Неотвратимые изменения к лучшему. 2
«ПОЧЕМУ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ НЕПРОСТО?»
О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно -
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. Давно
Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне...
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.
Иван Бунин
В чем счастье? В жизненном пути
Куда твой долг велит - идти,
Врагов не знать, преград не мерить,
Любить, надеяться и - верить.
Аполлон Майков.
«Счастье — это дар, и хитрость заключается не в том, чтобы ожидать его, а в том, чтобы наслаждаться им, когда оно приходит». Чарльз Диккенс
С 2013 года, Международный День счастья отмечается повсеместно 20–го марта, в день весеннего равноденствия. И хотя все мы очень разные, но нас объединяет стремление к счастью, пусть каждый и понимает его по-своему, и хочет только чего-то своего, для себя.
Счастье – это всегда в какой-то степени волшебство, потому что возникает в душе непонятно откуда, неизвестно почему и кто знает, надолго ли. Оно - мимолетно, большей частью непредсказуемо и в высшей степени желанно. Только вот оно, счастье, мне кажется, любит тех, кто готов раскрыть душу для встречи с ним, замирая. Что-то просчитать, наметить или создать специально получается вряд ли, потому что оно – такое же чудо, как сама жизнь. И дается не каждому.
Но насколько все мы ценим и счастливы от того, что родились? То, что просыпаемся каждое утро, полные планов на день, или в заторможенном состоянии, негодуя на судьбу. Здоровые и полные сил, предвкушающие цепь судьбоносных событий, или больные и ругающие все и всех, а прежде всего самих себя и свое самочувствие, и гору несчастливых событий, свалившихся на нас в один момент. Целеустремленные и активные, приступающие к кардинальным преобразованиям своей жизни или заторможенные и равнодушные, привыкшие к заведенному распорядку и даже не помышляющие о чем-то другом. Разве мало причин, по которым мы можем быть чем-то недовольны даже в солнечное весеннее утро просто от того, что хотелось одного, а получается по-другому?
Правда, то, что большинством людей воспринимается как данность, совсем не является очевидным подарком для некоторого меньшинства. Для тех, чья жизнь от рождения наполнена борьбой за выживание и свое место в этом мире. Для тех, кто отвоевывает свое право быть, каждодневной кропотливой и изматывающей работой над своим телом, просто, чтобы заставить его делать то, что для обычных людей кажется естественным.
А если еще и общество критически настроено к инвалидам, то их жизнь оказывается совсем невыносимой. Еще в 1729 года, в Англии, к людям с физическими недостатками могли применяться наказания. Позже, с 1867 по 1974 в некоторых городах Соединенных Штатов Америки действовал так называемый «Закон об уродах» («Ugly Law»). Запрещавший, например, в Сан-Франциско в 1867 "любому человеку, который болен, искалечен, изуродован или деформирован каким-либо образом, чтобы представлять собой неприглядный или отвратительный объект, выставлять себя на всеобщее обозрение". И ветеран вьетнамской войны, потерявший там большую часть слуха, Ричард Кит Пиментель – защитник прав инвалидов, и его друг Артур Ханимен, рожденный с церебральным параличом, в частности, были сторонниками принятия в 1990 «закона об американцах с ограниченными возможностями», запрещающего дискриминацию по признаку инвалидности.
Кто-то может сказать, что если человек болен, или инвалид, то он никогда не будет счастлив, но есть много примеров того, что это не так. Один из самых известных примеров непоколебимой стойкости и недюжинной силы духа, это - Ник Вуйчич, австралийский писатель, мотивационный спикер, меценат, человек, родившийся без рук и ног, рассказывающий другим, как найти свое место в жизни несмотря ни на что. Ему очень повезло, что сразу, с рождения, его родители не только от него не отказались, но и сделали все, чтобы жизнь Ника была полноценной. Хотя это ни тогда, ни сейчас не было простым. Когда в возрасте 10 лет Ник захотел совершить самоубийство, то его остановила мысль, что его родители очень расстроятся, если его не станет. Сейчас Ник – счастливый муж, отец четырех здоровых детей, и очень обеспеченный человек.
Рубен Гонсалес Гальего, российский писатель и журналист испанского происхождения в своей книге «Белое на Чёрном» написал: «Я — герой. Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног — ты герой или покойник. Если у тебя нет родителей — надейся на свои руки и ноги. И будь героем. Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой, — всё. Ты обречён быть героем до конца своих дней. Или сдохнуть. Я герой. У меня просто нет другого выхода». Оказавшись после рождения в Новочеркасском доме-интернате для инвалидов и престарелых, Рубен всегда говорит: «Мне не повезло в жизни только один раз - я родился. А всё остальное время мне тотально везло».
Сакинат Магомедова из Дагестана, девушка без рук, которая водит машину, пишет, делает макияж, стрижет, ест, стреляет из лука, и все это - ногами, рассказывает: «Очень многие находят себе оправдание… ничего не делая. Не хотят ни спортом заниматься, ни работать, поэтому хочу сказать.… Человек должен чем-то заниматься, как-то развиваться, что-то для себя делать, и не только для себя, и для окружающих. Молодежи хочу сказать, пусть все двигаются в спорт, потому что спорт, это – сила…Не надо никогда себе находить оправданий, просто надо двигаться и идти к цели, и каждый человек может добиться своего». Сакинат, пример стойкости и силы духа – воспитывает двоих детей и является 6-кратной чемпионкой России, 3-кратной чемпионкой Европы и 2-ной мира по паратхэквондо, успевая помогать и другим людям.
Итак, у всех этих людей, есть четко известный и понятный им смысл жизни: выстоять, не сломаться, преодолеть свою беду несмотря ни на что, и попытаться стать счастливым. И таких примеров множество, людей получивших целевую установку выжить, просто потому что это с первого дня их жизни является подвигом. Конечно, после таких исключительных примеров силы воли, жизнелюбия и стойкости духа, свои каждодневные проблемы начинают казаться малозначительными и не стоящими внимания.
А что же мы, обыкновенные люди, рождающиеся в разных семьях, при различных обстоятельствах, что должны делать мы, чтобы понять, как нам, от рождения получившим, и не ценящим, преподнесенный нам дар – жизнь, быть счастливыми?
