Памяти Николая Николаевича Добронравова

Делюсь с друзьями!
Я твой преданный Орфей…»
На кончину поэта-песенника Николая Добронравова
Станислав Минаков
19.09.2023
 
Произведения Пахмутовой-Добронравова с любовью поются на всей территории бывшего Советского Союза и являются до сих пор связующим звеном сердечной общности, «держат» пространства некогда единой страны...

Старшему поколению памятен детский фильм «Пассажир с “Экватора”» (1968), в котором для детворы «Артека» и других пионерских лагерей Крыма, где проходили съемки, звучит песня «Маленький принц». Помните? «Кто тебя выдумал, звездная страна!». Чудесно исполнила этот шедевр, тронувший детей и взрослых, Елена Камбурова. В следующем десятилетии «Маленького принца» споет дуэт Галина Беседина и Сергей Тараненко — сначала на телевидении, а потом и на большом диске Микаэла Таривердиева, который станет для меня, как и для многих, самой любимой пластинкой, крутившейся десятки (сотни!) раз, я «запилил» два диска.
«Где же вы, где же вы, счастья острова!..» Тогда мы еще не обращали внимания, что автор этих удивительных слов — поэт Николай Добронравов.
Когда мне было двенадцать лет, в пионерлагере «Юность» белгородского завода «Энергомаш» девочка из нашего отряда Ира Гончарова благосклонно дала мне свой «Дневник друзей», чтобы я ответил на вопросы ее анкеты. В графе «любимая песня» я написал «Нежность» и указал авторов музыки и слов. Сильно я удивился, когда ко мне чуть не стайками стали подходить со своими дневниками девочки из старших отрядов.
С тех пор мое отношение к этой песне не изменилось. Лишь прибавилось знание, что главная музыкальная тема в знаменитой ленте Т. Лиозновой «Три тополя на Плющихе» — «Нежность» — была написана еще до появления фильма, в 1965 г., как номер из цикла «Обнимая небо», посвященного советским летчикам. Текст был создан С. Гребенниковым и Н. Добронравовым. Певица с неповторимыми тембром и интонацией Майя Кристалинская, ставшая первой исполнительницей «Нежности», очень любила эту песню и неизменно включала ее в свои концерты, хотя слушатели встречали поначалу без энтузиазма.
Считают также, что тронувшая всех лиризмом и строгостью элегия «Нежность» тоже, хотя в ней и вспомянут Экзюпери, адресована ассоциативно полету Юрия Гагарина: «Опустела без тебя Земля…».
А в пятнадцать лет, уже во Всероссийском ЦК ВЛКСМ пионерском лагере «Орленок» под Туапсе, я пел вместе с отрядом, экипажем «Настойчивый» дружины-эскадры «Штормовая», грустную и прекрасную песню гениальной Пахмутовой «Звездопад» — разумеется, на стихи Добронравова:
Звездопад, звездопад:
Это к счастью, друзья говорят.
Мы оставим на память в палатках
Эту песню для новых орлят.
Уже тогда мы были хорошо знакомы со многими песнями потрясающего творческого тандема Пахмутовой и Добронравова.
Этой удивительной паре «неразлучников» было даровано много десятилетий совместной жизни. Они познакомились в 1956 г. в музыкальной редакции детского радиовещания, где им дали общее задание — сочинить песенку «Лодочка моторная».
Почти 70 лет (!) они провели вместе. И вот 17 сентября с.г. пришла печальная весть: Николай Николаевич Добронравов ушел из жизни, после долгой и продолжительной болезни. Выдающемуся деятелю искусств было 94 года. Сообщалось также, что в 2020-м году он боролся с коронавирусом, что и подорвало его здоровье.
Мощный толчок творчеству Пахмутовой дала поездка по городам Сибири вместе с поэтами Гребенниковым и Добронравовым, которые потом даже написали книгу «В Сибирь, за песнями!». Но прежде всего итогом поездки стал цикл «Таежные звезды». В тринадцати песнях — целая панорама умонастроений и эмоций, присущих молодежи второй половины ХХ века. Многие из этих песен — «Звезды над тайгой», «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Девчонки танцуют на палубе» — распевались как народные.
