Глава-20 Рука бога
- Танька? Ты знаком с Танькой? – не сдержался я.
- Не Танька, а Танечка! Мы к тебе в госпиталь приходили. Она просила её с тобой познакомить. Ну, вспомнил? Тоненькая такая, с фигурой классной.
- Помню, кажется, декольте глубокое…. Откуда она про меня знает?
- Ты вот что, разговор видно у нас с тобой последний, - Димка достал из буфета коньяк и две рюмки, - закуски, нет. Только минералка. Расскажу тебе напоследок всё, что я про тебя думаю.
- Я не пью, бросил.
- Ну, как хочешь, а я выпью. Мне нужно успокоиться.
- Может, не надо? – напьётся, ещё в драку полезет, подумал я.
- Может и не надо. Неинтересно, уходи, - Димка опрокинул рюмку.
Любопытство брало верх. Наполненная рюмка перед носом, гипнотизировала. Подумав, что мне тоже нужно успокоиться, выпил. Нервная трясучка прекратилась.
- Из училища, – продолжал Димка, - она знала о тебе из училища, куда я сдуру её сам и привёл. Она ведь невестой моей была. Я с ней в Питере познакомился, когда мы с нашей группой ездили на экскурсию. Ты тогда не поехал со всеми. Она тоже в художественном училище училась, у них там, при Академии. Там мы и познакомились, потом переписывались, перезванивались. Встречались, я к ней в Питер ездил. Влюбился, впервые в жизни. Потом она приехала сюда, вместе с дядей своим, искусствоведом, на какое-то мероприятие. Мы всё лето были вместе и решили пожениться. Но, я в армию загремел. Она снова приехала, я уже служил тогда. Когда я впервые повёл её наше училище показать, она твои работы увидела, и захотела с тобой познакомиться. Мне это было неприятно, она вела себя как те девки, что по тебе сохли. Познакомь, познакомь…
- О чём ты? Девчонки от меня шарахались как от прокажённого.
- Они просто боялись приблизится, ты же гений… Ходил, задрав нос.
Димка нёс пургу, а я понять не мог, зачем? Хочет задеть меня, побольнее.
- А потом началось, - продолжал Димка, - потерял я мою Танечку. Я тебя не виню, ты наверное и не знал об этом. Но я очень тогда переживал, да и сейчас вспоминаю. Танечка была самым лучшим в моей жизни.
- При чём тут я? Какого чёрта? Я её всего раз видел, - Димка нёс такое, что не налазило на голову.
- Во, во…, один раз всего. И всё, моя жизнь меняется навсегда, будь ты неладен. Помнишь, ты нарисовал её с голыми сиськами? Помнишь? Она этот рисунок домой отвезла, а там его её мамаша нашла. Родители орать стали, решили, что она голая кому-то позировала. Хотели рисунок порвать, а она не давала. В комнате у себя заперлась, от еды отказывалась. Обиделась на родителей.
- Откуда ты это знаешь? Ты что, там был?
- Нет, она по телефону рассказывала. Мы с ней часами болтали. Все деньги тогда истратил на телефон, одалживал, чтобы ей позвонить. Сказала, что любит тебя, а меня оставляет, и просит за это прощения. Вот так вот.
- Ничего не понимаю, я при чём? – врёт Димка, или нет? Я не мог взять в толк, зачем. Что за дурацкий спектакль он тут разыгрывает.
Дальше Димка пересказывал рассказ самой Танечки. Она так и сидела запершись в своей комнате, пока не пришёл тот её дядя-профессор. Точнее, он дядя не её, а её матери. Его у них в семье уважают. Совсем уже старик, за восемьдесят, но крепкий, и голова ясная. Искусствоведом в художественном музее работает, и продолжает читать лекции студентам. Родители пожаловались, что их дочка, в свои 17 лет, голая позирует неизвестно кому! Потому, что нарисовал её «некий матёрый мерзавец, явно старше её». Правдами и неправдами, Танечку, наконец, удалось вытащить из комнаты. Уговорили показать рисунок.
- Она красивая здесь, конечно, - сказала мама, - только вот рано, для таких рисунков. Ты ведь совсем ребёнок, много не понимаешь!
- Красивая?! – возмутился папа, - она здесь…, куртизанка! Малолетняя! Улыбка какая наглая! Это моя дочь, да мы оказывается, совсем тебя не знаем! Разве мы этому тебя учили?
Танечка горько плакала, а дядя молчал. И вдруг сказал,
- А я его знаю.
- Кого? - не понял папа.
- Парня этого, знаю.
