Глава-9 Профессиональный художник
В группе появилась новенькая, откуда-то перевелась. Да ещё Таней зовут, как тут Димку не вспомнить. Вижу, возле меня трётся, и всё при ней. Лучше Анжелки, явно. А я глаза поднять боюсь. А она не понимает, думает я скромный. Обхаживает, заговаривает. Ей точно уже сказали, что я женат, а ей наплевать. Всё говорит, мы люди творческие, мы люди творческие…. Типа, нам всё можно что ли? Эх, может и получилось бы у меня с ней, если бы не мой «чемодан без ручки». Видит око, да зуб неймёт. Надо же, на меня, на творческого человека, хомут надели, стреножили. А вообще, какого чёрта, я в монахи не нанимался. Женили насильно, так я теперь должен верность соблюдать? Вечером, когда все ушли, мы в аудитории, подперев дверь стулом, два часа, по полной оттянулись.
***
- Фтириаз, молодой человек, фтириаз. Ничего страшного, букета я у Вас не наблюдаю. Сейчас рецептик выпишу, следуйте инструкции, и всё за пару дней пройдёт, - врач сел за стол и стал что-то писать.
- Какого ещё букета? Это вообще, что за хрень такая? Это не хроническое?
Уже несколько дней я мучился от нестерпимой чесотки, притом в самых интимных местах. Чесаться хотелось нестерпимо, но на публике, в аудитории это выглядело очень неприлично. Я сидел на занятиях, стиснув зубы. Чтобы не делал, не помогало, а у матери спросить стеснялся. На четвёртый день твёрдо решил пойти к врачу.
- По-простому, молодой человек, это лобковые вши. В народе это называется на букву «М», ну Вы знаете. Заболевание, чаще всего передаётся путём беспорядочных половых связей, и иногда сопровождается другими болезнями, передаваемыми половым путём. Ну, Вы знаете, гонорея, сифилис, и дальше по списку. Кстати, Вы женаты? Жена не жалуется? Но, но, но, не надо, мне тут в обморок падать, садитесь, садитесь на стул. Ой, какие мы нежные. Вот, нашатырный спирт, понюхайте. Так, Вы женаты? О, вижу, вижу, женаты. Да не волнуйтесь Вы так, букета нет, легко отделались.
- Я с ней не живу, - едва смог выдавить я. Доктор не понимал, что бы меня ждало, если бы я Анжелу наградил. Сумасшедший её папаша, убил бы наверное, и закопал в огороде.
- Уверены? – не унимался врач, - а то приводите, посмотрим? Или, сами разберётесь? Вы же теперь грамотный. Кто герой-то? Кто с подарком пришёл, Вы, или она?
- Нет, это не жена.
- Ну да, обычно говорят, что в бане подцепили. Вы хоть, с разносчицей знакомы, или так? Если знакомы, то приводите. Ну, или сами объясните, чтобы она дальше не разносила. У Вас, вообще, один партнёр или больше? Неплохо бы, всех предупредить. Ну и ладненько, зовите следующего.
Всю дорогу назад я шёл пешком, чесался и думал, Господи, да за что мне всё это. Почему с другими ничего? У Димки сколько девок, почему только со мной, Мононуклеоз, Фтириаз, не выговорить мерзость какая….
А в институт нужно было идти обязательно, диплом на носу. Не успел осмотреться, Танька, тут как тут, улыбается, глазки строит. Неужели, у неё ничего не чешется. Вышли на коридор, она впереди идёт, попой вертит, неужели не в теме?
- Ну, что, - спрашиваю, - чешется?
- Ты же знаешь, что чешется, - отвечает и улыбается при этом, - пойдём, почешем, - говорит.
...Она что, совсем дура? Или у неё не чешется… Мне тут не до улыбочек.
- Ты понимаешь, о чём спрашиваю?
- Понимаю. Грубый ты, меня это заводит.
...Ну, точно дура. Поверить не могу, что она ничего не чувствует. Как это возможно?
- Тебе надо к врачу сходить, провериться.
- К врачу? Почему к врачу? Ты, хочешь сказать, что я ненормальная? Нимфоманка? Тебе что, плохо? Не нравиться?
...Ну, точно идиотка, улыбается она ….
- Ладно, мне нужно идти.
- Ну что я сказала? Подумаешь…
Ничего не понимаю, как такое возможно? Может, я не от неё набрался? В баню не ходил. Что за хрень? А что если у неё зачешется, и она на меня подумает? Ещё разболтает кому-нибудь.
