Этимология термина Кусары-Кусар

Речь здесь пойдет о названии города Гусар-Кусары в северной части современного Азербайджана. На счет значения данного термина имеются несколько версия такие как:
Якобы данное  названия связано с пребыванием здесь русского Гусарского полка...
Якобы название связано со словом Гус/Гуз,а это в свой очередь связан с др.туркским племенем
"Ойгузы"...
Якобы древний город был основан в честь Сасанидского правителя по имени Губат (Кубат)...
Якобы название связано с одним из больших Албанских племен как Кас,Касы,Каспи ...
Якобы название связано с арабским словом "Аль- Куасар".
Имеются и другие версия и предположения и т.д.
В источниках высказывается  предположение ,что -
наиболее вероятной считается  версия кандидата  исторических наук  Тамилы Халиловой, о чем же говорится в данной версии:
Этот термин якобы связан с арабским языком и термином как-"Аль -Куасар".
В 7в.в этих местах, бывшей Кавказской Албании появились арабы и основная их цел был распространения религии Ислама. Это уже другая история...
Одним  словом данный вопрос об этимологическом, истинном  значении данного древнейшего
термина до конца не выяснена и не разработана.
Посмотрим версию Аль-Куасар - так ли это на самом деле.                Скажем ,что с термином "Аль-Куасар и наш термин "Кусары" ни как не связан и к нему никакого отношения не имеет. Потому ,что это простое совпадение по форме произношения похожие друг на друга термины (Кусар, Кусары,Куасар,или даже Къуасар и т.д.). Эта народная этимология т.е."ложная этимология" и т.д.
Данный термин не является привнесенным извне, она принадлежит в широком смысле чисто Кавказо-Албано-лезгинскому языковому формату.(т.е.Кавказский формат).
Арабы здесь появились в 7в.однако - до арабов здесь на Кавказе и на юге Кавказа -получается,
данные  земли не были никем  освоены. Названия гор, рек, поселении и другие объекты оставались без названия... и им,  не было даны названия, местными коренными племенами и народами которые здесь жили спокон веков...(получается абсурдная ситуация ). И это совсем не похож на истину и т.д.(при этом не умоляя труды автора данной версии...)
Такое же положение связано и с другими версиями и предположениями  относительно данного термина и его первоначального происхождениями т.д.
По поводу этих и других ,версии и предположении можно ответить словами академика Б.Б.Пиатровского . /Кура-Аракская культура./
"Ни одна из  кавказских культур, ни до того, ни после, не достигла такого широкого распространения, как Кура-аракская. Отдельные элементы  этой культуры выявлены далеко  на юге -в Восточном Средиземноморье, в Сирии и Палестине." с.50.  АК. Не говоря уже  о самом Кавказе в целом и т.д.Вот с чего необходимо начинать свои исследования, если они имеются .
А также учитывать в  своих предположениях ,версиях и высказываниях  временные
отрезки т.е. давность лет-это так, подсказка на всякий случай и т.д.
Откуда появился термин Гусары? Первые гусары  появились около 1550 годах в Венгрии
И слово Гусары на венгерском языке означает "Летучий всадник". Как мы видим она не имеет ни какого отношения к Кавказу и народам Кавказа, тем более по - давности лет  т.д.
Однако вернемся к нашему термину Кусары-Гусары.
Данный термин на разных языках произносится по разному как:
На русском языке- Гусары, заимствованно из Европы Кусары.
На азербайджанском языке- Кусары, Гусар.
На лезгинском языке-Кц1ар,Кыц1ар.
Приведем некоторые слова связанные с этим древнейшим термином Кавказа как:
Изначально Гъуц1, Гъуц1ар,Гъуц1ар-сув, Гъуц1ар-кур, Кусар-вац,Кусар-чай, Кусар, Кусары,Гусар, Гусары,Косар,Кцар,Кц1ар,и т.д.
Гъуц1ар-сув -это название древней горы ныне святая  гора Шалбуздаг (Эренлар). Курушцы, которые живут на одном из отрогов данной горы его до сих пор называют -Эренлар (Эрен-Лар),что переводится как Эрен-имя святого человека и Лар это горный склонна по направлению на юг, в сторону Каспиского моря.(См.отделно на Проза.ру).
Теперь сделаем некоторые выводы:
1.Как мы указали на этих территориях в древности существовала Кура- аракская культура и
коренные народы и их языки восходят именно к этой культуре а интересующий нас термин относится именно суда. А точнее к  Теонимам лезгинского народа.
ТЕОНИМИЯ- вид мифонима, означающий имя собственное божества.
Теоним -это от греческого-"Бог",это собственное имя божества. Теонимия -изучает собственные имена богов. Теонимия -является разделом Ономастики ,которая изучает этимологию, историю
и использует имена собственных и т.д.В лезгинском языке встречается такие Теонимы как:
Ал,Алпан,Мен,Тар,Ген,(Гъен),Гъуц,Гъуц1,Гъуц1ар,Гугу,и т.д.До сих пор сохранились такие древнейшие языковые пласты слов и словосочетания как-Гъуц, "Гъуцарыз хый",Гъуцар-сув,Техицар и др.