- Вот что, - сказал папа, - она несовершеннолетняя, мы в милицию заявим на этого мерзавца. А откуда это Вы его знаете? Или он уже попадался?
- Интересно, поверить не могу, рука Бога? – отозвался дядя, продолжая разглядывать рисунок.
- Что? - не понял папа.
- Знаю я эту руку, видел среди студенческих работ. Ну-ка Танюша успокойся и расскажи всё сначала. Откуда этот рисунок?
- Парень в госпитале нарисовал, - объяснила Танечка.
- В каком ещё госпитале? – удивилась мама.
- В инфекционно-венерическом, в смысле в военном, - уточнила Танечка.
Маме стало дурно, ей дали понюхать нашатыря.
- Как ты туда попала? Почему ничего родителям не рассказала?
Маме накапали валерьянки, а Танечке пришлось объяснять, что она сама туда напросилась, чтобы посмотреть на парня – художника, и что её туда привёл его друг, и что встречались они во дворе госпиталя, на скамеечке сидели, и что там он её и нарисовал, по её же просьбе.
- Да, как же ты додумалась в венерический госпиталь идти? – не унималась мама.
- Мы не знали. Я же с Димой была. Госпиталь – военный, то, что там венерические сидят нам и в голову не приходило. Друг Димы уже выздоравливал. У него была редкая болезнь, с красивым названием - мононуклеоз.
- Красивое название! Почти го-но-рея! – вставил папа, и дал маме ещё нашатыря, чтобы она не упала со стула.
- Так он с натуры рисовал? При тебе? – пытался разобраться дядя.
- Раздеваться-то было зачем? – заплакала мама.
- Ничего я не раздевалась, просто он так нарисовал. Я его видела всего то полчаса, а рисовал он минут десять. Мы с Димой даже не видели, что он там рисует.
- Зачем же голой нарисовал? Позор! – не успокаивался папа.
- Дима сказал, что из хулиганских побуждений, - вытирала слёзы Танечка.
- Я бы на месте Димы твоего, набил бы морду ему! Наглец! – возмущённо шагал по комнате папа.
Дядя продолжал разглядывать то так, то этак поворачивая рисунок,
- Потрясающе, рука Бога!
- Что же вы заладили, дядя. При чём тут бог? Мальчишка гадкий! Интересно, кто его родители?
- Ну, вот что, послушайте-ка вы меня, - решительно взял слово дядя, - этот рисунок – шедевр. Такое я видел только один раз в жизни. Хотя через меня прошли сотни студентов, а мы в Академии бездарей не держим, у нас только самые лучшие учатся. Но такое воздействие изображения вижу второй раз в жизни. Танечка, ты храни этот рисунок. Не каждому дано повстречать гения. Сколько, ты говоришь, ему лет? Девятнадцать? Двадцать? Поверить не могу, какой прогресс, за каких-то пару лет…
- Да что особенного тут, чёрт возьми, что мы не понимаем? – вспылил папа, - мы ведь тоже, не лаптём щи хлебаем. Мы музыканты, между прочим, потомственные. И родители наши, царство им небесное, люди культурные были. Меня родители с детства по галереям таскали. Давайте без заумных лекций, что тут особенного?
- Да, посмотрите повнимательнее. Это же не ваша Танечка на рисунке. Девушка совсем другая, неужели не видите?
- Он сделал из нашей дочери куртизанку! Вертихвостку! Не при женщинах, я бы вам сказал!
- Ну, хорошо, с другой стороны подойдём. Только не перебивайте меня.
Давно известно, что живопись может вызывать глубокие эмоции, иногда очень сильные. Считается, что на картины нападают сумасшедшие, или желающие таким образом прославиться. Может и так, но почему-то, незнакомые друг другу люди, жившие в разное время, нападали на картины одного и того же автора, например Рембрандта? Ну а про историю с картиной Репина «Иван Грозный убивает своего сына», вы конечно слышали. На неё нападали дважды, тоже в разное время. Но, это лишь самые громкие случаи.
- Неужели Вы, дядя, всерьёз верите в подобную мистику? - удивился папа.
-Трудно не поверить. После первого нападения на картину, узнав об этом, хранитель галереи покончил с собой. Если нападавший был сумасшедшим, то хранитель, тоже сумасшедший?
