Лампедуза. Не просто точка на карте

Лампедуза, кусочек итальянской территории в Средиземном море, по сути тут  ворота в рай под названием «Евросоюз».

Лампедуза (итал. Lampedusa, сиц. Lampidusa) — небольшой  итальянский  вулканический остров в Средиземном море, в 205 км от Сицилии и в 113 км от Туниса. Входит в состав Пелагских островов. Площадь — 20,2 км;. Население — 6304 человека (2010).
Высшая точка над уровнем моря — 133 м.

Лампедуза — безводный остров. Единственный источник пресной воды — дожди. Благоприятный климат и уникальная морская фауна (мальтийско-пелагская) острова привлекают туристов.

Лампедуза долго служила притоном берберских пиратов, затем отошла к Сицилийскому королевству. Испанские Габсбурги передали титул князя Лампедузы семейству Томази. В свою очередь, Томази в середине XIX века продали остров неаполитанским правителям. 11-м князем был писатель Джузеппе Томази ди Лампедуза.

В качестве магистра Мальтийского ордена к острову проявлял интерес российский император Павел I.

Овладев Мальтой и другими стратегически расположенными островами Средиземноморья, англичане возделали почву,  и теперь здесь произрастают виноград,  смоковница, рожковое дерево.

Главная гавань находится на северо-западном берегу. Лампедуза и соседний утёс Лампионе получили своё название от огней, которые в Средние века зажигали здесь отшельники (пустынники), чтобы указывать путь морякам. Из Википедии

Попытаемся вычислить, что скрывает название острова. ЛАМПЕДУЗА. Отчётливо слышится слово ЛАМПА. На  слово ЛАМПА я уже охотился, смотрите:  http://proza.ru/2018/06/03/814    «Лампочки и батарейки. Охота на слова».

Я тогда писал:  «А присмотримся получше к слову: немецкое Lampe,  французское lampe,  греческое lampas. А прочитаем греческий вариант, как самый древний,  справа налево: sapmal -  saplam. Не из тех ли букв состоит греческое слово, что и русское ПЛАМЯ?  Буквально: со плам или за плам, то есть нечто с пламенем связано – это и есть лампа. Вот так мы исподволь замечаем, что корни русского языка легли в основу лексики многих языков мира, но об этом забыто после развала Великой славянской империи».

А сегодня запреты на всё русское – это новая попытка стереть русский мир с планеты. Теперь точно не получится. Русский мир проснулся и начал мощное объединение. Последите за тем, что происходит сейчас в Евросоюзе, на заседаниях ООН. Вычислите и назовите те силы, которые поджигают мир в разных точках планеты. Сегодня все бесы оказались на виду.

ЛАМПЕДУЗА. В её названии зашифровано понятие ПЛАМЯ.  Значит,  название указывает, что здесь в старые времена зажигали пламя костров, чтобы  кого-то привлечь или, наоборот, отпугнуть. И сегодня Лампедуза как бы подсвечивает изнутри те  процессы, которые происходят в мире, делает их видимыми для всех.

С островом связан курьёзный случай в годы Второй Мировой войны.

11 июня 1943 года остров  с расположенным на нём итальянским военным гарнизоном  подвергся массированной воздушной бомбардировке авиацией и обстрелу с кораблей антигитлеровских союзников.

А на следующий день, 12 июня, на острове совершил вынужденную посадку английский самолёт, его пилотировал сержант Сидней Коэн (в экипаж также входили штурман сержант Питер Тейт и сержант Лес Райт). На их самолёте отказал компас,  и они не смогли найти дорогу домой.

Горючее в баках заканчивалось и, чтобы не садиться на воду, англичане, обнаружив под собой аэродром Лампедузы, пошли на посадку. Из-за нехватки  горючего британский самолёт не дотянул до взлётно-посадочной полосы,  приземлился на грунт у сгоревшего ангара.

К англичанам незамедлительно прибежала группа итальянцев с белым флагом. Итальянцы объяснили Коэну, что гарнизон острова хотел бы немедленно капитулировать и обезопасить себя от бомбардировок. Сержант потребовал от итальянцев соответствующую бумагу, подписанную командованием гарнизона острова, который насчитывал 4400 человек. Получив требуемый документ, англичане заправили свой самолёт итальянским горючим и улетели на Мальту.

Случай попал в печать и вскоре лондонские газеты на первых полосах поместили заголовки «Лампедуза сдалась сержанту Коэну» и «Коэн — король Лампедузы». Про сержанта Сиднея Коэна в Лондоне была поставлена пьеса «Король Лампедузы». Собирались снимать художественный фильм.

 В книге известного французского публициста Раймонда Картье «Две мировые войны» острову Лампедуза посвящена небольшая глава, отмечено, что в начале войны гарнизон был немалый:  11 тысяч итальянцев и 87 немецких офицеров. Британские бомбардировщики в течение 12 дней бомбили остров, и гарнизон принял решение сдаться англичанам. А потом до конца войны остров контролировался американцами.

В 2000-е годы остров превратился в перевалочный пункт для нелегальных иммигрантов из Африки, которые регулярно прибывают на Лампедузу в переполненных лодках и шлюпках в надежде убежать от тех войн, которые европейцы ведут в их странах, выкачивая по дешёвке природные ресурсы. Далеко не всем удаётся переселиться в Италию и начать там новую жизнь. Многие погибают во время таких плаваний.