И тут я бы хотела процитировать гонконгского актера кино, каскадера, кинорежиссёра, кинопродюсера, сценариста Джеки Чана, который когда-то услышал мудрые слова: «Твоя сложная работа – мечта каждого безработного, твой непослушный ребенок – мечта каждого бездетного, твой маленький дом – мечта каждого бездомного, твой небольшой капитал – мечта каждого должника, твое неважное здоровье - мечта каждого больного неизлечимой болезнью, то, что Всевышний скрывает твои грехи от глаз людей, мечта каждого опозоренного своими грехами»…
А потом на TED-е я услышала замечательное выступление Bel Pesce, бразильского предпринимателя и писательницы. Она говорила о том, что счастье, это не покорение каких-то высот, но сам путь от одной вершины к другой. И совершенно неправильно думать только о том, что будет там, на горизонте, когда-то в манящей дали, забывая о повседневном настоящем и просто проматывая каждый день как неинтересный или недостаточно продуктивный. В основном все, кто на последнем издыхании все-таки залез на эту самую вершину, оставив позади себя уйму усилий и тонны нервных клеток, чувствовали себя обманутыми и опустошенными. Потому что там, на вершине все заканчивалось: терялся весь смысл этого ежедневного напряжения и преодоления себя, не предполагая ничего впереди взамен.
И я полностью с ней согласна, что только этот ежедневный процесс полного погружения в жизнь и проживания каждого настоящего момента «здесь и сейчас», это – единственно возможная способность для нас, таких разных, быть счастливыми даже тогда, когда другим это кажется невозможным. Потому что как когда-то сказал французский политический деятель, писатель и мыслитель Франсуа де Ларошфуко, «счастье – это не станция назначения, а способ путешествовать».
Одна моя хорошая знакомая, архитектор и историк искусства Александра Шейнер с которой мы специально встретились, чтобы поговорить о счастье, вспоминала, что в детстве расспрашивала всех своих родных, всю свою крепкую, здоровую, уважающую друг друга счастливую семью, что для них значило быть счастливыми.
«Спросила маму, папу, бабушку, дедушку, и первое, что удивило, на лице такая растерянность: "Надо сказать что-то умное, и видишь сразу движение мысли на лице, человек как бы собрался, и произносит какую-нибудь замечательную, хорошую фразу, например: когда тебя любят и понимают. И звучит классно, записываешь прям. Интересно, что разного поколения люди, они ответы берут еще из контекста своей эпохи. Они впитали какую-то установку общества, транслируя то, что на слуху: счастье быть пионером, комсомольцем. Но из того, что я перебирала, мне, как ребенку очень понравились ответы моей мамы, она все время меняла мнение, описывая разные вещи. И для себя тогда, в 10 лет, я поняла, что счастье - это действительно очень временное понятие. То есть, мама говорила: «О, это когда твои дети поступили в художественный лицей», или «Приехать в Рим и плакать», или «Подняться на Эйфелеву башню». То есть, были какие-то действия – глаголы, вещи конечные, но эмоционально окрашенные».
У меня самой из недавнего пережитого, и нельзя сказать, что бы очень длительного, но какого-то совсем необычного, какими-то вспышками вспоминается: выехала я из дома на велосипеде. Очень торопилась, опаздывая… и попала под дождь. И хоть ехала в дождевике, но дождь становился все сильнее, прожорливее, затекая под капюшон на спину, и сильно намочив шорты. Остановилась я в какой-то подворотне, далеко зайти в туннель было невозможно, он был перекрыт железными воротами, ну, а мы все: два офисных работника в строгих черных туфлях, девушка в открытых босоножках на большой шпильке и я, с велосипедом нашли там убежище. Постояли, подождали, а ливень все сильнее. Пешеходная улица все стремительнее наполняется водой: сверху струи бьют, как заведенные, снизу прямо потоки бурлить начинают, закручиваясь в воронки, и мы все плотнее жмемся к воротам, так как уже и здесь под укрытием, косой временами дождь сильно так нас прикладывает.
Вдруг один из парней как-то в своих ботиночках начинает совсем уже неуютно топтаться, и почему-то пятится наружу. А снизу, по земле со стороны туннеля нашу обувь из-под ворот накрывает водяная струя. Кончается тем, что уже оба парня больше жмутся к стене дома с внешней стороны, в своих на тоненьких подошве абсолютно, судя по всему, мокрых ботинках. Мы все стоим в огромной луже, и, в принципе уже и непонятно, а точно ли это укрытие так хорошо защищает нас от стихии. Девушка, вздохнув, и в очередной раз, посмотрев на свои мокрые голые ноги, прощается, и, распахнув бесполезный зонтик, решается пойти к ближайшей станции метро.
А я, я понимаю, что куда-либо я сегодня вряд ли попаду, так как приехать туда промокшей до…, ну как-то совершенно не вариант. И я тоже выхожу/выплываю под разгневанное серое небо навстречу приключениям. Почему я в главе о счастье описываю этот мимолетный эпизод? Потому что в тот момент, сев на велик, я трогаюсь в воде под …водой. Я пересекаю колесами огромные, свивающиеся местами в воронки буруны, и уворачиваясь от водопадов брызг из водосливных труб со зданий, я прорываюсь, «проплывая», через кажущимися опасными в этом стихийном бедламе, водяные препятствия. И это все настолько неожиданно и никогда раньше на этой, с детства известной улице незнакомо, что я только ускоряюсь и кричу «Йо-о-хо». Я – в воде по голень, под шквальным дождем на велосипеде, под мокрым небом, сама тоже мокрая и да, похоже, счастливая. Пусть мгновенье, два… Но Боже мой, да, похоже на то. «Йо-о-о-хо-о!!!» Правда, честно скажу, повторный такой опыт, наверное, будет лишним, но в тот вынужденный момент, да, я была счастлива под этой разбушевавшейся стихией.
«Поэтому мне кажется, когда, мы говорим о счастье, то там «вилка»: можно уходить в эмоции, и счастье описывать, как чисто эмоционально-окрашенную вещь. А есть понятие ценности жизни, то, что люди подразумевают либо о своем смысле жизни, о своем призвании, и своей реализации в этом, что я живу не напрасно, и вот что-то глубокое», - Александра Шейнер.