Вы ведь, наверное, слышали, что Ислам, религия, запрещает изображать живые существа. Там сказано, что такие изображения могут обрести душу, а тот, кто это совершает, мнит себя творцом, в смысле уподобляется Богу. Мы конечно атеисты, но ведь не на ровном же месте возник этот догмат. Миллионы людей верят и соблюдают. Обратите внимание, сказано «могут» обрести душу. А что если условием для этого, является особый талант художника, невидимый простому смертному? И поэтому, лучше живые существа не изображать. Вы уж простите старика за вольное толкование, я просто размышляю. Но вот посмотрите на этот рисунок, непрерывная линия, одним движением, и вас так задело. Вас возмутил образ якобы вашей дочери. Вы даже не сомневаетесь, что она вот так раздевалась, так ведь? Вот в этом всё и дело. Вы поверили рисунку больше, чем собственной дочери. Он управляет вашими мыслями, владеет вами. Он это сделал за 10 минут! В рисунке гипнотическая сила. Вы все видите то, что он вам показывает, то чего на самом деле не существует. А вы верите, что это - настоящее, что это - есть. Понимаете?
Возникла пауза, все замолчали.
- Если вы будете спрашивать его, он ничего объяснить не сможет. Он сам не знает, почему так делает. Как будто в нем живёт некий демон, который вдруг просыпается и выходит наружу. Способностями по-настоящему воздействовать через своё творчество, наделены единицы. Вот как этот молодой человек. Я с таким сталкивался лишь однажды.
- Дядя, - Танечка называла дядей того, кто по сути был её двоюродным дедушкой, - Вы такую тут философию завернули. Мы говорим об этом дольше, чем он рисовал. Ему просто некогда было думать об этом. Может, случайно удачно получилось.
- Да деточка, гении они такие. У них не так, как у нас.
- Дядя, Вы его никогда не видели, и уже гением назначили, за одну только картинку, - снова засомневался папа.
- Ну, почему же, я видел его ранние студенческие работы. Кстати, сам он вряд ли знает, что он гений. Очень часто так бывает. Мы восторгаемся классиками, а их современники иногда такое расскажут... При жизни гении бывают очень злыми, и людьми бывают неприятными. Но, всё это забывается и по большому счёту значения не имеет на фоне того, что они оставляют нам. Посмотрите, как прекрасна эта девушка, сколько в ней жизни, как лукаво блестят её глаза. Смотрите, она сейчас что-то скажет…. Чёрно-белый рисунок, краски добавляет собственное наше воображение.
- Да, я бы согласился, но почему она голая? Зачем? Я после этой картинки, стесняюсь смотреть на собственную дочь.
- Вот именно, я об этом и говорю. Воздействие каково?
- Дядя, это - эффект порнографии. Не при Танечке будет сказано, животный инстинкт. Скабрёзные картинки!
- Танечка, ты бы вышла, тут взрослый разговор, - попросил дядя.
- Нет уж, я уже не ребёнок, - возмутилась Танечка, - я сама художник, вернее хочу им стать. Я хочу понимать! Пожалуйста, говорите при мне.
- Ну что родители, дочь выросла? Как думаете, можно при ней взрослые вопросы обсуждать?
Родители молча переглядывались между собой, не зная, как реагировать.
- Вот скажите честно, положа руку на сердце, что первое приходит на ум, какие эмоции, когда Вы смотрите на этот рисунок? Тот самый инстинкт, или что-то ещё?
Папа ответил не сразу, как будто не решался говорить при всех. Взглянув на Танечку, отвернулся, чтобы она не видела его лица, и тихо сказал,
- Восхищение! Восхищение, было первым, что я почувствовал. И ещё, грусть от того, как неумолимо и стремительно летит время. Совсем недавно, такой была её мать….
- Вот видишь, а ты, порнография! Карандашный рисунок, почти набросок, но каково воздействие… Кстати, он неслучайно показал её обнажённой. Это дополнение к её самоуверенному взгляду, как доказательство, красавица знает себе цену. Тут сильнейшее женское начало показано. Успокойтесь, это не ваша дочь. Это – искусство! Понимаете? И заметьте, несмотря на откровенность изображения, никакой пошлости. Потрясающе! Рука Бога! Ох, как хотелось бы увидеть его зрелые работы, которые он ещё напишет. Жаль, не доживу, наверное.
- Я не хотела говорить, при родителях, а то меня снова запрут, - покраснев, сказала Танечка, - но, когда он рисовал и смотрел на меня, мне показалось, что это был кто-то другой. я вся оцепенела, не могла пошевелиться. Казалось, он меня контролировал. Если бы он сказал раздеться, я бы разделась прямо там.
- Да что же это такое, ты кого воспитала?! – снова возмутился папа, глядя на маму.
- Танечка просто влюбилась, такое бывает, - успокоила мама.
- Ну вот, я так и знала! Нет, мама! Ты не понимаешь, это другое! А кто был первым, кого Вы встречали до этого? Расскажите, дядя.
Свидетельство о публикации №223092101504