В 2008 году на остров прибыло более 23 тысяч нелегалов (итальянцы называют их словом clandestini – «подпольные»). На острове построены специальные лагеря для нелегальных иммигрантов, там предоставляется медицинская помощь, временное жильё, пища. Однако эти лагеря чаще всего  переполнены, условия содержания нелегалов резко ухудшились. В январе 2008 года сотни мигрантов сбежали из лагеря и провели демонстрацию  протеста с требованиями свободы и помощи и против условий содержания в лагере.

Новая волна нелегальных мигрантов из стран Северной Африки хлынула на Лампедузу после «арабской весны» 2011 года. Рост числа мигрантов был связан со сменой власти в Тунисе и Египте, гражданской войной в Ливии, с убийством натовцами Муаммара  Каддафи 20 октября 2011 года. Наплыв беженцев и нелегальных иммигрантов привел к стычкам с местным населением, поджогам иммиграционного центра и церкви. Только с января по конец августа 2011 года, на остров прибыло 48 тысяч мигрантов. На острове создан фильтрационный пункт.

В 2013 году на остров приплыло 32 тысячи мигрантов, при этом только в октябре 2013 года в кораблекрушениях погибло более 400 человек.

После октября 2013 года Италия ввела программу по спасению людей «Mare Nostrum» (итал. «Наше море»), на неё выделялось 9 миллионов евро ежемесячно. В операции ежедневно принимали участие 900 военных, 32 морских судна и авиация. В общей сложности было спасено 150 тысяч человек. В ноябре 2014 программа была заменена на патрульную операцию «Тритон». Пограничный контроль Италии осуществляли 19 стран ЕС с помощью двух кораблей, 4 патрульных судов, 2 самолетов и вертолета.

По данным Организации ООН по делам беженцев, в 2014 году на различных лодках через Средиземное море переправились не менее 218 тысяч мигрантов, при этом около 3500 человек утонули при крушении транспорта.

В апреле 2015 года в 70 милях от острова произошло крушение судна, на котором находилось, по разным данным, от 700 до 950 нелегалов. В живых найдено 28 человек. Этот инцидент считается самым крупным по числу жертв-нелегалов. По материалам Википедии

На острове, где приноровились проводить свои отпуска европейские знаменитости, нет даже питьевой воды — ее раз в два дня привозит грузовой паром с Сицилии, оглушительный вой его сирены будит по утрам весь остров, а у местных жителей в паспорте никогда местом рождения не значится Лампедуза — тут нет родильного дома и больницы. «Завести ребенка стоит €10 тысяч, в эту сумму входят билеты до Палермо, гостиница и сама больница, — рассказывает супружеская пара, которая не может себе позволить такие расходы. — В экстренных случаях рожают с акушеркой, как 100 лет назад».
 

Молодой человек рассказывает: «Однажды я сломал ногу, и гипс мне накладывали в Палермо. В других частях Европы такое невозможно себе представить».


На острове всего одна школа. В 17 лет все едут на Сицилию, чтобы продолжить обучение. Хуже того, на острове нет ни одного книжного магазина. Зато в изобилии караоке-бары, которые открываются на три месяца в «высокий» туристический сезон.


Реакция итальянских и европейских политиков на очередное кораблекрушение возле Лампедузы и ситуация в Северной Африке всегда одна и та же: дается сигнал на проведение операции «Наше море», тратится по €1,5 млн в месяц на запуск вертолетов, отслеживающих побережье Африки, и самолетов Libra для оказания помощи терпящим бедствие в море.


Побережье Лампедузы, а если брать шире — всей Шенгенской зоны, помимо итальянских патрулируют также катера созданного четыре года назад европейского пограничного агентства Frontex, над островом кружат беспилотники.


«На этом острове все, не только иммигранты, находятся под особым наблюдением, — рассказывает рыбак по имени Костантино Баратта. — Смотрите, спецоперация называется «Наше море». Но чье именно? Моряки знают — ничье. А военные, которые контролируют его с воды? Зачем они тут: помогать мигрантам или возвращать людей обратно? Если они вправду хотят принести пользу, им стоит открыть гуманитарные коридоры, иначе европейские власти скоро получат очередную партию погибших».


Беженцы используют остров как перевалочный пункт: их дальнейший маршрут — Германия, Швеция или север Италии, где они получат пособие. А Лампедуза — первый порт Европы. Этих людей не остановят военные корабли, как не остановили антииммиграционные законы, принятые в Италии в 2008 году. «Люди бегут от войны, пыток и смерти. Но для многих итальянских политиков это — преступление, — возмущается Баратта. — Сколько еще должно погибнуть людей, чтобы мы изменили наши законы?»


На итальянский остров Лампедуза за одни сутки  2023 года на 160 судах прибыли несколько тысяч мигрантов из Северной Африки. Таким образом, буквально за несколько часов коренное население провинции фактически стало меньшинством.  Были сообщения, что это в основном крепкие парни до 30 лет, настроены решительно.

Власти острова были вынуждены объявить чрезвычайное положение в связи с нашествием такого количества мигрантов. Центр по приему беженцев на Лампедузе рассчитан лишь на 400 мест и не в состоянии принять всех прибывших.

Итальянской полиции пришлось несколько раз вмешиваться, чтобы сдержать сотни мигрантов, требовавших, чтобы им дали покинуть причал.

Сейчас власти думают над тем, чтобы постепенно переместить прибывающих в другие итальянские города для снижения нагрузки на остров.

Жестокая колониальная политика некоторых европейских стран в прошлые столетия может обернуться непоправимыми сложностями для всего Европейского Союза в будущем. Из Франции и Германии поступили сообщения, что в этих странах не будут принимать нынешний состав беженцев. Но кого останавливают нынче многочисленные запреты?


Рецензии