И когда оказывается, что вопрос счастья, еще и тесно связан с вопросом смысла жизни, и на эти темы вместе и по-отдельности написаны сотни, и даже тысячи книг, а темы продолжают оставаться актуальными, то… Встает непреодолимый по своей важности вопрос определиться, наконец, с тем, что же это такое – смысл жизни? И изучая вопрос, я в конце концов, поняла, что, во-первых, он - неисчерпаем. Так как помимо, так скажем, отцов основателей, сформировавших какое-то мнение и размышляющих об этом, всегда находился кто-то, кто, посвящая свою жизнь изучению этой темы, затем основывал философские школы или течения, которые могли быть прямо противоположными тем, которые до этого признавались общепризнанными.
Потому что, если в долгосрочной перспективе счастье, это – наполненная смыслом жизнь, то тут надо определиться с тем, в чем этот самый смысл заключается. Хотя на основании исследований, проведенных американским социальным психологом Роем Баумайстером, им было доказано, что «осмысленность и счастье зачастую взаимно исключают друг друга».
Итак, может быть смысл у каждого человека свой, или это то, что человек захочет в него вложить, или кто-то другой лучше знает, что нам нужно? Наш гениальный писатель Лев Николаевич Толстой в конце концов пришел к тому, что смысл жизни заключается в вере. А французский философ – экзистенциалист Жан – Поль Сартр полагал, что его, этого самого смысла, просто не существует, а каждый человек ищет его для себя сам. Великий немецкий писатель, мыслитель и философ Иоганн Вольфганг фон Гете, находил смысл жизни в ней самой. А финский философ Фрэнка Мартела в книге «Wonderful Life. Размышления о том, как найти смысл жизни» прямо призывает к тому, чтобы даже не сомневаться: «со смыслом или без, в жизни есть смысл». Эмили Эсфахани Смит, философ, психолог, писательница, в своем бестселлере «Сила смысла. Создай жизнь, которая имеет значение» пишет, что по ее мнению: «Четыре опорных принципа, на которых держится смысл жизни: сопричастность, цель, рассказывание историй и трансцендентность». А еще были Платонизм, Неоплатонизм, Пифагореизм, Скептицизм, Аристотелизм, Цинизм, Киренаизм, а затем Кантианство, Улитаризм, Нигилизм, Прагматизм, Теизм, Экзистенциализм, и наш гениальный русский писатель Федор Михайлович Достоевский считается одним из основоположников этого течения, основным постулатом которого считается, что человек сам волен решать свою судьбу и наделять ее смыслом. А еще Посмодернизм, Пантеизм, многие другие направления.
Во-вторых, и тут я продолжаю то, что как-то очевидно бросается в глаза при изучении данной темы. А именно, что удивительным образом, люди, поддерживающие предыдущие воззрения и научные теории, меняли свои взгляды и с готовностью поддерживали другого автора, в зависимости от того, что в это время происходило в их стране и мире. Соответственно подстраивая и свой смысл жизни, если они о нем задумывались, под современные, так скажем, установки. В Советском Союзе заветы Владимира Ильича Ленина изучали в школах и институтах, вместе с такими дисциплинами, как политэкономия и научный коммунизм. Позже пришла Перестройка, и биполярная система мира изменилась, а дальше, дальше все развивалось с небывалой прежде скоростью. И то, что прежде казалось невозможным и непредсказуемым для обыкновенного обывателя: Интернет, мобильные телефоны, соц. сети, электрокары и 3-D печать ну, в общем, много всего того, теперь уютно обосновалось в нашей жизни. И естественно, цели и смысл жизни пришлось адаптировать к нынешнему периоду, в котором все мы оказались.
И мы не можем отрицать, что тот мир, который видели и представляли себе философы и мыслители Античности, Средневековья, Возрождения, Эпохи великих географических открытий, Реформации, Просвещения, Эпохи промышленного переворота, Новейшей истории... Века, наполненные верой в Пантеон Богов или в Богов монотеистических религий, заставляли умы и души величайших людей того времени мыслить в направлении, совершенно отличном от размышлений современного человека. Пифагор, Конфуций, Платон, Аристотель, Сократ, Эпикур, Зенон Ситийский, Авиценна, Фома Аквинский, Мишель де Монтень, Вольтер, Джереми Бентам, а позже Эммануил Кант, Фридрих Ницше, Альбер Камю, Жан – Поль Сартр, Серен Кьеркергор, Артур Шопенгауэр, Виктор Франкл и многие другие, все они посвятили свою жизнь размышлениям над тем, что составляет смысл человеческой жизни и есть ли он вообще.
Эрих Фромм, немецкий психолог и философ в книге «Человек для себя, исследование психологических проблем этики» писал: «Однако современный человек чувствует себя все более обеспокоенным и озадаченным. Он трудится и борется, но одновременно осознает тщетность своих усилий. В то время как его власть над материальным миром значительно возрастает, в личностной и социальной сферах он ощущает бессилие. Создавая новые и более совершенные средства овладения природой, человек оказался запутавшимся в сетях этих средств и утратил понимание цели, единственно дающей им смысл, – самого человека. Став хозяином природы, человек превратился в раба созданной им же самим машины».
Архитектор и историк искусств Александра Шейнер, продолжает: «В европейской концепции мы так реально и живем: что есть мы, а есть – идеал. Он, к сожалению, постоянно подменяется…и я это поняла на истории архитектуры. Потому что, например, при взгляде на мир, в европейской культуре считается, что мир - в хаосе, и его нужно привести в порядок. И дальше уже можно придумывать новые правила порядка, можно менять эти идеалы, говорить, что красива Готика, а потом, что красиво Возрождение, а потом Возрождение уже не красиво, а красиво Барокко, а потом хорошо, это – Классицизм… И происходит бесконечная замена, потому что люди отсоединили себя от чего-то реального, телесного и переместили все в область сознания».
