Новый газовый путь для России
Российская Федерация, безусловно, является одной из «нефтегазовых» супердержав современности. Основные группы влияния в стране существуют главным образом благодаря ренте, которая платится потребителями произведенной в стране нефти и газа. Поэтому Россия сегодня кровно заинтересована в сохранении нефтегазовой цивилизации и дальнейшем развитии нефтегазового сектора экономики страны.
Свидетельством тому служит то, что Правительство РФ распоряжением от 16 марта 2021 года №640-р утвердило долгосрочную программу развития производства СПГ. Согласно этой программе до 2035 года объём производства сжиженного природного газа (СПГ) в России должен увеличиться почти в три раза и достичь 140 млн. т. В документе были представлены различные мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности отрасли. В частности, предлагалось выровнять условия господдержки СПГ-проектов, реализуемых в одинаковых климатических зонах, проводить регулярный мониторинг строящихся крупнотоннажных производств. Также предполагалось разработать стимулы для геологоразведки в Арктике, что, как ожидается, позволит открыть новые месторождения. Особое место в программе было уделено развитию российских технологий. В первую очередь оборудованию, предназначенному для сжижения и очистки газа, специальных компрессоров, криогенных агрегатов, автономных СПГ-энергетических комплексов и интегрированных систем управления. Российским компаниям, которые могут производить такое оборудование, должны быть предложены меры господдержки. Важное место в программе занимает малотоннажное производство СПГ. Реализация проектов в этой сфере должно ускорить газификацию регионов, обеспечить энергией объекты, расположенные вдали от магистральных газопроводов.
Но необходимо учитывать тот факт, что ускоренное строительство СПГ-мощностей требует в обязательном порядке ускоренного наращивания мощностей для транспортировки СПГ до потребителей. Уже сейчас российским экспортерам СПГ понадобится порядка 75 газовозов, что обойдется им в десятки миллиардов долларов. Известно, что производством танкеров займутся на российском судостроительном комплексе «Звезда». Но с этим могут возникнуть сложности, так как предприятие столкнулось с проблемами в закупке судового оборудования в условиях санкций, а также отказом от сотрудничества южнокорейских партнеров, основных поставщиков узлов и агрегатов для газовозов. В результате чего приходится откладывать сроки сдачи в эксплуатацию заказанных газовиками танкеров.
Единственный выход в сложившейся ситуации – это создание полностью отечественного газового танкера. Крыловский государственный научный центр (КГНЦ, Санкт-Петербург) занялся разработкой программных документов для создания технической и технологической основы строительства в России собственного крупнотоннажного флота для Северного морского пути. По оценке директора научного центра, с учетом уже имеющихся в России наработок реализовать первый полностью отечественный проект газовоза можно будет уже через три года.
Будем надеяться на то, что отечественный крупнотоннажный флот будет создан в короткие сроки, хотя в этом есть серьезные сомнения. Однако основная проблема на сегодняшний день в том, что программа строительства СПГ-индустрии в России стартовала примерно на 10 лет позже, чем в странах конкурентах. За это время три крупнейших производителя сжиженного газа - Катар, Австралия и США - уже создали основу для своих индустрий и теперь ускоренно продолжают их наращивать, забрав «под себя» практически все свободные мощности по строительству - как терминалов сжижения-разжижения СПГ, так и транспортных средств доставки. То есть за то время, когда РФ будет создавать свой флот для транспортировки СПГ, что означает заниматься созданием того, что уже давно существует в мире и используется, конкуренты еще дальше уйдут вперед. И при этом еще далеко не факт, что мы на самом деле сможем быстро создать собственный флот. Судостроительная отрасль в России имеет массу проблем.
Я предлагаю создать новый газовый путь. Перевозить СПГ дирижаблями как принципиально новым видом транспортной инфраструктуры для доставки газа потребителям. Сама по себе эта идея не нова. Как рассказывали мне газовики, в Китае давно распространена практика, когда накачивают газом небольшие дирижабли и так транспортируют его в удаленные села. И в этих селах люди получают газ. Когда газ заканчивается, то дирижабль снова отправляется на закачку. И уже полным газом возвращается обратно в село. Удобно. Не нужно тащить трубы в горные селения. А люди с газом.
Так что технология использования дирижаблей для перевозки газа уже существует и работает. Ее просто нужно масштабировать и запустить в производства в необходимых для российской индустрии СПГ объемах. Можно создать воздушный поезд. Дирижабль-локомотив, который тащит на себе по небу наполненные СПГ цистерны. Основная проблема, на сегодняшний день ограничивающая использование сжиженного газа, это необходимость строительства огромных искусственных хранилищ, в портовых зонах, где исключительно дорогая земля. Поезд - дирижабль же привезет тебе СПГ куда угодно. Так что можно строить хранилища для СПГ в любом удобном месте для потребителя. А можно вообще не тратиться даже на хранилище. Сгружать цистерны с СПГ и пользоваться ими. А потом поезд-дирижабль будет их забирать, чтобы снова заполнить СПГ. Кроме того использование летающих газовых танкеров даст жизнь массе проектов по производству СПГ в районах отдаленных от транспортных магистралей.
Как создать новый газовый путь в условиях, когда дирижаблестроение в РФ давно заброшено и никаких промышленных мощностей под их производство фактически нет? На мой взгляд, основное преимущество нового газового пути в том, что летающие газовозы можно будет производить на базе авиационных предприятий. Их в России хватает и промышленных мощностей там незагруженных работой вместе с персоналом много. И замечательно то, что расположены эти предприятия в промышленных и научных центрах страны. То есть там сконцентрирован огромный промышленный потенциал, в том числе и нефтегазовая промышленность, и вся необходимая инфраструктура давно существует. Строить же новые верфи придется на побережье, тащить туда всю инфраструктуру и это еще не имея полной уверенности в том, что удастся создать отечественный газовый танкер. Может быть, я не правильно понимаю ситуацию, но у меня существует убеждение в том, что российские конструкторские бюро в авиастроении имеют значительно более успешную историю за своими плечами, чем судостроительные. Уж точно с задачей организовать производство летающих газовых танкеров, несмотря на большую техническую сложность проекта, они должны справиться, поскольку отечественная авиационная и космическая промышленность решала намного более сложные технологические задачи в своей истории.
Свидетельство о публикации №223092101428