Современные понятия о социальной справедливости
Стоит отметить, что единого для всех определения социальной справедливости до сих пор не сформировалось, однако можно выделить ряд этических принципов, которые легли в основу понимания социально справедливого общества:
- это равная для всех доступность к таким его ресурсам, как культура, образование, медицина, научный прогресс, природные ресурсы к производимым социальным благам для экономического благополучия по трудовым заслугам перед обществом;
- это равноправие, согласно которому люди должны иметь одинаковые права, свободы и возможности для самореализации и самоорганизации своей жизни, если они не нарушают социально-экономические законы общества;
- принцип свободы волеизъявления и социального участия человека, когда каждый член общества имеет равное право голоса в принятии обществом тех или иных решений при формировании и реализации социального договора.
На практике, когда мы сталкиваемся с нарушениями границ индивидуального восприятия социальной справедливости, то всегда ощущаем душевный протест и праведный гнев, способный смести все доводы и законные преграды.
Оказывается, принципы социальной справедливости являются не только императивом социальных договоров и правил, но и болевой точкой для нашей психики при нарушении гармонии, самый главный закон личностного духовного восприятия норм, правил и социальной коммуникации в нашей жизни.
Человек, который устремлён в новое качество жизни на основе принципов социальной справедливости, должен стремиться к соблюдению как внешней нравственной добродетели, так и к внутренней духовной честности и чистоте помыслов, вести здоровый образ жизни, быть сдержанным в желаниях, развивать чувство коллективизма и в каждом мгновении бытия проявлять истинные идеалы добра, которым должен служить с полной самоотдачей.
Социальная справедливость в таком понимании подразумевает естественное равноправие между людьми, когда права, свободы и обязанности честно и добросовестно служить на благо общества, определяют каждому право иметь по труду на благо общества законные и необходимые каждому нормы благ для своей благополучной жизни и эти права должны быть относительно одинаковы для всех членов общества вне зависимости от социального положения человека.
Надо сказать, что сегодня в мире уже создаются такие условия жизни и введение в информационную, правовую, культурную, образовательную и экономическую среду нравственных основ способно разрешить все существующие проблемы. Это позволяет на основе развития принципов социальной справедливости установить справедливые и гуманные законы почти во всех аспектах общества на старинных добрых общинных традициях взаимовыручки и взаимопомощи.
Честь и совесть, рамки приличия, нравственность и духовные идеалы – таковы эти удивительные и столь болезненные для духовно прогрессивных современных людей грани социального порядка. Гласная социальная справедливость уже давно описана в публичных нормах, законах и заповедях мировой культуры и права.
Кажется, что всё очевидно и чувство социальной справедливости должно уберегать людей от опасных проявлений эгоизма, хамства и невежества. Но когда мы говорим о процессах формирования социально справедливого общества, то тормозом такого развития часто выступают именно власть и богатство имущие. Причём не только отдельные люди, но и сообщества в виде господствующего класса или целого народа.
Однако необходимо заметить, что нарушение и соблюдение социальной справедливости имеет такие же формы регулирования по отношению к обществу, как и к личности. При нарушении прав человека, при факте его угнетения и эксплуатации, в любом случае происходит нарушение границ социальной справедливости, тем самым, причиняя душевную боль человеку.
Но когда такие нарушения переходят границу «болевого порога» социального терпения людей, то может возникнуть протест, забастовка и даже свершиться революционные изменения в обществе. Понимая это, становится ясно, как действуют сторонники капиталистической справедливости по капиталу, когда власть и богатство имущие стремятся понизить «болевой уровень» социального раздражения, в том числе притупить и чувство социальной справедливости эксплуатируемого человека, формируя ригидность, невосприимчивость к такому болевому воздействию.
Именно поэтому нас окружает повсеместная подмена понятий, бесконечный поток мимолётных уколов справедливости, превращающих нарушение столь важных для нас границ нравственного порядка в «естественное» для существующего капиталистического общества состояние. Только с этой целью посредством идеологии и массовой культуры нас приучают быть бесчувственными к насилию и беззаконию, к пошлости и к хамству, к безнравственности и невежеству, одновременно возводя в «качество» идеалов: гедонизм, частную собственность, распущенность, практику социального неравенства, буржуазную конкуренцию и эгоизм.
Как бороться с этим? Что делать? Международный опыт говорит о том, что важнейшим аспектом здесь должно стать утверждение в обществе таких духовных идеалов, как человеколюбие и добродетельность при внедрении прогрессивных социально-экономических законов, которые определяют в обществе с правом на труд и право на жизнь достойную труда!
Выявляя чаяния и идеалы своих народов сторонники социальной справедливости объединяются в сообщества и полагаясь на ноосферное, то есть коллективное восприятие истины, люди могут утвердить живую человеколюбивую форму социальных устоев, норм и правил для внедрения в обществе более справедливых социально-экономических законов для развития более социально справедливой общепринятой морали и нравственности.
Так, посредством технического прогресса, всеобщего просвещения и процесса самоорганизации сообщества на более прогрессивной морально-нравственной основе, в людях пробуждается потребность в освоении своих духовных истоков: доброты, любви, милосердия, чувства справедливости, альтруизма и душевной щедрости.
Решением данной задачи становится практика полного устранения буржуазных конкурентных процессов и направление людей на слаженные совместные действия, ориентированные на развитие социальной справедливости, то есть на общее социальное благополучие общества в целом и каждого человека в отдельности.
Такой практикой для формирования открытого, ориентированного на развитие социальной справедливости общества, может стать создание социально-коммуникационной гражданской платформы, по существу, описанного Джоном Ролзом социального договора, основанного на использовании «человеческого капитала», способного разомкнуть кольцо тоталитарного управления и вверить общество в руки общественного самоуправления и самоорганизации.
Именно взаимное добродетельное служение каждого на благо общества при мудрых социально-экономических законах, когда право на труд гарантирует и право на жизнь достойную труда при сокращении монополии капитала и развитии монополии законов о социальных гарантиях по труду способно стать основным инструментом формирования живого социального договора, способного создать здоровое социально справедливое общество.
Именно такое, основанное на полноценной самооценке и добродетельной воле членов общества, подобный шаг доброй воли может привести цивилизацию к построению открытого общества, реализующего свою деятельность на принципах просвещения, всеобщего экономического благополучия и социального братства.
Свидетельство о публикации №223092101114