Къэбы или солнечная тыква символ изобилия
С давних пор разные народы мира считают тыкву символом урожая, процветания и изобилия. И осенней порой устраивались и до сих пор устраиваются народные гулянья и праздники в её честь. А её изобильное присутствие делало их красочными и яркими. При этом мало кто знает, что тыква впервые появилась на территории современной Мексики около 7000 лет назад и оттуда была распространена по миру. Правда, королевские ботанические сады Кью указывают на то, что, возможно, растение возникло в Африке, прежде чем размножиться в других частях света. Любая тыква обладает полезными лекарственными свойствами и лечит от многих болезней. И, конечно, с древних времен считалось, что тыква обладает магической силой и защищает от колдовства и злых духов.
Тыкву всегда употребляли в пищу и сырой, и вареной, и жареной. Её кожуру высушивали и из неё делали тарелки, бутыли, ведра, шкатулки для использования в быту и как украшение для дома. Предполагается, что первый музыкальный инструмент был сделан человеком именно из высушенной тыквы, в которую были засыпаны мелкие камешки, или по которой били палочками.
В мире существует десяток сортов тыквы. Адыги называют свою «солнечную ягоду» къэбы. И это название имеет несколько вариантов перевода: «долина, где выращивают тыквы», «пах свиньи» или «пещерная долина». Считается, что «къэбы» - это именно старинный адыгский сорт тыквы. Её плоды округлой или продолговатой формы, белого цвета, редко зеленого. Сладкие на вкус, они весят до 20 кг.
Действительно, адыгская тыква рассыпчатая и отличается высокой сахаристостью. Так, английский путешественник Джеймс Белл писал в конце 30 годов XIX века в «Дневнике пребывания в Черкесии…» о тыкве следующее: «В первый раз я ел здесь вареную тыкву и нашел, что это очень вкусно с молоком и напоминает бататы. Местная тыква должна быть очень питательна, судя по ее сладости и мучнистым свойствам».
Адыгский (черкесский) сорт тыквы имеет серый цвет и плотную сладкую мякоть. Адыги старались собрать её до первых заморозков. В народе говорили, что если инея не было, то тыква ещё не успела стать сладкой. Раньше для проверки качества плода этого овоща вонзали ноготь в кожуру, и если это не получалось сделать, то его брали на кухню для приготовления блюд.
Именно благодаря приятному вкусу тыквы адыги придумали из неё много вкусных и питательных блюд национальной кухни. Среди них къэбгъэжъагъ или «печёная тыква», къэбщыпс или «соус из тыквы», къэбшъоу – «сладкий сорт тыквы», къэбгын – «пюре из тыквы», къэб шIоIу – «квашеная тыква» и другие. При этом къэбгъэжъагъ или «печеную тыкву» готовят как самостоятельное блюдо и, как и вареную, подают с молоком или къундысыу. А готовую квашеную тыкву едят с холодной пшенной или кукурузной кашей и молоком.
Издревле адыги придавали солнечной тыкве глубокий сакральный смысл, что прослеживается в народных сказаниях, сказках и легендах, а также в пословицах и поговорках. Например, по одной из адыгских легенд, когда адыги старились, а они жили долго, их тела становились все меньше и меньше, принимая облик, в котором родились. Однако они сохраняли ясность ума, накапливая мудрость. Со временем, когда старцы становились не больше младенцев, их помещали внутрь высушенной тыквы. А сами тыквы подвешивали между деревьями на краю аула, где ветер всё время их раскачивал. Женщины приносили старцам сыр и воду, а молодые приходили к ним за советом и слушали их мудрые пророчества. Так народ проявлял свое уважение к седой старости.
Как и древние люди, адыги тоже изготовляли из высушенной тыквы предметы быта и народные инструменты. В старину на праздниках играли на пщынэкъэб (пшынакаб) – адыгском струнно-смычковом инструменте. Тыквенная домра отличалась хрупкостью. Такой инструмент делали из тыквы-«горлянки», походившей по форме на круглую бутылку с длинным горлышком. При этом поверхность тыквы смазывали жиром, а позднее её стали покрывать лаком, чтобы корпус не реагировал на влажность. В качестве струн использовали конские волосы. Считается, что этот инструмент перешёл к адыгам от хеттов, их предков из древней Малой Азии, в 1 тысячелетии до н.э. Он походил на струнно-смычковый инструмент африканских племён. В современном мире его изготовляют редко.
С 2012 года в Адыгее на водопадах Руфабго ежегодно осенью отмечают этногастрономический праздник «День тыквы» с целью сохранения народных традиций, обычаев и истории адыгов. В ходе значимого мероприятия событийного туризма участники воссоздают старинные рецепты приготовления различных национальных блюд из солнечной тыквы «къэбы». Кроме того, местные мастера демонстрируют свои изделия прикладного искусства - предметы быта или музыкальные инструменты, изготовленные из высушенной тыквы. В рамках этого осеннего праздника проводятся также конкурсы на самый крупный урожай тыквы, самую оригинально оформленную тыкву и самую большую тыкву.
Так, мастеру по художественной обработке дерева из аула Джамбечий Ахмеду Тлишеву удалось вырастить тыквы-гиганты из семян, полученных из Турции. По его словам, «у адыгов испокон веков было четыре сорта тыквы. Сорт «къэбы» один из них. Его 150 лет назад вывезли из исторической Черкесии в Турцию. Одной такой тыквы хватало, чтобы приготовить 7-8 разных блюд и накормить большую семью».
Адыгская (черкесская) тыква «къэбы» - почетный гость и на известном по всей России Фестивале «Адыгский сыр», который проводится масштабно в Адыгее более десяти лет. В подворьях районов республики мастера национальной кухни готовят наряду с блюдами с адыгейским сыром также традиционные блюда из адыгской тыквы. А сами подворья украшены плодами урожая текущего года как символом изобилия, роста и благополучия.
Свидетельство о публикации №223092101333