Белгородский дуб, князь Ромодановский и гетман Хме

Белгородский дуб, князь Ромодановский и гетман Хмельницкий в Белгороде


На Белогорье дуб зелёный,

Железной цепью окружённый,

С величественной красотой

Шумит зелёною листвой...

Кто он такой? Откуда он,

Каким он ветром занесён?...

«Предание гласит: Сей дуб высажен в честь воссоединения России и Украины князем Григорием Ромодановским и гетманом Хмельницким». Табличка с этой надписью прикреплена к граниту, стоящему у заповедного дуба в парке посёлка Дубового, и недвусмысленно сообщает, что князь и гетман были здесь, под Белъ Городом, и посадили вместе этот дуб в ознаменование Переяславской рады 1654 года о воссоединении Украины с Россией. Богдан Хмельницкий умер в Киеве в 1657 году по болезни, так что времени посадить с Ромодановским дуб в Белъ Городе у него было немного.


С другой стороны дуба опровержение этого предания: там установлена табличка с информацией Центра древесных экспертиз НПСА, его эксперты в 2015 году установили, что возраст этого дуба — всего 188 лет, то есть дуб сравнительно молодой, моложе Переяславской рады лет на 170 лет. Эта экспертиза выглядит скромно, люди обычно не обращают на неё внимание, и уходят под впечатлением красивой легенды о дружбе Ромодановского и Хмельницкого.

А что же наши историки, получается, если бы не эксперты по древесине, стали бы князь и гетман друзьями, основоположниками дружбы народов? Историки, правда, эту историю не подтверждают, они уходят в сторону: у них нет «документальных доказательств» пребывания гетмана Войска Запорожского Богдана Хмельницкого в Белъ Городе, фактически, обходят этот вопрос молчанием, с момента установки гранита, но, может быть, гетман встречался с князем Ромодановским где-нибудь на Украине?

И об этом молчит историческая наука, наша белгородская, её занимают более важные вопросы, вроде поисков следов салтово-маяцкой культуры 1000-летней давности. А вслед за историками молчат и наши публицисты, и история появления «предания о дубе Ромодановского-Хмельницкого» покрывается тайной, хотя какая же это тайна, ведь не с Луны же свалился этот «гранит» с надписью, и сам стал у дуба?

Предание - это то ли правда, то ли легенда, так говорят в народе, но кто-то же его «запустил»? Мы предполагаем, что «запустили» его к 1954 году, в честь 300-летия Переяславской рады, которое торжественно отмечали в Белгороде. Никакой «народ» к этому преданию о дубе отношения не имеет: это предание партийного руководства Белгорода 1950-х годов, которое оно преподнесло стараниями каких-то наших историков и краеведов, может краевед Рудешко подскажет, каких? Это же наша административная и хорошая, кстати, традиция: высаживать деревья в ознаменование важных событий. И почему на этот секрет Полишинеля наложено табу?

В том славном 1954 году «исторический дуб» был не один: переименовали Новомосковскую, одну из главных и последнюю из старинных улиц города, в Богдана Хмельницкого, установили ему на улице в его честь ещё и памятник. Я уважаю славного гетмана Хмельницкого, но зачем же в своём доме «посуду бить», из «уважения» унижать собственную историю? Мало новых улиц в городе?


Впрочем, в Белгороде были переименованы все старинные улицы, была, кстати, и Старомосковская, ныне Попова. Тавровая гора стала Харьковской тоже, видимо, из чувства глубокого уважения к первой столице Украины. Даже улицы с нейтральными названиями, вроде «Батальонной», переименовали. Единственная чудесным образом непереименованная улица в Белгороде — Вокзальная. Вот такая у нас история и историки, всё память о «старом режиме» вымарывали.

Это «предание» о дубе и переименования «в честь» характеризуют всю нашу советскую историю, которая переписывалась под знаком интернациональной дружбы, то есть писался исторический роман ради светлого будущего, да, коммунистического, в котором все народы сольются... Причём писалась эта история в основном за счёт умаления русской истории. Ни улицы князя Ромодановского, ни памятника ему в Белгороде нет. «С нас не убудет», - высмеял эту политику комедийный царь Иван Васильевич, «меняя профессию». Сегодня она выходит большим боком...

На наш взгляд, объективной истории, как таковой, нет, и никогда не было. А что есть? Есть постоянная борьба за историю, в которой можно принять участие. Причём эта борьба идёт, пожалуй, от монаха Нестора, или его переписчиков, и касается и нашего Белъ Города. В Ипатьевской летописи упоминается «градъ Белъ», что послужило основанием для празднования 1000-летия Белгорода, это приводит академик Д.С.Лихачёв: «...Не представляет сомнений ссылка на Ипатьевскую летопись: «В лето 6500 Володимеръ заложи градъ Белъ…» Считать датой основания Белгорода 993 год есть все основания»/1992/.

Но... весьма примечательное название «град Белъ», выделяющее его из множества летописных «Белаградов», упоминается только один раз. Почему? Скорее всего, с ним была связана какая-то невыгодная для киевских князей и раннехристианской церкви история, и она была вымарана монахами-переписчиками настолько, что осталось только одно упоминание о «граде Белъ».

Если посмотреть в целом на историю Древней Руси, то поражает практически моментальное, за несколькими эксцессами, принятие христианства Древней Русью, при этом между русскими князьями разгораются междоусобицы, «князь на князя крамолу ковает»... Были князья как князья, и вдруг все как с цепи сорвались? Период средневековой раздробленности — выручила монахов-переписчиков наша историческая мысль.

С другой стороны, принятие христианства одного толка в столь большой стране как Древняя Русь не могло пройти без серьёзных расколов на религиозной почве, позже они были вымараны, и мы получили алчных и буйных князей. Видимо, град Белъ, бывший на границе со Степью, стал оплотом древнего христианства какого-то другого толка, возможно, с элементами язычества, и оказался на проигравшей стороне. Историю же пишут победители.

На Белогорье дуб зелёный,
Железной цепью окружённый,
С величественной красотой
Шумит зелёною листвой...
Кто он такой, откуда он,
Каким он ветром занесён?

Если и вправду сотни лет
Он молча зрит на белый свет,
То многое он повидал...

Дикого поля властелин,
Был одинаково любим
Лихим татарином, черкасом,
И русским казаком боярским.

Князь Ромодановский здесь был,
Когда с полком Белогородским
На Украину он ходил,
Но гетмана не повстречал,
То наш чиновник приписал,
Прошло...
Ведь допетровские дела
Не интересны нам пока.

И вот широкая молва
Под этим дубом князя с гетманом
Соединила...
Такие вот дела,
На то история родная нам дана.

(история Белгорода)

20.09.2023


Рецензии