В-третьих, как оказалось, если мы говорим о смысле жизни или других различных научных теориях, то всегда находились люди, которым было как-то не до этого, потому что перед ними просто стояла проблема выживания. И вопросы о смысле жизни возникали тогда, когда не было необходимости бороться за решение каждодневных вопросов: где спать, что есть, во что одеваться, чтобы закрыть все базовые потребности и хотеть чего-то большего. И если взять простой пример, когда голый человек рад любой одежде, прикрывающей наготу, то человек, у которого решен вопрос с доходами, может часами стоять перед набитыми вещами шкафом, считая, что одеть нечего, а жизнь – она просто ужасна! И в то же время, удовлетворение базовых потребностей несет новые проблемы и головную боль, так же как и неисчислимые варианты дальнейших вероятностных событий. А простой пример, когда сладко спящий бездомный, лежащий в неудобной позе на земле или деревянной скамейке, и в это же время, мучающийся от бессонницы в мягкой постели гораздо более удачливый и обеспеченный человек, хорошо иллюстрируют мою мысль. И так во всем! Рабовладельческое общество, феодальный строй, крепостное право, вряд ли простые люди, массовые участники тех веков когда-либо задавались вопросом о счастье и смысле жизни, потому что просто им было как-то не до этого.
Как вывод получается, что надо заниматься собой, своей жизнью, тем, что приносит радость именно вам. Потому что гуру, на которых все мы хотим опираться, тоже могут/могли ошибаться, так как очень зависят/зависели от своей эпохи, социального положения, образования, типа личности, и многих других критериев. И известный пример с мостом, эту мысль этой очень хорошо иллюстрирует. Представьте себе длинный, многокилометровый мост и настроение трех людей, двигающихся по нему. У одинокого путника, идущего по мосту при палящем солнце или под дождем; у пассажира автобуса, в духоте и в поту, пересекающего этот же мост на одной ноге, поджав вторую, так как в автобусе ее просто некуда больше поставить; и у пассажира легкового автомобиля, мчащегося по тому же мосту на приличной скорости под приятную музыку при включенном кондиционере? Да, все верно, настроение у всех будет разным, а потому, часто в силу определенных, не зависящих от нас обстоятельств, в таком вопросе, как смысл жизни, прежде всего, нужно слушать самого себя и свое сердце. Потому что мы сами знаем, что нам нужно и именно мы придаем смысл всему, что делаем.
А потому можно просто не задумываться на эту тему. Ведь, в конце концов, смыслом жизни может быть что угодно, если это заставляет нас подскакивать по утрам в предвкушении сказочных возможностей, разворачивающихся перед вами. А еще, в Интернете, я как-то наткнулась на Закон гармонии: «Для полного счастья нам все время чего-то не хватает. Довольствоваться малым нелегко, но труднее всего довольствоваться многим. Можно приобрести весь мир и потерять свою душу. Мы часто ищем гармонии вовне, а не внутри. В то время, как все, нужное нам для счастья, находится внутри нас. Найти себя, принять и полюбить себя означает обрести гармонию».
Но если все-таки попытаться назвать наиболее вероятные ситуации, которые могут помочь понять, как же это все-таки – быть счастливым и находить смысл в том, что мы делаем, и как можно «поймать» это состояние?
И первое, что тут же приходит в голову, а, может быть, это - проще простого, и счастье, это - семья, дети, внуки?
В свое время мой, проживший 90 лет, папа, Разницин Михаил Алексеевич, необыкновенно талантливый инженер, кандидат технических наук и обладатель более 20 патентов в станкостроении, при этом писавший стихи и рисовавший картины, сказал:
Спасибо, Господи, что я живу на свете!
Спасибо, Господи, что у меня семья!
Спасибо, Господи, что у меня есть дети,
И что жена все так же чувствует, как я!
Здоровьем (тьфу-тьфу-тьфу) меня ты не обидел,
И, видимо, чуть-чуть, талантом наделил:
За свой короткий век я многое увидел,
И даже кое-что немногое свершил.
О, Боже, дай мне сил по-прежнему трудиться!
О, Боже, дай мне срок всех внуков перечесть!
О, Боже, сохрани, не дай любви забыться!
И я поверю, что ты все же где-то есть!»
И моя, не менее замечательная мама, Жанна Борисовна, историк и искусствовед, и очень эрудированный человек всегда была полностью согласна
с папой. Они прожили вместе почти 60 лет, полных любви, уважения, взаимопонимания и поддержки.
Роберт Дж. Уолдингер, американский психиатр и психоаналитик руководит Гарвардским, самым длительным (с 1938 года) исследованием взрослой жизни, наблюдая за учащимися престижного Гарвардского колледжа и подростками из бедных районов Бостона «с подросткового возраста до старости» чтобы «увидеть, что же на самом деле делает их здоровыми и счастливыми»? Он говорит, что «около 60 из наших первоначальных 724 участников до сих пор живы и участвуют в проекте, большинству их них за 90. Я четвёртый руководитель проекта».
И три основных вывода, которых, можно сделать из этих исследований звучат так: 1) «люди, у которых сильна связь с семьёй, с друзьями, с обществом, счастливее, здоровее физически, и живут они дольше, чем люди, лишённые общества других людей»
2) «дело не в количестве друзей и не в том, есть ли у тебя постоянная пара, а в качестве этих отношений с близкими людьми… А жизнь в хорошей, душевной обстановке является для нас защитой»
3) «хорошие отношения защищают не только наше тело, они защищают наш мозг».
То есть, этот 85-летний эксперимент подчеркивает то, что «Одиночество оказывает негативное физическое воздействие на организм. Оно может сделать человека более чувствительным к боли, подавить иммунную систему, ослабить функции мозга и нарушить сон, что в свою очередь может сделать и без того одинокого человека еще более усталым и раздражительным». (Роберт Уолдингер и Марк Шульц, статья «Крупнейшее исследование определило основной аспект благополучия»)
Ну, кто-то может со мной не согласиться и чтобы не заморачиваться, сказать, что счастье – в приятных мелочах, и, возможно, будет прав:
«Это - счастье! Каждое утро собирать с дерева яблоки, аккуратно снимать их, тчтобы дом наполнился их ароматом и каждый входящий восклицал: «Ах! Какой божественный запах!» Каждое утро наслаждаться ощущением единства с природой и испытывать благодарность за то, что это есть. Утром яблоки покрыты как бы испариной, ночи холодные, а днём +20. Разве это не благодать? Спасибо за это счастье и великолепие!», это написала моя одноклассница Анечка Мирошникова, архитектор и потрясающая художница.