А знаменитые десанты в Братск, когда с молодыми А. Пахмутовой и Н. Добронравовым ездил молодой Иосиф Кобзон, и они «словно в космическом порыве создавали невероятной искренности и любви песни о Братске»! Как только обволакивающим голосом Кобзона начинали звучать негромкие слова начала «Прощания с Братском» —
Я в таежном смолистом краю
Встретил лучшую песню свою.
До сих пор я тебя, мой палаточный Братск,
Самой первой любовью люблю —
зрители, где бы ни проходили на концерты, объединялись теплой волной преданности родному Отечеству. А попробуйте написать и проникновенно исполнить лирическую песню про линию электропередач! А им — удавалось, с высокой мерой любви: «ЛЭП-500 — непростая линия…»!
Песни еще из двух циклов — для эстрады циклы были внове, — посвященные летчикам («Обнимая небо», «Мы учим летать самолеты» и др.) и морякам («Усталая подлодка», «Верю тебе, капитан!», «Море зовет»), — пели все, кто имел слух и голос.
«Это были такие люди — герои наших песен, — они работали просто за зарплату, сегодня же это — пенсионеры на уходе из жизни. А у них тогда было какое-то совершенно аристократическое пренебрежение к денежной жадности. Всегда с гитарами, полуголодные, но если придешь — тебя угостят. И притом делается большое дело, до сегодняшнего дня та ГЭС, на которой мы были, обогревает пол-Сибири. И вот этих людей превратили в ничто», — будет позднее восклицать великая спутница Н. Добронравова.
Не все еще до конца закатано окончательным катком бескультурья и пошлости, и песни Добронравова живы как в народе, так и на сценах, и в эфире, и есть основания надеяться на продолжение такого бытия.
И. Вишневский в статье к 75-летию А. Пахмутовой, опубликованной в «Литературной газете», писал: «Пахмутова спела… а какие, кстати, годы? 50-е, 60-е, 70-е, ретроспективно («Поклонимся великим тем годам») — 40-е. Начала петь 80-е — да подрезали певчей птице крылья… Выстояла — и, одна из единиц, пропела правду о нашем безвременье. Слышнее, ярче и отчетливее всех. Вместе с мужем, поэтом-соратником Николаем Николаевичем Добронравовым, не боясь опалы, отлучения от СМИ, искусственного забвения, не спела — прорыдала: “Остаюсь с обманутым народом”».
В самом деле, в песнях на стихи Добронравова продолжает жить память о событиях и героях советских времен, об их внутренней жизни, любви, лиризме, романтике и пафосе созидания.
Знаменитые песни, звучавшие на всю огромную страну, можно перечислять весьма долго — супруги написали несколько сотен ярких, запоминающихся и лиричных, трогательных и торжественных. Даже если пытаться вспомнить только самые известные из них, получится внушительный, с радостью узнаваемый список: «Песня о тревожной молодости», «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Ненаглядный мой», «Старый клен», «Хорошие девчата», «Горячий снег», «Белоруссия», «Беловежская пуща», «Герои спорта», «Трус не играет в хоккей», «Да разве сердце позабудет», «Надежда», «Нам не жить друг без друга», «Как молоды мы были» и многие другие.
Между тем за великую песню «Малая Земля» (помним, как грандиозно исполняла ее Людмила Зыкина с хором! Магомаев и Кобзон тоже ее сильно пели) авторов в новые времена кое-кто упрекал в том, что они «прославляли Брежнева». Но, как верно замечено, а кто эти упрекавшие — и в сравнении с авторами, и в сравнении с Брежневым! И что, кстати, страшного и в том, чтобы отдать дань уважения Л. И. Брежневу (в песне ни слова о нем), не самый плохой руководитель страны был, да и воевал на Малой Земле — 40 раз высаживался с десантом, пока не получил тяжелое челюстное ранение, последствия которого все последующие годы затрудняли речь руководителю Советского Союза.
Что уж говорить о таких песнях с выдающейся и неотменимой музыкой созидания (как ни относись к эпохе и тексту), как «Любовь, комсомол и весна», «И вновь продолжается бой»… Риторический вопрос: устарела ли песня «Совесть мира» с императивом «Надо жить по совести», мощно отправленным в пространство Муслимом Магомаевым?
А разве куда-то испарились чаяния, обращенные к нашей столице в песне «Ты моя надежда, ты моя отрада» из кинофильма «Битва за Москву», которую в программе «Песня-86» сердечно исполнило трио «Меридиан»:
