Однокоренные слова

Обычно я разбираю слова (на мой взгляд, имеющие основу на чеченском языке) из текста, которые не связанные между собой, иногда привожу синонимы. На этот раз хочу привести примеры однокоренных слов и показать как, на мой взгляд, могли возникнуть суффиксы и окончания слов русского языка. Боль – бал – боль, недуг, страдания (бол – боль, недуг, страдания в р.п.). Болит – бал+lит – боль колющаяся. Наболело – ина+бал+лело – объединяющая, общая боль с которой живешь. Болезнь – бал+лезн – боль ноющая. Больница – бални+цlа – боли, страданий дом. Больной – бално+й – боль, страдания делают (больным). Болячка – бал+лечкъа – боль скрывающаяся (то появляется, то уходит). Болен – бал+ин – с болью. Заболевание – иза+бале+ван+и+йа – то, что больным делает это есть. Заболевший – иза+бале+в+ша – он больным является сам. Можно найти и основу слова – боль, чеченского – бал (боль, недуг, страдания) – ба+ла – то, что приходится терпеть. На мой взгляд, эти слова нельзя списать на случайные совпадения, дело в том, что в таких больших количествах совпадений просто быть не может, языков на земле не миллиарды (от фр. mille (тысяча) с суф. – ard, чеч. мелла+ард – возможное количество сделай, набери). Думаю, здесь напрашивается вывод, что у французов в древности, как и у многих других народов тысяча была самым большим (возможным) числом. Хочу порассуждать еще об одной тысяче, мне кажется, я знаю, каким словом в древности русские называли это число. В древнем Риме для обмена товарами использовались полоски драгоценных металлов, назывались эти деньги – Асс (на них не было надписей и они были разного веса), интересно, что на чеченском языке – ас – полоска, полоса (в словаре надо искать – аса, непонятно почему оно так пишется, лично я никогда не слышал такого произношения). Как я уже писал, думаю, такими полосками пользовались и чеченцы (эппиз – чlэп+из – плоская она, равнялась двадцати шай, у чеченцев двадцатичная система счисления). Сом (сто шай) – са+м – нет граней, имел уже округлую форму. Туьма (тысяча шай) – томма – толше, была просто в десять раз толще сома. Я лично вижу родство между словами «туьма» и «тьма» (тьма денег), думаю, у русских в древности тысяча было самым большим числом, а слово тьма использовалось для его обозначения. У иранцев туман (тот же туьма, просто чеченцы, как и арабы не произносят «н» в конце слова) равен десяти тысячам. Некоторые могут подумать, что я очень упрямый, раз продолжаю писать на эту тему. Знаете, у чеченцев есть такая поговорка: «Дуккху йиттан неl йелйалаз ца йисна» (Дверь, в которую долго стучались, неоткрытой не осталась). Вот я и надеюсь, что эта дверь откроется, что все люди, как и я, увидят корни слов разных языков на чеченском языке.


Рецензии