***
Институт закончу, устроюсь на работу, и прощай колхоз, - я шёл из института занятый своими невесёлыми мыслями, - правда, с работой пока швах, что-то совсем ничего не просматривается. Не нужны нигде художники, как грязи их везде. Где только ни смотрел, и в проектных институтах, и в издательствах, там вообще всё по блату. Ой, чувствую, сошлют по распределению в район, учителем рисования. Впрочем, говорят, не должны сослать потому, что я женат и у меня ребёнок. Овца моя, тоже заканчивает, но у неё проблемы с работой нет. Папаша подсуетился, она будет их колхозным клубом заведовать. А мне куда? Лозунги для клуба писать? Плакаты, типа «Даёшь два урожая за один сезон!» Тесть, говорит, приобщайся к сельскому хозяйству. Ты же коммунист, говорит, найдём тебе работу. Нет уж, спасибо, работал я в колхозе, целый месяц. На всю жизнь хватило….
От невесёлых мыслей отвлёк громкий сигнал автомобиля, прямо за спиной. Я едва не упал от неожиданности. Что за хрень, я же по тротуару иду. Ещё и дверь открыл, ну я тебе сейчас.
- Эй, Здесь для людей, для машин, вон дорога!
- Димка! Я за тобой уже пять минут еду, а ты не видишь.
На улыбающейся во весь рот роже, узнаю знакомые очки. Димка, он опять преобразился, не узнать сразу. В пиджаке с галстуком, ну прям начальник. Любит пыль в глаза пускать. Я то знаю, что он никто, даже школу не закончил. Меня увидел, расцвёл, как майская роза, обниматься полез.
- Димка, ну как ты? Я так рад тебя видеть. Слышал, ты Институт Культуры заканчиваешь, женился, счастлив, наверное.
…Ишь, как поёт. Завидует, небось, неуч.
- Привет, давненько не виделись. Да, у меня всё замечательно.
- Ну, а работаешь над чем? Небось, уже на персональную выставку наработал. Не забудь пригласить, когда выставляться надумаешь.
- Ну, насчёт выставки, это пока рано. Не до этого было. Учёба всё время забирает. Теперь вот семья. Кто же их кормить то будет. А тут ещё общественная нагрузка. Меня ведь в партком избрали, отказаться не мог. Два года отрубил почти, но, всё же не выдержал. Так, мало того, меня ещё и старостой курса сделали. А сейчас вот, на дипломе я. Мама моя, уже тоже не молодая, помогать нужно. Так что с выставкой придётся подождать.
- Ну, ты крутой, понимаю, понимаю, уважаю! - Димка слушал открыв рот, - но я думаю, это только начало для тебя. Ты ведь ещё свой талант толком не задействовал. Институт закончишь, начнёшь писать, я ещё прославлюсь, что знаком с тобой был, что учились когда-то вместе. Эх, хорошее время было. Девчонок наших, помнишь?
- Какие девчонки, мне это ни к чему. У меня жена - красавица. А ты, не женился ещё?
- Да нет, куда там, не для меня это. Слушай, а ты уже распределился, в смысле работу нашёл? А то, давай к нам, посчитаем за честь.
Только сейчас я обратил внимание на Димкину машину, она была совершенно новая.
- А это, что за машина у тебя, отца что-ли? У вас, вроде, машины не было.
- Да ты что, у отца даже прав никогда не было, его шофёр возил, на служебной. А это моя, ласточка.
- Твоя? Это же деньжищи какие! В лотерею, что ли выиграл?
- Заработал, заработал! Ты вот ума набирался, а я пахал. Купил вот, думал, буду ездить на природу, на пленер. Только вот теперь не получается. Приходится по делам мотаться. Ну, так что, работа нужна? – Димка радостно суетился.
...Да знаю я твои дела. Погряз в халтурах, небось. Хочешь меня использовать, как раньше. Где же это такие деньги платят?
- А у тебя гараж есть? Где ты машину держишь? Не боишься, что украдут?
- Нет гаража, во дворе бросаю. Колпаки с колёс уже спёрли. Теперь жду, когда колёса украдут. Так ты не ответил, как с работой-то? Пойдёшь ко мне?
...Ах ты, индюк надутый. Я, к тебе? Наглец.
- Слышь, а если целиком украдут?
- Ну, украдут, и украдут. Другую куплю. Ты, чего на вопрос не отвечаешь?
...Другую купит. Неужели у него столько денег?
- Нет, не распределился. Думаю пока, может, на природе пожить, в деревне. Там такие красоты. Между прочим, Ван Гог тоже начинал в деревне.
- А на что жить будешь? Ведь, чтобы год творить, нужно на что-то жить, Может, давай к нам. Тусовка, атмосфера творческая, да и заработать можно.