А у меня, про мелочи жизни и счастье в них: еду я как-то домой, а впереди еще час, полтора мне вырисовывается, а уже устала я очень. День был тяжелый: физически, но главное – морально. Чувствую я себя, как, ну про лимон все знают, а я, наверное, себе представляюсь, как родник обмелевший. Слабый ручеек, еле, еле по камешкам побулькивает, совсем стремясь пересохнуть. Вспоминаю я все детали прошедших часов и так мне тягостно и тоскливо, потому что еду я с кладбища, и ничего меня не радует. К тому же ела я рано утром, а уже часа 4, и рюкзак тяжеленный меня совсем к земле тянет. И чтобы как-то отвлечься, я решаю зайти в кафе перекусить, ну, и захожу. И все серо кругом кажется, и бутерброды с сэндвичами, и кофе с чаем, и шоколад с карамельками. Потому что как-то все, несмотря на разнообразие, обилие и красочность, для меня сейчас выглядит привычно и скучно, и видено не раз. В общем, кладу я рюкзак на ближайший стул, сажусь за столик, откусываю сэндвич, и отпиваю чай, и никуда не тороплюсь, тупо уставившись в одну точку. И постепенно начинает что-то происходить, магия какая-то потаенная. С каждым глотком и кусочком мир вокруг оживает и наполняется … жизнью. Это все та же я, в том же самом кафе в огромном торговом центре в окружении сказочных стеклянных витрин, в тишине, спокойствии и…уюте. Но моя спина распрямляется, а взгляд проясняется, и я начинаю крутить головой, постепенно отвлекаясь от одолевавших меня тяжелых мыслей. И ручеек мой внутренний начинает бурлить веселее и уже подскакивает, торопясь по проторенной дорожке, и течение его становится все стремительнее, увереннее и мощнее. И я, наконец-то, ощущаю свое тело полным желаний, и готовым на дальнейшие подвиги, и… счастливой? Искры мощного света, возрождение из тьмы, преображение к настоящему и будущему. И я снова готова в путь…
Ну, что же, для кого-то счастьем может быть творчество и самовыражение, и как провозглашал в частности Оскар Уальд в «Портрете Дориана Грея»: «Цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем».
А географ, историк, этнограф, переводчик, археолог, философ Лев Николаевич Гумилев, сын поэтессы Анны Ахматовой и поэта Николая Гумилева, частично писал свою гениальную пассионарную теорию этногенеза в лагерях, и в общей сложности отсидел 14 лет по 58 –й статье, за «антисоветскую агитацию и пропаганду». Причем арестован был 4 раза, а между третьим и четвертым арестом воевал в 1944-1945 годах, ездил в экспедиции, долго и плодотворно работал, часто, несмотря на крайне стесненные условия жизни и крайнюю нищету. Гораздо позже был реабилитирован.
По Гумилеву: «Пассионарность (от латинского слова passio – страсть) - это характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников».
Но вернемся к счастью, ведь для кого-то оно заключается в отличном здоровье, правда, тогда им надо регулярно заниматься, о чем мы обязательно позже поговорим. Но для некоторых, одного здоровья недостаточно, и это определенно должно быть не меньше, чем бессмертие. Причем способы и средства его достижения предполагаются самые «радикальные». На эту же тему, путем приема некоего снадобья, описанного в 1922 году в замечательной пьесе Карела Чапека «Средство Макропулоса», главная героиня, Эмили, прожившая к моменту происходящих событий уже лет эдак 300, так описывает свои ощущения: «До ста лет еще можно выдержать, а потом душа умирает…это не выразить словами, если бы вы знали, как вам легко живется: вы во все верите. В себя, в любовь, в добродетель, в прогресс, в человечество, в любовь и верность, во всякие глупости. Для вас все имеет свой смысл, потому что за ваш короткий век вы всем этим не успели насладиться... Глупенькие, вы такие счастливые! Любовь, может быть, и существует, но только в вас самих. Если ее нет в вашем сердце, ее нет вообще. Ну, невозможно любить 300 лет, невозможно надеяться, творить или просто глазеть по сторонам 300 лет подряд. Опостылеет быть хорошим и быть дурным, и небо, и земля. И тогда начинаешь понимать, что собственно нет ни-че-го. Ни греха, ни страданий, ни привязанностей, вообще ничего. Существует только то, что сейчас кому-то дорого…Любовь, стремления, идеалы, все, что можно себе представить. У вас все есть, ведь вы живете! А в нас жизнь остановилась, и ни с места. Боже, как ужасно одиночество!» И как-то в эти слова очень верится.
А вечная жизнь, как наказание полностью доказывается мифом об Агасфере. Когда-то он, отказал Христу в милости, не разрешив тому опереться на забор своего дома, во время шествия на Голгофу. Тогда же и услышал слова, что и сам сможет отдохнуть только когда Христос вернется опять. И теперь в ожидании второго пришествия второе тысячелетие неприкаянно скитающегося по свету, ожидая прощения.
Но если вернутся к тому, что все равно счастье - это – большие деньги, благодаря которым возможно все: и прежде всего неограниченная власть над всеми? И тут сразу же приходит на ум афоризм, что «Счастлив не тот, у кого много, а тот, у кого достаточно!». Хотя, конечно, кто-то скажет, что мне рассуждать о настоящей роскоши, могуществе, власти и больших деньгах просто смешно, так как я далека от того, о чем говорю, и они, конечно, будут правы. Поэтому, еще раз хочу подчеркнуть, что просто высказываю предположение, но, конечно, могу быть и совершенно неправой.