Эти и другие слова и термины образуются благодаря мало продуктивному  суффиксу"Гъ,Гъуц"
(Гъ-  гъаминированная буква с черточкой на верху и т.д.)
(Гъ,Гъу,Гъуц,Гъуц1 Гъуц1ар и т.д.) Гъуц1-это имя божества ,бога горы (и дал.имя собственное).
2.Термин относится к древнейшим Антропонимам лезгинского и лезгинской группы народов.
АНТРОПОНИМИЯ- это совокупность т.е. собственных имен для именования человека в каком- либо языке. (от греч. человек + имя).
3.В подтверждения наших выводов мы находим  сложный термин на горе Ба, ныне Базардюзи,
как "Техицар",названия одного из больших ледников на данной горе.(АК.что означает "Мать
всех ледников". по версии автора и т.д.) Т1е-ХИ-Ц1ар-Мать-Хи-вода,в сотн.с лёд,Ц1ар-линия граница поверхности и т.д.
4.На протяжения веков термин Кусары претерпел ряд изменении. Например как:
Гъуц,Гъуцар, Кцар,Кыцар,Кц1ар,Кусар,Кусары,Гусар,(при смешении соответствующих букв) и т.д.
5.Термин"Кусары" одновременно является и топонимом , гидронимом и именем собственным
( т.е в древности именем божества) и т.д.
6.Как гидроним- Кусар-вац,Кусар-чай,или Кц1ар-вац,Кц1ар-чай- гидроним всегда как правило несет в себе древнейшую информацию, как и река Кура ,Куьрэ(Кир,Кур,Курум...)На берегах которого с древнейших времен жили первобытные люди из Кавказа и т.д.
7.На конец наш термин в измененной форме ничего не означает  = КЦ1АР =, кроме как -Линия,
или линия границы...(имеется в виду в горах).
А вот в первоначальном в неизменном форме как Гъуц1ар-она состоит из двух слов (Гъуц1-Ц1ар).
Гъуц в полной ,Гъу-в сокрашеном или в усеченный форме,означает  "Бог горы" (святая гора).
Ц1ар-это многозначное слово на лезгинском языке как: Линия, Граница, Тропа, Ряд, Слой и т.д.
Эти и другие слова как гора, горы, или вершины гор друг за другом и т.д.
В нашем случае речь  идет о горах и естественных  горных границах  таких как.
Линия горных вершин и т.д. (По направлению с Юга на Север):приведем названия некоторых гор.
Базардюзи. (Старое название Ба-сув),усеченное Ба-Баба(Дед,дедушка)В переносном смысле дедушка "Всех гор"...
Шахдаг .  (Старое название Кас-сув),по названии племени Албан Касы,Каспии.Гора Каспииев.
Ярудаг.  ( Старое название Ярыдаг),Красная гора.
Шалбуздаг.( Старое название Гъуц1ар-сув)."Гора богов"(Гъуц-божество,Ц1ар-линия,граница и т.д.
Возможно  естественные границы в горах или границы между  родственными племенами Кавказских Албанцев и т.д.(которые проходили по хребтам и водоразделам а также по долинам рек и т.д.) Вот куда идет древнейшие корни данного видоизмененного (по форме произношения)термина как- Кц1ар./Гъуц1ар-Кц1ар.
*Мы здесь  частично  придерживаемся мнения проф.М.М.Ихилова (1917-1998гг.)  историка, этнографа и кавказоведа "Народы лезгинской группы".Мохачкала.1967г. Он пишет ,что
топоним связан со  словом"Гуд сар"(Гьуд сар),что переводится с лезгинского
как"Господ"(АК. Бог, Божество, Всевышний.).
АК. Ошибка М.Ихилова в данном случае заключается в том что он не дошел до конца в своих выводах и остановился на данном термине,в узком смысле этого слова-"Гьуд сар",что 
переводится как-"Четыре могилы святых . В народе она имеет и другое значение как "Гъуц1арин сар",
более широком смысле, на подобии как"Гъуц1арин сув".В первом случае как Святые могилы четырех святых во втором случае как "Божественные святые"(в значении на- подобии Гъуц1ар)
но не Гъуц1ар. и т.д. Гъуцар ед.ч.Гъуц -вышедшие из моря...(З.Ризванов.Р.Ризванов.История лезгин .См.с.32.) и т.д.
Относительно мнения Карла Гана, также  поддерживаем  данное мнение с небольшими поправками.
* Мнения Карла Федоровича  Гана (1848-1925гг.)  российского кавказоведа ."Опыт объяснения кавказских географических названий" (Тифлис-1909г. с.91.)
Он пишет что термин переводится как "Отроги высоких гор",однако и он остановился на пол пути к истине ...
Он убедился ,что термин связан именно с высокими горами Кавказа, и с их названиями...
Гъуц1ар-Сув  -Гъуцар-это название бога Божества именно горы и гор и т.д. А "Сув" это древнее
название гор как сейчас "Даг". Топоним в действительности  связан с горами и горными массивами Кавказа. А он указывает на "Отроги высоких гор" это почти оно и тоже ,если не придирается к терминам и понятиям.