… Да что же ты, как павлин хвост передо мной распускаешь? Не пойду я в твою бригаду халтурщиков.
- Спасибо, конечно, за приглашение. Но, нет, вынужден отказаться. Ты извини, я спешу, бегу на встречу.
- Очень, очень жаль, ну если вдруг передумаешь, мало ли что, позвони, я всегда рад тебя слышать. Вот, возьми, у меня визиточка есть, звони домой или на работу. Да, вот ещё что. Раз уж мы встретились, у меня к тебе просьба. Мы тут девчонку берём, выпускницу вашего Института. Раз ты там вхож во все кабинеты, спроси, пожалуйста, как она там. Ну, в смысле репутации. Должность хоть маленькая, но всё же, хотелось бы хорошего человека взять. Запомни, фамилия – Жердяева, Жер-дя-е-ва. Запомнишь, или лучше записать? Отзвонись, ладно?
...Ну, наглец, я ещё и девок для него подыскивать должен. Кем это он себя возомнил?
- Ладно, ладно, запомню, отзвонюсь, - я механически сунул визитку в карман. Звонить ему я не собирался, но не выбрасывать же визитку при нём.
Смотри, какой всё же Димка предприимчивый, - подумал я, когда остался один, - бригаду сколотил. Наверное, неплохо зарабатывает. Пиджак с галстуком для пантов надел. Интересно, а такие вот шараги, это законно?
Мне, как и в детстве, снова было больно думать про Димку, про маленькое пианино, про его шлюх, про сапоги офицерские, теперь вот ещё и про машину. Забыть, выкинуть из головы, он же мне жить не даёт…
***
На защите диплома всё пошло не так, как ожидал. Было скучно, рутинно, и серо.
- С технической точки зрения работа выполнена безупречно, - зав.кафедры живописи говорил нудно, как будто его заставили, - к композиции, как говориться, тоже не подкопаешься. Наше учебное заведение свою задачу выполнило, подготовило хорошего специалиста. Надеюсь, он сохранит высокий уровень и не уронит честь нашего института.
…И всё? Это всё, что вы можете обо мне сказать? Разве вы не видите, что моя работа здесь самая лучшая? Неужели нельзя прямо сказать? В душу плюнули! Нет, пусть он мне объяснит, что не так?
- Дмитрий, я Вас не понимаю, ведь всё же отлично. Диплом Вы получили, о нас, об институте, Вы скоро забудете, - зав.кафедрой явно скучал, разговаривая со мной, и ждал, когда я отстану, - если Вы чем-то недовольны, обратитесь в деканат. Ну, не знаю, к ректору.
- Ну что Вы, Вы неправильно поняли. Для меня, как художника, Ваше мнение очень важно. Вы же знаете, что автору самому трудно судить о своей работе, - я старался быть убедительным, и внимательно следил за реакцией старого хрыча. А он сразу не отвечал, выдерживал паузу. Видно размышлял, стоит ли отвечать.
- Ну, ладно, так и быть, - почесал бороду зав.кафедрой, - раз Вы так настаиваете. Вы человек молодой, может Вам помогут мои слова. Я наблюдаю за Вами с момента поступления. Ожидал от Вас чего-то особенного. У Вас ведь дар, от природы, талант. Вот только для полноты творчества чего-то не хватает. Если помните, я вам на лекции рассказывал о роли личности в искусстве. Для достижения высоких целей в искусстве, одного таланта мало. Нужны оба качества, личность и талант.
- Вы хотите сказать, что что-то не так с моей личностью?
- Да, именно это я и хочу сказать. Что-то с этим не так у Вас. Как же Вам объяснить-то. Сегодня Дмитрий, Вы профессиональный, дипломированный художник, гордитесь и радуйтесь.… Но, Вы не художник.
- Художник…, не художник…, что-то я не пойму.
- Вы, видели работы Адольфа Гитлера? Он, кстати, тоже был художником, если можно так сказать. В основном архитектуру, пейзажи рисовал. Всё напоминает студенческие работы, когда человек ещё не определился, и ни к чему ещё не склонен. Был ли он художником, как думаете?
Куда это он гнёт? Намекает, что я на Гитлера похож? Не дай бог кому-то такое скажет, прилипнет, не отмоешься,
- Уж не хотите ли Вы сказать, профессор, что мои работы на Гитлера похожи?
- Я бы сказал, что Вы талантливее. Но вот, что интересно, Ваши работы, особенно последние, тоже никакие. Куда придёте со своим талантом? Здесь всё определит личность Ваша.
…Тфу, старый пень, в душу наплевал.
