштадтский Морской собор.


Рецензии