Все, что было с нами, вспомнят наши дети, —
Все, что потеряли, что для них спасли...
Только б ты осталась лучшим на планете,
Самым справедливым городом Земли.
Подзабыта, к сожалению, выдающаяся песня «Кто отзовется» (1971), которую впечатляюще исполняли М. Магомаев, а также М. Кристалинская. Это один из лучших текстов Н. Добронравова:
Песни все, что пела я, слетаются к маме
… Спит березка белая в морозном тумане…
Что тебе не спится, милая мама?
Что дрожат ресницы, милая мама?
...
За холмами дальними горюют закаты.
Под холмами давними — сыночки-солдаты.
Кружится над ними снежная замять,
Хрупкая, как иней, вечная память…
...
Это не березка там, в заснеженном поле…
Это доля матери, плакучая доля…
Все своих родимых ждет – не дождется…
Кто-то ей ответит, кто отзовется?
Как не вспомнить цикл песен Пахмутовой и Добронравова «Созвездие Гагарина», включающий четыре произведения: «Смоленская дорога», «Запевала звездных дорог», «Как нас Юра в полет провожал» и, конечно, в первую очередь, «Знаете, каким он парнем был!»
Еще одна знаменитая лирическая песня, «Мелодия», была подарена М. Магомаеву «в благодарность». Дело в том, что летом 1972 г. к Олимпиаде в Мюнхене Пахмутова и Добронравов написали песню «Герои спорта», Магомаев отказывался от ее исполнения, поскольку прежде не пел спортивных песен, однако Александра Николаевна пообещала подарить Муслиму «песню о любви, с шестью бемолями». Это и была «Мелодия», которая впоследствии стала одной из «визитных карточек» артиста. Не все помнят, что и у Валерия Ободзинского была своя, тоже яркая версия этого шедевра.
Прощальная песня московской Олимпиады-80 «До свиданья, наш ласковый Миша!» заставила плакать не только весь стадион в Лужниках и весь Советский Союз, но и чуть ли не весь мир.
Добронравов и Пахмутова написали много произведений для детей — про пионеров, «орлят», красных следопытов, сигнальщиков-горнистов. «Орлята учатся летать», «Гайдар шагает впереди», «Раненая птица»… Менее известна прекрасная песня «Хор хороший», входившая в репертуар Большого детского хора п/у В. Попова — но именно она открыла на сочинской Олимпиаде 2014 года концерт детского сводного тысячеголосого хора, которым дирижировал Валерий Гергиев.
Внушительный список составится и из исполнителей добронравовско-пахмутовских песен. В сущности, их песни пелись почти всеми ведущими артистами (и солистами, и коллективами) советской эстрады!
Среди них: Т. Анциферова, М. Боярский, А. Ведищева, Т. Гвердцители, А. Герман, А. Градский, Ю. Гуляев, Л. Гурченко, Л. Зыкина, Е. Камбурова, И. Кобзон, М. Кристалинская, С. Лемешев, Л. Лещенко, М. Магомаев, В. Ободзинский, Г. Отс, Э. Пьеха, С. Ротару, Л. Сенчина, Т. Синявская, В. Толкунова, Э. Хиль, Кубанский казачий хор, Ансамбль песни и пляски имени Александрова, БДХ Центрального телевидения и Всесоюзного радио, ВИА «Песняры», «Верасы», «Самоцветы», «Голубые гитары», «Цветы», «Пламя» и др.
Вряд ли кто-то возразит, что многие песенные строки Николая Добронравова претворились в неотъемлемую часть нашей ментальности, сущности нашего народа.



Специально для «Столетия»
Николай Добронравов
Вот пришло письмо издалека,
Где живут богато и свободно.
Пусть судьба страны моей горька,
Остаюсь с обманутым народом.
Пусть судьба печальна и горька.

Мы – изгои в собственной стране,
Не поймём, кто мы, откуда родом.
Друг далёкий, вспомни обо мне –
Остаюсь с обманутым народом.
Друг далёкий, вспомни обо мне.

Слышен звон чужих монастырей:
Снова мы себя переиначим.
На обломках Родины моей
Вместе соберёмся и поплачем,
На обломках Родины моей.

Мы ещё от жизни не ушли,
Цвет берёз не весь ещё распродан,
И вернутся снова журавли –
Остаюсь с обманутым народом.
И вернутся снова журавли…

Не зови в дорогу, не зови.
Верой мы сильны, а не исходом.
Не моли о счастье и любви –
Остаюсь с обманутым народом.
Не зови в дорогу, не зови.

   


Рецензии