Что такое отроги? Отроги это географический термин, который означает сопряжение горного хребта с равниной или холмом или  другим ровными участками. По народному отрог -это кусок большой горы. Вот тут и возникают географические границы на лезгинском языке "ц1ар или ц1арар"-границы между горами и отрогами и т.д.
Как М.Ихилов так и Карл Ган не обратили особое внимание на такие понятия ,особенно в лезгинском языке. Без языкознания здесь было не обойтись. Им необходимо было перевести некоторые слова и термины на русский язык. Тога все стало бы на свои места, и в географическом плане тоже и т.д.
                ***
На это указывают  горы и естественные границы этих гор, как в Дагестане так и в Азербайджане такие как:
Базардюзи- высота= 4466м.географические координаты- 41-13с.ш.  47-51в.д.
Шахда- высота= 4243м.географические координаты- 41-16с.ш.  48-00в.д.
Ярудаг- высота= 4116м. географические координаты- 41-14с.ш.  47-56в.д.
Шалбуздаг- высота=4142м.географические координаты-41-19с.ш. 47-47в.д.
Они как бы выстроились в линию(ц1ар) с юга на север (точнее на сев-запад).На лезгинском языке линия и есть -"Цар,Ц1ар".На это указывает и приведенные  географические координаты и т.д.
Интересующий нас термин-топоним Г ъ у ц1а р - состоит из двух слов или частей как :
Гъуц1 и Ц1ар (Гъуц1+Ц1ар) .Гуц1-это  божество(имя одного из первых божеств ,которые вышли из воды. Имеется в виду выход на поверх воды при горообразовательных процессах на планете земля. Значит это горы и "боги гор"...в понимании первобытного человека и т.д.
Цар,Ц1ар -в лезгинском языке многозначен и имеет ряд значении как:
Ц1ар- лини граница.(не обязательно прямая линия)
Ц1ар- тропинка в горах
Ц1ар- ряд, слой.
Ц1ар ат1ун- отрезать линию
Ц1ар алат1ун-  обвести линию.
Ц1арар- мн.ч.ряды линии ,полосы, ряды скал или гор .                Ц1араб- в одну линию. и т.д.
***
В древней  Атропатене и Кавказской Албании первоисточниками отмечаются значительная
Храмовая собственность.
Феофан Митиленский /"Геноменось энтойс Албанос"/.
Храмовую  собственность. Не вдаваясь в подробности этой темы  скажем ,что в древне греческом языке ,кроме "хора" было  несколько слов для обозначения участка земли хора,
хорион, агрос, эргон и Гэ,(Ге,Гъен,Гъэ,Гъе,Гъен),что означало ,земля ,участок, двор .
В нашем случае Гэ,Ген,Гъен,-земля,участок,двор и т.д.
В тех же древне греческих источниках сообщается  сведения  о древне Албанской храмовой "хора" (именем хора обозначается сама  Кавказская Албания.
"Ести детос Албанон хорас кай Э Каспиана,7(64). Калантар А.А.(1884-1942гг.)Историк,археолог,этнограф.
Раскопки древнего Вагаршапата,Ереван 1953г. и т.д.
Что мы здесь имеем в виду .Что среди земель Кавказской Албании были  священные храмовые земли в том числе  и горы. Священные горы .
И на конец  древне албанская храмовая хора, характеризуется в тексте первоисточника как  общирная и хорошо населенная /" полэс  кай  эуандру" /67).В научной литературе  есть утверждения ,что в древней Кавказской Албании было несколько храмов.(69)и т.д.
*В нашем случае одна из священных гор и был Храмовая гора под названием Гуц1ар-Сув, он же
Эрен-лар, он же Шалбуз-даг.

*Читателям кто интересуется древностями Кавказа в терминах - советую для интереса прочитать
здесь на Проза.ру  История одного слов часть1.(01.06.2022г.)и История одного слова часть 2 (30.12.2022г.) в моем редакции).

Литература:
 М.Б.Бабаханов. Лезгинско - русский словарь.Махачкала.2019г.
АкимовК.Х.Словарь. Лезги-урус гаварган.Махачкала.2017г.
Пиотровский Б.Б.История народов  северного Кавказа с древнейших времен до конца18в.
Москва.1988г.с.50.
З.Ризванов., Р.Ризванов. История лезгин.Махачкала.1990г.с.32-36.с.49-50.
Нагиев Ф.Р. Нагиев Р.Ф. Народы и земли Албании Кавказской.Махачкала.2011г.с.71.с.103-104.
Седрединов А.К., Седрединов С.А.Народные термины кавказской Албании- современного Дагестана и Чечни. Махачкала.2016г. с.79-80.
М.М.Ихилов .Народности лезгинской группы.Махачкала1967г.
Карл Федорович Ган."Опыт объяснения кавказских географических названий".Тифлис.1909г.с.91.
Клантал А.А.Раскопки древнего Вагаршапата.Ереван.1953г.


Рецензии