А потом вспоминается, что идея отмечать День Счастья возникла в Бутане, маленькой стране, расположенной между Индией и Китаем на склонах Восточных Гималаев, в котором в настоящее время ВВП заменен «валовым национальным счастьем» (ВНС). И в этой маленькой, с чуть больше чем 700 000 человек населением стране, в ВНС есть девять областей счастья: это стандарты жизни, образование, здоровье, окружающая среда, жизнеспособность сообщества, времяпрепровождение, психологическое состояние, эффективность управления, устойчивость и развитие культуры. Представляете? И, приехавший в Москву в 2017 году Дордже Пенжо, гендиректор Центра исследований валового национального счастья Бутана, в интервью того года говорит: «Вот человек живет на сотом этаже небоскреба рядом с Центральным парком в Нью-Йорке. Если он страдает от неразрешимых проблем, он может выйти в окно, а наша задача сделать так, чтобы он спустился погулять по Центральному парку. Поэтому мы работаем, прежде всего, над состоянием внутреннего мира, в котором между людьми не так много различий. Кто-то богаче, кто-то беднее, но у каждого из нас есть все те же 24 часа, чтобы провести время своей жизни».
А еще есть известная притча, упоминающая об Александре Македонском/ царе/халифе, который искал счастливого человека, чтобы взять его рубашку/ сорочку и стать счастливым. И когда, наконец, такой человек был найден, оказалось, что рубашки/ сорочки/плаща у него не было, потому что он был очень беден, что не мешало ему быть счастливым.
Вторая же известная притча о царе Мидасе, который пожелал, чтобы все, к чему он прикасается, превращалось в золото, кажется тоже очень показательной. Потому что, царь Мидас, как известно, умер от голода, так все, до чего он дотрагивался, превращалось в золото. И золотые фрукты, мясо и пироги в которые все превращалось при его прикосновении, не могли его насытить.
И да, денег всегда может не хватать, сколько бы человек не имел, а власти всегда может быть мало. А потом и вовсе получается, что как ни странно, но быть счастливыми могут не все и часть людей, не будем гадать насколько большая, поскольку точных научных данных у меня нет, то не буду вводить вас в заблуждение, но… некоторые люди состояния счастья не испытывают. Вернее, они принимают за счастье все, что угодно, кроме счастья как такового. Причем ни благосостояние, ни положение, здесь ни при чем.
Почему я сделала такой вывод? Просто потому что по-настоящему счастливый человек не может причинить вред другим людям, не говоря уже о причинении боли и насилия себе подобным. И притча об Александре Македонском оказывается гораздо более глубокой, чем мы можем себе представить. Потому что выясняется, что человек, завоевавший полмира, познавший сладость победы, упоение безграничной властью, могуществом и богатством не понимал, что такое счастье. А потому, каждый человек, делает свой осознанный/неосознанный выбор: или ты правишь миром, считаешь себя лучше и могущественнее всех и платишь за это счастьем, или живешь обыкновенной, часто ничем не примечательной с точки зрения окружающих жизнью, но… Это удивительное, пусть и достаточно кратковременное состояние легкости, блаженства приводит тебя с состояние восторга, эйфории и ничем неописуемого блаженства, или просто заставляет тихо млеть, прося, чтобы эти мгновенья длились вечно. «Кто счастлив сам, другим зла не желает» - Лев Николаевич Толстой. Вот так все просто.
И мне почему-то кажется, что именно для таких людей Михай Чиксентмихайи, американский психолог венгерского происхождения, и объяснил/открыл состояние потока, психологии оптимального переживания, когда объединив «все виды переживаний в одну осмысленную картину», человек сможет «чувствовать себя подлинным хозяином своей жизни» и «наполнить жизнь смыслом». Потому что мы не можем «контролировать силы Вселенной», зато нам «необходимо научиться контролировать наше собственное сознание». А чтобы «обрести контроль над качеством своей жизни, нужно научиться извлекать радость из повседневных дел». И в результате исследований Чиксентмихайи выделил «восемь основных компонентов переживания радости». Поскольку «основной смысл потоковой деятельности состоит в обретении радости. Примерами таких занятий являются игры, искусство, спорт, а также разного рода церемонии и ритуалы. Благодаря своей структуре они помогают участникам и зрителям достичь упорядоченного состояния сознания, приносящего радость». А тогда становится понятным, как большинство людей, ощущают себя в состоянии потока, делая совершенно разные вещи, по «закону шляпы», это - в простонародье, а научным языком – распределении Гаусса, это когда среднее значение встречается чаще всего, а чем дальше от среднего, тем оно реже. То есть, если большинство наслаждается простыми человеческими радостями, то есть люди, которые, находясь в потоке, получают удовольствие от того, что просто штампуют детали или… убивают себе подобных. Но только для меня, например, со счастьем все это как-то не очень вяжется.
И тогда, если предположить, что счастье, это – прежде всего внутреннее состояние покоя и гармонии внутри человека, то когда человек не в ладу с самим собой, то ничего извне не изменит это состояние. Потому что, каждый сам в ответе за самого себя и те позитивные и негативные эмоции, которые испытывает. И что бы там ни говорили, но при желании, всегда можно измениться. Жаль, что желание это часто отсутствует именно тогда, когда оно крайне необходимо.
Наверное, поэтому постулат о том, что все – в голове, и именно в том, как люди воспринимают свою реальность, которая и определяет их жизнь, надо помнить всегда. И как будто специально для такого случая, американский государственный деятель и 16-й президент США Авраам Линкольн сказал: «Люди обычно счастливы настолько, насколько им самим хочется»
Хотя, может, просто не надо ни о чем задумываться, потому что: «Вся жизнь... есть дивная тайна, известная только одному Богу. Нет в жизни случайных сцеплений обстоятельств — все промыслительно. Мы не понимаем значения того или другого обстоятельства. Перед нами — множество шкатулок, а ключей нет... Замечайте события вашей жизни. Во всем есть глубокий смысл. Сейчас вам непонятны они, а впоследствии многое откроется», и надо просто подождать?», из поучений преподобного Варсонофия Оптинского (Плиханкова)...
