Отречение

“Чтобы самое тривиальное событие стало приключением, всё, что вы должны сделать,— это начать рассказывать о нём… Но вы должны выбирать: жить или рассказывать… Когда вы живёте, ничего не происходит. Приключения есть в книгах и разговорах но они никогда не происходят на самом деле”.

Ж.П.Сартр «Тошнота»


1.

“Не то, чтобы меня накрыла сезонная депрессия, но я как-то устала за лето”, - Юника подвинула к себе поближе чашку с кофе, тревожно обхватив ее обеими ладонями, и посмотрела сквозь залитое слезами дождя мутноватое стекло кафе на улицу. За окном была привычная осенняя картина: мокрые черные зонты, под которыми прятались грустные суетливые люди, блестящая мостовая в островках луж, мелькание машин. И только пурпурно-золотые деревья, любящие осень, беззаветно дарили ей яркие краски. “Ну все... багрец”, - усмехнулась про себя Юника, вспомнив шутку о Пушкине.

В кафе играл тихий джаз, лишний раз подтверждая, что пришла осень и никуда вам от этого не деться. Юника любила осень, предпочитая ее всем остальным временам года. И чем осеннее – тем лучше.

Она проскользила пальцем по оконному стеклу, следуя вниз за каплей. “Это чьи-то слезы, и я могу их видеть, но не могу вытереть. Прямо как в жизни – нельзя никому помочь, даже если ты вдруг почему-то захочешь. Смотришь и деревенеешь от бессилия, как во время плача под водой – вроде и делаешь что-то – плачешь, но это не заметно.”

Народу в кафе почти не было. Юника сидела за самым большим круглым столом вокруг которого было расставлено еще пять стульев. Она ждала. Они должны были прийти. “Скорее всего они опоздают. Или все, или кто-то из них, люди обычно опаздывают на встречи”.

-- Да не ложь ты так много кофа в чашку! Я не люблю крепкое кофе! -- тетка в толстом клетчатом полупальто сердито отдувалась и, пытаясь расстегнуть пухлыми пальцами туго натянутые пуговицы, обмахивалась бесформенной фиолетовой шапкой из мохера. Ее густо и криво закрашенный ржавой помадой рот резко выделялся на фоне бывших когда-то белыми стен.

-- Но вы заказали эспрессо, -- робко возразил бариста.

-- Ну экспрессо, так экспрессо, только не очень крепкое и молока побольше, а сахару я сама полОжу.

Юника поежилась как от скрипа когтей по школьной доске. “Да... обратная сторона влечения к прекрасному  – это эстетическая чуткость к безобразному”. Она знала о своем “проклятии”.

Юника украдкой, словно не хотела давать знать самой себе, глянула на время. Вздохнула.

* * *

2.

По улице быстрым шагом шла девушка, придерживая в сгибе локтя бутылку коньяка и крепко обхватив той же рукой багет.  От хлеба она откусывала, но коньяком почему-то не запивала.  В другой руке под мышкой она держала нижнюю часть от манекена. Оглядевшись по сторонам она дошла до середины дороги, остановившись на островке безопасности. Там она замерла, уставившись куда-то вверх на противоположной стороне улицы. Двое рабочих вешали гигантские часы на стене дома. “Мне надо остаться и досмотреть до конца, потому что я опаздываю”, - решила она. Абсурдность данного утверждения вовсе не казалась ей абсурдной. Дело в том, что она не знала точно, на сколько опаздывает, посему хотела дождаться установки часов, дабы сверить по ним время. Рабочие не торопились. Девушка ждала, периодически встряхиваясь и перехватывая поудобнее ноги манекена.


* * *

3.

В гримерке оперной певицы было жарко, душно и пахло дешевым театральным гримом. Но ни примадонна, томно откинувшаяся на тахте, ни ее коротконогий обожатель не замечали ставшего привычным пластиково-латексного запаха.

-- Ce placard a trop de tiroirs*, - влажно прошепелявил он, обслюнив ее руку.

-- Ах, оставьте эти свои обольщения, - с досадой одернув руку и тайком обтерев ее об обшивку тахты прогнусила примадонна. -- Лучше прошепчите мне эти неприличности в более подходящей обстановке. - Она сменила гнев на милость, шаловливо – притворно оттолкнув стоящего в коленопреклоненной позе у ее диванчика поклонника, и сделав ему глазки игриво пошевелила выщипанными бровями. Воздыхатель поднялся с колен, деловито отряхнул пыль с брюк и уже будничным тоном поинтересовался:

-- Вы будто бы куда-то собирались, душа моя?

-- Ах! Конечно! Я совершенно опаздываю!

Резво соскочив с тахты, несмотря на особенности своего телосложения, дива живо вытолкала за дверь кавалера и стала торопливо стягивать с себя шитые золотом одежды.


* * *

4.