Я шёл домой, ни диплом, ни бордовый нагрудный значок с гербом, украшенный лирой, пером и кистью, совсем меня не радовали. Что я маме расскажу, что я на Гитлера похож?
Мать суетилась на кухне.
- Дима, пришёл уже? Садись за стол, я супчик сварила гороховый, как ты любишь. Ты руки помыл? - не унималась мать, - тебе твой приятель звонил, просил позвонить обратно. Сказал, его телефон у тебя есть.
- Какой ещё приятель, нет у меня приятелей.
- Как же нет? Это же тёзка твой, Дима, вы с ним в училище учились. Мне кажется, хороший мальчик. Ты сам говорил, что он в госпитале тебя навещал. Мы с ним поговорили. Он интересовался, как ты. Я сказала, что диплом защищаешь, работу ищешь. Спросила, может он поможет.
- Что ты сказала? Что я работу ищу? Кто тебя просил? – про Димку я и забыл, и думать о нём не хотел. Месяц прошёл, с момента нашей случайной встречи.
- А что, он вежливый такой, видно тебя уважает. Сказал, что в Союзе Художников работает, я подумала, почему не спросить?
- Димка, в Союзе Художников? Когда же он успел…
- Не знаю, Димочка. Он не говорил.
- Да заткнись ты, я не с тобой разговариваю.
- Как не со мной, а с кем же? Почему ты матери хамишь?
- Отстань, не до тебя! – только сейчас я вспомнил, что Димка дал мне свою визитку. Где она?
- Дима, я с тобой разговариваю! Вернись за стол, потом позвонишь.
Обыскав все карманы одежды, нашёл маленький, уже успевший помяться и замусолиться кусочек плотной бумаги, на котором мелкими буквами было написано такое, что у меня в глазах потемнело. «Союз Художников, Заведующий мастерскими, заместитель директора Художественного Фонда…» и куча телефонов. Это что, шутка какая-то?
- Дима, суп остывает, - мамаша не унималась.
- Да заткнись ты, наконец, старая дура! Кто тебя просил с ним разговаривать? Я ненавижу его! Вы всю жизнь мне испоганили!
Мать в слезах выскочила из комнаты. Ой, зря я так….
Что же это твориться? Как, этот неуч, беспартийный, может такую должность занимать?
Я набрал телефон.
- Союз Художников, - ответил сухой, казённый женский голос, - алё, говорите, вас не слышно. Алё…
- А, Диму, можно? – растерявшись, промямлил я.
- Извините, Вы ошиблись, здесь таких нет…
- Диму Петрова…
- А-а, - на той стороне возникла пауза, - извините пожалуйста, его сейчас нет. Что передать, кто звонил?
- А когда он будет, я лучше сам перезвоню.
- Совещание скоро заканчивается, позвоните пожалуйста через час, он будет у себя.
- Спасибо, до свидания…
Это что же такое твориться? Как же я визитку-то сразу не посмотрел. Ну, как? Как он пролез? Неужели папаша толкает? Но его же выгнали давно, говорили, умер уже? Ни хрена не понимаю. А что ему надо, зачем он звонил?
- Союз Художников, - по телефону отвечал тот же голос.
- Здравствуйте, я сегодня звонил вам. Вы сказали, заместитель директора Худ фонда освободится через час.
- Минуточку, соединяю.
- Слушаю…, - голос был Димкин.
- Дима, привет! – я почему-то волновался.
- А, Димон, привет. Спасибо что позвонил. Ну как, ты узнал?
- Что, узнал? – не понял я.
- Про Жердяеву. Я просил тебя узнать.
…Тфу блин, я об этом совершенно забыл, и выяснять ничего не собирался.
- Да, конечно узнал, студентка Жердяева. Ну конечно, знаешь, репутация у неё не очень. Я подробности не выяснял, но что-то там не совсем. Если хочешь, я подробнее узнаю.
- Не надо, этого достаточно. Нам тёмные лошадки тут не нужны. А ты как, работу нашёл? Мать говорила, что работа тебе нужна. Ты не скромничай. Если надо, говори, я тебя порекомендую. Ну что, нужно или нет?
- Ты извини, не хотел тебя утруждать, работа конечно нужна. Спасибо, что спросил.
- Ну ладно, защищай диплом и приноси документы. Я тут почву подготовлю. Собственную мастерскую сразу не обещаю, их совет распределяет. Извини, мне бежать нужно.
Ещё час я приходил в себя. Он, разговаривал так, как будто мы до сих пор в казарме и он мой начальник. Да что же это твориться….
Свидетельство о публикации №223092101462