Но тогда, может быть, правильно будет думать, что счастье – это и наша безусловная любовь к себе и к миру? Потому что человек, который себя не любит, никогда не сможет сделать счастливым ни себя, ни других? Да, все мы – уникальны и неповторимо прекрасны, хотя и рождаемся с разными, так скажем, исходными данными: набор генов, наше окружение и воспитание – все это может кардинальным образом отличаться. Но если мы все-таки задумываемся, как же несмотря ни на что, самому формировать свою жизнь, чтобы быть счастливым, то безусловная любовь к себе, это – неотъемлемое правило, которым должен руководствоваться любой человек, родившийся на свет, и это берем за основу. Конечно, мы не раз еще вернемся к этому удивительному чувству, которое вы к себе испытываете. А если и нет, то очень скоро начнете, и это будет самое правильное из того, что вы сможете сделать для себя на пути к счастливой жизни.
"75-летнее исследование и потраченные на него $20 тысяч привели нас к простому заключению: счастье – это любовь", - подытожил Джордж Вайлант, один из руководителей того самого Гарвардского исследования, о котором я уже упоминала в начале этой главы.
.
И как правильно сказала Катерина Ленгольд, в 14 лет поступившая в университет, в 20 – основавшая свой первый технологический стартап, в 23 – ставшая самым молодым вице-президентом в мировой аэрокосмической индустрии: «…я правда верю, что дело не в обстоятельствах. Чтобы быть счастливым необязательно, чтобы все было легко и гладко. Мы – авторы своей жизни», потому что по ее мнению, «что если… адский ад создают не внешние обстоятельства, а наше отношение к ним?»
Хорошо, тогда если счастье, это - возможность жить так, как тебе хочется, то не все почему-то осмеливаются полагаться на себя, и для многих людей, необходимость самим делать выбор и принимать решения, является тяжелым бременем. Переставая доверять себе, многие все время ждут, что вот, сейчас, придет кто-то, причем уполномочить тут можно кого угодно, и он, этот гуру, даст нам рецепт счастья. И вот тогда, потом уж непременно, мы вот и воспарим. Но до того полагаться на свой вкус, или свой выбор, или просто как-то по-простецки быть счастливым, это - просто неприлично. Так не бывает, потому что это так просто.
А еще - тут нелишне будет вспомнить историю о маленьком слоненке, которого с рождения привязывали толстой веревкой к столбу, лишая его возможности какого-либо сопротивления. Вырастая, уже огромный и полный сил слон, даже не помышляет о том, чтобы бежать, порвав теперь уже совершенно бесполезную и очень непрочную для его теперешнего веса, веревку. НО конструкция в голове не дает ему это сделать. Внушенные с детства постулаты сильнее железа приковывают нас к определенным моделям единственно возможного поведения, но ведь можно же попытаться что-то изменить? Но уж попытаться-то обязательно!
Ладно, хорошо, если счастье для себя не работает, то, может, счастье, это – жизнь для других? И тут с нами согласен пролетарский писатель Максим Горький: «Если я не за себя, то, кто же за меня? Но если я только за себя, зачем же я?» Ему вторит китайская пословица: «Если хочешь быть счастливым на час, вздремни. Если хочешь быть счастливым на день, отправляйся на рыбалку. Если хочешь быть счастливым на год, получи наследство. Если хочешь быть счастливым на всю жизнь, помоги кому-нибудь ещё».
Великая княгиня Елизавета Федоровна, жена великого князя Сергея Александровича, брата российского императора Александра III, основала Марфо – Мариинскую обитель милосердия. После убийства своего мужа террористом Иваном Каляевым, она, продав свои драгоценности, купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и садом, где с 1909 года она и сестры занимались благотворительностью. При обители были больница, амбулатория, аптека, приют, бесплатная столовая.
А еще кто-то активно делает счастливыми других, просто спасая им жизнь. И я не имею в виду люди, чьи профессии прямо направлены на нашу защиту и благополучие, я говорю о героях среди нас, проявляющих необыкновенные качества своей души в минуту страшной опасности.
Камчатский пожарный Николай Шаров проплыл 40 метров в ледяной воде, спасая маленькую девочку с отколовшейся льдины, которую уносило от берега в камчатском Вилючинске.
14-летний подросток Кристиан Бечеану, спас 3-летнего ребенка из 15-метрового колодца в городе Сегарча в Румынии, когда тот случайно наступил на крышку колодца и провалился вниз. И поскольку взрослый в такую скважину пролезть не мог, то Кристиан предложил опустить его на канате головой вниз, чтобы он мог схватить малыша.
Итальянский мальчик Валерио Катоя, родившийся с синдромом Дауна вместе со своим папой вытащили двух девочек 10 и 14 лет, которых, когда они были на пляже, сильные волны и течение все глубже затягивали под воду.
В 2016 году в Карелии, на Сямозере в спортивном лагере, погибли 14 школьников, когда в шторм, одна из лодок, идущих по озеру перевернулась. Жертв могло бы быть больше, но 12-летняя Юлия Король спасла нескольких детей, а потом побежала за МЧС в соседнюю деревню. Девочка считала, что ее саму спас браслет, который был у нее на руке: «На нём изображён Бог, и я очень боялась, что он спадёт с руки. Как только он соскальзывал, я начинала тонуть, но подхватывала его - и выплывала».
Конечно, героев, рискующих своей жизнью для других людей гораздо больше, они бросаются помогать другим, делая других счастливыми, просто потому что заново дарят им жизнь.
СОВЕТ-ЗАДАНИЕ:
Успокойтесь, расслабьтесь и подумайте: а что понятие счастье означает для вас? И что вы готовы сделать для его достижения? Является ли это понятие недостижимой абстракцией, витающей в воздухе далеким облачком, нереальным и призрачным или вы четко знаете, что счастье значит для вас? И что вы должны/готовы делать, чтобы быть счастливым/счастливой? Насколько часто вы испытывали это состояние безмятежного покоя, радости и внутренней гармонии, охватывающих вас и накрывающих ощущением безопасности и блаженства?
А еще, из йоги к нам пришла королевская мудра, особым образом сложенные пальцы одной или обеих рук, "МОЛЕНИЕ О СЧАСТЬЕ". Говорят, эта мудра отгоняет негатив, усиливает собственную энергию и успокаивает. Сначала хотела здесь выложить ее описание, но потом решила, что без взгляда на картинку сделать ее все равно будет сложно, так что очень вам советую найти ее в Интернете и регулярно использовать.