На большой парковке у магазина в машине сидит мужчина. Он явно кого-то ждет, возможно, жену, выскочившую купить “мне только за хлебушком”. Он скучает и от нечего делать глазеет по сторонам.

“Если бы я был писателем, я бы только и делал, что сидел на парковках магазинов в машине и наблюдал оттуда жизнь”.

Вот молодая мама с двумя тяжёлыми пакетами и малышом подмышкой. Она сердится, не может открыть дверь машины. Пока он раздумывал не выскочить ли ему, обежать вокруг и попытаться ей помочь, изнутри машины доносится мужской басок. Что он говорит - неразличимо. "Не надо, я в порядке!", - сердито отвечает она. “Я бы на месте мужского баска не поверил этому "порядку" и, подчиняясь инстинкту самосохранения, очень быстро вышел бы из машины.” - подумал он.

Наконец она справляется со скользкой ручкой двери, бросает пакеты на землю (“надеюсь, там не яйца”), садит малыша в кресло, облегчённо садится за руль и осторожно и медленно выезжая задом, едет домой.

Вот последней молодости хипстер с салатиком в прозрачной упаковке и тирамису на десерт. Элегантно грузит себя и ножки в Мазду и едет наслаждаться жизнью.

Отец с плачущим мальчиком на руках выходит из магазина и утешая его приговаривает: "Она сейчас придет, она сейчас придет". Наверное про маму. Закрывает дверь джипа, слышен приглушённый плач. Через несколько минут выходит из магазина их мама с полной тележкой. Мама устала, немного раздражена. Муж спокоен, невозмутимо начинает ей помогать разгружать тележку.
 
Средних лет женщина в яркой куртке с мальчиком в ещё более ярких полосатых гольфах. У них всё хорошо, они садятся в свой Додж и уезжают. 

Мужчина раздраженно смотрит на часы, набирает номер на мобильном и кричит:

-- Ну ты скоро? Я же говорил, у меня встреча!


* * *

5.

Средних лет неописуемая  (потому как описывать, собственно говоря, нечего) женщина стоит у плиты в цветастом преднике и колючих бигудях в выженных желтоватых сухих волосах. Она умеет варить обед из девяти блюд, поддерживать идеальную чистоту в доме, скрывать свои чувства и проглатывать обиды. Живет в пригороде, редко уходит из дома дальше чем на два километра, но сегодня она торопится на электричку – у нее встреча. Проверив, что семья обеспечена пропитанием на несколько часов ее отсутствия и стерев несуществующую пылинку со стола, она идет снимать бигуди и менять халат на выходное платье в горошек.


* * *

1.

Юника подняла голову от остывающей чашки кофе, заслышав какой-то шум у дверей. Немногочисленные посетители прервали свои разговоры и дружно уставились на возникшую при входе в кафе сутолоку. Пять человек одновременно пытались войти в узкие двери. И девушка с багетом, и прима-дива, и наблюдательный мужчина и неописуемая женщина.

-- Простите, извините, только после вас, куда прешь, ай! Рука!  - слышалось из свалки людей в дверях. Наконец они смогли выпутаться друг от друга, и словно прорвавшаяся на распродажу толпа, подлетели по инерции, приданной ускорением от потасовки, к столику за которым сидела Юника. Сгрудившись кучкой как небольшой табунчик,  они молча и выжидательно смотрели на Юнику. С ноткой легкого сожаления она несколько секунд рассматривала разношерстную компанию.

Окончив предварительный осмотр и не вставая, она сказала тихо, не глядя ни на кого в особенности:

-- Здравствуйте. Меня зовут Юника и я депстер**. Я руководитель вашей группы. Приветствую вас на первых минутах курса “Как стать нормальным”. На сегодняшнем уроке мы разберем как жить в абсурде, не поддавшись соблазну чистого эстетизма.

Выражение их лиц было ей наградой.

* * *

*Ce placard a trop de tiroirs (фр.) - У этого шкафа слишком много ящиков.


**Depthster (депстер) - индивидуалист и интроверт, обладающий глубоким пониманием и уникальным видением жизни с её абсурдностью и трагичностью. Это внутреннее ощущение делает его одиноким, так как он осознает невозможность полностью передать свой взгляд и чувства словами, выходящими за рамки обыденной коммуникации. Обладает особым внутренним миром и философской наблюдательностью, что делает его уникальным в своем видении мира. Чувствует отдаленность и обособленность от остальных людей, вступает в контакт лишь с теми, с кем чувствует духовную общность. Избегает, по крайней мере внутренне, контактов с чужими и грубым внешним миром, оберегая свой внутренний мир и не пуская во святая святых посторонних, хотя внешне может казаться дружелюбным, (хотя и отстраненным).

Фото с сайта https://millionstatusov.ru/statusy/cont/93699.html


Рецензии