ОТРЫВОК ИЗ МОЕЙ ПОВЕСТИ ОБ АНГЕЛАХ _ ХРАНИТЕЛЯХ: «МОИ БЕЛЫЙ И ЧЕРНЫЙ»
(Предыстория: школьница 10 класса стала видеть своих ангелов-хранителей: Белого и Черного. И оказалось, что «нашими делами мы, люди, подпитываем позицию или одного, или другого. А так как они все время, так скажем, соревнуются, то мы, своими поступками, их все время оцениваем. Присуждая победу, то одному, то другому. Странное, интересное взаимодействие всех троих. Человека и его «хранителей».
- «Не-не делай добра, не п-получишь зла?» К-как тебе?
- Мне больше нравится: «Не было бы счастья, да несчастье помогло»
Тогда-то мне «Черный» и предложил, что если я хочу развеяться, то лучшего средства и не найти. Как сигануть, например, с этажа так эдак с 25-го, летать поучиться. А он рядом будет, если что не так – откорректирует. А меня, как я из школы вышла, вдруг так бесить все стало. А «Черный» все посмеивается и вперед меня ведет. И вот у самого дома, поднимаю я глаза, а передо мной мой «Белый». И понимаю я, что дальше мне наверх не пройти. Испугаться тут же успела дико, нереально, до судорог. Потому что никогда его таким не видела. «С кем это ты тягаться решила, припадочная?» - думаю. Стоит мой «Белый», руки на груди скрестив, и в глаза мне пристально смотрит. А глаза его карие, уже теперь почти черными стали. Степень накала из серии - надвигающееся цунами высотой метров под 500. А за спиной, там где «черный», жар лесного пожара ширится. А я все молчу, потому что с горлом спазмы какие-то. А спереди уже несется снежная буря прямо с кусками льда мне в лицо. А сзади бьют молнии до сотни вспышек в секунду, и разливающаяся лава потрескивает. И земля ходуном подо мной ходит, и как во время засухи трескаться вдруг начинает. (Это зимой-то, при морозе в минус чего-то там) И я во всем этом апокалипсисе, и как бы вне его. И в этом дожде, огне, снегу и пыли в мозгу мелькают картинки какие-то. И известковые карстовые пещеры. И скалистый лабиринт над озером. И холмы, иссеченные трещинами, среди низин, залитых дождями. А голова моя уже вот-вот лопнет от дикой боли, потому что внутри как будто дикобраз прописался, и квартиру обживает. И два моих воина, мои «Белый» и «Черный» собираются отстаивать свою правду до конца. Потому что один меня защищать собирается. А второй, ну, вы знаете. Тоже для меня старается, но по-своему. И теперь вот стоят они оба в боевых доспехах или что это там на них, не ясно. Потому что мне совсем плохо становится, и я отключаюсь.
- Ты, что кому доказывала, когда туда полезла? Разве так проблемы решаются?
- Н-ну, что ты на н-нее накинулся? Ну, и уп-пала бы она. Ну, и п-перешла бы она в другое измерение. Душа же не исчезает. Об-бщались бы точно так же. К-какая разница?
И потом оказалась я у «Белого» на руках в парке. Разговаривая со мной, он грустно покачивал белокурой головой. А новая стрижка делала его похожим на модель. Он обнимал меня своими крыльями, и мне было тепло и уютно. Я плакала о своей запутанной, распронесчастной жизни. Пока мне «Белый» объяснял, что любая боль – взросление и приобретение опыта. Когда то, что называется «жили долго и счастливо» перекочевывает в разряд сказок. Наверное, я все крылья ему тогда промочила. Зато я теперь знаю: кто «белый» и «пушистый». И почему, и даже, как пахнет: ушедшим детством, когда мама еще за ручку водит, а впереди все в розовом. Потом оказалось, что «Черный» тоже здесь. Сидел на другом конце скамейки и глаза его, искрились как слезы. И ни от чего не отказывался. Да только при его логике, «когда нет никакой разницы», хотелось встать и надавать ему. Но я даже приподняться не смогла, пока он не исчез. А с «Белым» мы еще долго сидели. Его присутствие наполнило меня спокойной уверенностью, основательно подзабытой за последние несколько недель. Я снова всех любила, простила и всем верила. Потому что, как вы помните, мой «Белый» - само совершенство. Ну, а раз он со мной, значит, и оснований для волнений нет.
Ну, и пошла я домой, начинать новую жизнь. Потому что темно, и я так понимаю, поздно было. Подхожу к своему дому и вижу драку. Трое подростков одного бьют. И так - таки нехило. Уже от слов перешли к решительным действиям. То, что страшно было, я поняла потом. «Ну», - думаю, - «уроды! Кто вы такие, чтобы чью-то судьбу решать? Не в вашей этой компетенции ». И действия определенные я там произвела. По реакции судя. Хотя, думающий-то орган у меня тогда определенно не работал. От волнений предыдущих отключился, наверное. Потому что я в эту кучу влетела, и за руки их хватаю. Ору как подорванная, чтобы прекратили. Про кун-фу свой, боевой мне и в голову не пришло. А дальше что делать? А бог их знает. Их же трое… И вот вы не поверите, но разошлись они. Драчуны, в смысле. Повертели пальцами у висками. На меня потыкали. И даже ничего не сказали. Ну, что с идиотки возьмешь? Это уже клиника, а это не по их части. А у ног моих, какой- то парень шевелится. И встать пытается. А невдалеке мой «Белый» стоит, и лицо у него такое счастливое, как будто я его в архангелы произвела…».
«Счастья лучики несутся, атакуя непогоду
Жизни силы пусть проснутся, обещая нам свободу,
От застоя, от болезней, неудач и огорчений,
От предательства и боли в мире светлых приключений»
И вот о жизненных силах мы и поговорим в следующей главе…
А закончить данную главу я бы хотела афоризмом из собрания мыслей и афоризмов «Плоды раздумья» (1854) Козьмы Пруткова: «Если хочешь быть счастливым – будь им!»
Свидетельство о публикации №223092101664
Рассказ мне понравился.
Юрий Башмаков 19.11.2023 21:30 Заявить о нарушении
Екатерина Разницына 21.12.2023 11:53 Заявить о нарушении